Главная / Русский язык и литература / Урок литературы "Кто он, Дон Кихот?"

Урок литературы "Кто он, Дон Кихот?"

Урок-творческая лаборатория «Кто же он, этот Дон Кихот?» 7 класс

Автор разработки Гун Л.И., учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ

  1. Оформление доски:

– Портрет Сервантеса (гравюра 17 века).

- Эпиграфы: Я, Санчо, рожден, чтобы жить, умирая…

Дон Кихот

Мне кажется, что если в мире не останется ни одного

Дон Кихота,- мир погибнет.

С.Бродский (художник)

на Страшном Суде на вопрос Бога о том, как человек

прошел земное испытание, можно не отвечать, молча

протянув Господу роман Сервантеса.

Ф.Достоевский

Декорации устарели, костюмы вышли из моды, нравы

изменились. Но сердце Дон Кихота и смекалка просто-

душного Санчо Пансы не вылиняли от времени.

И.Эренбург

2.Вступительное слово учителя.

На уроках литературы мы познакомились с удивительной книгой. Дело в том, что имя этого литературного персонажа знают даже те, кто никогда не держал роман в руках. Есть и еще одно, что поражает: роман Сервантеса «Дон Кихот» занимает второе место в мире по количеству языков, на которые он переведен.

- Как вы думаете, а какая книга лидирует?

Это действительно удивительно, но этот роман «обогнала» только Библия!

Проходят века, а роман, как и его геро й, продолжают нас удивлять, привлекать, заставляют смеяться и горевать, думать и анализировать. По богатству идей эта книга тоже не знает себе равных. В ней есть много чисто испанского, национального, но многие проблемы носят общечеловеческий характер, именно поэтому каждое поколение людей находит в ней свое. Давайте и мы сегодня, подводя своеобразный итог нашей работы над романом Сервантеса, попробуем приоткрыть секрет этой поистине феноменальной популярности героя Сервантеса.

Но сначала немного «разомнемся», кое-что повторим, вспомним.

3.Работа с классом по вопросам.

- В какую эпоху написан роман?

-Почему она так называется? Что вы знаете об эпохе Возрождения?

-Как она называется по-другому?

-Какое прозвище есть у Дон Кихота? Поему он его получил? Как вы его понимаете?

-Как зовут оруженосца? Почему он пошел с Дон Кихотом?

-А прекрасную даму? Кто она на самом деле?

-Какое крылатое выражение появилось благодаря роману Сервантеса? Что оно означает? («Сражаться с ветряными мельницами» - делать что-то бесполезное, напрасно прикладывать усилия).

-Какую сцену Марк Твен считал самой важной в романе? Почему? (Сражение со львами).

- Чем похожи и чем отличаются Дон Кихот и лиценциат Видриера?

Примечание: класс занимается по учебнику под редакцией М.Б.Ладыгина, рассказ Сервантеса из «Назидательных новелл» изучался ранее, поэтому учащиеся могут сравнить героев .

-Кто перевел роман на русский язык?

-Каково ваше отношение к Дон Кихоту?

4.Словарная и ассоциативная работа.

Одним из самых выдающихся достижений великого испанского писателя считается создание первого в истории мировой литературы образа чудака.

-Запишите в тетрадях начало предложения: «Чудак – это…», продолжите его.

Примечание: пока учащиеся пишут свои ассоциации, связанные со словом «чудак», можно дать задание одному из учащихся (послабее) найти это слово в Толковом словаре.

После проверки творческих заданий пусть прозвучит и словарная статья для сравнения.

-Как вы думаете, почему, зачем Сервантес сделал своего героя чудаком?

(Задача писателя была очень трудной: как изобразить идеального героя в несовершенном, враждебном ему мире. Сделать его жертвой – это возмутит читателей; победителем – солгать, приуменьшить несовершенство действительности. Сервантес делает героя безумным, безумие защищает его от несовершенства мира, позволяет сохранить себя, свои идеалы, веру в добро. Герой-чудак не замечает злобных насмешек, издевательств, всегда готов помочь униженным и оскорбленным.)

- Каким эпитетом в названии романа определил Сервантес своего героя? Как вы его понимаете? Как вы думаете: это синоним слова «чудак» или есть разница? В чем она?

5.Отступление первое: о живописи.

Вот этот хитроумный идальго, чудак, уже много лет привлекает внимание многих творческих людей. Образ Дон Кихота нашел свое воплощение и в других видах искусства. Так, его изображали многие художники. Мы уже работали с иллюстрациями в книгах. А сегодня познакомимся с еще двумя известными художниками. Самый известный иллюстратор – Г.Доре , и еще очень необычная картина П.Пикассо.

Примечание: учитель может выбрать картины по своему усмотрению и вкусу. На проведенном мною уроке, кроме обсуждения работ указанных художников, была проведена «защита» иллюстраций к роману, созданных несколькими учащимися из класса.

6.Образ Дон Кихота в поэзии.

После небольшого отступления вернемся к литературе. Погрузимся в мир поэзии, ведь стихов о Дон Кихоте создано немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Примечание: Работу со стихами учитель может построить по своему желанию. На данном уроке, после выразительного чтения стихов заранее подготовленными учащимися, мы сопоставляли стихи Эйснера и Мережковского (тексты стихов – у ребят на партах), выявляли наиболее понравившиеся ребятам образные средства, находили главные строки, обсуждали смысл созданных поэтами образов героя Сервантеса.

7. Отступление второе: о скульптуре.

-Обратимся к еще одному виду искусства – скульптуре. Если бы вам поручили создать памятник дон Кихоту, каким бы он был?

- Как вы думаете, а есть такой памятник, и если есть, то где?

(Не так много литературных героев, которые увековечены в памятниках. Но памятник героям Сервантеса, конечно же, есть, в Мадриде. Демонстрируется фотография памятника, где изображены Дон Кихот и Санчо Панса).

8. Работа с эпиграфами.

-Прочитайте внимательно эпиграфы на доске. Как вы их понимаете? Какой из них вам больше понравился и почему?

- У меня есть еще два замечательных эпиграфа. Но с ними приключилась беда. От одного осталось только начало, продолжение « рассыпалось», а у другого исчезла вторая часть. Давайте попробуем восстановить эти стихи, а потом о них побеседуем.

( «Рассыпанные стихи»: К. Кулиев:

О Дон Кихот, ты никуда не канул, Правит, плачет, без Дон Кихота, а в мире,

Мы все страдаем болью ран твоих. не может, без огня, кто-то, Земля, свой,

На свете столько злобных великанов, как, неправый, без хлеба, жребий, суд,

Принявших облик мельниц ветряных. без воды, а правый, кляня, жить.

( А в мире правит суд неправый кто-то,

А правый плачет, жребий свой кляня,

Земля не может жить без Дон Кихота,

Как без воды, без хлеба, без огня!)

Закончить четверостишие Ю.Друниной: Кто говорит, что умер Дон Кихот?

Вы этому, пожалуйста, не верьте:

Он не подвластен…………….(времени и смерти),

Он в новый……………….. (собирается поход).)

Примечание: задание довольно сложно для семиклассников, поэтому можно им немного помочь – определить вместе стихотворный размер, рифму, подсказать алгоритм выполнения подобных заданий: сначала найти рифмующиеся слова, поставить их в конец строк и т.д. Но, как показывает практика, большинство ребят с удовольствием занимаются подобной работой, хорошо, успешно справляются с заданиями.

9.Отступление третье: о музыке.

Примечание: На этом этапе урока можно дать прослушать отрывок из оперы Массне, серенаду Дон Кихота, отрывок из балета Минкуса, предложив ученикам затем рассказать, какой эпизод из романа они представляли, когда слушали музыку. Я же на уроке пошла другим путем. Один из моих бывших учеников, Олег Яковенко, работает актером в Московском театре Рубена Симонова. Ребята из класса его хорошо знают по встречам с ним. Олег сам пишет песни, выпустил диск, подарил его нам. Я дала ребятам прослушать (впервые) одну из песен и попросила ответить на вопрос: Судя по словам этой песни, есть ли что-то от Дон Кихота у Олега? Работа вызвала у учеников неподдельный интерес).

10.Заключение.

-Я хочу задать вам еще один, последний вопрос. Но, чтобы вы поняли, что он не совсем обычный, он должен быть написан: « Кто же такой донкихот?»

(Сначала обсуждается написание: это теперь имя нарицательное. Речь идет уже не о конкретном литературном персонаже, а о человеке вообще, имеющем какие-то черты героя Сервантеса. Это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаясь с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат будет плачевным, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Человек, который не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как выглядит: ему важно лишь не отступать от своих представлений о добре, красоте, благородстве. Это рыцарь, пусть и смешной…)

11. Творческая письменная работа.

Примечание: логичным завершением служит письменная работа. Темы могут быть самыми разнообразными. Я предложила несколько:

-Кто же он, этот Дон Кихот?

-«Земля не может жить без Дон Кихота»?

-Дон Кихот живет и во мне?

Работа (в классе!) вызвала живой интерес, а полученный результат показал, что роман Сервантеса оставил глубокий след в душе моих семиклассников, о чем говорят очень интересные работы многих учеников, а одна девочка успела написать и сочинение, и сочинить стихотворение. Вот некоторые из работ:

Беккер Ирина: «Дон Кихот живет и во мне? Сложный вопрос. Наверное, все же мы с Дон Кихотом очень похожи. Меня, как и его, понимают далеко не все знакомые люди. Я, как и он, живу в реальном мире, но в своих фантазиях и мечтах переношусь в далекие средние века, с рыцарскими турнирами и пышными балами. Люди стремятся одеваться, вести себя и общаться, как модно сейчас. Я же – исключение из этого правила, пытаюсь мысленно уйти в прошлое, где нет зла, в мире царит добро. Мне иногда кажется, что какая-то частичка меня осталась там.

Когда я о чем-то думаю, все мои мысли постепенно превращаются в фантазии, фантазии – в мечты, и мне представляется картина: дворец. Кругом придворные дамы в пышных, ярких, дорогих платьях, рыцари в доспехах. А я – молодая красивая принцесса, которой родители пытаются найти жениха. Из-за меня устраиваются турниры рыцарей. Но мне никто из них не нужен. Я (как и многие девочки) жду принца на белом коне, который придет за мной и заберет в свое прекрасное королевство. И вот красавец принц въезжает в дворцовые ворота, мы встречаемся взглядами и … На этом месте мечты мои обычно обрываются…

Наверное, это правильно, что ни одна мечта Дон Кихота не сбылась. Мечта и есть мечта. Но, как и Дон Кихот, я очень жалею, что времена рыцарства прошли!»


Шемет Таня: («Земля не может жить без Дон Кихота»?) «Я согласна с автором. Да, действительно, «Земля не может жить без Дон Кихота»! Но этот стих я написала бы несколько иначе: «Земля не сможет жить без Дон Кихота». И вот почему.

Таких людей, как Дон Кихот, в мире осталось очень и очень мало. Таких веселых, неунывающих, интересных и ярких личностей на Земле почти нет. Ведь очень редко встретишь человека, который всегда рад помочь другим и который с завидным упорством идет к своей цели, к своей мечте. Пусть и мизерными шагами, но все же! А уж взрослых, внутри которых сохранился такой большой ребенок, как Дон Кихот, к сожалению, практически нет. Таких, с которыми можно помечтать, поиграть, поговорить обо всем на свете! Мне очень жаль, что люди, похожие на Дон Кихота, практически вымирают, как мамонты. Или, на худой конец, превращаются в строгих и неприступных «дядь и теть».

И все же такие люди еще есть. И пока своим легким нравом, оптимизмом они «разбавляют» нашу довольно скучную и неинтересную жизнь. Без них мир станет черно-белым, а все взрослые превратятся в зануд и не будут помнить, что когда-то в

детстве они были так похожи на Дон Кихота – любили помечтать, пошалить. В общем, просто радоваться жизни и стремиться сделать ее лучше!»

Костюкова Алина: («Дон Кихот живет и во мне?») «Я считаю, что эта книга не была бы столь популярна, если бы каждый читатель не находил в герое сходства между приключениями хитроумного идальго и историями из собственной жизни. Мы с Дон Кихотом чем-то схожи, часть его нашла свое отражение и во мне.

Как и Рыцарь Печального Образа, я очень люблю книги с захватывающим сюжетом, героям которых не чуждо благородство. Иногда я полностью ухожу в мир книги, и какое-то время в лицах прохожих нахожу черты литературных героев, в деревьях вдали мне чудится вражеская армада, а в обычной луже – дыра, ведущая в иные миры… Возможно, со временем это во мне еще больше разовьется, и однажды я сорвусь с насиженного места и , подобно герою Сервантеса, понесусь сражаться со злом, помогать нуждающимся и совершать подвиги во имя придуманного

мной человека. Дон Кихот живет во мне!!!

Мой Дон Кихот, мой странный друг,

Пускай сразил тебя недуг,

Доспехи в дырах, старый конь…

Душа чиста, в глазах – огонь!

Пусть говорят, что ты чудак,

Но знаю я, что всё не так!

Ты – Рыцарь Образа Печали,

Хоть часто вслед тебе кричали,

Что ты ума лишен!»


ПРИЛОЖЕНИЕ (Стихи о Дон Кихоте)

Алексей Эйснер Дмитрий Мережковский

Дон Кихот Дон Кихот

В поле пастухами разведен огонь Шлем – надтреснутое блюдо,

Чуть дрожат в тумане крыши дальних сёл. Щит – картонный, панцирь жалкий…

По дороге выступает тощий конь, В стременах висят, качаясь,

Рядом с ним бежит откормленный осёл. Ноги тощие, как палка.


На картинах у испанских мастеров Для него хромая кляча –

Я люблю веселых розовых крестьян, Конь могучий Росинанта,

Одинаковых: пасет ли он коров, Эти мельничные крылья –

Иль сидит в таверне, важен, сыт и пьян. Руки мощного гиганта.


Вот такой же самый лубочный мужик Видит он в таверне грязной

Завтракает сыром, сидя но осле, Роскошь царского чертога.

И в седле старинном, сумрачен и дик, Слышит в дудке свинопаса

Едет он – последний рыцарь на земле. Звук серебряного рога.


На пейзаже этом он смешная быль. Санхо Панца едет рядом;

Прикрывает локоть бутафорский щит. Гордый вид его серьезен:

На узорных латах ржавчина и пыль. Как прилично копьеносцу,

Из-под шлема грустно черный ус торчит. Он величествен и грозен.


- Что же, ваша милость, не проходит дня Страстно, с юношеским жаром,

Без жестоких драк, а толку что-то не видать. Он толпе крестьян голодных

Кто же завоюет остров для меня,- Вместо хлеба рассыпает

Мне, клянусь Мадонной, надоело ждать!- Перлы мыслей благородных.


- Мир велик и страшен, добрый мой слуга, «Люди добрые, ликуйте,-

По большим дорогам разъезжает зло; Наступает праздник вечный:

Заливает кровью пашни и луга, Мир не солнцем озарится,

Перлы мыслей благородных: А любовью бесконечной…


Знай же, если наши встретятся пути, Пойте, братья, гимн победный!

Может быть, я, Санчо, жизнь свою отдам, Этот меч несет свободу,

Для того, чтоб этот бедный мир спасти, Справедливость и возмездье

Для прекраснейшей из всех прекрасных дам.- Угнетенному народу!»


Зазвенели стремена из серебра. Он не чувствует, не видит

Странно дрогнула седеющая бровь… Ни насмешек, ни презренья:

О, какая безнадежная игра – Кроткий лик его – так светел,

Старая игра в безумье и любовь. Очи – полны вдохновенья.


В небе пропылило несколько веков. Он смешон; но столько детской

Люди так же умирают, любят, лгут: Доброты в улыбке нежной,

Но следы несуществующих подков И в лице худом и бледном

Росинанта в темных душах берегут. Столько веры безмятежной.

Потому что наша жизнь – игра теней, И любовь и вера святы,

Что осмеяны герои и сейчас, Этой верою согреты

И что много грубоватых Дульсиней Все великие безумцы,

Так же вдохновляет на безумства нас. Все пророки и поэты.


Вы, кто сердцем непорочны и чисты, 1887

Вы, кого мечты о подвигах томят,-

В руки копья и картонные щиты!

Слышите, как мельницы шумят?

Середина 20 века

Павел Антокольский

Дон Кихот

Нравится вам эта честная проза? Только и есть, что бездомная старость,

Без отговорок ответьте! Да умирать неохота!

Дюжая скотница, девка в Тобозо, Только одно напоследок осталось

Лучше всех женщин на свете. Мужество у Дон Кихота.


Валятся жалкие мельницы, канув Только и есть! Заблуждайся, надейся,

Крыльями в низкое небо. Не дорога твоя шкура,

Только и гибнет что рать великанов, Цвет человечества, жертва злодейства,

Только и было что небыль. Старая карикатура!


Сколько бы ни было драк и пощечин,

Сколько ты ни искалечен,

Рыцарь Печального Образа прочен,

Путь впереди бесконечен.

1958 г.










6


Урок литературы "Кто он, Дон Кихот?"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка представляет собой подробный конспект урока-творческой лаборатории, который можно провести в 7 или 8 классе ( в зависимости от вида программы) как заключительный при изучении романа Сервантеса.

       В процессе проведения урока предусмотрены различные виды и формы работы учащихся: повторение,  работа с текстом,словарная, ассоциативная и творческая работа, межпредметные связи (музыка, живопись, скульптура), нестандартные приемы (например, "рассыпанные стихи"), анализ образа Дон Кизота в поэзии, развитие речи учащихся (творческая письменная работа)

Автор Гун Лидия Ивановна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1837
Номер материала 13374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓