Главная / Начальные классы / Урок литературы "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературы "Что за прелесть эти сказки!"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Государственное учреждение средняя школа № 26 г. Усть-Каменогорска












«Литературное чтение»

уроки в начальной школе











Составитель:

Губко Н.А.- учитель начальных классов.


















Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Цели урока:

Развивать представление о Пушкине – сказочнике; умение анализировать художественное произведение с целью выявления особенностей жанра.

Продолжить работу по формированию эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Воспитывать интерес к особому языку сказок А.С.Пушкина.

Форма проведения урока:

Праздник читательских удовольствий.

Технология:

Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

Оборудование:

Выставка книг и рисунков «Сказки Пушкина», перчаточные куклы, презентация слайдов, аудио запись оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

Этапы

Педагогическая ситуация общения

Инициатива и самостоятельность

I.Мобилизирующий этап.

























II.Этап актуализации опорных знаний.



























































III.Этап обобщения и систематизации знаний.


1) Сравнение народной и литературной сказки.





































2) Театрализация.





























































































3)* И какое в свете чудо?








IV.Этап рефлексии.
























V. Этап пояснения домашнего задания.









































Звучит мелодия из оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане». У доски три девочки одетые в русские народные костюмы, «прядут».

А: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1. «Кабы я была царица,-

А: Говорит одна девица,-

1. То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

2. «Кабы я была царица,-

А: Говорит ее сестрица,-

2. То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

3. «Кабы я была царица,-

А: Третья молвила сестрица,-

То для батюшки – царя

Родила богатыря».

У: Я надеюсь все узнали наших гостей и вспомнили сказку, из которой они к нам пришли.

1. Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!

2. Здравствуйте, гости дорогие!

3. Приглашаем всех в нашу светлую горницу.



У: Спасибо! Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о великом поэте, который, услышав новую сказку каждый раз восклицал: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!» Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину)

Пушкин входит в нашу жизнь в раннем детстве, и мы не представляем себе жизни без его стихов и сказок. Мы растем и нам открываются все новые и новые страницы его произведений. И чем старше мы становимся, тем большее место начинает занимать Пушкин в нашей жизни. Он ввел и вас в волшебный мир искусства.

Вы уже прочитали ряд произведений А.С. Пушкина. И сейчас нам предстоит подвести итог того, что вы успели прочитать и узнать о поэте. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? («Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

У: Если бы вы попали в сказку и встретились с героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героев сказки звать.


1. «Живет он в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых

Работает за семерых»

2. «Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица,

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело».

3. «Говоря, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает».

4. «Чуть опасность, где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется».

5. «Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор.

С ними дядька Черномор».

6. «Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей

Королевич Елисей».

7. «Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

У: Молодцы! Узнали героев. А сейчас вспомните, что отличает сказки от произведений другого жанра? (В сказках есть зачин, концовка, присказка, повторы и т.п.)

Приведите примеры зачинов и концовок народных сказок и сказок Пушкина. (Дети находят и зачитывают примеры).

Отличительными особенностями сказок также является использование в них устойчивых выражений, эпитетов, повторов. Давайте посмотрим есть ли такие «приметы» народных сказок в сказках Пушкина? Какие эпитеты подобрал автор к словам:

Девица

Молодцы

Горница

Губки

Солнце

(У каждого учащегося текст из сказок Пушкина, каждый читает, выбирает эпитеты, обсуждают, записывают на оценочный лист.)

У: Что вы можете сказать по этому сравнению? (Что сказки Пушкина похожи на русские народные. Пушкин использует такие же слова, что и в русских народных сказках.)

Как вы думаете почему? С.Я.Маршак говорил: «Пушкинская сказка – прямая наследница русской сказки».


ФИЗМИНУТКА

Под музыку Римского-Корсакого «Полет шмеля».

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль – и в щель забился.


У: А.С.Пушкин очень любил сказки. Он слышал их от своей бабушки и няни Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки. Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Предлагаю и вам перенестись в сказку, а помогут нам в этом куклы. После просмотра выступления не забудьте поблагодарить артистов аплодисментами. Затем нужно будет ответить какой герой перед вами положительный или отрицательный, объяснить, почему вы так думаете.


1. «Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется:

Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!».


2. «Вдруг шатер распахнулся…

И девица, шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.


3. «Ах, ты мерзкое стекло!

Это лжешь ты мне на зло.

Где тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою.

Отвечай мне всех я краше

Обойди все царство наше,

Обойди весь белый свет…»


4. «Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую:

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогой ценою откупалась:

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».


«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».


5. «Ветер! Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее».


6. «Здравствуй, Балда мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть – возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору –

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок».


7. «Грусть – тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра – чистый изумруд:

Но быть может, люди врут?»



За морем житье не худо.

В свете ж вот какое чудо:…..

Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло описание «заморского чуда». Сейчас вы сами попробуете описать «заморское чудо» так, чтобы другие смогли догадаться..



У: Сказки Пушкина не оставляют равнодушными никого. Овеянный светлыми образами героев, добротой сказки, певучим языком поэта русский композитор Римский-Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане». А художник М.Врубель изобразил «Царевну – Лебедь». *А «Сказка о рыбаке и рыбке» вдохновила наших детей. (Чтение сочинений).

Подошло время заканчивать наши посиделки.

- Какое настроение у вас после урока? Что было интересного на уроке? Что вызвало затруднения? Что далось легко? Как вы думаете все ли вы уже узнали о А.С.Пушкине?

«Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил».

Так заканчивается одна из сказок. Мы тоже пока только «лишь усы обмочили», т.е. совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. Каждый год вы будете соприкасаться с творчеством А.С.Пушкина. и став взрослыми, может быть кто-то станет настоящим пушкинистом. В память об этом уроке примите угощение: шоколад «Сказки Пушкина».


Составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.





Позитивная мотивация.

























Стимулирование активных действий.


Слова Пушкина на экране. После ответа детей на экране портрет поэта.




















Ответы детей сопровождаются слайдами.

Дети выражают свое отношение к героям с помощью голоса, интонации, жестов.

































Выборочное чтение.







Работа в группах (повторить правила работы в группах). Опора на интуицию каждого ученика. Индивидуальные и групповые варианты поиска ответов.





Проверка по слайду на экране. Дети называют эпитет, доказывают текстом, объясняют смысл слова.





















Портрет няни на слайде.






Желание поделиться личностным опытом восприятия темы.

Восприятие уровня «героя».




















































































Дети собирают картинки с «чудесами» и рассказывают его не называя.

Развитие речи.




Слайды.









Объективность оценки собственных действий.








Слайд.


Урок литературы "Что за прелесть эти сказки!"
  • Начальные классы
Описание:

Урок посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Развивает представление о Пушкине - сказочнике, умение анализировать художественное произведение с целью выявления особенностей жанра. Выставка книг поэта, музыка Римского - Корсакого из оперы "Сказка о царе Салтане", драматизация начала урока позволяет развивать у учеников эстетический вкус, эмоционально - оценочную деятельность, устную речь,позитивный настрой, познавательный интерес к особому языку сказок А.С.Пушкина. Воспитывает любовь к чтению, позволяет прикоснуться к удивительному миру сказок и чудес.

Автор Губко Наталья Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 266
Номер материала 37442
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓