Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 10 классе "Петербург Ф.М. Достоевского"

Урок литературы в 10 классе "Петербург Ф.М. Достоевского"

Название документа Петербург Достоевского (конспект урока).doc

Петербург Достоевского.

Урок литературы в 10 классе.


Цель: Подвести обучающихся к осмыслению главного конфликта романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» - между Раскольниковым и миром, отрицаемым им.
Показать город как фон, служащий для изображения безысходности героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», на котором разворачиваются драматические события.

Задачи урока
- показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе, средства изображения этих особенностей;
- совершенствовать умения и навыки обучающихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение;
- воспитывать самостоятельно мыслящую и глубоко чувствующую личность.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.


(эпиграфы к уроку)

…самый отвлеченный и умышленный город на всем земном шаре.

Ф.М.Достоевский

Что я без Петербурга!?

Ф.М.Достоевский


  1. Вступительное слово учителя (слайд №1)

Мы живем в удивительном городе, которым пропитана литература и 19 и 20 веков. Имя нашего города сочетается с именами знаменитых деятелей культуры и искусства: Петербург Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока. Мы имеем возможность побывать в тех домах, где жили писатели и поэты и их герои, погулять по улицам, по которым когда-то гуляли они, увидеть их глазами наш Петербург.

Тема нашего сегодняшнего урока – Петербург Достоевского. Сейчас мы изучаем роман «Преступление и наказание», до этого говорили о «Бедных людях» и «Белых ночах» Ф.М.Достоевского. И во всех этих произведениях город не только фон, на котором разворачиваются события, но и одно из главных действующих лиц. «Преступление и наказание» иногда называют «Петербургским романом» (слайд №2)

  • Как вам кажется, почему?

  • Что вы знаете о жизни Достоевского в Петербурге?

  • Прежде, чем мы углубимся в исследовательскую работу по теме урока, давайте сравним изображение нашего города у разных поэтов.

А) Анализ отрывка из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина (слайды № № 3)

  • Выразительное чтение

  • Беседа по вопросам:

- Чьими глазами видим Петербург?

    • Какое ощущение возникло при чтении этих строк?

    • Что помогает почувствовать движение?

Б) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Утро» (слайд №4) (1872-1873 гг.)

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Беседа по вопросам:

    • Кто является героем данного стихотворения (обобщенный характер)

    • Какое создается впечатление при чтении данных строк? Настроение?

    • Докажите, что все так или иначе связано со смертью?

(Жуткие звуки беспросветная жизнь, безысходность. Некрасов говорит об этом, как о заурядных вещах, случающихся каждый день) (слайд№5)

Н. Анциферов писал о городских стихах Некрасова, что здесь «самый воздух отравлен, и смерть насыщает ветер, гуляющий по улицам Петербурга».

    • Как думает класс, какие стихи ближе к изображению Петербурга Достоевским?


Георгий Адамович писал (слайд №6):

«Достоевский, вероятно, чувствовал духовную близость к Некрасову, несмотря на различие взглядов… многое из того, что иногда думаешь о Достоевском, может быть отнесено к Некрасову, и если не в темах, то в тоне они друг друга повторяют… Когда герои Достоевского, будто схваченные за горло, изнемогая и задыхаясь, переходят от обычной логической речи к восторженно-исступленным восклицаниям – какие стихи могли бы они вспомнить? Некрасовские, из всей русской литературы».


  1. Петербург Достоевского.

История преступления и наказания Раскольникова развёртывается в столице России не случайно: самый фантастический город, каким всегда представлялся Достоевскому Петербург, порождает самого фантастического героя. Только в мрачном и таинственном городе на Неве могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ - он участник событий, он соучастник преступления! Главный герой, Родион Раскольников, так же двойственен, как и его город (с одной стороны - Сенная площадь - «отвратительный и грустный колорит картины», с другой – Нева - «великолепная панорама»). Фантастичность, мрачная, давящая атмосфера, «самый угрюмый город, какой только может быть на свете». Появляются странные отношения - узел Человека и Города. Да и сам Достоевский страдал «видениями города».


-Чем же он отличается Петербург Достоевского от пушкинского, гоголевского, некрасовского? (слайд №7)


А) чрезвычайно обострены контрасты не только из-за его мировосприятия, но и из-за жизни 60-70 гг. (развитие капитализма, Петербург разрастается за счет доходных домов, банкирских контор, заводов, рабочих предместий)

Б) Раскольников живет в самой сердцевине города-спрута, в районе Сенной площади (Столярный переулок), где на 16 домов было 18 трактиров и 3 увеселительных заведения. Достоевский, живший в этом районе, очень подробно описывает нам эти места. Давайте посмотрим, как выглядела тогда Сенная площадь (слайд №8)

В) На страницах романа то кипит, то копошится жизнь петербургских бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов. Город – подстрекатель и невидимый участник: тупики, углы…(просмотр иллюстраций художника И. Глазунова к роману - слайды № 9,10)

Г) – Давайте вспомним, какие события романа происходят непосредственно на улицах?

  • Разговор студента и офицера;

  • исповедь Мармеладова и его смерть под колесами; «Хрустальный дворец»-трактир.

  • Раскольников встречает подвыпившую девочку;

  • Катерина Ивановна выходит на улицу со своими детьми; художника

  • женщина бросается с моста;

  • стреляется Свидригайлов;

  • кается Раскольников.

Д) Вспомним, где живут герои? (Достоевский дает их адреса).

Найдите в тексте описания жилищ героев:

А) Раскольникова ч.1гл.1, 3; ч.2 гл.3, 5 (нанимал от жильцов, т.е. от тех людей, у которых нет своего дома).

Б) Сони ч.4 гл.4.

В) Семьи Мармеладовых ч.1 гл.2

Слово «угол» употребляется в романе более 100 раз.

Вывод: Достоевский рисует быт социальных низов. Атмосфера безнадежности, безысходности. Власть смерти. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назовет «городом полусумасшедших». (Вспомним: в ночь после убийства Раскольников слышит пьяные крики, и это явь – из распивочных уходят пьяные. Но столь же реален и бред Раскольникова: хозяйку якобы избивают. Очевидно, он не раз был свидетелем таких сцен).

Вот эти герои, мучающиеся, стремящиеся найти какой-то выход. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, проституции, смерти.

Г) Просмотр иллюстраций к роману художника Д. Шмаринова (слайд № 11)


  1. Пейзаж как неотъемлемая часть Петербурга.

    • Для чего нужен пейзаж в художественном произведении?

    • Какие функции он может выполнять?

    • Вспомним, какого писателя мы называли мастером пейзажа? (Тургенева)

С самого начала романа мы видим, что действие в нем происходит в июле месяце 1865 года. Прослушайте воспоминания современников-очевидцев того времени. Сотрудник «Петербургского листка» в одном из номеров жалуется:

«Жара невыносимая (40 градусов на солнце), духота, зловоние из Фонтанки, каналов и ночных ящиков, оглушительная трескотня экипажей, пыль не столбом, а целым облаком над всем Петербургом от неполиваемой мостовой; известковая пыль от чистки штукатурки наружных стен домов днем, от разгрузки и развозки извести с каналов и Фонтанки ночью; серая от толстого слоя пыли зелень скверов и садов – вот что представляет из себя Северная Пальмира уже более двух недель…

Сенная удобопроходима только для потерявших обоняние: бараки с преющими рогожами, с гниющей парусиной, разными испортившимися продуктами…

В некоторых дворах имелись колодцы, но «что за вода в этих колодцах, трудно вообразить себе: цвет ее подходит к цвету пива».

Вот в такую жару Раскольников бродит по Петербургу и готовит свое преступление. Сейчас мы сравним несколько отрывков из романа, найдем то общее, что их объединяет.

Работа с текстом (слайд № 12)

-Какие слова звучат лейтмотивом в этих отрывках? (жара, духота, вонь).

-Сравним первые два отрывка (а и б) – описание почти одно и то же, но что-то изменилось. Что именно? (Состояние героя не только не изменилось, но стало еще хуже).

-Где сильнее экспрессивная окраска? (слово невыносимая). Это атмосфера преступления.

-О чем мечтает Раскольников? (о фонтане ч.1,гл.6- индивидуальное задание).

Тема духоты будет звучать на протяжении всего романа, и после убийства. (Вспомним, что Достоевский сам не любил лето и гулял только после захода солнца, поэтому часто описывает время заходящего солнца).

- Как вам кажется, почему Достоевский рисует в романе жаркое и душное лето, а не зиму?

(Летом лучше видно убожество и грязь, зимой все скрыто снегом, поэтому летняя картина намного мрачнее, чем зимняя. В этой духоте Раскольникову все представлялось еще более невыносимым и мрачным. Летняя жара влияет на психику человека, в духоте начинают рождаться самые мрачные мысли, обостряется нервозность. Зима противопоставляется безысходности. Снег серебрится на солнце, а это чистота, свежесть... Какая же это почва для гнусных действий?)

4. Художественная деталь в романе

- Какой цвет преобладает в описании города, интерьера жилищ героев романа?

(индивидуальное задание)

-Какими звуками «наполнен» Петербург? Что слышим мы на улицах города?

-Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?


Вывод: Петербург – город-монстр, город-чудовище, город-хищник.

Духота, удушье, отсутствие воздуха – это и отсутствие свободы. Удушливая нравственная и физическая атмосфера помогла зародиться в сознании Родиона Раскольникова замыслу «нравственно оправданного преступления».


  1. Тест по теме урока


1. «Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человек, как в Петербурге». Данная характеристика Петербурга принадлежит:

  1. Раскольникову

  2. Порфирию Петровичу

  3. Свидригайлову


2. Какие события происходят с Раскольниковым на Сенной площади:

  1. Он окончательно решается на убийство.

  2. Герой встречает Соню Мармеладову.

  3. Падает на колени и целует землю, решив покаяться.


3. Где герой берёт топор, орудие своего преступления:

  1. На кухне

  2. В дворницкой

  3. В сарае во дворе дома


4. Куда дел Раскольников вещи, украденные у старухи- процентщицы:


  1. Выбросил в воду Екатерининского канала

  2. Бросил в груду мусора

  3. Спрятал под камнем в тупике


5. «Раскольников пошёл прямо к дому на канаве… Дом был трёхэтажный, старый и зелёного цвета». Кто жил в этом доме:

  1. Разумихин

  2. Соня

  3. Лужин



6. «…Подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другою - в В-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками-портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелкими чиновниками и проч.». Здесь обитали:

  1. Мармеладовы

  2. Свидригайлов

  3. Алёна Ивановна


7. «Он находился на – ском проспекте, шагах в 30 или в 40 от Сенной, которую он прошёл. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги». В этом трактире произошла встреча Раскольникова


  1. С Мармеладовым

  2. Со студентом и офицером

  3. Со Свидригайловым


8. «Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны. Проходя мимо …, он даже очень занялся было мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях». Какое название стоит в тексте романа на месте многоточия:

  1. Юсупова сада

  2. Летнего сада

  3. Сенной площади



6. Заключительное слово учителя:

Вот таким мы увидели наш город в изображении Достоевского, надеюсь, все поняли, что несмотря на ужасающие картины, писатель был с ним неразрывно связан, и город был дорог и близок ему.


Д/з. Продолжить сочинение-миниатюру:

В то лето жара стояла страшная… (от имени любого героя романа или обитателя Петербурга: чиновника, купца, содержателя трактира или увеселительного заведения…)



5


Название документа Петербург Достоевского.ppt

«…самый отвлеченный и умышленный город во всем земном шаре» «Что я без Петер...
Отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (XXXY глава) Что ж мой Онегин?...
Н.А.Некрасов «Утро» Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю – здесь не страдать ...
Н. Анциферов о городских стихах Н.А.Некрасова: здесь «сам воздух отравлен, и...
 Сенная площадь
Сенная площадь Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, и...
Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками ...
 Петербургские дворы
Родион Раскольников
Роман «Преступление и наказание» А) На улице жара стояла страшная, к тому же ...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 «…самый отвлеченный и умышленный город во всем земном шаре» «Что я без Петербур
Описание слайда:

«…самый отвлеченный и умышленный город во всем земном шаре» «Что я без Петербурга!?» Ф.М. Достоевский

№ слайда 3 Отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (XXXY глава) Что ж мой Онегин? По
Описание слайда:

Отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (XXXY глава) Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Проснулся утра шум приятный, Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке,не раз Уж отворял свой васисдас.

№ слайда 4 Н.А.Некрасов «Утро» Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю – здесь не страдать муд
Описание слайда:

Н.А.Некрасов «Утро» Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю – здесь не страдать мудрено. С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно. Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые сонные галки, Что сидят на вершине стога. Эта кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо… Хоть плачь! Но не краше и город богатый: Те же тучи по небу бегут, Жутко нервам – железной лопатой Там теперь мостовую скребут. Начинается всюду работа; Возвестили пожар с каланчи; На позорную площадь кого-то Провезли – там уж ждут палачи. Проститутка домой на рассвете Поспешает, покинув постель; Офицеры в наемной карете Скачут за город: будет дуэль. Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть; Целый день им обманывать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. Чу! Из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит… Кто-то умер: на красной подушке Первой степени Анна лежит. Дворник вора колотит – попался! Гонят стадо гусей на убой, Где-то в верхнем этаже раздался Выстрел – кто-то покончил с собой… (1872-1873 гг.)

№ слайда 5 Н. Анциферов о городских стихах Н.А.Некрасова: здесь «сам воздух отравлен, и см
Описание слайда:

Н. Анциферов о городских стихах Н.А.Некрасова: здесь «сам воздух отравлен, и смерть насыщает ветер, гуляющий по улицам Петербурга». Г.Адамович : «Достоевский, вероятно, чувствовал духовную близость к Некрасову, несмотря на различие взглядов… Многое из того, что иногда думаешь о Достоевском, может быть отнесено к Некрасову, и если не в темах, то в тоне они друг друга повторяют… Когда герои Достоевского, будто схваченные за горло, изнемогая и задыхаясь, переходят от обычной логической речи к восторженным-исступленным восклицаниям – какие стихи могли бы они вспомнить? Некрасовские, из всей русской литературы».

№ слайда 6  Сенная площадь
Описание слайда:

Сенная площадь

№ слайда 7 Сенная площадь Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, изму
Описание слайда:

Сенная площадь Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученнный… воротился домой через Сенную площадь, через которую ему было совсем лишне идти. Было около девяти часов вечера, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на лотках и в лавках запирали свои заведения. Около харчевен в нижних этажах домов Сенной площади, у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.

№ слайда 8 Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – с
Описание слайда:

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – слесарями, кухарками, мелким чиновничеством. Тут служили три или четыре дворника. Лестница была темная, узкая, «черная».

№ слайда 9  Петербургские дворы
Описание слайда:

Петербургские дворы

№ слайда 10 Родион Раскольников
Описание слайда:

Родион Раскольников

№ слайда 11 Роман «Преступление и наказание» А) На улице жара стояла страшная, к тому же дух
Описание слайда:

Роман «Преступление и наказание» А) На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Б) На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капли дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпичи и известка, опять вонь из лавочек и распивочных… В) Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха… Г) Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе…, пахло известью, пылью, стоячей водою. Д) Он куда-то по делу спешил; пусть пройдется, воздухом хоть подышит… ужас у него душно… а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!

№ слайда 12
Описание слайда:

Урок литературы в 10 классе "Петербург Ф.М. Достоевского"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок "Петербург Достоевского" занимает важное место в системе уроков изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и обычно проводится после посещения десятиклассниками музея Ф.М. Достоевского и экскурсии «Петербург Достоевского».

Цель данного урока: помочь учащимся представить картины города, проникнуться эмоциями писателя и его героев, показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, проследить жизнь «маленьких людей» в столице, городе-спруте. Здесь умирают мечты человека и зарождаются преступные мысли. Но в душе писателя и его героя живёт мечта о прекрасном городе, созданном для счастья людей. Обучающиеся 10 класса должны открыть для себя многоликость родного города в изображении Ф.М. Достоевского.

Автор Сивицкая Светлана Борисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1046
Номер материала 36043
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓