Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 11 классе по повести А. Куприна "Поединок"

Урок литературы в 11 классе по повести А. Куприна "Поединок"

Скачать материал

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

 ( Идейно-художественное своеобразие повести

 А.И.Куприна «Поединок»)

 

                                                                                    …И своим романом я вызову на

                                                                                    поединок царскую армию.

                                                                                                                        А.И.Куприн

                                   

 

Цель:  1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма    ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

 

Оборудование урока:

-          портрет Куприна А.И.; тексты

-          мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

-          раздаточный материал;

-          электронный учебник (звуковая хрестоматия);

-          карточки для групповой работы.

 

Основные формы и методы урока:

-          самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

-          сообщения;

-          аналитическая беседа;

-          выразительное чтение.

 

1 группа         Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

 

1.      Как Куприн рисует образы офицеров?

2.      Каковы их типические черты?

3.      Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

 

2 группа         Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

 

1.      История жизни.

2.      Портрет.

3.      Поступки героя.

4.      Внутренние противоречия героя.

5.      Ромашов и Хлебников.

6.      Ромашов и Шурочка Николаева.

 

 

3 группа         Смысл названия повести.

 

1.      Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

2.      Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

3.      Как бы могла сложиться  судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

4.      Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

 

 


I. Опрос_

-          Мы познакомились с некоторыми фактами  биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

 

( Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

 

-          Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы  любви и смерти;  размышляет о несовершенстве человека,  об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

 

II. Новая тема  

            На доске - план урока          

-          Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

 

История создания повести. Сообщение ученика.

 

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

 

-          Как повесть была воспринята читателями?

 

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

 

Учитель:  Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

                  революционной прозе.

                  Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,-  и посвятил повесть Горькому.

                 

-          Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

-           

Сообщение 1 группы.

 

-          Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии.  Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

 

                             

 

-          Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

 

-          В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

 

-          Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

 

-          Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

 

                       

 

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

 

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

… В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

 

            Командир полка Слива.

 

-          Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он   внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

           

            -Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

 

 ( Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит:  «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

 

-          Многих  вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

 

-          Нет среди офицеров положительных героев?

 

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

            Но  потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением.  Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

           Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними.  Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

 

 

Вывод:            Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

            Более 30 офицеров.   Армия отсталая, небоеспособная.   Солдаты–     забитые, запуганные.

                        Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

                        Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

                        «принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

 


                        Слайд – фильм

           

-          Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

-          Перед вами  иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

 

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

       Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

 

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев  тусклой и бесцветной.)

 

2 группа   Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

 

1. История жизни.

2.      Портрет.

3.      Поступки героя.

4.      Внутренние противоречия героя.

5.      Ромашов и Хлебников.

6.      Ромашов и Шурочка Николаева.

 

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

            Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

 

-          Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

1.      Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

2.      За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я»           «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).                     

3.      Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

 

-          А что предлагает Куприн?

Что помогает герою  обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

 

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

… он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

                             

18 гл.

 

Ромашов и Шурочка Николаева

 

-          Как раскрывается характер с отн. с

-          «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

 

-          Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

·         стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

 

 

-          Как раскрывается характер Ромашова в любви?

-          Оцените поведение Шурочки. Любит ли она героя искренне?

-          Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

-          О чем она просит Ромашова?

 

(пересказ – чтение 22 гл.)

 

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

-          Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

-          Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

·         Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

 

 


Звуковая хрестоматия (23 гл.)

 

                IV Итоги урока

 

3 группа         Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

1.      Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

2.      Как бы могла сложиться  судьба Ромашова?

3.      Была ли гибель Ромашова предопределена?

4.      Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

5.      Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

 

Домашнее

задание                      Работа в группах по карточкам  

 

            № 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

№ 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

№ 3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

№ 4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я». Докажите текстом правоту писателя.

 

 

 

 

                       

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 11 классе по повести А. Куприна "Поединок""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

 ( Идейно-художественное своеобразие повести

 А.И.Куприна «Поединок»)

Цель:  1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма            ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

 

Оборудование урока:

-          портрет Куприна А.И.; тексты

-          мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

-          раздаточный материал;

-          электронный учебник (звуковая хрестоматия);

-          карточки для групповой работы.

 Основные формы и методы урока:

-          самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

-          сообщения;

-          аналитическая беседа;

-          выразительное чтение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 909 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 9112
    • DOCX 67.5 кбайт
    • 519 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хрущева Алевтина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хрущева Алевтина Ивановна
    Хрущева Алевтина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38433
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1527 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 876 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе