Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета"

Урок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета"

Тема: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


Цель: 1. познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях,

2. открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов,

3. эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения

учащихся, прослушивание романсов.


Ход урока


Учитель: Великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,

Дерзнувшего приняться за перо,

Не обмакнув его сперва в прекрасных

Слезах любви…


Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»


Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Уч-к: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Непостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…


Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.


Уч–к: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..»


Уч-к: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…»


Уч-к: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:

«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…»

Уч-к: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…»


Уч-к: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –

Но эта жизнь!.. О, как горька она!


Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»

Уч-к: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.


Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.


Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По - пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета

«На заре ты ее не буди»


Уч-к: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена»


Уч-к: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь»


Уч-к: Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны,- сказал он,- но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.


Уч-к: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»


Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.


Уч-к: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, - писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»


Уч-к: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…»

Уч-к: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»


Уч-к: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»


Уч-к: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO» (Второе я (лат.)

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев - великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет.

Усилить бой бестрепетных сердец…

- именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»


Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.

Сердец им не вылечит рифма сквозная.

Поэзию любят красивые люди.

Я это по личному опыту знаю.


Список использованной литературы:

  1. Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч.

К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит.,

1983. – 126 с., ил. – (Школьная б-ка).

  1. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)


Урок литературы "Любовь в лирике Тютчева и Фета"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русской литературы в 10 классе на тему: Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и  А. А. Фета проводится с целью познакомить учащихся с  некоторыми  эпизодами  личной  жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях, открыть для себя  этих  поэтов  как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных  поэтов; а так же с целью эстетического и нравственного воспитания старшеклассников. На уроке используются портреты поэтов Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, музыкальные записи, свечи. Форма проведения урока: литературная гостиная. Методические приемы: рассказы учителя и учащихся, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения учеников, прослушивание романсов. Стихи о любви гениальных поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета – это лирические произведения, которые привлекают  чистотой,  искренностью,  глубиной  чувств и убеждают  в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить».  Мы живем в XXI  веке  и  переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

 

Автор Попова Наталья Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 40374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓