Инфоурок Литература КонспектыУрок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)

Урок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)

Скачать материал

 

 

 

Конспект урока литературы в 5 классе

 

Тема: Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Задачи:

1.                  Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний  героев художественного произведения, их психологическое состояние, мотивы  поступков персонажей.

2.                  Развивать устную и письменную монологическую речь, логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; творческое воображение учащихся, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения.

3.                  Воспитывать  чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Оборудование: компьютер, презентация, диск с записью х/ф «Снежная королева», учебники, иллюстрации. 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке очень много работы. Я думаю, если вы проявите активность, будете мыслить, думать, сопереживать, то вынесете для себя очень много полезного и интересного.

/звучит музыка «Если вы не так уж боитесь Кощея…»


В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете 
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.


(Ю.Энтин)

К этому стремятся многие сказочники, этого ждут те, кто читает сказки.

П. Обобщение изученного материала.

1. Сообщение темы ми целей урока.                                                                                                                 

 – Определите, над произведением какого писателя мы будем сегодня работать?

Он родился в Дании, жил в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился в школе для бедняков, потом в гимназии, работал ткачом, пытался стать певцом и балетным  актером, а теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

- Какие сказки Андерсена вы читали?

- Давайте вспомним, что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Чем отличается сказка народная от литературной?

Расшифруйте название сказки, над которой мы будем сегодня работать.

«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Сегодня у нас заключительный урок по этому произведению и поэтому его тема звучит так:

«Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»».

- Кто из вас сможет самостоятельно определить цель нашего урока?

- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на вопрос:

Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

 

 

2. Угадай героя по описанию.

А сейчас давайте вспомним героев, с которыми мы встретились на страницах сказки «Снежная Королева». Попробуйте узнать сказочного персонажа по его описанию.

1.                  Он знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей. (Кай)

2.                  Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей. Дети пели, взявшись за руки, смотрели на солнечное сияние и разговаривали с ним…(Герда)

3.                  Они рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба. (Ученики Тролля)

4.                  Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица Кай себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. (Снежная Королева).

5.                   Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала:

– Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. (Маленькая разбойница)

6.                  Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

7.                  Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.

8.                  Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.

- Какие еще герои встретились на страницах этой сказки, но я не представила их описание?

3. Работа с планом произведения (в группах).

- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сюжет сказки. Перед вами план произведения, в котором нарушена последовательность событий. Некоторые пункты плана пропущены. Вы должны восстановить логическую последовательность и подобрать к каждому пункту плана иллюстрацию, которые лежат у вас на партах. Нужно соотнести пункт плана с соответствующей иллюстрацией. Эту работу вы выполняете  в группах.

План

1.                  Зеркало и его осколки.

2.                  Мальчик и девочка.

3.                   Первая встреча со Снежной королевой.

4.                   Превращение Кая.

5.                   Кай в санях у Снежной королевы.

6.                   В волшебном саду старушки-колдуньи.

7.                  Герда в королевстве принцессы.

8.                   Герда у маленькой разбойницы.

9.                  Лапландка и финка.

10.               В чертогах Снежной королевы.

/проверка работы

4. Анализ сказки.

- Дайте характеристику главным героям. Чем они были похожи, что украшало их жизнь?
- Как вы думаете, чувствовали ли они себя счастливыми? Почему? Докажите.

- Какое событие сильно изменило жизнь детей?
- Какими свойствами обладало зеркало и его осколки? 
- Как изменяется после этого Кай? Каким он стал?
- Какое чувство испытал Кай, увидев Снежную королеву в первый раз? Прочитайте.
- Какой представляется Каю Снежная королева потом? Зачитайте.

- А что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай?
(Герда отправляется на поиск Кая). 

- Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь?

(Её любящее, горячее сердце подтолкнуло Герду с этому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна помочь ему).

- Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности?(Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).

- Представьте, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же, как она?

- Как ее характеризует история с красными башмачками?
- Кто помогает Герде на её трудном пути? (Люди и животные). 

5. Выразительное чтение в лицах диалогов.

Давайте прочитаем отрывки из сказки, в которых рассказывается, как люди и животные помогают девочке.

6. Просмотр отрывка из х/ф «Снежная королева».

- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из художественного фильма «Снежная королева». Сравним, как происходящее представляем мы с вами, и каким его увидел режиссёр фильма. Книга и фильм – это разные художественные произведения, режиссёр передаёт в фильме своё видение событий, но по сюжету сказки.

7. Обобщающая беседа.

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем ее сила?

(У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).

- Кто еще помог Герде? Почему Божья помощь дается именно ей? (Герда действует по велению сердца)

- Какими мы видим Кая и Герду в конце произведения? Изменились ли они? Зачитайте. (Взрослые Кай и Герда остались детьми сердцем и душою. Поэтому им помогает Бог, хранит их любовь и дружбу.)

7. Работа с эпиграфом

Вспомните, какой вопрос задает Герда девочке, когда дети возвращались домой? Как бы вы на него ответили? (Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека).

- Как вы понимаете слова великого сказочника?

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту».  Г.Х.Андерсен.

III Итог урока

- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно даёт человеку огромную силу, делает его непобедимым.

Рефлексия

- Кто из героев вызвал у вас симпатию? Почему?

- Какой вид работы на уроке особенно понравился?

- Что полезного вы вынесли для себя?

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

Выставление отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

                        

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

                           

 

 

               

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект содержит разработку обобщающего урока литературы в 5 классе по теме: "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»". Конспект включает в себя различные виды работ, направленных на развитие устной и письменной монологической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; творческого воображения учащихся, навыков анализа текста, выразительного чтения: работа над планом и иллюстрациями к сказке, выразительное чтение в лицах, просмотр видеофильма, аналитическое перечитывание текста, выборочный пересказ, работу с эпиграфом. Продумана коллективная и групповая формы работы, вопросы и задания, выполнение которых способствует формированию умения воспринимать мир чувств и переживаний героев художественного произведения, их психологическое состояние, мотивы поступков персонажей, чувства взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.11.2020 540
    • DOCX 53.5 кбайт
    • 37 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лекомцева Лариса Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лекомцева Лариса Михайловна
    Лекомцева Лариса Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82200
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека