5. Работа в группах. У каждой группы на столе стихотворения. Я предлагаю вам проследить,
как развивается тема Родины, сквозная тема всего творчества Есенина, в
стихотворениях о природе, в философской лирике. Какой Родина предстает в
творчестве А.Блока, в чем необычность этого образа?
Итак: 1 группа- стихи С.Есенина о природе; 2
группа – философская лирика С.Есенина; 3 группа – цикл «На поле Куликовом»
А.Блока; 4 группа – цикл «Родина».
1 группа. Любовь к России поэт
показывает через любовь к полям, рекам, лугам… Можно даже сказать, что это не
просто природа или родина , это особый цельный образ, который можно назвать
ПРИРОДА – РОДИНА. Не случайно поэт использует такой прием, как олицетворение.
Россия, родина, природа– это не просто слово. Она осязаема, она живая.
Образ живой природы создается, например, обращениями:
“Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу”;
“Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь”;
“Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?”;
“Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных”...
Раз есенинская Русь, природа олицетворена, то поэту мало
только изобразить что-то, читатель не только видит живую природу, но и слышит
ее.
Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего
озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм,
усиливающий звуковое впечатление – “стозвонный”, звон слышен и аллитерациях
этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: “Звонкой
позолотой взвенивает лес”; “Поет зима– аукает, // Мохнатый лес баюкает //
Стозвоном сосняка”. В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные
явления: “В роще по березкам // белый перезвон”; “Я хотел бы затеряться // В
зеленях твоих стозвонных”; “А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя”;
“Мне навстречу как сережки // Прозвенит девичий смех”. В поэзии Есенина есть
и тихие звуки: “шелест тростника”, “шепот сосняка”, “говор кроткий”, “слабый
крик”, “тягучий вздох”, “нежно охает ячменная солома”, и свист, и гудение, и
крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый,
малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое”
звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и
белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые,
ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина преобладают
синий, голубой, розовый, золотой, серебряный цвета. Нередко краски приглушены
и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Любимые есенинские эпитеты – "синий" и
"голубой" – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта:
"Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге..."; "Май
мой синий, июнь голубой!"
Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с
Богородицей. Да и пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. В
есенинских цветах – религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое
поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы–
малиновые, голубые)
Таким образом, через движение, звуки, цветопись поэт вновь и вновь говорит о
любви к Родине.
3 группа. К самым различным аспектам сложной и
драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси
как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает
традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны
становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В
этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то
перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу..."
Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и
трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее
известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы
золотые..."). В последних произведениях цикла "Родина"
появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот,
началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей
трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское
небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...",
"Коршун" и других. Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже
Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том,
чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном
обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в
стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...",
написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно
отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого -
это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в
церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего.
Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты
символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
"Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне".
|
Словарная работа.
Панпсихизм -
вера во всеобщую одушевленность природы.
Медитативная лирика - (медитация – углубленное размышление, погружение в себя)
2 группа. У Есенина природа не отделима от человека, от его
настроений, мыслей и чувств.
Стихотворение "Отговорила роща золотая..." (1924) – пример так
называемой медитативной лирики, углубленное размышление, погружение в себя,
его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей
жизни.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени:
облетевшая роща, журавли... Однако это лишь набросок, эскиз с бегло
намеченными деталями. Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой
души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты:
"роща золотая", "березовым, веселым языком".
Во второй строфе прорисован жизненный путь
человека: Кого
жалеть?Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Странник, покинутый дом, голубой пруд - обычные для поэзии
Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и
каждого человека.
В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется
бесприютная фигура лирического героя
"вечно странствующего странника":
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Так же как и роща "отговорила веселым языком"
юность самого героя.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического
сюжета. Чувство беспредельной ("один среди равнины голой") тоски и
одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
"Но никого не может он согреть..." Внезапно в
пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и
отрицания ("не обгорят", "не пропадет") на этот раз
звучат уже как утверждения:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Строки "Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю
грустные слова" возвращают нас к началу стихотворения. "Роща
золотая" – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и "не обгорят
рябиновые кисти" и "не пропадет трава". Поэзия в понимании
Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки,
стряхиваемые с души, когда нальются соком.
Не случайно осень названа "мудрым садовником". О своем
"возрасте осени" Есенин скажет: "прозрачно я смотрю
вокруг". Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт
отождествляет себя с природой.
4 группа. Стихотворение
посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается
автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная
кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и
жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый
цвет ("Закат в крови!").
В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект
поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа;
скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо
сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл
свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической
вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно
если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской
поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения:
"Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет
авторское "мы", размышляя о
судьбах людей своего поколения. Они представляются ему
трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой
здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его
интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже
замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются
короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают
восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в
семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак.
Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.