Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (7 класс)

Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (7 класс)

Открытый урок на районном научно-практическом семинаре

«Информатизация образовательного пространства: проблемы, поиски, решения» (2014г)



Краткая аннотация на урок литературы в 7б классе

Тема: Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Образы Петра и Февронии.

Цель:

1. Познакомить учащихся с содержанием повести, способами создания образов героев;

2. Развивать творческие и аналитические способности учащихся (навык обобщения, выявления замысла автора и способы его воплощения в художественном произведении);

3. Воспитывать уважение к христианским традициям русского народа, гражданственность и патриотизм.


Средства обучения: художественный текст; репродукции иллюстраций, фотографий, картин, икон; прослушивание аудиозаписей; просмотр презентаций.



Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:

  • выступления учащихся с сообщениями и творческими работами

  • демонстрация «наглядных пособий» - слад-фильмов, выполненных в программе Power Point

  • различные виды чтения и пересказа

  • элементы ролевой игры

  • составление словаря культуроведческой лексики, нравственно-духовных понятий


Уроку предшествовала предварительная подготовка: организован ряд групповых и индивидуальных домашних заданий (в основе – блок вопросов от репродуктивных до проблемных). Чтобы выявить уровень читательского восприятия, проведено анкетирование учащихся на тему «Что осталось непонятным после прочтения повести?»



По планированию - это 2-й урок из четырёх, отведённых на изучение «Повести…».

Сверхзадача этих уроков – выявить особенности мироощущения средневекового человека, чтобы ближе и понятнее стал ребятам мир души наших далёких предков. Способствовать формированию у детей более точного представления об эпохе в её культурно-исторических проявлениях.


Урок изучения новой темы с элементами сотворчества в подготовке к уроку и организации работы учащихся на уроке.

По форме организации учебной деятельности – урок-семинар.

По характеру решаемых задач – проблемный.


Информационно-компьютерные технологии использовались на разных этапах урока:

- до начала урока (на перемене) для создания соответствующего настроения, эмоционального фона;

- при проверке домашнего задания (просмотр презентации позволил оптимально быстро повторить и закрепить пройденный материал).

- при изучении нового материала (яркий видеоряд активизировал творческое воображение, мыслительную и речевую деятельность).






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»пгт Уренгой, Пуровского района

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31











Урок литературы в 7 классе


Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских. Образы Петра и Февронии»






Педагог:

учитель русского языка и литературы

Алевтина Ивановна Хрущёва





















2014-2015 уч. год



ТЕМА: Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Образы Петра и Февронии.

Цель:

1. Познакомить учащихся с содержанием повести, способами создания образов героев;

2. Развивать творческие и аналитические способности учащихся (навык комментария и анализа художественного текста; обобщения, выявления замысла автора и способы его воплощения в художественном произведении);

3. Воспитывать уважение к христианским традициям русского народа, гражданственность и патриотизм. Формировать интерес к этическим вопросам, «вечным» проблемам, нравственным ценностям.

Оборудование урока: тексты повести; репродукции иллюстраций, фотографий, картин, икон; компьютер с мультимедийным проектором, электронный учебник по теме «Древнерусское искусство»; аудиозапись фрагментов концерта для хора Д.С. Бортнянского и фрагментов оперы Римского-Корсакова «Сказ о невидимом граде Китеже…».

Формы и методы урока: слово учителя, беседа, сообщения учащихся, чтение и пересказ-анализ текста, компьютерные презентации учащихся, выполненные в системе Power Point.

Предварительные задания к уроку.

1. Индивидуальные сообщения учащихся.

а). Компьютерная презентация по теме «О некоторых особенностях культуры Древней Руси»;

б). Ролевая игра «Интервью с писателем Ермолаем – Еразмом».

2. Групповые задания классу по пересказу и анализу текста.


Ход урока:

1. Оргмомент. Звучит хоровая церковная музыка. Видеоряд. (Электронный учебник).

2. Слово учителя.

Итак, ребята, мы с вами продолжаем разговор о древнерусской литературе. И сегодня нам предстоит познакомиться с повестью писателя 16 века Ермолая – Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

На предыдущих уроках мы с вами подробно говорили не только о литературе, но и об искусстве Древней Руси (об архитектуре, иконописи, книжной миниатюре), мне хотелось, чтобы вы представили мировоззрение человека той эпохи, чтобы он вам стал ближе и понятнее.

Поэтому к сегодняшнему уроку я просила подготовить два сообщения: «О некоторых особенностях культуры Древней Руси» и «Интервью с писателем Ермолаем – Еразмом». Обе работы подготовлены на материале предыдущих уроков и ваших анкет с привлечением дополнительной литературы.


3. Проверка домашнего задания.

а). Демонстрируется слайд-фильм (презентация, выполненная в программе Power Point), звучит сопроводительный текст.


О некоторых особенностях древнерусского искусства

Рассматривая произведения древнерусского искусства — иконы, книжные миниатюры, мы замечаем, что они отлича­ются от картин и рисунков, созданных художниками нашего времени.

- Сравним древнерусскую миниатюру, на которой изображен летописец Сильвестр, и репродукцию картины художника XIX века В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Тема одна, а как по-разному изобразили монаха-летописца художники. Васнецов изображает то, что мы увидели бы, ес­ли бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды мо­настырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гу­синым пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца — окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

А теперь всмотримся в древнерусскую миниатюру. Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик — где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а слов­но вслушивается во что-то?

Дело в том, что перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Вот и летописец не про­сто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящее­ся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Не­бо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного вни­мания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано:«Вначале было Слово и Слово было от Бога» — это начало Евангелия от Иоанна.

// Вместо правдоподобного и точного выписывания деталей, древнерусский художник изображает предметы лишь для то­го, чтобы они указывали на главное. И это не потому, что ху­дожник «не умеет» изобразить правдоподобно. Такой задачи перед ним просто не стоит. Ему важно совсем другое. Поэтому в центре — фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (для обычных букв — черные, для красной строки — красные), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие — рабочее место летописца — все это обозна­чено точно, хотя и расположено немного необычно. И мона­стырское здание находится позади летописца, как бы вне стен его кельи,— тоже для того, чтобы указать, что летопись пи­шется в монастыре: вот этот монастырь.//

Чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать, что тот «язык», на котором говорит художник, не хуже и не лучше языка современной живописи. Просто они решают разные задачи.


- Оцените работу ребят.

- Каким представлял мир средневековый человек?



б). Ролевая игра «Интервью с писателем Ермолаем – Еразмом».

Интервью с Ермолаем-Еразмом.

(Воображаемый диалог с писателем).


1).- Ваше священство! Мы очень мало о Вас знаем. Известно, что родом Вы из Пскова, призваны на служение в Москву в конце 40-х гг – начале 50-х гг. 16 века. В 1560 году постриглись в монахи. Даже Ваша фамилия нам неизвестна. Но мы читали Вашу «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Расскажите, пожалуйста, о себе.


- Аз есмь раб недостойный и многогрешный. Не человечьим разумением, но Божьим изволением написано житие это. Слово исходит от Него, Господа нашего, ибо сказано: «Слово есть Бог». Слава Богу Отцу, единосущному Сыну и животворящему Духу!»



2).- Ваше священство! Как вы думаете, действительно ли существовали в конце 12 - начале 13 вв князь Пётр и княгиня Феврония Муромские? И змей прилетал, и чудеса происходили?


- Отроки неразумные! Написал я о том, что слышал, - не ведая, может быть, и другие о том написали, знающие более меня. Древняя летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с Муромским князем Давидом, женившимся на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог исцелить. Умерли они в монашестве в 1228 году.

3).- А дети у них были?

- Был сын, князь Юрий Петрович.

4). – А что побудило Вас взяться за перо? Мы знаем, что в эти годы митрополит Московский Макарий поручил собирать по русским городам и сёлам предания о праведных людях, которые прославились своим благочестивым поведением. При объединении русских земель и княжеств в одно государство возникла необходимость собрать вместе и жития святых каждого города, каждого княжества, сделать их достоянием общерусским. Значит, вы выполняли заказ?

- На то была воля Божья, а не митрополита Московского Макария. Трудился я мыслями - поучения ради и большим, и отрокам. Наставления ради, аще кто на пути чести достойный встанет. Хотел я глаголить добро, живя на земле.


5) - Ваше священство! А на каком языке написано ваше произведение?

- На божественном, славянском языке. Ну, на том будет. На место ступайте. Да словам моим учительским внимайте!


- Оцените работу ребят. Интересно? Содержательно? Доходчиво? Всё ли понятно?

4. Новая тема.

Откройте тетради и запишите тему нашего урока: «Образы Петра и Февронии Муромских». Определите цель нашего урока. (Разобраться в содержании повести, понять поступки героев). Ведь перед нами шедевр древнерусского искусства, известно около 150 списков данной повести, т.е., говоря современным языком, была она когда-то бестселлером.


Вопросы и задания 1 группе.


1 глава. Бой со змеем.

1. Перескажите содержание первой главы;

2. . Кто он, этот змей-оборотень? Этот образ пришёл из сказок или из духовной литературы? (Подсказка: подумайте, какова функция этого образа в сказке и в повести Ермолая - Еразма.)

Примечание. Не потерпели же бесы таких его (Сергия Радонежского) подвигов, пытались согнать с этого места, представая перед ним иногда в виде зверей, иногда в виде змей. Пугали святого, устремляясь на него со свирепостью. /…/ И когда кричали они, сильное пламя исходило из их уст…


2. Почему князь Павел не борется со змеем?

3. Как автор относится к змею? Найдите в тексте определения, которые относятся к змею.

4. При помощи каких эпитетов нарисован князь Пётр? Выпишите эпитеты и оцените поведение князя Петра.


Примерные ответы учащихся.

Пересказ. В первой главе рассказывается о подвиге князя Петра. К жене его брата Павла, правящего в Муроме, повадился летать змей «на блуд». Жена, не таясь, поведала об этом мужу, который научил её спросить змея, что может являться причиной его (змея) смерти. Простодушный змей, поддавшись лести, открыл ей тайну: «Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова меча». Брат Павла Пётр быстро понял, что именно ему предстоит убить змея.

Князь Пётр имел обычай уединяться по церквам. За городом, в женском монастыре, в церкви Воздвижения честного и животворящего креста явился ему некий отрок и показал в алтарной стене «меж плитами щель», где и находился «Агриков меч».

С Божьей помощью Пётр убил змея, но кровь попала на него, и Пётр покрылся струпьями. Князь Пётр стал искать исцеления, но ничего у него не выходило.


1. Кто он, этот змей-оборотень?

Ответ. Сказочный Змей Горыныч должен убить героя, физически его уничтожить. Змей-оборотень никого не убивает, его задача другая: соблазнить человека, ввести его в грех, т.е. погубить его бессмертную душу.


2. Почему князь Павел не борется с ним?

Ответ. Князь Павел уже грешен через свою жену. Согрешила жена – значит, грешен и муж. Змей-оборотень уже соблазнил жену князя, значит соблазнил и его: по христианским представлениям, муж и жена – единое целое.


3. Как автор относится к змею? Найдите в тексте определения, которые относятся к змею.

Ответ. «Лукавый», «злой», кровь его «зловредная», дыхание и шипение «злосмрадные», он «обманщик».


4. При помощи каких эпитетов нарисован князь Пётр? Оцените его поведение.

Ответ. «Блаженный», «благоверный», «стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея». Совершает мужественный, самоотверженный поступок.

Вопросы и задания 2 группе

2 глава. Встреча в деревне Ласково.


1. Как нарисованы в этой главе Пётр и Феврония? Можно ли сказать, что это идеальные герои?

2. Феврония заявляет, что вылечит князя, если он женится на ней! Не является ли это свидетельством её нескромности, корысти? (Самая загадочная фраза повести: «Ес­ли бы кто потребовал князя твоего для себя, тот мог бы его исцелить». Прокомментируйте её.)

3. Можно ли сказать, что герои полюбили друг друга? Когда зарождается чув­ство Петра к Февронии? Да и полюбил ли он? Может быть, все дело в клятвенном обещании взять ее в жены, если еще раз исцелит его?

4. А Феврония полюбила Петра? Почему она выбрала себе в мужья именно князя Петра?

5. Выпишите определения, которые относятся к Петру и Февронии.



Примерные ОТВЕТЫ учащихся

Можно только восхищаться умом девушки, красотой ее загадоч­ной речи, глубиной мыслей. Узнав от девицы, что ее зовут Феврония, гонец рассказывает ей о болезни князя Петра и просит помочь найти искусного врача. Как отвечает ему Феврония? Новой загадкой: «Ес­ли бы кто потребовал князя твоего для себя, тот мог бы его исцелить». Эти слова тоже ну­ждались в истолковании: «Привезите князя своего сюда. И если будет мягкосердечным и кротким в обращении, будет исцелен». В дру­гом переводе это место звучит так: «Если он добросердечен и невысокомерен, то будет здоров».

- Отношение Февронии к князю?

Из рассказа о Петре Феврония знает, что он сражался со змеем. Для нее это сви­детельство чего? Конечно же, силы его веры, но и мужества, самоотверженности. Эти свойства настоящего «мужского» характера, по представлениям Февронии об идеале, долж­ны дополняться высокими душевными каче­ствами: добросердечием и кротостью, сми­рением.

- Какое чувство испытывает Петр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? Он удивлен девичьим разумом, горит нетерпени­ем встретиться с ней. А причина этого нетер­пения? Только желание исцеления. Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии? Думает, но взять в жены дочь крестьянина считает ниже своего достоинства. Какое же решение он принимает? Обмануть девушку, притворно приняв ее условие, откупиться бо­гатыми дарами.

Предполагает ли Феврония такое? Вы­ясняем, что да: именно потому она велит кня­зю помазать ее снадобьем все язвы, кроме одной.

Для чего, по мнению учащихся, князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? С уверенностью семиклассники говорят о любопытстве, интересе князя, вызванном рассказом о мудрой деве, желанием самому убедиться в ее уме. Возможно, князь надеет­ся, что задача его не будет решена и это из­бавит его от данного слова.


- Когда, по мнению ребят, зарождается чув­ство Петра к Февронии? Да и полюбил ли он? Может быть, все дело в клятвенном обещании взять ее в жены, если еще раз исцелит его? А Феврония? Почему она выбрала Петра?

Обратили ли учащиеся внимание на то, что до того, как князь с великими почестями взял Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг?

Вопросы вызывают интерес и требуют раздумий. Действительно, как полюбить, не встречаясь? За что? Автор повести не рисует портретов героев. Почему? Не внешность, не красота главное для него, как не главное это и для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки: она не приняла его подарков и, значит, некорыстна и нежадна; она передает ему, что он, отказавшись от своего слова, «поступает не по правде», и, следо­вательно, пряма и открыта; она «нимало не гневаясь» за его обман, излечивает его, и зна­чит, незлобива; она поверила его клятвенным обещаниям — и не ошиблась, как не ошибся и он, взяв Февронию в жены. Мудрость, добро­сердечие, милосердие Февронии пленили Петра, вызвали его ответное чувство. Пред­чувствие, интуиция, свойственные мудрому девичьему сердцу, дар предвидения указыва­ют Февронии на ее избранника.

- Подумайте, какое произведение мы с вами изучаем: светское или духовное? Кто наделил Февронию мудростью, прозорливостью, даром предвидения? Господь Бог. Князь Пётр должен жениться на Февронии! Почему должен? Это второй этап испытаний для Петра. Испытание на мужество он прошёл! Теперь ему предстоит испытание на кротость, смирение. Он должен победить в себе гордыню.

В христианской мифологии язвы и струпья – это пробуждение в душе князя страстей.

«И искал в своём владении исцеления…» - означает среди мира видимого, на земле, которой он владел как князь, тогда как уврачевать его могли только силы мира горнего, невидимого. Именно об этом говорит юноше мудрая дева: «Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его». Потребовать к себе любого человека может только Господь: на Страшном суде каждому придётся отвечать за свои грехи. Только Господь может спасти князя от дьявольских страстей, но для этого он должен быть мужественным (что Пётр уже доказал) и смиренным, мягкосердечным. Об этом говорит Феврония. В каком поступке князя может проявиться смирение в видимом мире? В женитьбе на простой девушке. Пётр, победитель змея, - богоизбранник, но Пётр, обманывающий Февронию из княжеского тщеславия – грешный человек. Физический недуг – проявление духовного недуга гордыни. Феврония избавляет его и от того и от другого, помогая духовно исцелиться.

Этот брак, действительно, совершился на небесах, и автор повести прямо говорит, чем Петр и Феврония заслужили свое счастье: «И жили блаженные благочестиво, и ни одной из заповедей Божьих не забывали, и всю жизнь свою в смирении, и в кротости, и в страхе Божьем проводили».


Вопросы и задания 3 группе

3 глава. Княжение: изгнание и возвращение.

1. Каков здесь главный конфликт?

2. Почему бояре невзлюбили Февронию? Правы ли бояре?

3. Как отвечают супруги на козни бояр? Что это за козни? Что помогает Петру и Февронии пре­одолеть злобу бояр?

4. Выражает ли автор свое отношение к че­ловеческим порокам? Выпишите определения, которые относятся к боярам.

5. Правы ли те учёные, кто видит в Февронии «натуру волевую, стойкую», решительную?

6. Какие качества характера Петра и Февронии здесь испытываются?


ОТВЕТЫ

Третья глава рассказывает о поединке Петра и Февронии с боярами. Князь Пётр после смерти брата «стал самодержцем в городе своём». Жёны боярские невзлюбили Февронию из-за её низкого происхождения и настраивали своих мужей против неё. Сама Божественная воля вмешалась в спор. Как-то раз князю Петру наговорили на Февронию, которая была замечена в привычке бедности: после трапезы она имела обыкновение собирать крошки в руку («будто голодная» - говорили недоброжелатели). Князь Петр, поддавшись наговору, решил испытать супругу. Но свершилось чудо: разжав руку, Пётр обнаружил вместо крошек благовония – ладан и фимиам. «Не суди» - вот идея этого эпизода.

Ермолай-Еразм, известный противник боярства, не пожалел для него чёрных красок: чванливые, высокомерные, на пиру, опьянев, ведут они «бесстыдные речи, словно псы лающие». В тот момент, когда бояре «отдавали» Петра Февронии, каждый из них мечтал занять его место и стать самодержцем.

Пётр и Феврония проходят проверку на супружескую верность, верность заповедям Христа. Важнее власти, богатства и славы – супружеская верность.


Вопросы и задания 4 группе


4 глава. Кончина.

1. Перескажите 4 главу и выпишите в тетрадь слова и выражения, которые характеризуют Петра и Февронию.

2. Почему Пётр и Феврония канонизированы церковью? Что такого выдающегося они совершили? За что восхваляет их автор?

3. Сделайте вывод: в чём смысл этого произведения?


ОТВЕТЫ

Самые трогательные, самые нежные страницы перед нами. Четвёртая часть повествует о кончине святых и посмертных чудесах, которые совершаются на их могилах. Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто и теперь пытался их разлучить. Перед смертью они оба принимают постриг, моля Бога лишь об одном: умереть вместе. В день, когда Феврония вышивала воздух, муж её прислал к ней сказать, что душа его готова отойти от тела. Феврония просит его подождать, желая закончить работу, угодную Церкви святой. Когда же муж присылает к ней вторично, она прекращает работу, не успев дошить лишь риз одного святого. Эти детали символичны. Игла – это мудрое слово Божье, воля Господня. Нитка же, обёрнутая вокруг иглы, символизирует согласие с волей Божьей, принятие той судьбы, которую посылает Бог.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - христианское произведение, написанное великим гуманистом 16 века. Оно рассказывает об этапах духовного совершенствования человека. Это произведение о любви. О любви к Богу, выражаемой в молитвах, в соблюдении заповедей. Это произведение о любви к человеку, сотворённому по образу и подобию Божию. Любить человека – значит любить в нём его божественное начало.

Духовный подвиг, нравственный подвиг совершают святые.

В сюжет этой повести (борьба со змеем, брак правителя и мудрой девушки из народа) вкладывается христианский смысл. Победа князя Петра над змеем означает победу благочестивой власти над дьяволом и грехом, исцеление Петра – освобождение от грехов, а брак Петра и Февронии – союз правителя и Премудрости.


ИТОГИ УРОКА

1. Что полезного, важного, интересного для себя вы открыли, познакомившись с повестью?

2. Для нас, современных людей, эти черты личности Петра и Февронии - умение любить, верность, самоотверженность - важны, актуальны?



Домашнее задание. Устно ответить на вопрос: «Почему митрополит московский Макарий не включил эту повесть в сборник житий, хотя она создавалась для житийного сборника?»



Использованная литература:

  1. В мире литературы. 7 класс.:Учебн. хрестоматия для общеобразоват. учебн. заведений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К. Киселёв и др.-М.: Дрофа, 2005

  1. Энциклопедия «Русская литература 19-20 вв», «Аванта-плюс», 2002.

  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.

  3. Ерёмина О.А. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как произведение христианской культуры//Русская словесность, - 2002, №4.

  4. Крупина Н.Л. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литература в школе, 1998, №3.


9


Урок литературы "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

По планированию -  это  2-й урок из четырёх, отведённых на изучение «Повести…».

Сверхзадача этих уроков – выявить особенности мироощущения средневекового человека, чтобы ближе и понятнее стал ребятам мир души наших далёких предков. Способствовать формированию у детей более точного представления об эпохе в её культурно-исторических проявлениях.

 

 Урок изучения новой темы с элементами сотворчества в подготовке к уроку и организации работы учащихся на уроке.

По форме организации учебной деятельности – урок-семинар.

По характеру решаемых задач – проблемный.

 

Информационно-компьютерные технологии использовались на разных этапах урока:

- до начала урока (на перемене) для создания соответствующего настроения, эмоционального фона;

- при проверке домашнего задания (просмотр презентации позволил оптимально быстро повторить и закрепить  пройденный материал).

- при изучении  нового материала  (яркий видеоряд активизировал творческое воображение, мыслительную и речевую деятельность).

Автор Хрущёва Алевтина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4262
Номер материала 32542
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓