Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 10 классе по теме "Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки." По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы".

Урок литературы в 10 классе по теме "Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки." По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы".

Тема: Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки.

Цель: 1) на примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации личности; 2) развивать умение анализировать поступки героев произведения, делать выводы; 3) воспитывать бережное отношение к семейным ценностям.

Оборудование: презентация, отрывок из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978)

Тип урока: урок-семинар

Ход урока:

  1. Организационный этап. Тема и цель урока - слайд 1

  2. Вступительное слово учителя. На предыдущем уроке мы говорили об истории создания романа «Господа Головлёвы». И узнали о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами: «Семейный суд», «Семейные радости», «По-родственному», «Семейные итоги». Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства, Арины Петровны, слово “семья” не сходит с уст.

  3. Составление ассоциативного ряда к слову «семья». Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? ( запись в тетради)

Так что же такое семья? Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. А какова, по-вашему, формула семейного счастья? Формула семейного счастья - это любовь между супругами +  любовь между родителями и детьми + материальное благополучие…

  1. Чего по данной формуле не хватает семье Головлевых? Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу? Попробуем разобраться в этом.

  2. И начнём работу со знакомства с историей жизни каждого члена семьи Головлёвых. Кто такие господа? Соотносится ли это значение слова с нашими героями?

  1. Арина Петровна Головлёва ( сообщение уч-ся) – слайд 2. ( стр. 9 текст) Учащиеся составляют кластер, отражая в нём черты характера героини, её жизненную позицию.

Арина Петровна: полновластная хозяйка, деспотичная, стяжательница, грубая, привыкла всем и всеми повелевать, лицемерка, ханжа, «лишний рот», существо, всем чуждое, ведущее постылую, никому не нужную жизнь. – слайд 3.

В коллекции «слабосильных людишек» головлёвской семьи  исключение представляет Арина Петровна Головлёва. Властная и энергичная женщина, она «случайным метеором» блеснула на фоне «безвыходного неблагополучия», «паскудства» и пьяной неурядицы головлёвской семьи. Полновластная хозяйка дома, она деспотически и бесконтрольно управляет крестьянами и домочадцами. Вся её жизнь отдана стяжанию. Всю жизнь слово «семья» не сходило у неё с языка, в конце же концов оказывается, что семьи у нее никогда не было. Муж её, человек безалаберный и озорной, вёл жизнь праздную и был ей совершенно чужд. Его она иначе не называла, как «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Дети для неё - обуза, они «не затрагивали ни одной стороны её внутреннего существа». Своих сирот-внучек она кормит протухлой солониной, преследует их упрёками: постылые, нищие, дармоеды, ненасытные утробы. Дворовых она тиранит, ест поедом; домашние перед ней трепещут. Головлёво, которым владеет Арина Петровна, представляется её сыну Степану «гробом». «Заест она меня,- думает он о матери… Не с кем молвить слова, некуда бежать - везде она, властная, цепенящая, презирающая». Грубость и привычка повелевать прекрасно выражаются в её речи, в стремлении давать окружающим прозвища, обидные клички. «Говори! не виляй хвостом... сума перемётная!» - приказывает она бурмистру. «Что я без поганок-то без своих делать буду?» - тревожится она при первых слухах об отмене крепостного права. Бурмистру, докладывающему о том, что Степан Владимирович «нехорош», она отвечает: «Небось, отдышится, ещё нас с тобой переживёт! что ему, жеребцу долговязому, сделается! Кашляет! иной сряду тридцать лет кашляет, и всё равно, что с гуся вода!» Грубость соединяется в её характере с лицемерием и ханжеством. Боясь худой славы, осуждения со стороны соседей, она берёт к себе в дом осиротевших внучек и при этом говорит: «У бога милости много... сиротки хлеба не бог знает, что съедят, а мне на старости лет - утешение. Одну дочку бог взял -двух дал!» И в то же время пишет сыну Порфирию: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков...» Образ Арины Петровны - образ типический. Такие характеры неизбежно возникали и развивались в условиях усадебного хозяйства, бесконтрольного распоряжения жизнью и имуществом сотен и тысяч крепостных. К новым условиям жизни такие натуры приспособиться не могли. С отменой крепостного права рушится «семейная твердыня, воздвигнутая неутомимыми руками Арины Петровны», и сама она становится приживалкой в доме младшего сына. Эта перемена сказалась и на её внешности: «Голова её поникла, спина сгорбилась, глаза потухли, поступь сделалась вялой, порывистость движений пропала». Изменяется и характер её речи, ставшей теперь льстивой, просительной. Бывшая полновластная хозяйка огромного имения становится «лишним ртом», существом, всем чуждым, ведущим постылую, никому не нужную жизнь. После выступления – проверка кластеров.

  1. Посмотрим, из кого состоит семья Арины Петровны. Рассказ о Владимире Михайлыче ( сообщение уч-ся) – слайд 4. ( стр. 10 текст) Составление кластера. Владимир Михайлыч: безалаберный, бездельник, озорной характер, сочинял «вольные стихи», «ветряная мельница», «бесструнная балалайка» - слайд 4

Глава семейства Головлёвых , Владимир Михайлыч , еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером…. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т.д. и занимался сочинением так называемых «вольных стихов», которые Арина Петровна не любила и называла паясничеством. Свою жену он называл «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа – «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой»… «Находясь в таких отношениях, они пользовались совместною жизнью в продолжение с лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в голову, чтобы подобная жизнь заключала в себе что- либо противоестественное.» (Проверка кластеров )

  1. «Немного более счастлива была Арина Петровна в детях». Детей у ней было четверо: три сына и дочь. «О старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, она не то чтоб любила, а словно побаивалась». Рассказ о Степане Владимирыче (сообщение уч-ся) – слайд 6. Кластер: Степан Владимирыч: Стёпка-балбес, Стёпка-озорник, шут, приживал, постылый, даровитый малый, впечатлительный, умный человек.

( проверка кластера – слайд 7) Текст стр. 11

Степан Владимирыч, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль шута. Это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование и степень кандидата. Способный молодой человек получает университетский диплом, но работать не хочет, становится приживалом и попрошайкой у богатых мужиков в городе- крепостных его матери. Выданный ему в счёт наследства доходный дом он прокутил, нанялся в ополчение. Но и там оказался непригодным. Всё это физически и нравственно истрепало его , сделало из него человека, живущего ощущением, что он, как червяк вот- вот« подохнет с голоду». И перед ним единственная роковая дорога- в родное, но постылое Головлёво, на поклон к матери. На этом слайде мы видим, как постылый идёт по головлёвской земле, по той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым , выпустила постылым, постылого же вновь принимает в своё лоно. «Степану Головлёву нет ещё сорока лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше пятидесяти. Жизнь до такой степени истрепала его, что не оставила на нём никакого признака дворянского сына.» Судьба Степана - полуголодное существование, одиночество, полное забвение («не с кем молвит слова, некуда бежать»), отсутствие хоть какой-то веры, душевных сил, запой и смерть.

  1. Рассказ об Анне, старшей в семье после Степана. Текст стр. 13. – прочитать.

После Степана Владимировича, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна не любила говорить.

«Дело в том, что Аннушка не только не оправдала её надежды, но и вместо того на весь уезд учинила скандал: в одну прекрасную ночь , бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним.

-Так без родительского благословения, как собаки и повенчались! – сетовала по этому случаю Арина Петровна… И с дочерью Арина Петровна поступила столь же решительно, как и с постылым сыном: взяла и «выбросила ей кусок». Она отделила её капитал в пять тысяч и деревушку Погорелку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы. Года через два молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми – близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через три месяца скончалась, и Арина Петровна волей – неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле»

5) Младшие дети: Павел и Порфирий. Рассказ о Павле (сообщение уч-ся)

Текст стр. 15. Кластер: Павел: «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо», боялся матери как огня» (проверка кластера-слайд 8)

Младший сын Павел «еще мальчиком не высказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей». Может быть, он был добр, но никому добра не сделал, может быть, был и неглуп, но во всю жизнь ни одного умного поступка не совершил. В довершение всего он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня. После того, как Арина Петровна перебралась к нему в Дубровино, Павел Владимирыч принял ее довольно сносно, то есть обязался кормить и поить ее и сирот – племянниц. Но Павел Владимирыч пил. Страсть получила то страшное развитие, которое должно было привести к неизбежному концу. Уединившись с самим собой, Павел Владимирыч возненавидел общество живых людей и создал для себя особенную фантастическую действительностью... Он пил и припоминал. Припоминал все обиды и унижения, которые ему приходилось вытерпеть благодаря претензии Порфирия на главенство в доме. В особенности же припомнил раздел имущества, рассчитывал каждую копейку, сравнивал каждый клочок земли и ненавидел. Таким образом шли дни за днями, покуда, наконец, Павел Владимирыч не очутился лицо к лицу со смертным недугом. При жизни никто не обращал внимания на Павла Владимирыча, с смертью его – всем сделалось жалко. Припоминали, что он «никого не обидел», «никому грубого слова не сказал», «ни на кого не взглянул косо». Очень возможно, что в мирской оценке качеств покойного Павла неясно участвовало и сравнение с Порфирием. Какое чувство вызывает у вас этот человек? Почему?

  1. Любимый сын Арины Петровны - Порфирий Владимирыч Головлёв, прообразом которого послужил родной брат М. Е. Салтыкова- Щедрина Дмитрий. Рассказ о Порфирии ( сообщение уч-ся) – слайд 9. Текст стр. 14. Кластер: Порфирий Головлёв: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик, лицемер, пустослов, лжец, хищник, «благовоспитанный сын», «заботливый брат», «чадолюбивый отец». (проверка кластера – слайд 10). Этот человек избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах - и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его «словоблудию» и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их «обмусолить». Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: «Нужно всех простить…Что… что же такое сделалось?! Где… все?!» Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

  2. Фрагмент из фильма – спектакля «Господа Головлёвы» (Малый театр 1978) «Иудушка у постели умирающего Павла» (46 минута) Ваши впечатления? Вроде бы Порфирий пришёл к брату с лаской и утешением, пытается его подбодрить, встаёт на колени, молится, а на самом деле его интересует один вопрос: сделал ли брат распоряжение насчёт имения? Кому достанется капитал?

  3. Роль портрета Иудушки в раскрытии образа:

  1. Лицо «у него было светлое, умиленное, дышащее смирением и радостью», иногда оно «бледнело и принимало угрожающее выражение».

  2. Глаза его «блестели», «источали чарующий яд», «петлю накидывают».

  3. Взгляд «пристальный взгляд казался загадочным».

  4. Голос «словно змей заползал в душу и парализовал волю человека».

Тайна имени: Иудушка - тот, кто скрывает скопище пороков (лицемерие, подлость, пустозвонство, безжалостность, никчемность) под маской добродетели.

  1. «Под маской добродетели». Три маски Иудушки

  1. « БЛАГОВОСПИТАННЫЙ СЫН»: Притворная почтительность как способ получения лакомого куска- это и есть та простейшая истина , которая запала в детскую душу Порфиши, всё более развиваясь в дальнейшем, сделала его лицемером- хищником. Если в детстве Иудушка за сыновнюю преданность получал лучшие куски за столом, то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Он стал владельцем Головлёва, прибрал к рукам все капиталы матери, обрёк эту некогда грозную и властную хозяйку на заброшенность и одинокое умирание, поминая при этом через каждое слово Христа и сопровождая свои подлые поступки молитвами и благочестивыми речами. Сделался властелином всех головлёвских богатств.

  2. «ЗАБОТЛИВЫЙ БРАТ»: Бескорыстнейший поборник справедливости, миротворец на словах, призывающий всё решать «ладком и мирком», Иудушка разжигает междоусобицы в семье, действуя « по- родственному», « по- божески», « по закону». Он лицемер- пустослов, прикрывающий свои коварные замыслы против родни притворно - ласковой болтовнёй о пустяках. При этом говорит не то, что думает, говорит не так, как поступает. Разительно противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями Иудушки. Он прикидывается любящим братом – и с наслаждением наблюдает за смертью Степана и Павла, прибирая к рукам их капиталы. Кровопивец держит в страхе окружающих его родственников, господствует над ними, побеждает их и несёт им гибель.

  3. « ЧАДОЛЮБИВЫЙ ОТЕЦ»: Иудушка Головлёв был неспособен « не только на привязанность, но и на простое сожаление». Его нравственное одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекает на гибель поочерёдно каждого из трёх своих сыновей. Покончил с собой старший сын Владимир, женившись без отцовского согласия. Умирает в Сибири Пётр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга. Младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в воспитательный дом, до которого ребёнок, скорее всего, и не доехал. Иудушка выбрасывает в жизнь ребят, как щенков в воду, и оставляет «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе.

  1. Работа с таблицей, в которой отражены черты характера Иудушки, ему не присущие, это лишь маска. Предлагаю указать истинное лицо главного героя романа.

Слова для справок: эгоизм; безнравственность; жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки мысли; пренебрежение к важнейшим христианским заповедям; пустобрёх; бездельник; озлобленность, равнодушие.



МАСКА

ИСТИННОЕ ЛИЦО

Радушие

Озлобленность, равнодушие

Любовь к окружающим, родственные чувства

эгоизм

«Правильные» и «справедливые» рассуждения

жестокие и бесчеловечные, абсолютно несправедливые и неправильные поступки

мысли


Высокая нравственная мораль

безнравственность

Религиозный, богобоязненный человек

пренебрежение к важнейшим христианским заповедям

Труженик (вечный и неутомимый)

бездельник, пустобрёх



Вывод: Иудушке свойственна склонность к пустословию, его одолевает бес стяжательства, накопительства, соединённый с вечным притворством, страстью к вымучиванию своих жертв. В Иудушке угадываются и чудовищная скупость Плюшкина, и хищная схватка Собакевича, и жалкое скопидомство Коробочки, и слащавое празднословие Манилова, и беспардонная ложь Ноздрёва, и даже плутовская изобретательность Чичикова. Но его основное оружие- лицемерие. Он бесконечно лжёт и тут же клятвенно заверяет: « Я люблю правду». Он злопамятен и мстителен, но утверждает: « Я всем прощаю». Причиняя всем окружающим зло, он заявляет: « Я всем добра желаю». Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Аннинке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!” Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы. Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое.

  1. Рассказ о молодом поколении семейства Головлёвых: Володенька, Петенька, Аннинька, Любинька ( сообщения уч-ся) – слайд 11 Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис «сестры Погорельские» переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, «умирать».

  2. Как композиция романа помогает понять его идейное содержание?

Каждая глава заканчивается смертью одного из Головлевых. «Семейный суд» - умирает Степан Владимирович, «По-родственному» - умирают Павел Владимирович и Владимир Михайлович, «Семейные итоги» - самоубийство Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» - умирают Арина Петровна и Петр, последний сын Порфирия, «Расчет» - умирает Порфирий Головлев, кончает жизнь самоубийством Любинька, агонизирует последняя в роду Головлевых – Аннинька. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.

  1. Какое впечатление произвело на вас это произведение?

  2. Актуален ли роман сегодня? Чем?

Проблема человеческих отношений, поставленная в романе, актуальна во все времена, особенно сегодня, когда главной ценностью становятся деньги. Люди находятся в таких условиях, при которых они вынуждены поставить на второй план совесть, стыд и гордость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире.

  1. Этап информации о д/з: написать эссе «Какие уроки получили, пропустив через свою душу историю героев романа «Господа Головлёвы»





Урок литературы в 10 классе по теме "Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки." По роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы по теме "Три поколения семьи Головлёвых. Образ Иудушки" по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" разработан учителем русского языка и литературы Кудовба Г.П. для учащихся 10 класса и рассчитан на 2 часа. Это урок-семинар с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо". Урок построен так, что учащиеся не только анализируют поступки героев романа, но и имеют возможность высказать свою точку зрения на происходящее, поразмышлять над актуальностью романа, поделиться своими впечатлениями. 

 

Автор Кудовба Галина Павловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3769
Номер материала 22510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓