Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" (11 класс)

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" (11 класс)

Тема. Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых.

Цели: 1) анализируя отдельные эпизоды первой части романа, показать картины жизни донских казаков. 2) развивать умения анализировать, доказывать, делать выводы, мыслить логически. 3) воспитывать трудолюбие, уважение к старшим.


  1. Вступительное слово учителя.

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Приступив в 1925г. к работе над романом "Донщина" - о революционных событиях на Дону, Шолохов, подобно автору "Войны и мира, скоро понял, что истоки событий и характеров надо искать гораздо раньше: "Что это за казаки? Что за Область Войска Донского?

Действие "Тихого Дона" разворачивается в широких хронологических рамках: с мая 1912 по март 1922 г.г. Первая мировая война, забросившая казаков за тридевять земель от родного хутора, революционная ситуация в России, отозвавшаяся и в повседневной жизни хуторян, Февраль, а затем и Октябрь 1917, гражданская война, принявшая на юге особенно жестокие формы - таков общероссийский фон действия, основные события которого связаны с Доном.

Человек и история - одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи не только в картинах, но и в документах, органично включенных в развитие сюжета.

Верный принципу историзма, Шолохов показал социальное расслоение казачества, но оно было не столь резким, как в России - и не богатый казак чувствовал, что он казак, достойно представляющий свое сословие. Период, описанный Шолоховым, как раз и отмечен ростом казачьего самосознания.

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских рассказах», а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения – жанр эпопеи. Каковы же особенности этого жанра?

  • Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации «начала времён», т.е. не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания «нового человека». Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения. Автор стремился не только «захватить всё», Но и «дойти до корня» в изображении и осмыслении жизни.

  • Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно – временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев – ещё более протяжённый период времени). Место действия – Дон, Австрия, Петербург и т.д. – вся Россия, а странствия по ней – это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона. Исторические и семейно – бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).

  • Судьба народа – в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.

  • Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально – семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности – на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.

  • «Мысль народная» составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой. В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.

  • В центре повествования эпический герой – Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.

  • Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.

  • Судьба человека «вписана» в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест. Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки. Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам. Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно. За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет. В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня. Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева. Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в ϲогласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах. Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев. Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.
Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье. В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах. Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране. Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи. Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

Главным героем романа является Григорий Мелехов. Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде формируется этот характер.


  1. Духовный мир донского казачества. Анализ отдельных эпизодов.


  1. Анализ эпизода лугового покоса (кн.1, ч.1, гл. IX, с. 49 – 51. «С Троицы начался луговой покос…снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой»)

Проанализируем ряд эпизодов, в которых раскрываются важнейшие составляющие духовного мира донского казачества. Обратимся к эпизоду лугового покоса.

– Каково настроение эпизода?

Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, – все создает ощущение праздника.

– Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение ее одухотворенности подчеркивается метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чипиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы».


  1. Эпизод чтения письма. 1-3-XVII; с.285 («Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича … шел дальше в поисках другого грамотного»)

Однако казаки не только труженики, но и воины. Среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на этот год». Сам Пантелей Прокофьевич, старый казак, получил когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку». Письма сыну на службу, наполненные в основном бытовым содержанием, он подписывает, указывая свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник–нтелей Мелехов». Ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нем воинская доблесть, высказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнает, что Григорий награжден Георгиевским крестом и произведен в младшие урядники (Чтение эпизода)


  1. Анализ эпизода о принципах, на которых строится казачья семья. 1-1-X; с.55 («Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, …Женю!..На дурочке женю!..»)

– На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

Понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («НЕ пакости соседу!») для казаков непоколебимы.

– Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы.

– Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

Если в первый момент Григорий дает жесткий отпор отцу, но позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой.

– Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает семейный портрет.


  1. Анализ первой главы романа.

– Что вы узнали о истории семьи Мелеховых?

– стр. 22 «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич» и до конца главы. На каких чертах внешности героев (семья Мелеховых) автор останавливает свое внимание?

В этом эпизоде Шолохов особо подчеркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз – по отцовской.. Портрет не только живописен, но и психологичен: в немногочисленных деталях автор раскрывает темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера.

– Как в этом эпизоде показан нрав казачества?

Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова. Трагедия, изображенная в романе «Тихий Дон», – это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада семьи, разрушение дома.


III. Итог урока.



Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный ресурс - урок литературы на тему "Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества. Быт и нравы. История семьи Мелеховых".

 

 Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова. Трагедия, изображенная в романе «Тихий Дон», – это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада семьи, разрушение дома.

 

Автор Кисель Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4606
Номер материала 40330
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы