Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева" (11 класс)

Урок литературы "Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева" (11 класс)

Документы в архиве:

22.12 КБ
891 КБ
66 КБ
40.5 КБ
23 КБ
25 КБ
14.48 КБ
23.5 КБ
24 КБ
3.14 МБ
1.22 МБ
754 КБ
1.53 МБ
1.23 МБ



Тема урока:Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева

Цель

Сформировать представление о своеобразии лирики Ф.И. Тютчева, её философском характере


Задачи урока


  • познакомить учащихся с разнообразными гранями лирики Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие; учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля; раскрывать сложность и глубину его драматических переживаний;

  • развивать способности нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь, креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки работы в паре;

  • вызвать интерес к философским проблемам; формировать эмоционально-ценностное отношение к природе и место человека в ней; пробуждать чувство прекрасного


Формы организации деятельности:индивидуальная, в парах, фронтальная работа


Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Тема урока, целеполагание

  3. Изучение нового материала. Создание буклета:

  • заполнение кластера;

  • сравнительный анализ стихотворений;

  • дополнение и анализ кластера

  1. Закрепление изученного

  2. Объяснение домашнего задания

  3. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Методы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный

Оборудование: учебник, доска, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, аудиофайл










Ход урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Орг.момент

Чтение учителем стихотворения «Поэзия» Тютчева

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с Небес слетает к нам —
 
Небесная к Земным Сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на
бунтующее Море
Льёт
примирительный елей.



2. Тема урока

(Приветствие)

- Стихотворение называется «Поэзия».

-Попробуйте определить тему урока? С чем она будет связана?

-Именно о поэзии Тютчева, характере его лирики мы сегодня поразмышляем и создадим буклет.

-Как вы думаете, что нам это даст?




С лирикой Тютчева, его поэзией





В краткой форме изложить самые важные сведения о лирике Тютчева


3. Кластер

Работа в парах

Делают записи под Чайковского «Времена года»

-Вы уже читали стихотв. Тютчева.

Какие ассоциации у вас на данный момент вызывает его лирика? Какая она?

-Давайте составим кластер. Работаем в парах – 1 мин

Природа, любовь, философия и пр. (В) Легкая, красивая, торжественная, грустная… Делают записи под Чайковского «Времена года»


4. Чтение стихотворений о любви, природе; из философской лирики

- Вы уже читали стихотв. Тютчева (н-р, о временах года)

- Мне интересно послушать, какие из них вы выбрали о природе…

Читают фрагменты стихотв. по темам, указанным в кластере

(о природе, из любовной и философской лирики)


























5. Работа в парах: Анализ примеров стихотв.





Обращение к классицизму (лексика);


К романтизму (через образы стихий, символы)








Трагизм и двойственность

















Романс

- Перед вами тексты стихотворений Тютчева. О чем они?


- Давайте подумаем, как поэт пытается донести до нас свои мысли. Какие средства, образы для этого использует?

  • -лексические средства

  • -синтаксические средства

-Считается, что лирика Т. является некой платформой, основой для развития Символизма в нач.20 века

  • -слова-символы

-Можно ли в целом назвать лирику Тютчева светлой, радужной; мироощущение в ней безмятежным?

-Найдите слова или образы, которые помогают создать настроение.

-Тревожность и двойственность мировосприятия - в стихотворениях любой тематики (стр.309, 311,314+ «умиление» на стр.318)

Стр.318: Тютчев относился к своим стихам не как к литературному творчеству для публики – это был внутренний монолог, исповедь перед самим собой. Поэтому поэзия была ему необходима как примирение с жизнью и преодоление «двойного бытия души»


- Это хорошо просматривается в стихотв. «Я встретил вас…»

О природе, любви, Родине и пр.

Политическая, гражданская лирика





Использует эпитеты, вопросит. Предложения и пр.

Слова высокого стиля





Слова-символы

Ночь, день, звезды и пр.



(нет) Находят и зачитывают строки о тревожных размышлениях


Называют примеры (о любви, природе..)

















Слушают (с.316)


4. Подведение итогов

Возвращение к кластеру

Какими словами можно дополнить содержание кластера?


Слушают романс «Я встретил вас…» и дополняют содержание кластера








(высказывания современников на буклете)



Подвести к философии в лирике!

-Тютчева как поэта на родине приняли и высоко оценили его поэзию достаточно поздно

- Вам нравятся его стихотворения? Почему?

- Его современники высоко ценили его вклад в литературу

- Как вы считаете, интересна нашим современникам лирика? Чем?

- Подумайте, какое из слов кластера лучше всего могло бы охарактеризовать лирику Т.?





Да/Нет





Много вопросов



Философская


Самооценка

-На листочках напишите ФИ, поставьте себе отметку за урок



Д/з


  1. С.309-318;

  2. Ответить на вопрос №5 на стр.318:

Как вы понимаете фразу «Мысль изреченная есть ложь»? (из стихотворения «Silentium!»)

  1. (по желанию) Мини-рассуждение о своеобразии лирики Тютчева(или синквейн) – на обратной стороне буклета









При наличии времени


Об эволюции и специфике поэзии (слово учителя)










Сайты

-Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.

  • «звук цвета» и «цвет звука»

  • Сложность души через образы из мира природы


(об этом прочитают в статье)











Показать информационные Интернет ресурсы, связанные с творчеством поэта





Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета
Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tu...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета
Описание слайда:

Ф.И. Тютчев в год окончания Московского университета

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tutch
Описание слайда:

Интернет-ресурсы http://www.tutchev.net.ru/lib/sa/author/100002 http://www.tutchev.ru/ http://www.fedor-tutchev.narod.ru/ http://tyutchev.ru/index.html http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/gen/gen.html http://www.tutchev.com/index.shtml

I

I

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Ф.И. Тютчев


I

I

I

I

I

I

I

I

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей…

А.А. Фет


I

I

I

I

I

I

I

Без Тютчева нельзя жить…

Л.Толстой


I

I

I

I

I

I

II


I

г. Ф. Т. принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии

Н.А. Некрасов


I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m6fe55d7a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Интернет-страницы

о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Федор Иванович

Тютчев







I

I

Ihello_html_m2cf78ee8.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I


1803 - 1873

I

I

I

I

I

I

I

Поэт, дипломат


?







I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

Ihello_html_m43c30d59.gif

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

Ihello_html_m366188a6.gif

Ihello_html_m35d61f21.gif

I

I

I

Ihello_html_m78577323.gif

I

I

Ihello_html_m3c62f7b0.gif

I

I

I

I

Ihello_html_7e80ece3.gifhello_html_m2b4c2897.gif

Ihello_html_m5692e68e.gif

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Ihello_html_m5d2c778a.gif

I

I

Ihello_html_m6a10a894.gif

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____



ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____


ФИ_____________


Я оцениваю свою работу на уроке____







Весна... Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам…

***

Вечер мглистый и ненастный...
Чу, не жаворонка ль глас?..
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мертвый час?..
Гибкий, резвый, звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час...
Как безумья смех ужасный,
Он всю душу мне потряс!..

***

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в п.ервый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальней слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит...

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул...

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..


***

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.


***

На небе месяц — и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...


Название документа

***

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.


***

Родной ландшафт... Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль — с ее угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой...
Всё голо так — и пусто-необъятно
В однообразии немом...
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья —
Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,
В каком-то забытьи изнеможенья,
Здесь человек лишь снится сам себе.
Как свет дневной, его тускнеют взоры,
Не верит он, хоть видел их вчера,
Что есть края, где радужные горы
В лазурные глядятся озера...


***

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые —
И где теперь, туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах —
Как брат меньшой, умерший в пеленах...

Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Всё, чем я жил и чем я дорожил!


***

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.


***

Русская география

Москва и град Петров, и Константинов град- 
Вот царства русского заветные столицы... 
Но где предел ему? и где его границы- 
На север, на восток, на юг и на закат? 
Грядущим временам судьбы их обличат... 
Семь внутренних морей и семь великих рек... 
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, 
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... 
Вот царство русское... и не прейдет вовек, 
Как то провидел Дух и Даниил предрек.


Название документа



Любовь, любовь – гласит преданье.

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье

И поединок ... роковой...

***

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

***

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей…





***

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом...

И все еще была она

Той свежей прелести полна,

Той дорассветной темноты,

Когда незрима, неслышна,

Роса ложится на цветы...

Вся жизнь ее тогда была

Так совершенна, так цела

И так среде земной чужда,

Что, мнится, и она ушла

И скрылась в небе, как звезда.

***

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…



















Название документа

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был —

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!


***

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Над вами светила молчат в вышине,

Под вами могилы — молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:

Бессмертье их чуждо труда и тревоги;

Тревога и труд лишь для смертных сердец...

Для них нет победы, для них есть конец.


***

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!



***


Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.


Название документа

***

Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, —
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале...

Кончив пир, мы поздно встали
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины...
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, —
Как над этим дольным чадом
В горнем, выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами...


***

Поэзия

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.


***

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

***

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»


***

Молчит сомнительно Восток,
Повсюду чуткое молчанье...
Что это? Сон иль ожиданье,
И близок день или далек?

Чуть-чуть белеет темя гор,
Еще в тумане лес и долы,
Спят города и дремлют селы,
Но к небу подымите взор...

Смотрите: полоса видна,
И, словно скрытной страстью рдея,
Она всё ярче, всё живее —
Вся разгорается она —
Еще минута, и во всей
Неизмеримости эфирной
Раздастся благовест всемирный
Победных солнечных лучей...











Урок литературы "Трагизм «двойного бытия», или Спасительность поэзии Ф.И.Тютчева" (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Работа содержит план-конспект урока в 11 классе, иллюстративный материал, аудиофайлы, а также раздаточный материал, включающий образец буклета о характере поэтического творчества Ф. И. Тютчева для заполнения учащимися и лист для самооценки на уроке

Цель урока

Сформировать представление о своеобразии лирики Ф.И. Тютчева, её философском характере

Задачи урока

познакомить учащихся с разнообразными гранями лирики Тютчева, помочь проникнуться философской и нравственной глубиной его стихов, понять их художественное своеобразие; учить пониманию поэтической образности и особенностей стиля; раскрывать сложность и глубину его драматических переживаний;

развивать способности  нестандартного подхода к осмыслению стихотворного текста; развивать монологическую речь, креативные способности; развивать навыки анализа стихотворного текста, развивать навыки работы в паре;

вызвать интерес к философским проблемам; формировать эмоционально-ценностное отношение к природе  и  помогать видеть место  человека в ней; пробуждать чувство прекрасного

 

Автор Колечкова Ольга Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 768
Номер материала 1940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓