Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Класс: 5

Предмет: литература

Тема урока: «Тайга…хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Технология: исследовательская деятельность учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение делать выводы, развивать умение выражать свои мысли.

Развивающие:

Развивать творческие способности работы в группах, умение определять свою роль в группе. Совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.Воспитывать бережное отношение к природе.


Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.


Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.

  • Познавательные УУД: понимать цель чтения, находить нужную информацию в контексте, излагать содержание текста (сжато).

  • Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и слышать других.


Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, портрет В.П. Астафьева, учебник “Русская литература 5 класс”.


Ход урока


  1. Оргмомент

Распределение учеников класса на группы.


  1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с биографией В.П. Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев прожил трудную и счастливую жизнь. Детство его – труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда в Енисее утонула его мать Лидия Ильинична. «Если бы мне надо было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно бы я попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Её мне не хватало всю жизнь…»

И на прошлом же уроке мы начали изучение рассказа «Васюткино озеро». Дома вы должны были составить памятку для идущего в лес


Проверим, что у вас получилось (ребята зачитывают составленные памятки).

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.

  2. Не забудь взять компас.

  3. Возьми спички для костра.

  4. Захвати с собой теплые вещи.

  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).

  1. Определение темы урока

На доске запись « Тайга wt х b л k и пlb к f и mv х не любит»

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте тему.

ХЛИПКИХ

Проблема:Что обозначает это слово? Почему не любит?

Работа со словарём. (Хлипкий – значит слабый.Следовательно, тайга любит сильных).

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Как остаться сильным в трудной

ситуации. Что нужно делать, если ты заблудился. Правила поведения в лесу).

  1. Работа в группах.

Ребята, сегодня у вас будет групповая работа. Каждая группа будет заниматься исследованием и делиться с нами полученными результатами.

1 группа «Биологи-исследователи»


Вопрос: каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе, ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

Цитаты:

- Кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.

- Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

- Заполярная тайга не страшна зверьми.

- Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы – щуки там, сороги или окуня, - нет, по широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба!

Выводы по результатам исследования:

  1. Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

  2. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

  3. Знание законов природы помогает человеку выжить

  4. Человек и природа неразрывно связаны между собой.

2 группа «Географы-исследователи»

Вопрос: Что помогло Васютке не заблудиться и выйти к реке? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

Цитаты:

- Лиственный лес обычно тянется по берегам рек.

- Трава обычно растёт возле больших водоёмов.

- Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

- С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

- Кровянистое небо – завтра ветер будет.

- Вызвездило –

к холоду.

Выводы по результатам исследования:

Васютке помогли знания природы. Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.

Физминутка

3 группа «Психологи-исследователи»

Вопрос: Изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём?Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

Цитаты:

-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»

- Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух…

- Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя. Он много раз слышал, как блуждают в лесу люди и погибают иногда. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто.

- Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

- Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену на голове ходил…

Выводы по результатам исследования:

13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от него. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

  1. Творческое задание (создание памятки № 2)

Ребята, вы все очень хорошо поработали. Каждая группа справилась с заданием. А теперь как опытные таёжники давайте составим памятки для урока ОБЖ «Что делать, если ты заблудился».

Проверка задания.

 Памятка №2 Если ты заблудился

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение.

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

VI. Рефлексия.

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сияние!

Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились?

- Что тебе было интересным?

- Чему научила работа в группе?

VII. Домашнее задание

1.Как опытные таёжники вы знаете, что любая тропинка, любая дорога начинается с затесей (зарубей). Выпишите значение этого слова и докажите, что фразеологический оборот заруби себе на носу является синонимом к данному слову. Объясните значение данного фразеологизма.

2. Дополнительное задание.

Вспомните формулу пути и высчитайте путь, проделанный Васюткой за 5 дней. Сопоставьте полученный результат с текстовыми данными и сделайте вывод.

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока: «Тайга…хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Технология: исследовательская деятельность учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение делать выводы, развивать умение выражать свои мысли.

Развивающие:

Развивать творческие способности  работы в группах, умение определять свою роль в группе. Совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.Воспитывать бережное отношение к природе.

Разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро".

Автор Исакова Елена Викторовна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5079
Номер материала 54511
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓