Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова.

Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова.

Урок- обобщение «Басни И.А. Крылова»

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме “Басня”;

  • содействовать развитию внимания, памяти, навыков выразительного чтения;

  • содействовать воспитанию положительных нравственных качеств, любви к чтению.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;

  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. Неслучайно часто мы слышим, как дети говорят: «Дедушка Крылов». И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

Слайд 2

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Неслучайно в Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. 12 мая 1855 г. в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

СЛАЙд 3

Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

Прошел 241 год со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Так ли это?



2 ученика читают стихотворение Исаковского

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Исаковский

Конкурс знатоков басен

Разделимся на три команды (по рядам)

1. Представьте свою команду ( капитан объявляет название команды)

2. 1 команда – Что такое басня?

2 команда – Что такое аллегория?

3 команда – Кто считается родоначальником басни в мировой литературе?

3. . Соотнесите иллюстрацию с названием басни. СЛАЙДЫ

За правильные ответы командам – карточки

4. Каждая команда получает один и тот же кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот и победил в этом конкурсе. Для гостей кроссворд – на интерактивной доске. ?Звучит негромкая музыка?

- Назовите, кто из героев басен И. Крылова сказал:

  1. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питьё
    Моё
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву. (Волк)

  2. Вот то-то мне и духу придаёт,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки. (Моська)

  3. Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей! (Стрекоза)

  4. Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так право сказки! (Лисица)

  5. Баснописец, живший около 3-х тысяч лет назад в Древней Греции, придумавший приём иносказание. (Эзоп)

  6. Мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем. (Осёл)

  7. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь)

  8. Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
    Что это там за рожа?
    Какие у неё ужимки и прыжки!
    Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
    А ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    Я даже их могу по пальцам перечесть. (Мартышка)

  9. Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! (Муравей)

hello_html_m2763633c.jpg

  1. Ассоциативный ряд со словом «басня». Каждой команде своя строка, если ответа нет, право ответа к следующей команде.
    «Продолжи строчку...»
    • «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
    • «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
    • «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать».
    • «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
    • «Ты сер.../ а я, приятель, сед...».
    • «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
    • «Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!
    • «А Васька.../ слушает да ест».
    • «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».
    • «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».
    • «Усильного.../всегда бессильный виноват».
    • «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
    • «Псари кричат: / Ахти, ребята, вор»!
    • «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
    • «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
    • «Невежда так же в ослепленье.../ бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды».

6. ВИКТОРИНА

Из какой басни эти строки? ( в это время участники инсценировки готовятся к выступлению? Или готовятся после, а в это время звучит аудиозапись басни)

  • “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).

  • “Ты все пела? Это дело:
    Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).

  • “Ай, Моська! Знать она сильна,
    Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).

  • “А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).

  • “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
    Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).

  • Мартышка к старости слаба глазами стала,

А от людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки… («Мартышка и очки»)



7. Инсценировка басен

1 команда – «Квартет» (мартышка, осел, козел, медведь, соловей; ноты, инструменты муз.)

2 команда – «Ворона и лисица» (ворона, лиса; сыр)

3 команда – «Кукушка и петух» (кукушка, петух, воробей)


8. ? Коллаж

Каждая команда получает фигурки животных, др. рисунки, должна создать «иллюстрацию» к одной из басен.

Подведение итогов конкурса. Выставление оценок.


Этап рефлексии


Стихотворение П.Вяземского.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.


Урок литературы в 5 классе. Тема: Басни И.А.Крылова.
  • Русский язык и литература
Описание:

Заключительный урок в разделе "Басни И.А.Крылова" для учащихся 5 класса. В начале урока просматривается небольшая презентация, сопровождаемая словами учителя о роли творчества Крылова для русской литературы. Основная часть урока проводится в форме конкурса знатоков басен. Командам  предлагается по одному теоретическому вопросу, творческие задания: соотнести иллюстрацию и строки из произведения, отгадать, кому из героев принадлежат слова, решить кроссворд и другие. Завершается урок инсценировками басен, заранее подготовленными командами. Мои деятиклассники до сих пор помнят этот урок.

Автор Карыженская Светлана Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 968
Номер материала 22027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓