Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему..."(по раннему творчеству Н.А. Некрасова) (6 класс)

Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему..."(по раннему творчеству Н.А. Некрасова) (6 класс)

Тема урока: «Лирика Н.А.Некрасова» « Я лиру посвятил народу своему…»
10 декабря- 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова
Цели урока Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее...
Детство Н.А.Некрасова Николай Алексеевич Некрасов родился 28ноября (10 декабр...
Отец – Алексей Сергеевич Мать- Елена Андреевна Играла ты и пела гимн печальны...
Село Грешнево. Дом поэта. 0004-004-Greshnevo-jaroslavskoe-imenie-ottsa.jpg
Дружба с крестьянскими детьми При усадьбе у Некрасовых был старый, запущенный...
Детство на Волге Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостн...
Детство и юность поэта прошло на Волге. Здесь же он увидел бурлаков, которые,...
В 1832г. 11-летний Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Здесь он познако...
«Петербургские мытарства» В 1838 году Н.Некрасов решает поступить в Петербург...
Возвращение на Волгу slide77.jpg
Волга – вечная река
В Петербург Некрасов привёз свои первые литературные произведения. После долг...
Произведения Н.А.Некрасова
Произведения Н.А.Некрасова
С большой теплотой писал Н.Некрасов о крестьянских детях, которых хорошо знал...
Произведения Н.А.Некрасова
Поэзия Н.А.Некрасова
Славная осень…. Продолжить стихотворение
Некрасов высоко ценил в русской женщине ее энергию, силу и духовную красоту. ...
Узнать из какой поэмы отрывок и прочитать Некрасов высоко ценил в русской жен...
Игра »Кто больше знает? Одна команда задает по три вопроса по творчеству поэт...
Прочитать отрывки из стихотворении ««Пророк» каждого автора и произвести сопо...
Творчество Н.А.Некрасова посвящено народу. Творчество великого русского поэта...
Стихотворение «Волга» Прочитать стихотворение наизусть
Прочитать отрывки стихотворении о народе.
История создания стихотворения « Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Не...
Я призван был воспет твои страданья, терпеньем изумляющий народ…
Последние стихи поэта Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дне...
8 января 1878 года после тяжелой болезни Н.А.Некрасов умер «Со времени Пушкин...
Именем Некрасова названы: 0006-006-Imenem-Nekrasova-nazvany-ulitsy-v-Peterbur...
Boeing 767-36N/ER «Н. Некрасов» Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэроф...
Марки с портретом поэта Почтовая марка СССР, 1946 год
Почтовая марка СССР, 1971 год
Памятник Н.А.Некрасову в Ярославле Некрасовяр.jpg
Памятник в Петербурге Именем Некрасова названа улица памятник в Петербурге им...
«С самого начала он всем понятен. Все его подхватывают, все его прочитывают, ...
«Элегия» « Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему. Н...
Закрепление урока Что вы узнали нового о великом поэте? Ответить на проблемны...
1. Некрасова звали а)Иван Алексеевич б)Алексей Николаевич в) Сергей Алексееви...
2. Некрасов а)был влюблен в П. Виардо б)участвовал в обороне Севастополя в)бы...
3. Некрасов учился а) в Ярославской гимназии б) в Царскосельском Лицее в) в к...
4.Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а)роман-эпопея б)рассказ-эпопея в)п...
5. Какое произведение не принадлежит Некрасову а)«Железная дорога» б)«Невский...
6 Годы жизни Н. Некрасова а)1814 - 1841 б)1809 - 1852 в)1821 – 1878 г)1799 – ...
7. Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…» а)ямб б)...
8.Детство поэта прошло на реке а)Днепр б) Волга в) Лена г) Дунай
9. В жизни Некрасова а) Была ссылка на Кавказ в действующую армию б) Было про...
Годы смерти Некрасова а) 1822-1878 б)1825-1877 в)1821-1877 г)1821-1878
Итоги урока Выставление оценок Выучить одно стихотворение поэта по выбору и с...
1 из 53

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: «Лирика Н.А.Некрасова» « Я лиру посвятил народу своему…»
Описание слайда:

Тема урока: «Лирика Н.А.Некрасова» « Я лиру посвятил народу своему…»

№ слайда 2 10 декабря- 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова
Описание слайда:

10 декабря- 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова

№ слайда 3 Цели урока Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее св
Описание слайда:

Цели урока Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее связи с фольклором. Развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни. Развивающие:. Способствовать формированию информационной культуры. .Сопоставлять репродукции картин и художественное произведение. Воспитательные :.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания к судьбе народа, человеку, воспитывать чувство гордости к русской женщине; художественный вкус. Оборудование: портрет поэта Н.А.Некрасова, репродукция картины И.И.Репина «Бурлаки на Волге»

№ слайда 4 Детство Н.А.Некрасова Николай Алексеевич Некрасов родился 28ноября (10 декабря )
Описание слайда:

Детство Н.А.Некрасова Николай Алексеевич Некрасов родился 28ноября (10 декабря ) 1821г в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать – Елена Андреевна- вышла из небольшой дворянской семьи. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов – небогатый помещик, армейский офицер. Некрасову было всего три годика, когда семья переселилась в имение Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.

№ слайда 5 Отец – Алексей Сергеевич Мать- Елена Андреевна Играла ты и пела гимн печальный;
Описание слайда:

Отец – Алексей Сергеевич Мать- Елена Андреевна Играла ты и пела гимн печальный; Ту песню, вопль души многострадальной,

№ слайда 6 Село Грешнево. Дом поэта. 0004-004-Greshnevo-jaroslavskoe-imenie-ottsa.jpg
Описание слайда:

Село Грешнево. Дом поэта. 0004-004-Greshnevo-jaroslavskoe-imenie-ottsa.jpg

№ слайда 7 Дружба с крестьянскими детьми При усадьбе у Некрасовых был старый, запущенный са
Описание слайда:

Дружба с крестьянскими детьми При усадьбе у Некрасовых был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоко, груши, смородину. Конечно, барскому сыну не разрешалось дружить с детьми крепостных крестьян. Но ,улучшив удобную минуту; мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался. Этот момент его жизни- непосредственное общение с крестьянскими детьми –оказал влияние на его творчество.

№ слайда 8 Детство на Волге Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостные
Описание слайда:

Детство на Волге Село Грешнево находилось недалеко от Волги, и ранние радостные впечатления Некрасова связаны с великой русской рекой . О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я Один по утренним зарям Когда еще все в мире спит И алый блеск еще скользит По темно –голубым волнам, Я убегал к родной реке.

№ слайда 9 Детство и юность поэта прошло на Волге. Здесь же он увидел бурлаков, которые, со
Описание слайда:

Детство и юность поэта прошло на Волге. Здесь же он увидел бурлаков, которые, согнувшись тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный и безрадостный труд волновал мальчика до слез. Очень рано он испытал сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом- гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.

№ слайда 10 В 1832г. 11-летний Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Здесь он познакомил
Описание слайда:

В 1832г. 11-летний Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Здесь он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова. Здание Ярославской гимназии. М.Ю. Лермонтов.

№ слайда 11 «Петербургские мытарства» В 1838 году Н.Некрасов решает поступить в Петербургски
Описание слайда:

«Петербургские мытарства» В 1838 году Н.Некрасов решает поступить в Петербургский университет. Его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но он не послушал отца. В Петербург Некрасов явился с рекомендательным письмом К генералу Д.П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные способности юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ни один русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел Некрасов в свои первые петербургские годы. Он оказался без единой точки опоры: без пристанища, и конечно, без денег..

№ слайда 12 Возвращение на Волгу slide77.jpg
Описание слайда:

Возвращение на Волгу slide77.jpg

№ слайда 13 Волга – вечная река
Описание слайда:

Волга – вечная река

№ слайда 14 В Петербург Некрасов привёз свои первые литературные произведения. После долгих
Описание слайда:

В Петербург Некрасов привёз свои первые литературные произведения. После долгих месяцев бедности он выпустил в 1840 г. Сборник стихов «Мечты и звуки».

№ слайда 15 Произведения Н.А.Некрасова
Описание слайда:

Произведения Н.А.Некрасова

№ слайда 16 Произведения Н.А.Некрасова
Описание слайда:

Произведения Н.А.Некрасова

№ слайда 17 С большой теплотой писал Н.Некрасов о крестьянских детях, которых хорошо знал и
Описание слайда:

С большой теплотой писал Н.Некрасов о крестьянских детях, которых хорошо знал и любил за любознательность, живость ума, находчивость и трудолюбие. Кто часто их видел, Тот. верю я, любит Крестьянских детей. И шествуя важно, В спокойствии чинном, Лошадку ведет под узды мужичок…

№ слайда 18 Произведения Н.А.Некрасова
Описание слайда:

Произведения Н.А.Некрасова

№ слайда 19 Поэзия Н.А.Некрасова
Описание слайда:

Поэзия Н.А.Некрасова

№ слайда 20 Славная осень…. Продолжить стихотворение
Описание слайда:

Славная осень…. Продолжить стихотворение

№ слайда 21 Некрасов высоко ценил в русской женщине ее энергию, силу и духовную красоту. Ест
Описание слайда:

Некрасов высоко ценил в русской женщине ее энергию, силу и духовную красоту. Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц. С красивою силой в движеньях С походкой со взглядом цариц. По мне обиды смертные, Прошли и не отплаченные, И плеть по мне прошла..

№ слайда 22 Узнать из какой поэмы отрывок и прочитать Некрасов высоко ценил в русской женщин
Описание слайда:

Узнать из какой поэмы отрывок и прочитать Некрасов высоко ценил в русской женщине её энергию, силу характера.jpg

№ слайда 23 Игра »Кто больше знает? Одна команда задает по три вопроса по творчеству поэта д
Описание слайда:

Игра »Кто больше знает? Одна команда задает по три вопроса по творчеству поэта другой команде. Одна команда читает отрывок из ранней лирики поэта, другая должна узнать названия стихотворения, продолжить и рассказать об истории создания данного стихотворения.

№ слайда 24 Прочитать отрывки из стихотворении ««Пророк» каждого автора и произвести сопоста
Описание слайда:

Прочитать отрывки из стихотворении ««Пророк» каждого автора и произвести сопоставительный анализ. Н.А.Некрасов «Пророк» 1874г А.С.Пушкин «Пророк» 1826г М.Ю.Лермонтов «Пророк» 1841г

№ слайда 25 Творчество Н.А.Некрасова посвящено народу. Творчество великого русского поэта Н.
Описание слайда:

Творчество Н.А.Некрасова посвящено народу. Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова было посвящено народу. Поэт уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Основным мотивом и пафосом некрасовской поэзии является жизнь угнетенного народа, его боль и сострадание. И эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.

№ слайда 26 Стихотворение «Волга» Прочитать стихотворение наизусть
Описание слайда:

Стихотворение «Волга» Прочитать стихотворение наизусть

№ слайда 27 Прочитать отрывки стихотворении о народе.
Описание слайда:

Прочитать отрывки стихотворении о народе.

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29 История создания стихотворения « Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некра
Описание слайда:

История создания стихотворения « Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком, и передал; пересказав, прибавил, что думает воспользоваться этим воспоминанием в одном из стихотворений, которые хочет написать. Прочитав... «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений...»,- вспоминал Николай Чернышевский.

№ слайда 30 Я призван был воспет твои страданья, терпеньем изумляющий народ…
Описание слайда:

Я призван был воспет твои страданья, терпеньем изумляющий народ…

№ слайда 31 Последние стихи поэта Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней,
Описание слайда:

Последние стихи поэта Ты ещё на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру - моя померкнет слава, Не дивись - и не тужи о ней! Посвятил своей жене Зинаиде Николаевне

№ слайда 32 8 января 1878 года после тяжелой болезни Н.А.Некрасов умер «Со времени Пушкина е
Описание слайда:

8 января 1878 года после тяжелой болезни Н.А.Некрасов умер «Со времени Пушкина едва ли ко гробу какого-нибудь писателя стекалось столько народу, сколько мы видели у гроба Н.А. Некрасова» «Отечественные записки» 1878г №1

№ слайда 33 Именем Некрасова названы: 0006-006-Imenem-Nekrasova-nazvany-ulitsy-v-Peterburge-
Описание слайда:

Именем Некрасова названы: 0006-006-Imenem-Nekrasova-nazvany-ulitsy-v-Peterburge-v-1918-v-Rybatskom.jpg

№ слайда 34 Boeing 767-36N/ER «Н. Некрасов» Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлот
Описание слайда:

Boeing 767-36N/ER «Н. Некрасов» Имя «Николай Некрасов» носит Boeing 767 Аэрофлота (б/н VP-BAZ).[3] В честь Некрасова назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли), в районе которого он провёл своё детство. В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861—1875 годах устроен музей-заповедник поэта. С 1946 года в Санкт-Петербурге работает Музей-квартира Н. А. Некрасова. В городе Чудово Новгородской области работает Дом-музей Н. А. Некрасова. Именем Некрасова названы улицы в Волгограде, Воронеже, Казани, Калининграде, Липецке (снесена), Лобне, Ломоносове, Минске, Новокузнецке, Одессе, Павловске, Подольске, Перми, Реутове, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах. Писателю установлены памятники в Некрасовском, Немирове, Санкт-Петербурге, Уссурийске, Ярославле и других населённых пунктах. В филателии

№ слайда 35 Марки с портретом поэта Почтовая марка СССР, 1946 год
Описание слайда:

Марки с портретом поэта Почтовая марка СССР, 1946 год

№ слайда 36 Почтовая марка СССР, 1971 год
Описание слайда:

Почтовая марка СССР, 1971 год

№ слайда 37 Памятник Н.А.Некрасову в Ярославле Некрасовяр.jpg
Описание слайда:

Памятник Н.А.Некрасову в Ярославле Некрасовяр.jpg

№ слайда 38 Памятник в Петербурге Именем Некрасова названа улица памятник в Петербурге имене
Описание слайда:

Памятник в Петербурге Именем Некрасова названа улица памятник в Петербурге именем некрасова названа улица.jpg

№ слайда 39 «С самого начала он всем понятен. Все его подхватывают, все его прочитывают, все
Описание слайда:

«С самого начала он всем понятен. Все его подхватывают, все его прочитывают, все его заучивают наизусть, все его поют» Луначарский А.В.

№ слайда 40 «Элегия» « Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему. Но я
Описание слайда:

«Элегия» « Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему. Но я ему служил- И сердцем я спокоен…

№ слайда 41 Закрепление урока Что вы узнали нового о великом поэте? Ответить на проблемный в
Описание слайда:

Закрепление урока Что вы узнали нового о великом поэте? Ответить на проблемный вопрос урока: Почему Некрасова считаем поэтом –гражданином и поэтом народным?

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43 1. Некрасова звали а)Иван Алексеевич б)Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г
Описание слайда:

1. Некрасова звали а)Иван Алексеевич б)Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г)Николай Алексеевич

№ слайда 44 2. Некрасов а)был влюблен в П. Виардо б)участвовал в обороне Севастополя в)был р
Описание слайда:

2. Некрасов а)был влюблен в П. Виардо б)участвовал в обороне Севастополя в)был редактором журнала «Современник» г)совершил кругосветное путешествие на фрегате «Пала

№ слайда 45 3. Некрасов учился а) в Ярославской гимназии б) в Царскосельском Лицее в) в каде
Описание слайда:

3. Некрасов учился а) в Ярославской гимназии б) в Царскосельском Лицее в) в кадетской школе г) в школе искусств

№ слайда 46 4.Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а)роман-эпопея б)рассказ-эпопея в)поэм
Описание слайда:

4.Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а)роман-эпопея б)рассказ-эпопея в)поэма-эпопея г)повесть-эпопея

№ слайда 47 5. Какое произведение не принадлежит Некрасову а)«Железная дорога» б)«Невский пр
Описание слайда:

5. Какое произведение не принадлежит Некрасову а)«Железная дорога» б)«Невский проспект» в)«Памяти Добролюбова» г)«Русские женщины»

№ слайда 48 6 Годы жизни Н. Некрасова а)1814 - 1841 б)1809 - 1852 в)1821 – 1878 г)1799 – 183
Описание слайда:

6 Годы жизни Н. Некрасова а)1814 - 1841 б)1809 - 1852 в)1821 – 1878 г)1799 – 1837

№ слайда 49 7. Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…» а)ямб б)хор
Описание слайда:

7. Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…» а)ямб б)хорей в)анапест г)дактиль

№ слайда 50 8.Детство поэта прошло на реке а)Днепр б) Волга в) Лена г) Дунай
Описание слайда:

8.Детство поэта прошло на реке а)Днепр б) Волга в) Лена г) Дунай

№ слайда 51 9. В жизни Некрасова а) Была ссылка на Кавказ в действующую армию б) Было произв
Описание слайда:

9. В жизни Некрасова а) Была ссылка на Кавказ в действующую армию б) Было произведение, сожженное из-за жестокой критики в) Было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) Были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал

№ слайда 52 Годы смерти Некрасова а) 1822-1878 б)1825-1877 в)1821-1877 г)1821-1878
Описание слайда:

Годы смерти Некрасова а) 1822-1878 б)1825-1877 в)1821-1877 г)1821-1878

№ слайда 53 Итоги урока Выставление оценок Выучить одно стихотворение поэта по выбору и сдел
Описание слайда:

Итоги урока Выставление оценок Выучить одно стихотворение поэта по выбору и сделать его анализ.

Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему..."(по раннему творчеству Н.А. Некрасова) (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по раннему  творчеству Н.А. Некрасова) 6 класс.

Канкулова Марита Лябидовна, преподаватель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы          

                     Цели:

Обучающие: Углубить знания о новаторстве поэзии Н.А.Некрасова и ее связи с фольклором.

Развить практические умения определять в поэзии признаки народной песни.

Развивающие:. Способствовать формированию информационной культуры.

 .Сопоставлять репродукции картин и художественное произведение.

Воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры и воспитанию патриотизма.

.Воспитывать у учащихся чувство сопереживания к судьбе народа, человеку, воспитывать чувство гордости к русской женщине; художественный вкус.

Оборудование: портрет поэта Н.А.Некрасова, репродукция картины И.И.Репина «Бурлаки на Волге»

Тип урока: урок обобщения

Форма: интегрированный урок (литература, музыка, изобразительное искусство).

Предварительное домашнее задание.

1. Перечитать стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз Красный Нос». «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка Мазай и зайцы».

2. Выучить песни на стихи Н.А.Некрасова.(«Что ты жадно глядишь на дорогу», «Эх, ухнем»…)

3. Ответить на вопросы учебника.

Ход урока.

1. Организационный момент. Постановка цели.

Слово учителя о Н.А.Некрасове.

- Сегодня на уроке мы проведем разговор о творчестве замечательного русского поэта Н.А.Некрасова.

- Обратите внимание на тему урока. Кому посвящает Некрасов свое творчество?

- (Некрасова справедливо называли певцом русского народа, его тяжелой доли ).

- 10 декабря мы отмечаем 190-летие  великого поэта. Ребята, а почему Некрасова называют поэтом народным?.

Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении “Крестьянские дети”:

Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей …

Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.

Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.

“Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли”, - вспоминал писатель.

1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.

“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.

Конечно, это отразилось и в его творчестве.

Послушаем  стихотворение «Школьник», кстати, любимое стихотворение Василия Макаровича Шукшина, который вслед за С.  А. Есениным и А. Т. Твардовским наиболее плодотворно продолжил некрасовскую, традицию. Обращение к крестьянскому мальчику, идущему в школу, заканчивается восклицанием:

    Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!
    Не бездарна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных то и знай,—
    Столько добрых, благородных,
    Сильных любящей душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!

V. Слушание стихотворения (грамзапись).

Школьник

- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невесёлая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Работа по презентацию.

Творчество великого русского поэта.

1.      Годы жизни поэта.

2.      Родители поэта

3.      Дружба с крестьянскими детьми.

4.      Отношение отца к поэту.

5.      Отказ от поступления Некрасова в военную кадетскую школу

6.      Письмо отца с угрозой оставить его без материальных средств, которая была выполнена.

7.      Борьба за выживание.

8.      Первые успехи в творчестве.

9.      Первые литературные успехи поэта.

10.  Чтение стихотворений Н.А.Некрасова.

 А теперь продолжим урок  в виде игр и конкурсов.

 Послушаем первое задание.

 

1.« Славная осень…. Продолжить стихотворение с комментированием.

Работа по группам.

Молодцы.

Теперь послушаем второе задание.

 2.  Узнать по картине, из какого произведения и прочитать  отрывок.

-  Некрасов высоко ценил в женщине ее энергию, силу и духовную красоту.

 - Прочитать отрывки из произведении, где он воспевает тяжелую долю русской женщины.

 

Чтение отрывков из  поэм «Мороз Красный Нос», « Кому на Руси жить хорошо»

 

Исполнение песни «Эх, ухнем»

- А теперь поиграем.

Игра « Кто больше знает»

 Одна команда задает другой команде по 3 вопроса  по творчеству поэта другой команде.

Одна команда начинает отрывок из стихотворения, другая продолжает.

Выигрывает та команда, которая больше наберет очков.

 

-Ребята, я знаю, что вы посещаете кружок «Исследователи». Я вам заранее дала поискать что-то новое, интересное о Н.А. Некрасове. Если вы готовы, то начнем нашу исследовательскую работу.

Исследовательская работа.

Прочитать стихотворение отрывки из стихотворений «Пророк» А.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.Некрасова.

Рассказать о сходстве и различии стихотворений.

Кому посвятил свое творчество Некрасов?

Прочитать стихотворение « Волга»

Рассказать об истории создания стихотворения.

Что об этом писал Н.Чернышевский?

 

Работа по хронологической таблице.(презентация)

Чтение стихотворений.

 Отношение автора к своему народу.

 

Задание: Дать характеристику поэту, выбрав нужные словосочетания.

Любит родину, любит природу, переживает за народ, равнодушный, патриот своей страны, злой насмешник, сочувствует народу, переживает за свою страну.

 

Последние стихи поэта ( чтение стихотворения, посвященное своей жене- Зинаиде Николаевне.(приложение)

   Ты ещё на жизнь имеешь право,

                                                                                                                                         Быстро я иду к закату дней,

       Я умру - моя померкнет слава,

       Не дивись - и не тужи о ней!

     -   Смерть поэта потрясла всю Россию. После тяжелой болезни от рака кишечника умер      Некрасов 8 января 1878 года.

 Но великий поэт живет в сердцах у каждого из нас, потому что он певец и защитник простого народа

 

- Именем Некрасова названы улицы, библиотеки, названия улиц, почти в каждом крупном городе есть памятники великому поэту, были выпущены марки с портретом поэта, построены музеи..

- Я хочу закончить свой урок  великолепными словами А.В. Луначарского:

«С самого начала он всем понятен.

    Все его подхватывают, все его прочитывают, все его заучивают   наизусть, все его поют»

                    Луначарский А.В.

 

     Закрепление урока:

На этой великолепной ноте мы и закончим наш урок. Молодцы, ребята. Все вы поработали хорошо. Давайте закрепим наш урок:

  1. Что вы узнали нового о великом поэте?
  2. Почему Некрасова считаем поэтом – гражданином и поэтом народным?
  3. Давайте закрепим урок тестовыми заданиями по творчеству Н.А.Некрасова. (приложение к презентации)

 Закрепление урока тестовыми заданиями.

 

Подведение итога урока

 

  1. Выставление оценок.
  2. Д/З.  Выучить одно стихотворение наизусть по выбору и сделать анализ стихотворения или сочинить свое собственное стихотворение о поэте.

 

 

 

 

Автор Канкулова Марита Лябидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 34530
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓