Главная / Русский язык и литература / Урок литературы в 11 классе: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина.

Урок литературы в 11 классе: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина.

Тема урока: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков.

Форма урока: урок-исследование

Технология: личностно-ориентированная; проектный метод с использованием компьютерных технологий, технология «критического мышления».

Цели урока:

  • Повторить и обобщить полученные знания о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина. Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.

  • Развитие познавательного интереса, творческой исследовательской деятельности учащихся.

  • Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.

  • Повторение и закрепление основного программного материала.

  • Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой).

  • Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.

  • Закрепление технологий создания мультимедийного проекта.

Задачи:

  • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

  • Воспитательные: воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.

  • Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Слово “Родина” у нас, россиян, вызывает в воображении много образов. Родина – это степи, леса, простор, воля, деревня где мы родились, наш Дом, заснеженные просторы крайнего севера, запах поздних яблок…А еще Родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и Александр Невский, безымянный автор “Слова о полку Игореве” и Андрей Рублев. А вот ближе: Пушкин и Лобачевский,

Толстой и Менделеев, Рахманинов и Шостакович и…Блок и Есенин.



2. Выдвижение проблемы. Сегодня у нас с вами урок-исследование “Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина”, на этом уроке мы попытаемся исследовать отдельные произведения поэтов, найти истоки обостренного патриотического чувства, значимости темы Родины в их творчестве , показать различное выражение патриотического чувства в лирике поэтов, а также выявить то общее, что делает этих мастеров слова поистине народными поэтами.

Две творческие группы представят нам свои проекты-исследования. Перед ними была поставлена задача: найти истоки патриотического чувства С.Есенина и А.Блока и выяснить, каково значение темы Родины в их творчестве. Участники познакомят нас с результатами своего исследования и постараются доказать выдвинутые ими гипотезы.



3. Выступление групп.

Выступление 1 группы.

Гипотеза: все творчество С.Есенина проникнуто чувством Родины.

Презентация проекта «Сергей Есенин. Истоки». Выразительное чтение стихотворений.

Выступление 2 группы. Гипотеза: личная жизнь и жизнь страны – единое целое в творчестве А.Блока.

Презентация проекта «А.Блок. «Все думы мои о России…». Выразительное чтение стихотворений.



1. Постановка задачи перед классом: оценить проекты, высказать свои мнения о достоинствах и недостатках проектов.


4. Устные рецензии. Обмен мнениями между группами о недостатках и достоинствах проектов.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на заполняемую ими по ходу выступления групп оценочную таблицу, пробуют высказать мнение о том, сумели ли группы доказать выдвинутые ими гипотезы, на основе просмотренных презентаций.

Вывод; Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все, написанное им, проникнуто “чувством родины”. Как писал сам поэт: “Чувство родины – основное в моем творчестве”. Именно “не тема”, а “чувство”. 

Вывод: А.Блок сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.

Оценочная таблица

Параметр

Оценка, аргументы.

Соответствие содержания проекта предложенной теме.

 

Наглядность и оригинальность.

Целостность.

 

Разнообразие использованных источников.

 

Подборка стихотворений

 

Аргументированность защиты проекта.

 



5. Работа в группах. У каждой группы на столе стихотворения. Я предлагаю вам проследить, как развивается тема Родины, сквозная тема всего творчества Есенина, в стихотворениях о природе, в философской лирике. Какой Родина предстает в творчестве А.Блока, в чем необычность этого образа?

Итак: 1 группа- стихи С.Есенина о природе; 2 группа – философская лирика С.Есенина; 3 группа – цикл «На поле Куликовом» А.Блока; 4 группа – цикл «Родина».


1 группа. Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам… Можно даже сказать, что это не просто природа или родина , это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА – РОДИНА. Не случайно поэт использует такой прием, как олицетворение. Россия, родина, природа– это не просто слово. Она осязаема, она живая.
Образ живой природы создается, например, обращениями:

“Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу”;

“Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь”;

“Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?”;

“Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных”...

Раз есенинская Русь, природа олицетворена, то поэту мало только изобразить что-то, читатель не только видит живую природу, но и слышит ее.
Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление – “стозвонный”, звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: “Звонкой позолотой взвенивает лес”; “Поет зима– аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка”. В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “В роще по березкам // белый перезвон”; “Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных”; “А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя”; “Мне навстречу как сережки // Прозвенит девичий смех”. В поэзии Есенина есть и тихие звуки: “шелест тростника”, “шепот сосняка”, “говор кроткий”, “слабый крик”, “тягучий вздох”, “нежно охает ячменная солома”, и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают “металлическое” звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой, серебряный цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Любимые есенинские эпитеты – "синий" и "голубой" – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: "Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге..."; "Май мой синий, июнь голубой!"
Синий , небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Да и пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. В есенинских цветах – религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые)
Таким образом, через движение, звуки, цветопись поэт вновь и вновь говорит о любви к Родине.



3 группа. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведениях цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Страшный мир, созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А.Блок предельно открыто выразил эту свою,любовь-ненависть в

стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...", написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

"Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне".




Словарная работа.


Панпсихизм - вера во всеобщую одушевленность природы.

Медитативная лирика - (медитация – углубленное размышление, погружение в себя)




2 группа. У Есенина природа не отделима от человека, от его настроений, мыслей и чувств.
Стихотворение "Отговорила роща золотая..." (1924) – пример так называемой медитативной лирики, углубленное размышление, погружение в себя, его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли... Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями. Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: "роща золотая", "березовым, веселым языком".
Во второй строфе прорисован жизненный путь человека: Кого жалеть?Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Странник, покинутый дом, голубой пруд - обычные для поэзии Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека.
В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя

"вечно странствующего странника":

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Так же как и роща "отговорила веселым языком" юность самого героя.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.

В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной ("один среди равнины голой") тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом:

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

"Но никого не может он согреть..." Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания ("не обгорят", "не пропадет") на этот раз звучат уже как утверждения:



Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

Строки "Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова" возвращают нас к началу стихотворения. "Роща золотая" – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и "не обгорят рябиновые кисти" и "не пропадет трава". Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком.
Не случайно осень названа "мудрым садовником". О своем "возрасте осени" Есенин скажет: "прозрачно я смотрю вокруг". Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт отождествляет себя с природой.

4 группа. Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!").
В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.
И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь..." В стихотворении А.Блок употребляет авторское "мы", размышляя о

судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".). Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна.


6. Реализация индивидуального задания. Анализ стихотворения А.Блока «Русь», С.Есенина «Спит ковыль, равнина дорогая…»


7. Рефлексия. Метод незаконченного предложения: - Мне понравилось … - Я понял, что … - Я научился …


8. Подведение итогов. Предлагается с целью сравнения освещения темы Родины в творчестве А.Блока и С.Есенина заполнить таблицу.

А.Блок

С.Есенин

1.Русская природа.





2.Обращение к историческому прошлому.







3. Социальные противоречия настоящего.







Образ Родины.










9. Домашнее задание. Написать небольшой критический очерк “Мой Блок”, “Мой Есенин”. Цель работы: показать свое отношение к лирике поэтов.


10. Оценка работы учащихся на уроке.



Урок литературы в 11 классе: Россия и поэт. Тема Родины в творчестве А. Блока и С. Есенина.
  • Русский язык и литература
Описание:

Слово “Родина” у нас, россиян, вызывает в воображении много образов. Родина – это степи, леса, простор, воля, деревня где мы родились, наш Дом, заснеженные просторы крайнего севера, запах поздних яблок…А еще Родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и Александр Невский, безымянный автор “Слова о полку Игореве” и Андрей Рублев. А вот ближе: Пушкин и Лобачевский,

Толстой и Менделеев, Рахманинов и Шостакович и…Блок и Есенин.

Цели урока:

 

  • Повторить и обобщить полученные знания о поэзии Серебряного века на примере патриотической лирики А.Блока, С. Есенина. Показать различное выражение глубокого патриотического чувства, влияние времени, революции на своеобразие образа Родины в творчестве этих поэтов.
  • Развитие познавательного интереса, творческой исследовательской деятельности учащихся.
  • Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
  • Повторение и закрепление основного программного материала.
  • Межпредметные связи: связь литературы с другими предметами (историей и информатикой).
  • Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
  • Задачи:

    • Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.
    • Воспитательные: воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
    • Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Автор Китабалиева Ирина Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1196
Номер материала 42856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓