Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)

Урок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)

hello_html_m1b9bec12.gifИнформационная карта урока.

Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока для учителя:

  1. обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

  2. воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

  3. развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

  1. находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

  2. научиться отличать юмор от сатиры;

  3. видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трёх запланированных (Урок №1. Тема: А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Урок №2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Урок №3. Тема: Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы технологии, используемые на уроке:

  • прием «Кластер»;

  • прием «Толстые и тонкие вопросы»;

  • прием «Оставь за мной последнее слово».

Методы (по классификации методов М.М. Поташника):

  1. Метод организации учебной деятельности.

  1. Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);

б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);

в) практические (работа с текстом, задания в группах);

  1. Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

  2. Логический аспект:

а) дедуктивные;

б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

  1. Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

  2. Методы контроля учебной деятельности:

  1. Устные и письменные.

  2. Фронтальные и групповые.

  3. Текущие.

  4. С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия «В мире литературы. 7 класс» под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.






Сценарий урока по теме:

«Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»».


Оформление доски:

  1. Портрет А.П. Чехова.

  2. Кластер «Комические средства создания характера»

  3. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

  4. Эпиграф «Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» А.П.Чехов.

Организация работы по технологии

Ход урока:

  1. Стадия вызова.















Обращение к личному опыту учащихся.





















Прием «Кластер»





























Формулировка темы урока.



Личное целеполагание

  1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе «Хамелеон». А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

  1. Актуализация знаний.

  1. Литературная разминка (Презентация. Слайд №1,2. Кроссворд «Угадайте фамилии чеховских героев»).

  • Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова «Хамелеон»).

  1. Слово учителя.

  • Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

  • Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся).

Веселый смех

Дружеский смех

Обличает

Высмеивает

Сатира

Юмор

Сфера

Сфера

Явления общественной жизни

Явления жизни человека

(Слайд №3. Кластер «Виды смеха»)



























  • Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся).

  1. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока).

  1. Стадия осмысления.



















Прием «Кластер»































Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.





















Устные развернутые ответы, дополнение кластера.













































































































Прием «Толстые и тонкие вопросы»

  1. Этап изучения нового материала.

  1. Слово учителя.

  • В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.

  • Какие же комические средства создания характера он использовал?

  1. Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет материал, составляя кластер «Комические средства создания характера» на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.

Синтаксические

Композиционные

Комические средства

Художественные

Косноязычные речи

Повторение ситуации

Художествен-ная деталь

Закулисные персонажи

Говорящие фамилии































  1. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

  • Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356-358 («В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.



  1. Этап закрепления новых знаний.

  1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1 группа. Композиционное средство «Повторение ситуаций». Ситуация выяснения «Чья собака?» создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

2 группа. Синтаксическое средство «Косноязычие речи». Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость - к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

3 группа. «Художественная деталь». Это «узелок» в руках Очумелова и «решето» в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их «деятельности» - собрали «дань». «Шинель» Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. «Окровавленный палец» Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

4 группа. «Говорящие фамилии». Очумелов – «очуметь, одуреть, потерять соображение». Хрюкин – ассенизатор, «грязная» душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

5 группа. «Закулисные персонажи» не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и «братец» генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:

Синтаксические

Композиционные

Комические средства

Художественные

Косноязычные речи

Повторение ситуации

Художествен-ная деталь

Закулисные персонажи

Говорящие фамилии

Палец Хрюкина

Шинель

Решето с крыжовником

Узелок

Генерал

Брат генерала

Хрюкин

Очумелов





















































Слово учителя. Молодцы! Вы провели в соместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

  1. Фронтальная беседа.

  • Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд №4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

  • Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд №4. Очумелов, Хрюкин, толпа).

  • И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

  • Что же обличает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами).

  • Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни).

  1. Стадия рефлексии



Прием «Оставьте за мной последнее слово»

  1. Применение знаний и рефлексия.

  1. Фронтальная беседа.

  • Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство).

  • Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

  • Над чем заставил вас задуматься наш урок?

  1. Слово учителя.

  • С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли».

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

  1. Итоги урока.

  • Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

  • Сообщение оценок.

  • Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и подготовить «Толстые и тонкие вопросы» к рассказам (по рядам).






Урок литературы по теме "Сатира и юмор в рассказе А. Чехова "Хамелеон""(6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Информационная карта урока.

Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока для учителя:

1.      обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе;  познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

2.      воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;

3.      развивающий аспект: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

1.      находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;

2.      научиться отличать юмор от сатиры;

3.      видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трёх запланированных (Урок №1. Тема: А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Урок №2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Урок №3. Тема: Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы технологии, используемые на уроке:

ü  прием «Кластер»;

ü  прием «Толстые и тонкие вопросы»;

ü  прием «Оставь за мной последнее слово».

Методы (по классификации методов М.М. Поташника):

I.                   Метод организации учебной деятельности.

1.      Перцептивный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);

б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);

в) практические (работа с текстом, задания в группах);

2.      Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

3.      Логический аспект:

а) дедуктивные;

б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

4.      Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

II.                Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

III.             Методы контроля учебной деятельности:

1.      Устные и письменные.

2.      Фронтальные и групповые.

3.      Текущие.

4.      С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия «В мире литературы. 7 класс» под редакцией А.Г. Кутузова; рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

 

 

 

 

 

 

Автор Халбаева Елена Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1305
Номер материала 48481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓