Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по теме «Золотой век русской поэзии» 9 класс

Урок литературы по теме «Золотой век русской поэзии» 9 класс

Тема урока: «Золотой век русской поэзии».

Цель урока: познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»;
Развивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям;
воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

- Что такое лирика?

- Лирический герой

IV. Объяснение нового материала.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии — обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.

В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820—1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».


Баратынский, Евгений Абрамович

Батюшков, Константин Николаевич

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Вольховский, Владимир Дмитриевич

Вяземский, Петр Андреевич

Давыдов, Денис Васильевич

Дельвиг, Антон Антонович

Гнедич, Николай Иванович

Жуковский, Василий Андреевич

Катенин, Павел Александрович

Козлов, Иван Иванович

Крылов, Иван Андреевич

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

Плетнёв, Пётр Александрович

Рылеев, Кондратий Фёдорович

Туманский, Василий Иванович

Туманский, Фёдор Антонович



«Золотой век» русской литературы XIX века


19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

БАТЮШКОВ

О солнце! чудно ты среди небесных чуд!

И на земле прекрасного столь много!

«Подражания древним».


Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве,

ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.

И потому в его грусти всякий узнает свою

грусть, в его душе всякий узнает свою

и видит в нём не только поэта, но и человека…

В.Г.Белинский.

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.

Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).

Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:


Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…

Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…


Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:


Мой друг! Я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары…

Бродил в Москве опустошенной,

Среди развалин и могил…

«К Дашкову»

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др.

К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:


Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь и к родине любовь,

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагом сомкнутым строем –

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

«К Дашкову»


Антон Антонович Дельвиг

«И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.»

А.С.Пушкин

Никто на свете не был мне ближе Дельвига“, - писал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга.

Переписка Дельвига и Пушкина - настоящий литературный памятник тому, что называется истинной дружбой.

Поэтический дар друзей, Дельвиг ценил больше, чем свой собственный. Хуже то, что критика впоследствии говорила, что половина стихотворений Дельвига написано Баратынским, половина - Пушкиным. Скромность Дельвига сослужила ему очень плохую службу…

Дельвиг был издателем альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты».

С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.

Вдохновение


Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит цель превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.


Петр Андреевич Вяземский

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...»E:\Лиля Булыгина\Арзамас.jpg

Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, историк литературы, мемуарист, ближайший друг Пушкина.

Он был одним из организаторов и наиболее активных участников литературного общества «Арзамас», объединившего поборников романтизма.

На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями».


Друзьям.

Я пью за здоровье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,


Далеких, но милых друзей,

Друзей, как и я, одиноких

Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,

Но сладок и чист их поток;


Так, с алыми – черные розы

Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далеких,

Далеких, по сердцу родных,

И в память друзей одиноких,

Почивших в могилах немых.


Пётр Вяземский
«Моя вечерняя звезда»


Моя вечерняя звезда,
Моя последняя любовь!
На потемневшие года
Приветный луч пролей ты вновь!

Средь юных, невоздержных лет
Мы любим блеск и пыл огня;
Но полурадость, полусвет
Теперь отрадней для меня.


Николай Михайлович Языков

«Они жрецы собой связует», - писал Пушкин в сентябре 1824 г., имея в виду главным образом добрые отношения, которые сложились у него к тому времени с Дельвигом, Вяземским, Баратынским, и приглашая Языкова к их компании присоединиться, -

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует,

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В процитированном отрывке из послания «К Языкову», ключевое слово – «родня». Пушкин в детстве не знал материнской любви, не имея семьи настоящей, - круг дружественных потов до поры до времени семью ему заменили.

«Пловец»


Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе.

Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод,

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой


Денис Васильевич Давыдов

Из наиболее даровитых поэтов послепушкинского периода, широко известных и в 1810-1830 г.г., первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту гусару Д.В.Давыдову.

«Пусть загремят войны перуны,

Я в этой песне виртуоз»!

Своими стихотворениями Давыдов сказал новое слово в русской батальной лирике, отличавшейся известной парадностью. Самой войны в стихотворениях Давыдова нет, но есть боевой дух офицера, широта души, распахнутой на встречу товарищам.


Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!
 
Не повторяй мне имя той,
Которой память — мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной...

 (Романс «Не пробуждай, не пробуждай...»)
 Евгений Абрамович Баратынский

Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Заключение: Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.

Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».


Урок литературы по теме «Золотой век русской поэзии» 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок литературы помогает сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»;
    развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
     формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям;
воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
   На уроке используется: компьютер, мультемидийный проектор.

Автор Габерман Вероника Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4214
Номер материала 33011
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓