Инфоурок Русский язык КонспектыУрок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" на тему "Пусть же цветет вечно Русская земля" (7 класс)

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" на тему "Пусть же цветет вечно Русская земля" (7 класс)

Скачать материал

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель Бородина Галина Владимировна,,7б класс

Тема урока: «Пусть же вечно цветет Русская земля»

Цели:

1.      Повторить и обобщить основные сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

2.      Помочь понять учащимся идею и проблематику произведения.

3.      Развить умение аналитического и лингвистического анализа текста.

4.      Умение находить в тексте художественные средства, помогающие писателю ярко и образно нарисовать картину событий в повести.

5.      Воспитать в учащихся чувство беззаветной любви к своей родине и чувство истинного товарищества.

Педагогические технологии: игровая, информационно-компьютерная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход урока.

I.             Слово учителя.

«Поэмой о любви к Родине» назвал В. Г. Белинский повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Рисуя яркие, сильные, героические характеры 15-17 веков, автор видит именно в прошлом духовно свободных людей, истинных патриотов. Сегодня мы с вами ещё раз вспомним эпизоды повести, побываем в том «гнезде, откуда вылетают все те гордые и храбрые, как львы», ещё раз окунемся в зелено-золотой океан украинской степи и вспомним знаменитую речь Тараса о товариществе, чтобы в конце сказать: «Пусть же цветёт вечно русская земля!»

II.          Игра.

·         Конкурс «Биографический»

 

Знаете ли вы биографию писателя?

1. Где и когда родился Н. В. Гоголь? (1 апреля 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии)

2. Где прошло детство будущего писателя? (Детство  прошло в селе Васильевке на Украине)

3. Как звали отца и мать Гоголя? (Отец – Василий Афанасьевич Гоголь, мать – Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, дочь богатого помещика)

4. Какое образование получил Николай Гоголь? (Сначала обучался дома, затем в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук)

5. Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

6. Под каким псевдонимом было напечатано первое произведение Гоголя «Ганц Кюхельгартен»? (Под псевдонимом В. Алов в 1829г.)

7. Кто подсказал Гоголю сюжеты некоторых его произведений? (А. С. Пушкин, сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ»)

8. Кто сказал о Н. В. Гоголе?

а) «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность»   (А. С. Пушкин)

б) «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» (В. Г. Белинский)

в) «…Человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы» (И. С. Тургенев)

·                    Конкурс «Лингвистический» (конкурс капитанов)

·                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание: восстановите как можно точнее отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

«Ничего в природе не могло быть…: вся поверхность земли представлялась … океаном, по       которому … миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы … голубые, синие и … волошки; … дрок выскакивал вверх своею … верхушкою; белая кашка … шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог весть откуда … … наливался в гуще. Под тонкими их корнями … куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен …разных … свистов. В небе … стояли …, распластав свои крылья и … устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких … отдавался Бог весть в каком дальнем …. Из травы подымалась мерными взмахами … и … купалась в … волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только … одною черною точкою! Вон она …крылами и … перед солнцем!.. Черт вас возьми, …, как вы …!..»

(«Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе … стояли неподвижно, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»)

1)            Задание: объясните значение непонятных слов, используемых Гоголем для создания особого колорита повести.

1.      Мазунчик – неженка, маменькин сынок, баловень (от укр. «мазать» - баловать, ласкать)

2.      Бульба – картофель (укр.)

3.      Кошевой – атаман запорожского войска, избиравшийся сечевой радой обычно сроком на один год

4.      Епанча – старинный широкий плащ без рукавов

5.      Пробавить – продлить, протянуть

6.      Кухоль – кружка

7.      Курень – отделение военного стана запорожцев

8.      Вечерять – ужинать

9.      Дебелый – тяжелый, массивный

10.  Напереймы – наперерез, навстречу

11.  Почеломкаться – поцеловаться

12.  Вытребеньки – выдумки, баловство, прихоти

13.  Очкур – шнурок, которым стягиваются шаровары

14.  Люлька – трубка

·         Конкурс «Узнай героя»

 

 

Задание: по характеристике, данной автором, узнайте героя повести.

1. «…один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава»

2. «Учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. …чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания…»

3. «Черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. …глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство»

4. «…изможденное, высохшее лицо… Длинные и черные, как уголь, волосы, неприбранные, растрепанные, лезли из-под темного, наброшенного на голову покрывала; и странный блеск взгляда, и мертвенная смуглота лица, выступавшего резкими чертами…

5. «…Он не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве»

6. «В чести был он У всех Козаков; два раза уже был избираем кошевым и на войнах тоже был сильно добрый козак, но уже давно состарился и не бывал ни в каких походах, не любил тоже и советов давать никому, а любил старый вечно лежать на боку у козацких кругов, слушая рассказы про всякие бывалые случаи и козацкие походы»

7. «…выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда слали перебивать ему на руках и ногах кости… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его»

Тарас Бульба

Андрий Бульба

Прекрасная панночка

Татарка, служанка панночки, воеводиной дочки

Андрий Бульба

Касьян Бовдюг

Остап Бульба

·               Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задания:

1.      Длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба.

2.      Каа Бульба обыкновенно называл свою жену?

3.      Историческая местность на реке Днепр, куда Тарас Бульба решил отправиться вместе с сыновьями?

4.      Игра, в которой играющие козаки прыгали через своих партнеров  (во время осады города).

5.      Хищная птица, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего.

6.      Название духовного училища в Киеве, где учились сыновья Тараса.

7.      Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны.

8.      Жидкая каша с салом, которую варили путешественники, останавливаясь на ночлег.

9.      Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска».

10.  Фамилия одного из героев повести Н. В. Гоголя.

  1. Вид оружия, которое висело на стене в доме Тараса Бульбы

·                             «Живые» картины.

Задание: команды должны изобразить эпизод из повести «Тарас Бульба», не произнося ни одного слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·               Конкурс « Чьи это слова?»

 

Задание: кто и при каких обстоятельствах произносит эти фразы?

«Нет у нас никого, равного ему в доблести».

Касьян Бовдюг о Тарасе Бульбе произносит, чтобы его выбрали наказным атаманом.

1.      «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в  Русской земле, не было таких товарищей».

Тарас Бульба сказал перед битвой, чтобы ободрить и освежить козаков.

2.      «Терпи, козак, - атаманом будешь!»

Тарас говорил Андрию, когда тот скучал без дела в Сечи.

3.      « Что, сынку? помогли тебе твои ляхи?»

Тарас спрашивал у Андрия , когда последний раз встретил его на поле брани.

4.      «Добре, сынку! Добре!»

Тарас во время казни Остапа.

5.                   «Есть ещё порох в пороховницах?»

Тарас трижды повторил, чтобы поднять боевой дух козаков в битве.

6.                   «Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Касьян Бовдюг, умирая.

7.                   « Пропал! Пропал бесславно, как подлая собака»

Тарас об Андрие после его казни.

8.                   «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!»

Гоголь после описания казни Тараса.

·               Конкурс «Литературоведческий»

 

Задание: укажите, какие художественные средства использует Н. В. Гоголь в приведенных ниже отрывках из повести «Тарас Бульба».

1.                   «Бурсаки вдруг преобразились; на них явились… шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами…»    гипербола

2.                   «Она потупила свои очи; прекрасными снежными полукружьями надвинулись на них веки…»  эпитет

3.                   « На миг остолбенев, как прекрасная статуя, смотрела она ему в очи и вдруг зарыдала…»  сравнение

4.                   «Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений…»  метафора

5.                   «Чуть не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам» гипербола

6.                   «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»   сравнение

7.                   «…изредка белели клоками легкие и прозрачные облака»  эпитет

·         Конкурс «Вопрос на засыпку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Как называется сборник повестей, в состав которого входит и «Тарас Бульба»? («Миргород»)

2. В каком году впервые повесть «Тарас Бульба» была напечатана? (1835)

3. Как встретил Тарас сыновей своих, приехавших домой из бурсы?

4. Как проявили себя Остап и Андрий в Сечи?

5. Почему об Андрии отец скажет: Добрый вояка, а не Остап»?

6. Какие мысли «Речи о товариществе» важны нам и сегодня?

7. Приведите примеры товарищества, проявленные запорожцами в боях с поляками?

8. Почему Андрий изменил запорожскому братству? Осуждаете ли вы или оправдываете его за этот поступок?

9. Каково отношение автора, отца, брата к поступку Андрия?

10. Почему Тарас решил сам убить сына-предателя?

11.С какой целью, как вы думаете, так подробно описывается Гоголем смерть Гуски, Бовдюга, Балабана и Кукубенки? Что этим достигается?

12. О чем заботятся в последние мгновения жизни Тарас и Остап? Как это перекликается с речью о товариществе?

13. Можно ли назвать образы Тараса и Остапа героическими?

Итак, повесть прочитана.

Какие эпизоды показались вам забавными, смешными, какие – печальными, какие – торжественными? При чтении каких глав вы особенно волновались?

III.       Подведение итогов урока.

IV.       Домашнее задание: мини-сочинение «Герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», о котором мне хотелось бы рассказать».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" на тему "Пусть же цветет вечно Русская земля" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "Пусть же цветет вечно русская земля" проводится в игровой форме , что позволяет:

1.    Повторить и обобщить основные сведения о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
2.    Помочь понять учащимся идею и проблематику произведения.
3.    Развить умение аналитического и лингвистического анализа текста.
4.    Умение находить в тексте художественные средства, помогающие писателю ярко и образно нарисовать картину событий в повести.
5.    Воспитать в учащихся чувство беззаветной любви к своей родине и чувство истинного товарищества.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2014 685
    • DOCX 12.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мещерякова Ниталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мещерякова Ниталия Николаевна
    Мещерякова Ниталия Николаевна
    • На сайте: 10 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3111
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов