Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 11 классе в рамках изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок литературы в 11 классе в рамках изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

hello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m31e70a38.gifУрок литературы в 11 классе в рамках изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»



Вместо предисловия…



Проводить занятия с учащимися по творчеству М.А.Булгакова весьма ответственно, и, чтобы работа носила продуктивный характер, необходимо быть влюблённым в творчество этого гения литературы. Ты влюблённый – значит, и твои ученики попадут под влияние увлечения мистическими тайнами и философскими изысками простого, на первый взгляд, романа «Мастер и Маргарита».

Об этой фантасмагории можно говорить бесконечно, поэтому посвятим урок всего лишь одной из составляющих романа, а именно, главе «Полёт».

Основополагающей целью на нашем уроке можно считать создание таких условий, где на основе исследовательского метода родилось бы представление учащихся о необыкновенно художественной силе писателя; осмыслении как авторской, так и собственной позиции при анализе художественного контекста; формировалась модель окружающего мира как сложной и противоречивой системы, в которой важно оставаться личностью .

Тип урока – исследование художественного контекста в пространстве великого произведения

Форма урока – рабочий практикум

И обязательное условие: читаем только с карандашом в руках, ибо здесь есть что взять для себя, открыть ранее неизведанную философию как жизни, так и играющую в ней немаловажную роль ЛИЧНОСТИ.

Ну, что готовы?! Тогда – в полёт! С Маргаритой! На щётке!!

Ход занятия.

Откровенно говоря, полётов будет несколько: так как каждый из учеников совершит своё путешествие…, безусловно, с осознанием увиденного и услышанного.

Давно отработанная формула: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» - не сомневаюсь, даст о себе знать!

Для начала пусть ученики поделятся впечатлениями:

- Что ощутили во время полёта?

(«Свист ветра в ушах», «ощущение свободы и радости», «складывалось впечатление, что ты птица, воспарившая над обыденностью и суетой», «умиротворение»)

- Какая музыка сопровождала вас в момент полёта?

(Отметим, что любое звучание извне – это тоже музыка определённого темпа, ритма и, естественно, характера. Дети отвечали следующее: «музыка широкого диапазона», «нежная, воздушная, но прерываемая резкими звуками, несущимися от земли»…)

Просим ребят провести исследование: на каком уровне демонстрирует полёт Маргариты автор. Вначале рекомендуем карандашом выделить в тексте наиболее существенные характеристики, а в дальнейшем, цитатно выписать их в тетрадь.

Что получилось:

  1. «Маргарита летела беззвучно, очень медленно, невысоко…»

  2. «…принялась нырять между проводами…»

  3. «…проплыла в узкий переулок между домами…»

После выстроенной цитатной модели применим художественно – ассоциативный метод.

- С чем можно сравнить ПОЛЁТ героини романа? Какие детали помогли вам выйти на этот уровень осмысления?

( «С заплывом. Причём, интересно то, что у Булгакова всё время происходит подмена понятий. В данном случае: НЕБО – это РЕКА, постоянно меняющая свой характер: от спокойного, плавного – к резкому, строптивому», «Маргарита здесь – тоже своеобразный мастер, умудряющийся маневрировать между препятствиями; всё больше чувствует уверенность: наверное, желание спасти Мастера придаёт ей силы).

Далее – важная мысль, высказанная ученицей: «Маргарита не просто пловец, она мессионер, но её миссия – РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ!»

Оттолкнёмся от этой идеи:

- Почему миссия Маргариты носит разрушительный характер?

(«Героиня мстит за любимого, но в то же время она выполняет миссию «очищения» несвободной культуры. Это представлено в романе как вызов.»)

Другая точка зрения: « Маргарита ведёт себя неосознанно: она находится в состоянии эйфории, неистовства, наверное, это выход отрицательной энергии от пережитого, наболевшего».

Разовьём мысль.

- Значит, всё-таки мы имеем дело с целенаправленным процессом: очищение души личности порождает процесс очищения духовной сферы общества.

- Какие стихии выполняют функцию очищения? (-Вода, огонь)

- Представлены ли они в романе?

Ученики находят сцену потопа квартиры (ассоциируем со всемирным потопом – нередкая архетипичная форма в творчестве М.А.Булгакова: достаточно вспомнить «Собачье сердце»)

С огнём оказалось сложнее, поэтому прошу подключить образное мышление, воспользоваться ассоциативным методом. В конце концов – смоделируем ОГОНЬ.

Получилось вот что:

ОГОНЬ ПЛАМЯ ИСКРЫ (=брызги)

Вот она, художественная деталь: люстра с двумя «разорванными (=взрыв – огонь!) лампочками».

«…во все стороны полетели подвески»,- находят ребята нужное.

Далее – разбитое стекло с «побежавшими вниз осколками» (образное распространение огня).

Школьники замечают: ОГОНЬ и ВОДА в контексте обладают одной и той же структурной функциональностью.

- А в чём семантическая значимость представленного хаоса?

Учащиеся, впечатлённые год назад стихотворением Тютчева «День и ночь», тут же выходят на путь понимания следующей формулы:

ХАОС порождает МИРОПОРЯДОК!

- Какое значение эта формула обретает в романе?

(« Маргарита освобождается от эмоционального напряжения, чтобы с чистым разумом выполнить свою МИССИЮ». Заметим, это одна из авторских идей, к которой приблизились ученики. «После бури начинается затишье, а следовательно – РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА»

Один из учащихся замечает фразу в тексте, меняющую ситуацию коренным образом. Приводим её: « И неожиданно дикий разгром прекратился».

- Чем является эта авторская ремарка в контексте?

(«границей между добром и злом», «пояснение автора, что «зло Маргариты не во имя зла, а во имя справедливости».

Внутритекстовое исследование

Исследуемый вопрос: «Что способствовало резкому прекращению искусственно организованного конца света?

Учащиеся анализируют неожиданную (а может, закономерную, согласно авторскому замыслу!) встречу Маргариты с ребёнком.

Кто – то заметит в ребёнке отсутствие всякого рода романтики, кто – то вспомнит Достоевского. Но главное: перед ребятами открылась ИСТИНА (один из философских изысков романа).

Сущность истины: буйство Маргариты – это буйство женщины, лишённой простого человеческого счастья – она ЛЮБИМА, но никогда не испытывала этого чувства сама, она БОГАТА, но никогда её душа не обретала комфорта и благополучия; внешний покой и благополучие Маргариты равносильны состоянию бесконечной опустошённости. Вот она – затянутая в узел жизнь! Вот она – несвобода!

Все высказанные мысли просим учащихся занести в тетрадь. Особенно «трогают» они девочек, будущих матерей и жён.

- Как меняется героиня и её отношение к миру после встречи с ребёнком?

(«становится более спокойной, задумчивой», «весь мир будто провалился сквозь землю», «всё поехало в сторону», «пространство перевернулось – поменялись местами НЕБО и ЗЕМЛЯ»)

- Что сопровождает Маргариту во время полёта? («Луна»)

Исследуем контекст двух полётов: Маргариты и луны.

«Луна несётся…,как сумасшедшая, обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте…»

Луна покоряет Маргариту своей независимостью, загадочностью. Уловим тот факт, что Булгаков лишает «ночное светило» семантики «спутника», тем самым вырисовывая ещё одну весьма противоречивую формулу бытия: всё в жизни на самом деле ИНДИВИДУАЛЬНО и НЕЗАВИСИМО, каждый «ингредиент» мироздания – своего рода центр Вселенной. Не случайно в романе так много одиночества, но именно оно делает человека сильнее.

- Чем 2-я часть главы отличается от первой?

(«здесь отсутствует экспрессия, всё пронизано атмосферой умиротворения»).

Это, пожалуй, самый лиричный эпизод в романе. Маргарита окончательно обрела состояние лёгкости: мы видим её скользящей, танцующей, касающейся влажной земли. Марш играет в честь Маргариты. Приём ей оказан самый торжественный. Существа из ирреального мира приветствуют её, будущую королеву бала!

- Для чего всё это? – подытожим исследование с учащимися.

(«Это тоже своего рода испытание – так называемое прохождение «медных труб»)

Субъективное мнение, но не беспочвенное, по крайней мере, немало в России примеров, как власть меняет человека. Маргарита должна предстать на балу не только очищенной от всякого рода искушений, но и с полноценной внутренней свободой. Она также должна постичь ту истину, которую когда-то осознавал Иешуа. А истину эту способен постичь только внутренне свободный человек.

Ну, а теперь о полётах: спросим учащихся, в чём заключался смысл их полёта на уроке и не только:

(« полёт –это движение к истине», «…это обретение независимости во имя великой миссии», «…-это способ раскрытия необыкновенной внутренней силы человека, в данном случае – женщины» и т.д.)

Ключевое слово в высказываниях детей – ДВИЖЕНИЕ. Оно может употребляться в различных контекстах: движение к цели, движение к истине. Учащиеся должны понять: только в движении человек может формироваться как личность; главное, чтобы это движение было свободным и разумным, только тогда можно достичь цели и тем более обрести истину.

Дадим возможность ребятам задуматься над собственным движением (полётом) в или над (уж как угодно!) пространстве (-ом) бытия – предложим написать эссе по условной теме «Полёты во сне и наяву». Думаю, работы учеников будут не только откровенны, но и по-философски(в силу возможного) осмысленны.



Урок литературы в 11 классе в рамках изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Русский язык и литература
Описание:

Художественный анализ главы "Полёт"в рамках изучения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Урок разработан на основе авторской технологии художественного конструирования; представляет собой синтез фронтальной и исследовательской видов деятельности. Включает в себя определение глубины образа Маргариты в рассматриваемом контексте романа, с использованием различного рода аллюзий и различных форм изобразительности. Подобный вид деятельности позволяет учащимся наиболее зримо воспринимать глубину изучаемого произведения, формировать яркое образное мышление, представление об истинных художественных ценностях писателя.

Автор Васильев Дмитрий Анатольевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 19149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓