Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)

Урок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)




Конспект урока литературы в 5 классе


Тема: Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Задачи:

  1. Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев художественного произведения, их психологическое состояние, мотивы поступков персонажей.

  2. Развивать устную и письменную монологическую речь, логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; творческое воображение учащихся, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения.

  3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Оборудование: компьютер, презентация, диск с записью х/ф «Снежная королева», учебники, иллюстрации. 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке очень много работы. Я думаю, если вы проявите активность, будете мыслить, думать, сопереживать, то вынесете для себя очень много полезного и интересного.

/звучит музыка «Если вы не так уж боитесь Кощея…»

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете 
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

(Ю.Энтин)

К этому стремятся многие сказочники, этого ждут те, кто читает сказки.

П. Обобщение изученного материала.

1. Сообщение темы ми целей урока.

Определите, над произведением какого писателя мы будем сегодня работать?

Он родился в Дании, жил в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился в школе для бедняков, потом в гимназии, работал ткачом, пытался стать певцом и балетным актером, а теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

- Какие сказки Андерсена вы читали?

- Давайте вспомним, что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Чем отличается сказка народная от литературной?

Расшифруйте название сказки, над которой мы будем сегодня работать.

«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

Сегодня у нас заключительный урок по этому произведению и поэтому его тема звучит так:

«Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»».

- Кто из вас сможет самостоятельно определить цель нашего урока?

- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на вопрос:

Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?



2. Угадай героя по описанию.

А сейчас давайте вспомним героев, с которыми мы встретились на страницах сказки «Снежная Королева». Попробуйте узнать сказочного персонажа по его описанию.

  1. Он знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей. (Кай)

  2. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей. Дети пели, взявшись за руки, смотрели на солнечное сияние и разговаривали с ним…(Герда)

  3. Они рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. Они бегали с зеркалом повсюду. Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы отразились в нем в искаженном виде. Напоследок им захотелось добраться до неба. (Ученики Тролля)

  4. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина; шуба и шапка на ней были из снега. Она была так хороша! Более умного, прелестного лица Кай себе представить не мог. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему головой. (Снежная Королева).

  5. Она была ужасно избалованна и упряма. Ростом с Герду, но сильнее. Глаза у нее были совсем черные, но печальные. Она обняла Герду и сказала:

Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. (Маленькая разбойница)

  1. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.

  2. Он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось еще хуже.

  3. Она прочла все газеты на свете и позабыла все, что прочла, – вот какая умница! Раз как-то сидела она на троне, а веселья-то в этом не слишком много, – и напевала песенку: “Отчего бы мне не выйти замуж?” “А ведь в самом деле!” – подумала она, и ей захотелось выйти замуж.

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.

- Какие еще герои встретились на страницах этой сказки, но я не представила их описание?

3. Работа с планом произведения (в группах).

- А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сюжет сказки. Перед вами план произведения, в котором нарушена последовательность событий. Некоторые пункты плана пропущены. Вы должны восстановить логическую последовательность и подобрать к каждому пункту плана иллюстрацию, которые лежат у вас на партах. Нужно соотнести пункт плана с соответствующей иллюстрацией. Эту работу вы выполняете в группах.

План

  1. Зеркало и его осколки.

  2. Мальчик и девочка.

  3. Первая встреча со Снежной королевой.

  4. Превращение Кая.

  5. Кай в санях у Снежной королевы.

  6. В волшебном саду старушки-колдуньи.

  7. Герда в королевстве принцессы.

  8. Герда у маленькой разбойницы.

  9. Лапландка и финка.

  10. В чертогах Снежной королевы.

/проверка работы

4. Анализ сказки.

- Дайте характеристику главным героям. Чем они были похожи, что украшало их жизнь?
- Как вы думаете, чувствовали ли они себя счастливыми? Почему? Докажите.

- Какое событие сильно изменило жизнь детей?
- Какими свойствами обладало зеркало и его осколки? 
- Как изменяется после этого Кай? Каким он стал?
- Какое чувство испытал Кай, увидев Снежную королеву в первый раз? Прочитайте.
- Какой представляется Каю Снежная королева потом? Зачитайте.

- А что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай?
(Герда отправляется на поиск Кая). 

- Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой длинный и долгий путь?

(Её любящее, горячее сердце подтолкнуло Герду с этому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна помочь ему).

- Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности?(Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).

- Представьте, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же, как она?

- Как ее характеризует история с красными башмачками?
- Кто помогает Герде на её трудном пути? (Люди и животные). 

5. Выразительное чтение в лицах диалогов.

Давайте прочитаем отрывки из сказки, в которых рассказывается, как люди и животные помогают девочке.

6. Просмотр отрывка из х/ф «Снежная королева».

- Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из художественного фильма «Снежная королева». Сравним, как происходящее представляем мы с вами, и каким его увидел режиссёр фильма. Книга и фильм – это разные художественные произведения, режиссёр передаёт в фильме своё видение событий, но по сюжету сказки.

7. Обобщающая беседа.

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем ее сила?

(У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).

- Кто еще помог Герде? Почему Божья помощь дается именно ей? (Герда действует по велению сердца)

- Какими мы видим Кая и Герду в конце произведения? Изменились ли они? Зачитайте. (Взрослые Кай и Герда остались детьми сердцем и душою. Поэтому им помогает Бог, хранит их любовь и дружбу.)

7. Работа с эпиграфом

Вспомните, какой вопрос задает Герда девочке, когда дети возвращались домой? Как бы вы на него ответили? (Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека).

- Как вы понимаете слова великого сказочника?

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту». Г.Х.Андерсен.

III Итог урока

- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно даёт человеку огромную силу, делает его непобедимым.

Рефлексия

- Кто из героев вызвал у вас симпатию? Почему?

- Какой вид работы на уроке особенно понравился?

- Что полезного вы вынесли для себя?

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

Выставление отметок.



































Урок литературы "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»." (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект содержит разработку обобщающего урока литературы в 5 классе по теме: "Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»". Конспект включает в себя различные виды работ, направленных на развитие устной и письменной монологической речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; творческого воображения учащихся, навыков анализа текста, выразительного чтения: работа над планом и иллюстрациями к сказке, выразительное чтение в лицах, просмотр видеофильма, аналитическое перечитывание текста, выборочный пересказ, работу с эпиграфом. Продумана коллективная и групповая формы работы, вопросы и задания, выполнение которых способствует формированию умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев художественного произведения, их психологическое состояние, мотивы  поступков персонажей,    чувства взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

 

 

 

 

Автор Светашова Наталья Сергеевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3656
Номер материала 5034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓