Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 10 классе Тема: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок литературы в 10 классе Тема: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок литературы в 10 классе
Тема: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели.1. Обучающие: 1. Учащиеся на основе текста могут выделить противоречия, свойственные главному герою романа;
2.Анализируя эпизоды, связанные с преступлением, ученики к концу урока классифицируют Раскольникова как идейного преступника;
3. Обобщая материал, ученики смогут убедиться в губительном воздействии идей, стоящих над человеком.
2.Развивающие: В течение урока ученики развивают ассоциативное мышление, монологическую речь, совершенствуют навыки литературного анализа, а также умение обобщать, делать выводы, вести литературную дискуссию;
3. Воспитывающие: Осмысливая жизненный путь героя, ученики приходят к пониманию необходимости занимать активную жизненную позицию и совершенствовать такие нравственные качества, как сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувство совести и ответственности за свои поступки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: На уроке мы продолжим разговор об одном из самых сложных творений человеческой мысли - о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сегодняшний урок – первый в системе уроков, посвящённых теории Раскольникова. Два главных вопроса стоят перед нами, на них мы должны ответить к концу урока
« Почему Раскольников убил старуху?» и
«Кто такой Раскольников: преступник или жертва обстоятельств?»
Таким образом, мы раскроем тему урока « Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
Прежде, чем мы с вами начнём непосредственный разговор о преступлении Р.Раскольникова, я хочу задать вам несколько вопросов, ответы на которые будут являться отражением вашей жизненной позиции, вашей социальной зрелости, дадут возможность понять, сможем ли мы вынести справедливый приговор герою романа.
Вопросы для вступительной беседы:
1.Что такое преступление в вашем понимании?
2.Какие типы преступлений вам известны? (экономические, уголовные, нравственные, идейные) Самое опасное на ваш взгляд? Какое из этих преступлений совершает Раскольников?
3.Верите ли вы в возможность исправления преступника?
4. Чем проступок отличается от преступления? Как долог путь от проступка до преступления? Что нужно делать, чтобы проступок не перерос в преступление?
5. Самое страшное на ваш взгляд наказание, которое может понести преступник?
6. Каким наказаниям подвергались литературные герои известных вам произведений?
3. Анализ выдвинутой проблемы:
А) Обратите внимание на высказывание Льва Толстого, взятое в качестве эпиграфа к уроку: «Важно показать текучесть человека. Один и тот же человек то злодей, то ангел, то мудрец, то немой, то силач, то бессильное существо».
Отражение сущности какого героя вы видите в нём и почему? Докажите примерами из текста.
В) Когда у вас за плечами был только собственный опыт прочтения романа, я попросила вас ответить на вопрос: кто такой Раскольников: преступник или жертва обстоятельств? Результаты опроса: преступник -6, жертва – 15. Последнее число - свидетельство того, что вам предложено непростое произведение, либо невнимательного прочтения, либо неумения вынести правильное решение. Итак, будем разбираться.
С) В числе причин, толкнувших Раскольникова на преступление, вы называете следующие:
- был голоден. Да Раскольников голодает, но не больше, чем Соня, Разумихин. И сам он это подтверждает – часть 5
- нет работы. Что сделал герой, чтобы её найти? И это не причина преступления.
- нужны были деньги. Как Раскольников распорядился награбленным? Часть 5
- страшные жилищные условия (ч.1) Что сделал Раскольников, чтобы изменить ситуацию?
- чтобы матери помочь.
Проанализировав указанные эпизоды, опираясь на текст романа, учащиеся приходят к выводу, что социальный фактор не является главной причиной, толкнувшей героя на преступление.
Д) Раскольников в течение месяца вынашивает свою идею. Целый ряд обстоятельств подталкивает его к осуществлению задуманного:
- разговор с Мармеладовым в трактире (ч.1, гл 2)
- письмо матери (ч.1,гл.2)
- встреча с девочкой (ч.1)
- подслушанный разговор между офицером и студентом (ч.1)
Каким вы увидели Раскольникова в этих эпизодах? Что влечёт и что отталкивает вас в духовном мире героя? Какую роль сыграли указанные эпизоды в преступлении Раскольникова?
Е) Теория Раскольникова о сверхчеловеке. Работа в группах, составление положений теории. Защита кластеров.
Попадает ли деяние Раскольникова под определение «преступление»? Какой это тип преступления? Кто такой Раскольников: преступник или жертва обстоятельств?
4. Итог. Раскольников – отражение вечной борьбы добра и зла.
Сделайте в своей жизни правильный выбор и помните уроки великого гуманиста Ф.М. Достоевского: обстоятельства виноваты, но человек ответственен.
Непримирима борьба на земле между добром и злом.
Вечный вопрос о добре и зле сплёлся тугим узлом.
Этой борьбой наполнены мы. Чувствую я остро:
На переломе света и тьмы бьются зло и добро.
Тысячелетия бьются они, грудью сшибаясь о грудь.
Годы проходят, но ты взгляни - переплетён их путь.
Символ Добра – это солнца луч, мглистая полночь - Зла.
Зло в темноте под покровом туч подло вершит дела.
Но озаряется небосклон, и недомолвок нет,
Есть у солнца один закон: сеять правду, как свет.
Сколько ни царствовать темноте - свет озарит наш век.
К свету стремись, стремись к доброте, если ты ЧЕЛОВЕК!
К. Курбанмурадов
5. Домашнее задание: Наработать материал, чтобы уверенно чувствовать себя на уроке, главным вопросом которого будет: Почему Раскольников признался в убийстве?

Урок литературы в 10 классе Тема: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 10 классе
Тема: «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели.1. Обучающие: 1. Учащиеся на основе текста могут выделить противоречия, свойственные главному герою романа;
2.Анализируя эпизоды, связанные с преступлением, ученики к концу урока классифицируют Раскольникова как идейного преступника;
3. Обобщая материал, ученики смогут убедиться в губительном воздействии идей, стоящих над человеком.
2.Развивающие: В течение урока ученики развивают ассоциативное мышление, монологическую речь, совершенствуют навыки литературного анализа, а также умение обобщать, делать выводы, вести литературную дискуссию;
3. Воспитывающие: Осмысливая жизненный путь героя, ученики приходят к пониманию необходимости занимать активную жизненную позицию и совершенствовать такие нравственные качества, как сострадание, непримиримость к общественным порокам, чувство совести и ответственности за свои поступки.

Автор Герт Алёна Тадеушевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 25820
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓