Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы по рассказу А.П. Чехова

Урок литературы по рассказу А.П. Чехова

Скачать материал

Учитель русского языка и литературы

Денисенко Разия Сеитовна

Первая категория

Перекатненская средняя школа

Жаксынский район

Акмолинская область

Урок литературы 7 класс.

Тема: Рассказ А. П. Чехова  «Хамелеон»

Цели урока:

1.     Закрепить и обобщить знания учащихся по раннему творчеству А.П. Чехова; формировать навыки анализа художественного произведения.

2.     Стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

3.     Формировать у учащихся понятие собственного достоинства.

Оборудование:  портрет А.П. Чехова, иллюстрации, высказывания, декорация для инсценировки.

Предварительное задание: прочитать рассказ «Хамелеон»

Эпиграф.

Два основных порока всякой

 обывательской души казались

 Чехову особенно мерзкими:

надругательство над слабыми и

самоуничтожение перед сильными.

К.И. Чуковский

Ход урока

I.                   Организационный момент

Сообщение темы урока и определение целей урока.

Запись на доске:  «Хамелеон – порода ящериц; кожа хамелеона способна менять цвет, приспосабливаясь к окраске окружающих предметов»

II.                Актуализация опорных знаний.

1.     Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу по творчеству А.П. Чехова и работаем над рассказом «Хамелеон». Этим рассказом мы завершаем изучение раннего творчества Чехова

2.     Блиц-опрос.

·        Назовите дату рождения Чехова? (17января 1860г.)

·        Кем по образованию был Чехов? (врач)

·        Назовите первый псевдоним А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)

·        Где происходит действие рассказа Чехова «Толстый и тонкий»? Кто его действующие лица?(на вокзале Николаевской железной дороги. Одноклассники)

·        Кто такой Иона? (извозчик)

III.             Решение кроссворда.

Кроссворд

По горизонтали: 3. «Должность» главного героя рассказа «Тоска». 4. Кем является Прохор в доме генерала. 6. Конфискованная ягода. 7. То, в чём несёт городовой конфискованную ягоду. 9. То, чем пахнет от тонкого.14. Имя главного персонажа рассказа «Тоска». 15. Имя сына тонкого. 17. Учебное заведение, в котором когда-то учились толстый и тонкий.

По вертикали: 1. Фамилия генерала в рассказе «Хамелеон». 2. Фамилия полицейского надзирателя из рассказа «Хамелеон». 4. Имя тонкого. 5. Предмет, с помощью которого Иона управляет лошадью. 8. Фамилия Ионы. 10. Фамилия рыжего городового. 11. Место действия в рассказе «Хамелеон». 12. Общественное место, в котором неожиданно встретились толстый и тонкий.13. Просторечное название ордена, до которого дослужился тонкий. 16. Имя толстого.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            Инсценировка рассказа «Хамелеон»

Автор. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Вдруг Очумелов слышит:

Голос. Так ты кусаться, окаянная. Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Автор. Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он  бежит за ней и, поддавшись вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

  Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Городовой. Никак беспорядок, ваше благородие.

Автор.  Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный  человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую роль, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»  Да и самый палец имеет вид знамения победы.

  В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

Очумелов(врезаясь в толпу). По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Хрюкин (кашляя в кулак). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, - насчёт дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов(строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать! Елдырин, узнай чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Голос из толпы.  Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов.  Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать перед дождём…(обращается к Хрюкину) Одного только не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, сам расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла тебе в голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Голос из толпы. Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

Хрюкин.  Врёшь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимает, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом…А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… у меня у самого брат в жандармах…ежели хотите  знать…

Очумелов. Не рассуждать!

Елдырин. Нет, это не генеральская. У генерала таких нет. У него всё больше лягавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Елдырин.  Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Елдырин (рассуждает вслух). А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

Голос из толпы. Вестимо, генеральская!

Очумелов. Гм! Надень-ка, брат Елдырин,  на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтобы её не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей цигаркой в нос тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты , болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

Елдырин. Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку…Ваша?

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов.  Спрашивать тут долго нечего. На бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить вот и всё.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

Очумелов (все лицо заливается улыбкой умиления). Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости.

Очумелов. Ишь ты господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая…Цап этого за палец! Ха-ха-ха…Ну, чего дрожишь? Ррр…Рр…Сердится шельма…цуцик этакий…

Автор. Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

Очумелов (грозит ему).я ещё доберусь до тебя!

Автор. Очумелов запахивается в шинель, продолжает свой путь по базарной площади

V.               Беседа.

1.     Кого из героев можно назвать хамелеоном?

2.     Слова хамелеон в рассказе нет. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

3.     Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

Вывод.

Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял всё, что связано с человеческим достоинством и честью от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

VI.            Работа с эпиграфом.

По словам Корнея Чуковского «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и

самоуничтожение перед сильными». Итак, в центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая собака укусила или всё-таки генерала Жигалова.

·        Какие же качества души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей толпе?

·        Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

·        А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь? (чувство собственного достоинства)

·        Постарайтесь, одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатлённой Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Вывод(заполнение таблицы).

Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

По отношению к Хрюкину:

Грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость.

По отношению к генералу:

Подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоунижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание.

По отношению к самому себе:

Полное отсутствие собственного достоинства.

 

VII.         Синквейн.

1.     Хамелеонство

2.     Надменный, заискивающий

3.     Хамить, унижаться, грубить

4.     Человек, который в угоду обстоятельствам, меняет своё мнение

5.     Приспособленчество

VIII.      Мини-викторина «Кто внимательнее?»

1.     Что нёс в руке Очумелов? (узелок)

2.     Какая рубаха была у Хрюкина? (ситцевая)

3.     Откуда выбежала на площадь собака? (из дровяного склада купца Пичугина)

4.     На ком из персонажей была расстёгнута жилетка? (на Хрюкине)

5.     За какую руку укусил щенок  Хрюкина? (за правую)

6.     Какой породы был щенок? (борзая)

7.     Какой породы собак держал генерал Жигалов? (легавые)

8.     Как звали генеральского повара? (Прохор)

 

IX.            «Мозговой штурм».

Предложить как можно больше идей: как не стать в этой жизни «хамелеоном».

X.               Рефлексия.

1.     Можно ли в наше время встретить «хамелеона»?

2.     Какой он, современный «хамелеон»?

XI.            Итог урока. Оценки за урок.

XII.         Д/З. Творческое задание. Подготовить комический рассказ из жизни.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы по рассказу А.П. Чехова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Урок закрепления знаний по рассказу, на уроке используется разнообразные формы работы. 

Учитель русского языка и литературы

Денисенко Разия Сеитовна

Первая категория

Перекатненская средняя школа

Жаксынский район

Акмолинская область

Урок литературы 7 класс.

Тема: Рассказ А. П. Чехова  «Хамелеон»

Цели урока:

1.     Закрепить и обобщить знания учащихся по раннему творчеству А.П. Чехова; формировать навыки анализа художественного произведения.

2.     Стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

3.     Формировать у учащихся понятие собственного достоинства.

Оборудование:  портрет А.П. Чехова, иллюстрации, высказывания, декорация для инсценировки.

Предварительное задание: прочитать рассказ «Хамелеон»

Эпиграф.

Два основных порока всякой

 обывательской души казались

 Чехову особенно мерзкими:

надругательство над слабыми и

самоуничтожение перед сильными.

К.И. Чуковский

Ход урока

I.                   Организационный момент

Сообщение темы урока и определение целей урока.

Запись на доске:  «Хамелеон – порода ящериц; кожа хамелеона способна менять цвет, приспосабливаясь к окраске окружающих предметов»

II.                Актуализация опорных знаний.

1.     Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу по творчеству А.П. Чехова и работаем над рассказом «Хамелеон». Этим рассказом мы завершаем изучение раннего творчества Чехова

2.     Блиц-опрос.

·        Назовите дату рождения Чехова? (17января 1860г.)

·        Кем по образованию был Чехов? (врач)

·        Назовите первый псевдоним А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)

·        Где происходит действие рассказа Чехова «Толстый и тонкий»? Кто его действующие лица?(на вокзале Николаевской железной дороги. Одноклассники)

·        Кто такой Иона? (извозчик)

III.             Решение кроссворда.

Кроссворд

По горизонтали: 3. «Должность» главного героя рассказа «Тоска». 4. Кем является Прохор в доме генерала. 6. Конфискованная ягода. 7. То, в чём несёт городовой конфискованную ягоду. 9. То, чем пахнет от тонкого.14. Имя главного персонажа рассказа «Тоска». 15. Имя сына тонкого. 17. Учебное заведение, в котором когда-то учились толстый и тонкий.

По вертикали: 1. Фамилия генерала в рассказе «Хамелеон». 2. Фамилия полицейского надзирателя из рассказа «Хамелеон». 4. Имя тонкого. 5. Предмет, с помощью которого Иона управляет лошадью. 8. Фамилия Ионы. 10. Фамилия рыжего городового. 11. Место действия в рассказе «Хамелеон». 12. Общественное место, в котором неожиданно встретились толстый и тонкий.13. Просторечное название ордена, до которого дослужился тонкий. 16. Имя толстого.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            Инсценировка рассказа «Хамелеон»

Автор. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

Вдруг Очумелов слышит:

Голос. Так ты кусаться, окаянная. Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Автор. Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он  бежит за ней и, поддавшись вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

  Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Городовой. Никак беспорядок, ваше благородие.

Автор.  Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный  человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую роль, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»  Да и самый палец имеет вид знамения победы.

  В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

Очумелов(врезаясь в толпу). По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

Хрюкин (кашляя в кулак). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, - насчёт дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов(строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать! Елдырин, узнай чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Голос из толпы.  Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов.  Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать перед дождём…(обращается к Хрюкину) Одного только не понимаю: как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, сам расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла тебе в голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

Голос из толпы. Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

Хрюкин.  Врёшь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимает, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом…А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… у меня у самого брат в жандармах…ежели хотите  знать…

Очумелов. Не рассуждать!

Елдырин. Нет, это не генеральская. У генерала таких нет. У него всё больше лягавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Елдырин.  Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Елдырин (рассуждает вслух). А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

Голос из толпы. Вестимо, генеральская!

Очумелов. Гм! Надень-ка, брат Елдырин,  на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтобы её не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей цигаркой в нос тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты , болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

Елдырин. Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку…Ваша?

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов.  Спрашивать тут долго нечего. На бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить вот и всё.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

Очумелов (все лицо заливается улыбкой умиления). Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости.

Очумелов. Ишь ты господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая…Цап этого за палец! Ха-ха-ха…Ну, чего дрожишь? Ррр…Рр…Сердится шельма…цуцик этакий…

Автор. Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

Очумелов (грозит ему).я ещё доберусь до тебя!

Автор. Очумелов запахивается в шинель, продолжает свой путь по базарной площади

V.               Беседа.

1.     Кого из героев можно назвать хамелеоном?

2.     Слова хамелеон в рассказе нет. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

3.     Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

Вывод.

Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял всё, что связано с человеческим достоинством и честью от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

VI.            Работа с эпиграфом.

По словам Корнея Чуковского «Два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и

самоуничтожение перед сильными». Итак, в центре рассказа «Хамелеон» - полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая собака укусила или всё-таки генерала Жигалова.

·        Какие же качества души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей толпе?

·        Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?

·        А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь? (чувство собственного достоинства)

·        Постарайтесь, одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатлённой Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Вывод(заполнение таблицы).

Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

По отношению к Хрюкину:

Грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость.

По отношению к генералу:

Подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоунижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание.

По отношению к самому себе:

Полное отсутствие собственного достоинства.

 

VII.         Синквейн.

1.     Хамелеонство

2.     Надменный, заискивающий

3.     Хамить, унижаться, грубить

4.     Человек, который в угоду обстоятельствам, меняет своё мнение

5.     Приспособленчество

VIII.      Мини-викторина «Кто внимательнее?»

1.     Что нёс в руке Очумелов? (узелок)

2.     Какая рубаха была у Хрюкина? (ситцевая)

3.     Откуда выбежала на площадь собака? (из дровяного склада купца Пичугина)

4.     На ком из персонажей была расстёгнута жилетка? (на Хрюкине)

5.     За какую руку укусил щенок  Хрюкина? (за правую)

6.     Какой породы был щенок? (борзая)

7.     Какой породы собак держал генерал Жигалов? (легавые)

8.     Как звали генеральского повара? (Прохор)

 

IX.            «Мозговой штурм».

Предложить как можно больше идей: как не стать в этой жизни «хамелеоном».

X.               Рефлексия.

1.     Можно ли в наше время встретить «хамелеона»?

2.     Какой он, современный «хамелеон»?

XI.            Итог урока. Оценки за урок.

 

XII.         Д/З. Творческое задание. Подготовить комический рассказ из жизни.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 708
    • DOCX 32.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Денисенко Разия Сеитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Денисенко Разия Сеитовна
    Денисенко Разия Сеитовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1166
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Фитнес: особенности построения смешанных групповых тренировок

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе