Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 11 классе «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

Урок литературы в 11 классе «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».



Урок литературы в 11 классе

«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма урока: защита проектов.

В основе урока – метод проектов.

Цели урока: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков; развитие умений учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой; развитие монологической речи учащихся и их творческих способностей.

Оформление урока: стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по теме семинара; презентации, подготовленные творческими группами.

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, одиннадцатиклассники за неделю до проведения урока разделились на три группы и выбрали себе задания:

Тема “Серебряный век русской поэзии. Литературные течения ”.

Подтемы в теме проекта

Состав творческой группы

Вопросы для раскрытия подтемы

Форма выражения итогов проектной деятельности

Символизм


Эстетика и поэтика символизма.

Основные принципы символизма.

Роль символов.

Основоположники.

Сообщения о поэтах-символистах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Акмеизм


Как обозначено было рождение акмеизма?

Что такое акмеизм? Каковы его основные принципы? Основоположники.

Что такое «Цех поэтов»?

Какова роль журнала «Аполлон»?

Сообщения о поэтах-акмеистах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Футуризм


Что такое футуризм?

Основные группы.

В чём заключались основные требования футуристов?

Основные сборники и альманахи футуристов.

Представители футуризма.

Сообщения о поэтах-футуристах;

Чтение и анализ стихотворения;

Написать стихотворение-стилизацию;

Подготовить презентацию.

Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась в течение нескольких уроков.

Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

(Под музыку С. Рахманинова)

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.


Это строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «серебряный век». Рубеж веков стал подлинным Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные открытия в области музыки, живописи, архитектуры, поэзии.

Это был период, когда именно поэзия с её яркостью и силой переживания стала главным рупором настроений эпохи. Они были очень разными, поэты «серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта». Г.Гейне.

На сегодняшнем уроке мы проверим, насколько вы смогли прочувствовать «дух эпохи», осознать это чудо-феномен «серебряного века», систематизируем и обобщим знания по изученной теме, познакомимся с вашими творческими работами. А ещё я вас прошу подумать над вопросом: чем объясняется наш возросший интерес к поэзии «серебряного века»? Что это – очередная дань моде? Что для нас, сегодняшних, близко в ней? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока.

2. Выступление ученика с вопросом: «Серебряный век». Что это за век?

3. Учитель:

Мы уже сказали, что русский модернизм был представлен разными течениями. Вот и давайте сейчас поговорим об этих течениях. Слово предоставляется символистам.

4. Выступление группы символистов по плану.

- Сообщения о поэтах-символистах;

- Чтение и анализ стихотворения;

- Написать стихотворение-стилизацию;

- Подготовить презентацию.

Стихотворение-стилизация.

Мы можем любить, ненавидя,

И можем любить мы, любя.

Мы счастьем находим обитель,

С разлукой идёт к нам беда.

Что вижу в глазах твоих?

Горечь, обиду и просто тоску...

А может напротив?!

Ты счастлив, купаешься

В этом бреду!

Что храм нам любви? – неизвестно.

А что нам любовь? – пустота.

Что счастье для нас?

Если честно, ответ не найду я сама.

Да. Мир наш прекрасен,

Но больно уж сложно

Найти ту частичку красы,

Что взор бы ласкала неложно,

А искренне, и для души!

(Гурина Е., Савватеева Е.)

5. Учитель:

Кризис символизма в 1910-1911-х годах породил новую поэтическую школу, исходившую из того, что запредельное – идеал символистов – нельзя постичь, сколь оригинальными ни были бы попытки это сделать.

Итак, на литературной сцене утверждается новое направление с утончённой суровостью и изящной простотой – акмеизм.

Слово акмеистам.

6. Выступление группы акмеистов по плану.

- Сообщения о поэтах-акмеистах;

- Чтение и анализ стихотворения;

- Написать стихотворение-стилизацию;

- Подготовить презентацию.

7. Учитель:

Истоки акмеизма – поэзия пастельных полутонов, неторопливое легато, за которым, однако, - напряжённая, полная драматических противоречий жизнь.

Другим противником Магов и Жрецов символизма – куда менее почтительным – были футуристы. Слово им.

8. Выступление футуристов по плану.

- Сообщения о поэтах-футуристах;

- Чтение и анализ стихотворения;

- Написать стихотворение-стилизацию;

- Подготовить презентацию.


Стихотворение-стилизация

Болтология.

(Подражание футуризму)


Что за наука болтология?

Про неё много уже наболтано.

Эй, болторукие и болтоногие,

Это новая наука о болтах и болтиках!

Эй вы, обглодыши и недоедыши,

Болтатели и болтоглотатели!

Вам болтать болтовнёй не надоело ещё?

В болтовне бултыхаться не хватит ли?

Кому нужны болтуны болторотые,

У которых язык как невкрученный болт болтается?

Говорю вам в девяносто девятый, в сотый раз,

Хватит, довольно дурью маяться!

Хватит баллотировать болтопутатов,

Итак болтовнёй все уши завешены.

Им бы побольше болтомандатов

И болтизбирателей побольше, конечно же.

Но нас ждут болты незавинченные,

Гайки, резьбою не окаймлённые,

Пускай болтунов исчисляют тысячами,

Нас скоро будут исчислять миллионами!

Если каждый по болтику – винтику

Вкрутит в общее дело, с радостью

Новую проведём болтополитику,

А старую пустим на болты за ненадобностью.

( Ковин Денис)


9. Учитель:

Как видим, русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее.

Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней. Гражданской. В этом процессе, запечатлённом поэзией, есть подъёмы и резкие спады, светлые и тёмные, драматические и комические стороны, но в глубине своей – это процесс трагедийный. И хот время отодвинуло этот удивительный пласт поэзии «серебряного века», но он излучает свою поэзию и доныне. Русский «серебряный век» неповторим. Никогда – ни до, ни после – не было в России такой взволнованности сознания, такого напряжения исканий и чаяний, как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка Блока значила больше и была насущнее, чем всё содержание «толстовских журналов». Свет этих незабываемых зорь навсегда останется в истории России.

И мне хотелось бы сейчас возвратиться к вопросу, прозвучавшему в начале урока: чем нам близка поэзия «серебряного века»?

Возможный ответ: мне кажется, что мы переживаем то же кризисное время, что и поэты рубежа веков. Крушение старых идеалов, напряженные поиски новых, мечта о новом будущем добра и света... Они мучительно искали выход из тупика... А разве мы сейчас не на том же самом перепутье?

10. Учитель:

Думаю, что прав был О.Мандельштам, сказав о поэтах «серебряного века»: «Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на сегодня, а на всегда». Так пусть же навсегда останется с нами это удивительное чудо русской поэзии-

Воплощение мечтаний,

Жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

В.Брюсов.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Читая поэзию «серебряного века…»



Урок литературы в 11 классе «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 11 классе

«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

Форма организации учебной деятельности: групповая.                   

Форма урока: защита проектов.

В основе урока – метод проектов.

Цели урока: осознание поэзии «серебряного века» как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков; развитие умений учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой; развитие монологической речи учащихся и их творческих способностей.

Оформление урока: стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по теме семинара; презентации, подготовленные творческими группами.

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, одиннадцатиклассники за неделю до проведения урока разделились на три группы и выбрали себе задания.

 

Автор Попова Лена Карапетовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 828
Номер материала 45417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓