Главная / Русский язык и литература / урок литературы "Уроки жизни в лирической миниатюре В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб»".

урок литературы "Уроки жизни в лирической миниатюре В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб»".

Название документа Открытый о хлебе.docx



План-конспект урока

Автор разработки: Ермакова Нина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «ООШ №2», высшая категория, г. Губаха, Пермский край.

Класс:6

Тема урока: «Уроки жизни в лирической миниатюре В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб»

Тип урока: урок усвоения новых знаний, использована технология «Критическое мышление через чтение и письмо».

Образовательные цели:

  1. С помощью прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

  2. Расширять навыки работы с текстом.

Воспитательные цели: Воспитывать милосердие, уважение к хлебу, формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Развивающие цели:

  1. Способствовать организации осознанного чтения учебного текста, необходимого для всестороннего анализа и самостоятельного получения знаний, умению выражать свое мнение;

  2. Способствовать формированию информационной компетенции учащихся ( работа с источниками информации, умение анализировать, выделять главное, делать выводы);

  3. Развивать проблемную компетентность учащихся (коллективное целеполагание, видение проблемы, умение давать оценку).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация к уроку, тексты заданий, раздаточный материал.

Ход урока.

Пословицы и загадки потеряли свой конец. Помогите им, ребята. Соберите пословицы и загадки и скажите, что их объединяет. ( Тема хлеба)

В тетради и на доске записывается вид работы «Словарь урока», который в течение урока будет заполняться.

Мы начали урок с загадок и пословиц о хлебе, поэтому попробуем написать кластер. Назовите слова - ассоциации с понятием « хлеб».

Выполним упражнение «Верные и неверные утверждения» слайд 1

Верите ли вы? да нет 1.Ученые утверждают, что хлебу свыше 15 тысяч лет.

2. Пекарни когда-то называли избами.

3. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

4.Хлеб содержит витамины.

5. Хлеб на столе появляется благодаря нелегкому труду людей

120 профессий.

6. Первый хлеб был сделан из желудей.

7.В настоящее время на земном шаре от голода умирают люди.

8.Не будь хлеба - не было бы и Победы.

9. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Итак, разговор сегодня пойдет о хлебе.

Что обозначает слово хлеб?

Где можно узнать значение этого слова?

Много разных видов хлеба на Руси. Однако словом « хлеб» чаше называли тот, что выпечен из ржаной муки. Ржаной, « черный» хлеб был сытнее пшеничного, белого, к тому же значительно дешевле его. Да и рожь в старину называли житом от слова «жить».

Анализ миниатюры « Рукою согретый хлеб». Слайд 2

В. П. Астафьев создал миниатюры в форме воспоминаний. Тема войны – одна из основных в творчестве писателя. Представлена она более, чем в 40 рассказах, в том числе и в его книге « Затеси».

В каждой миниатюре можно увидеть притчевую основу, документальность очерка и воспоминания. При чтении можно остановиться, задуматься, оглянуться на собственную жизнь. Слайд 3

Чтение текста с остановками.

При этом составляется план текста, выделяются ключевые слова, задаются вопросы для обсуждения учащимся.

Чтение 1 абзаца. Слайд 4

- Какая возникла проблема?

-Попробуйте предположить, что произойдет дальше?

(Учащиеся выдвигают свои версии, рисуют древо предсказаний)

Чтение 1 части текста.

-Ваши предположения подтвердились?

-Какие качества проявили бойцы, чтобы разделить замерзший хлеб?

-Какие слова указывают на то, что солдаты испытывали на войне перебои с едой?

-Как вы думаете, с какой целью автор включает описание зимнего утра?

Чтение 2 части текста.

- О чем узнали из этого отрывка?

Чтение 3 части текста.

-Поставьте себя на место главного героя. Что бы вы испытывали к человеку, отдавшему вам свой хлеб в трудное, голодное фронтовое время?

Проследим, а какие чувства испытывает герой миниатюры Астафьева?

Чтение 4 части текста. Слайд 5

-Почему место и лицо человека, отделившего хлеб от своего фронтового пайка, герою запомнить не удалось?

( это было не главное, запомнился поступок, милосердите человека, совершившего доброе дело не на показ) слайд 6

Зачитываются варианты плана.

Словарная работа.

Объясняется значение слов: мякиш, тротил, блиндаж, олуженное горло;

глотал, делая спазмы.

Учащимся предлагаются для обсуждения вопросы по тексту. Слайд 7

1. Объясните, почему бойцы со злой жадностью хрустели раздробленными кусками хлеба?

2. Какая болезнь мучила героя рассказа во время войны?

3.Поразмышляйте, почему мякиш уже мало походил на хлеб?

4.В чем причина того, что раздробленный хлеб пах тротилом, землей, мочою и еще чем-то?

5.В каком году происходит действие?

6.Как вы понимаете выражение: «Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного».

В тетрадях записываются номера толстых и тонких вопросов.

-Какие вопросы вы отнесли к тонким. Почему?

-Чтобы ответить на толстые вопросы, что для этого от вас требуется?

-На какой вопрос есть несколько вариантов ответов?

Характеристика героев миниатюры. Слайд 8

Разделите страницу на 2 части, озаглавьте: « главный герой», « кто-то» и выпишите глаголы действия под каждым героем.

-Как они характеризуют каждого героя? Слайд 9

-Главный герой чувствует себя неважно, но он на передовой. Что им движет?

-Что можно сказать о человеке, отдавшем свой хлеб? Почему он так поступил?

-Подберите синонимы к слову « всовывает», почему именно этот глагол употребляет автор?

-В чем мы можем брать пример с героев миниатюры?

Составление синквейна о неизвестном бойце.

-О чем текст?

- Назовите тему произведения. ( Тема войны, человеческих взаимоотношений)

-Какую проблему поднимает автор? ( доброты, милосердия, гуманизма)

-Какова идея текста?

-Для чего автор написал эту миниатюру?( Чтобы показать, что в тяжелое время войны люди не зачерствели душой, сохранили способность помочь ближнему.)

- Что помог увидеть нам В. П. Астафьев?

Мы проанализировали миниатюру, но название ее не было озвучено.

Обратимся к ключевым словам и озаглавим произведение. Слайд 10

-А почему Астафьев именно так назвал миниатюру « Рукою согретый хлеб»?

Прошло много лет, но автор не мог забыть этот случай из фронтовой жизни. Он не понаслышке знает, что такое война, взаимовыручка, фронтовое братство, так как сам воевал, был тяжело ранен, знает он и цену хлеба не только фронтового, но и послевоенного, так как одной из причин смерти его первой дочери было недостаточное питание.

Хлеб-посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

К уроку оформлена выставка хлебобулочных изделий нашего хлебозавода.

Какой бывает хлеб? Подберите прилагательные.

Хлеб бывает и трудный, и блокадный, и фронтовой. И скольким людям мог спасти жизнь маленький кусочек хлеба.

В блокадный Ленинград хлеб доставляли через Ладогу по дороге жизни умирающему, но не сдающемуся городу. Формы для выпечки смазывали солярным маслом.

Просмотр презентации «Хлеб войны». ( О блокадном Ленинграде)

Прослушивание песни «Хлеб – всему голова».

Чтение стихотворения.

В дыму Ленинградского неба,

На горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Так и повелось на всей земле:

Из года в год, из рода в род - веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Ты вырастешь и через много лет опять

Сюда вернешься на рассвете и скажешь:

«Ничего дороже нет, чем теплый хлеб

На этом белом свете!»

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Молодое поколение относится к хлебу неуважительно, как к чему-то привычному. Именно об этом стихотворение Нины Самковой « О хлебе».

-Что понял мальчишка?

-За что он просил прощение?

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Не из-за скупости подбираются крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Обращение к теме урока. 1 презентация слайд 11

Зачитывается словарь урока.

Учащимся предлагается ответить на любой вопрос. Слайд 12

1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли?

2. Какие моменты урока были наиболее важны ( интереснее) для вас?

3. Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности?

4. Подумайте, понадобятся ли вам полученные сегодня знания и как вы их можете применить?

Домашнее задание на выбор. Слайд 13

  1. Ответить на вопрос: « Какие иллюстрации можно сделать к миниатюре « Рукою согретый хлеб»? Почему?

Какие строки нельзя изобразить? Почему?

  1. Напишите телеграмму мальчику, герою стихотворения « О хлебе» Нины Самковой.





Мысль в подарок: слайд 14

«Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства. (Р. Эберхардт)





Название документа Проект Военный хлеб.ppt

 «Военный хлеб»
 Каким был хлеб войны?
 125 грамм
Рецепты военного хлеба: 1. Хлеб из овса и лузги ячменя. Овёс – 4 столовых лож...
Исследовательские вопросы: Что значил хлеб в военное время? Из чего готовили ...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  «Военный хлеб»
Описание слайда:

«Военный хлеб»

№ слайда 2  Каким был хлеб войны?
Описание слайда:

Каким был хлеб войны?

№ слайда 3  125 грамм
Описание слайда:

125 грамм

№ слайда 4 Рецепты военного хлеба: 1. Хлеб из овса и лузги ячменя. Овёс – 4 столовых ложки
Описание слайда:

Рецепты военного хлеба: 1. Хлеб из овса и лузги ячменя. Овёс – 4 столовых ложки Лузга ячменя – 2 столовых ложки Вода – 100 грамм 2. Ржаной хлеб Рожь – 200 грамм Вода – 100 грамм 3. Хлеб из лебеды и отрубей Лебеда – 150 грамм Отруби – 150 грамм Вода – 100 грамм

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Исследовательские вопросы: Что значил хлеб в военное время? Из чего готовили хле
Описание слайда:

Исследовательские вопросы: Что значил хлеб в военное время? Из чего готовили хлеб в годы войны? Как относились люди к хлебу в годы войны?

Название документа презентация. Рукою согретый хлеб.ppt

Верите ли вы? 1.Ученые утверждают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. 2. Пекарни к...
Первоначальное название цикла лирических зарисовок — «Дыханье родной земли». ...
Миниатюра – в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде – жанр "малых фор...
Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож ...
Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и е...
Милосердие доброта гуманизм искренность бескорыстность человечность
Тонкие и толстые вопросы 1.Объясните, почему бойцы со злой жадностью хрустели...
Задание: выписать из текста глаголы, относящиеся к каждому из героев Главный ...
Подошел шарит Набрал всовывает Валял отодвинулся Проталкивал затих Глотал Ел ...
Астафьев Виктор Петрович (01 мая – 1924-29 ноября – 2001) с. Овсянка Краснояр...
Уроки жизни в миниатюре В. П. Астафьева « Рукою согретый хлеб»
Подумаем вместе 1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли? 2. Какие моменты ур...
Домашнее задание (на выбор) Ответить на вопрос: « Какие иллюстрации можно сде...
Мысль в подарок «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бо...
Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему)...
Цели урока: Изучить миниатюру В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Совершенс...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Верите ли вы? 1.Ученые утверждают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. 2. Пекарни когд
Описание слайда:

Верите ли вы? 1.Ученые утверждают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. 2. Пекарни когда-то называли избами. 3. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. 4.Хлеб содержит витамины. 5. Хлеб на столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. 6. Первый хлеб был сделан из желудей. 7.В настоящее время на земном шаре от голода умирают люди. 8.Не будь хлеба- не было бы и Победы. 9. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

№ слайда 2 Первоначальное название цикла лирических зарисовок — «Дыханье родной земли». Наз
Описание слайда:

Первоначальное название цикла лирических зарисовок — «Дыханье родной земли». Название «Затеси» впервые появляется в 1965 году, первое отдельное издание затесей вышло в 1972 году. Писатель постоянно возвращался к циклу в течение всей жизни, включал в него и исключал различные рассказы. По этой причине содержание цикла в каждом издании существенно разнится.

№ слайда 3 Миниатюра – в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде – жанр "малых форм",
Описание слайда:

Миниатюра – в литературе, театре, музыке, цирке, на эстраде – жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение (рассказ, пьеса, водевиль и т. д.)

№ слайда 4 Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож не
Описание слайда:

Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба. Нож не брал хлеб, топора с собою не было, а есть бойцам хотелось нестерпимо.

№ слайда 5 Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще
Описание слайда:

Я ел и по лицу моему катились слезы, от боли в горле, от жалости к себе и еще от чего-то, тогда мне совсем непонятного.

№ слайда 6 Милосердие доброта гуманизм искренность бескорыстность человечность
Описание слайда:

Милосердие доброта гуманизм искренность бескорыстность человечность

№ слайда 7 Тонкие и толстые вопросы 1.Объясните, почему бойцы со злой жадностью хрустели ра
Описание слайда:

Тонкие и толстые вопросы 1.Объясните, почему бойцы со злой жадностью хрустели раздробленными кусками хлеба? 2.Какая болезнь мучила героя рассказа во время войны? 3.Поразмышляйте, почему мякиш уже мало походил на хлеб? 4.В чем причина того, что раздробленный хлеб пах тротилом, землей, мочою и еще чем-то? 5.В каком году происходит действие?

№ слайда 8 Задание: выписать из текста глаголы, относящиеся к каждому из героев Главный гер
Описание слайда:

Задание: выписать из текста глаголы, относящиеся к каждому из героев Главный герой Неизвестный

№ слайда 9 Подошел шарит Набрал всовывает Валял отодвинулся Проталкивал затих Глотал Ел Пом
Описание слайда:

Подошел шарит Набрал всовывает Валял отодвинулся Проталкивал затих Глотал Ел Помню Стал греть мучился

№ слайда 10 Астафьев Виктор Петрович (01 мая – 1924-29 ноября – 2001) с. Овсянка Красноярско
Описание слайда:

Астафьев Виктор Петрович (01 мая – 1924-29 ноября – 2001) с. Овсянка Красноярского края Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда Вите было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 — беспризорник, потом детдомовец. 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (г. Чусовой, с 1963 — Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее лит. сотрудником (до 1955). С 1958 — член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Лит. институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, живет в Красноярске и с. Овсянка. Герой социалистического труда (1989). Виктор Петрович Астафьев

№ слайда 11 Уроки жизни в миниатюре В. П. Астафьева « Рукою согретый хлеб»
Описание слайда:

Уроки жизни в миниатюре В. П. Астафьева « Рукою согретый хлеб»

№ слайда 12 Подумаем вместе 1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли? 2. Какие моменты урока
Описание слайда:

Подумаем вместе 1. Какие уроки жизни вы сегодня извлекли? 2. Какие моменты урока были наиболее важны ( интереснее) для вас? 3. Какое из заданий было выполнять легче, а при выполнении какого возникали трудности? 4. Подумайте, для чего вам понадобятся полученные сегодня знания и как вы их можете применить?

№ слайда 13 Домашнее задание (на выбор) Ответить на вопрос: « Какие иллюстрации можно сделат
Описание слайда:

Домашнее задание (на выбор) Ответить на вопрос: « Какие иллюстрации можно сделать к миниатюре « Рукою согретый хлеб»? Почему? Какие строки нельзя изобразить? Почему? Напишите телеграмму мальчику, герою стихотворения « О хлебе» Нины Самковой.

№ слайда 14 Мысль в подарок «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся
Описание слайда:

Мысль в подарок «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства. Р. Эберхардт

№ слайда 15 Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), с
Описание слайда:

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из 5 строк. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

№ слайда 16 Цели урока: Изучить миниатюру В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Совершенство
Описание слайда:

Цели урока: Изучить миниатюру В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Совершенствовать навык анализа текста 3. Воспитывать на миниатюре В. П. Астафьева милосердию, человечности, взаимопомощи.

урок литературы "Уроки жизни в лирической миниатюре В. П. Астафьева «Рукою согретый хлеб»".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6 классе по теме "Уроки жизни в лирической миниатюре В.П.Астафьева "Рукою согретой хлеб"". Тип урока: усвоение новых знаний.

Использована технология "Критическое мышление через чтение и письмо".

Цель: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Образовательная задача: с помощью прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке, анализировать текст, развивать навыки работы с текстом.

 

Автор Ермакова Нина Евгеньевна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 647
Номер материала 55954
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓