Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по повести Л. Н. Толстого "Детство". Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев.

Урок литературы по повести Л. Н. Толстого "Детство". Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев.

Название документа Аннотация к уроку.docx

Урок по повести Л. Н. Толстого « Детство» (мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев).Урок формирует умение решать интерпретационные задачи на основе художественного текста для развития функциональной грамотности чтения. Форма работы: парная. Время работы: 45 мин. Уровень сложности высокий. Поэтому вопросы, обозначенные в заданиях к уроку, даются для проработки учащимся заранее на дом.



Название документа Конспект урока.docx

hello_html_4e8e23a3.gifhello_html_38bfc369.gifhello_html_38bfc369.gifhello_html_1bcfb897.gifhello_html_1bcfb897.gifhello_html_7828cc9e.gifhello_html_4772b542.gifhello_html_a4c60fc.gifhello_html_m3881bfe1.gifhello_html_5aebad15.gifhello_html_5aebad15.gifhello_html_62b20366.gifhello_html_m4cb0a542.gifТематический план

урока русской словесности в 7 классе.


Раздел «Человек среди людей».


Урок 52



Дата: 12/03/14/

Тема урока: Л. Н. Толстой. « Детство».

Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев.

Название урока: Как становятся взрослее…

Эпиграф: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человека». (Николай Васильевич Шелгунов, русский публицист, литературный критик).

Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового).

Цель урока: Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героя.

Задачи урока: А) Обучающая. Провести исследование текста по проблеме взросления,

увидеть, что взросление героя раскрывается через взаимоотношения с окружающим миром.

Б) Развивающая. Развивать навыки читательской компетентности путем решения интерпретационных задач, развивать навыки социального взаимодействия учащихся.

В) Воспитательная. Воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.

Методы урока: поисковый, исследовательский, практический. Приемы: Решение интепретационных задач, самооценивание.

Используемые технологии: ИКТ. Элементы арттерапии ( составление коллажа).

Ожидаемый результат: развитие познавательных качеств деятельности учащихся.

Наглядность, оборудование, источники:

Уч-к "Русская словесность, 7 класс", авт. Савельева В. В.и др., Алматы, «Атамура», 2012.

Текст произведения. Фото детей. Постеры. Канцелярские принадлежности. Распечатки задания. Компьютер.

Музыка: F.SHopen_fortepiano_-_melodiya_raya_(iPlayer.fm)

Polonez_Procshaj_B-moll_Op._posth._(iPlayer.fm)

F._SHopen_fortepiano_-_Vals-minutka_

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/ Форма проведения: фронтально – индивидуальная, парная, групповая.









Ход урока


1 этап. Актуализация( 10 мин).

Микроцель. Обеспечение позитивного настроя на урок. Создание ориентировочных основ действия. Объяснение учащимся цели урока.



Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Проблемная задача урока















Интрига







Сообщение темы. Общая постановка целей урока.

















Подготовка к восприятию


























Формирование пар







«Снежный ком»


Здравствуйте, мои любимые семиклассники!



- «Детство – самая счастливая пора». Вам доводилось слышать эту фразу? Согласны ли вы с таким утверждением?


- Как вы понимаете «счастливая пора»?


-Считаете ли вы, что означает безоблачный период жизни, без всяких проблем?

( Некоторые из взрослых , возвращаясь мысленно в детство, считают, что в этот период возникает множество сложных ситуаций, которые особенно трудны, так как ребёнок впервые сталкивается и с радостью, и с болью. Часто забавная игра оборачивается серьёзными взрослыми проблемами, решать которые приходится самим детям ).


Ребята, сегодня у нас урок – мастерская

по повести Л.Н. Толстого «Детство».


Обратите внимание на тему, название и эпиграф к нашему уроку.

- Найдите в них то общее, что может стать сегодня предметом нашего исследования ( душа ребенка)

  • Подсказка в форме загадки:

Это есть у каждого из вас, это есть только у вас, у нас это тоже есть, но в другом качестве.


Да, действительно, сегодня мы поговорим о душевных качествах, о переживаниях, сложных проблемах, которые решают дети – герои повести « Детство», поговорим и о писательском мастерстве, благодаря которому автору удалось выразить свою мысль о взрослении личности так достоверно.

Небольшое дополнение: Слово "мастерство" термином не является и в словари не входит. Тем не менее оно часто встречается в темах сочинений, которые вы будете писать в старщих классах, в самых разных сочетаниях: «Мастерство Грибоедова-драматурга», «Мастерство психологического анализа в романах Тургенева», «Поэтическое мастерство Тютчева» и тому подобное. В прошлом веке был издан сборник «Мастерство русских классиков», посвящённый мастерству Некрасова, Тургенева, Пушкина Л.Толстого и других писателей. Каждый из авторов вкладывает в это слово своё собственное значение.

Для нас главное: увидеть ЧТО говорит писатель и КАК он это говорит, увидеть согласие между формой и содержанием художественного текста.

Эту нехитрую истину мы и положим в основание критерия успешности нашей работы.

Звучит тихая музыка.

F.SHopen_fortepiano_-_melodiya_raya_(iPlayer.fm)



- Послушайте, что я хочу сейчас вам рассказать. Долго, очень долго плыли сквозь пустое пространство безжизненные тела – планета Икс и планета Игрик. Не проносились над ней дождевые облака открытий, гонимые ветром познания, не расцветали на пустошах и в долинах цветы откровения, не пламенел в недрах пламени огонь озарения. Мимо нас проплывали они. Но ничто не бывает вечным, все развивается, все меняется, все когда-то образуется впервые. Четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух слетелись на молчаливый призыв пустоты для того, чтобы начать великий и волнующий процесс созидания. Закипела на планете работа огня, воздуха, земли и воды. Каждая стихия принесла на планету свое представление, какой ей быть, какими силами и живительными соками напитать тело планеты. И было их четыре, четыре силы, силы планетообразования.


И был итог сотворчества – планета, обретшая свое имя.


Давайте на 45 минут превратимся в стихии, участвующие в процессе планетообразования.

Какими станут эти планеты ( постеры), зависит от вас, от того, какие взаимодействия вы установите друг с другом.

Раздаются эмблема пары (всего 4 пары) каждому ученику.

Пары комплектуются заранее с учетом равных возможностей,

способностей и психо-физических особенностей детей.


Итак, элементы одной стихии, объединяйтесь!

Ребята по эмблемам находят свою пару.


Схема работы пар (обмен вопросами по заданиям)

3.Вода

Саша- Батыр

2.Огонь

Марина - Аня

Рита - Паша

1




2 3

2

4.Воздух

Бауржан - Кирилл

1.Земля

Паша-Рита


1




2 этап Работа в парах ( 20 мин).



Работа в парах

См. задания для каждой пары в приложении 1


























Формирование групп


Постер с элементами коллажа.









Выводы по уроку

«Жить - это значит делать художественное произведение из самого себя».











Рефлексия





Объяснение домашнего задания



Итоги урока








Резерв


Материал исследования:

1 пара (земля): главы « Маmаn», «Что за человек был мой отец». «Детство».

2 пара (огонь): главы «Учитель Карл Иванович», «Наталья Савишна». «Гриша».

3 пара(вода): главы «Детство», «Последние грустные воспоминания».

4 пара(воздух): глава « Ивины».


Самопроверка по ключам. Выставление оценок. 5 мин.


Обмен информацией. Выборочная проверка вопросов.

Выберите вопросы, по которым вы набрали высший балл, прокомментируйте их.

Какие вопросы вызвали сложность? Почему?

Сколько баллов набрали?

Высший балл:

Земля,-15

Огонь,17

Вода, 15

Воздух 14

Оценка:

5 - 12-15б.

4 - 8-11б

3 - 5-10б

2 - меньше 5б


3 этап Работа в группах. (10 мин).

Вернитесь в исходное положение.



1 группа Земля-Огонь

Составьте постер « Планета Николеньки Иртеньева.

Дайте название этой планете.

  • Расскажите, что в детстве он для себя открыл, чему научился?

  • Как развивался внутренний мир Николеньки Иртеньева?

  • Что пережил мальчик?



2 группа Вода- Воздух

Составьте постер « Планета Детство».

Подумайте, что для вас является самым важным на этой планете, какие переживания, трудности могут встретиться?


Защита постера. 5 мин.


- Что сегодня узнали о душе героя повести «Детство»?

Герой взрослеет, учится строить отношения с миром, эти отношения не всегда простые, надо уметь преодолевать горе.

-Как автор показал внутренние переживания героя? (Через исповедальность, детализацию, самоанализ, стремление к совершенству)



Детство не только счастливая, но и очень сложная пора жизни человека, когда очень часто, оказавшись перед нравственным выбором, поступаешь неправильно и до конца жизни не можешь понять, «куда же девалось сострадание»?






Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?



Советую прочитать повесть «Отрочество» и подумать, какие проблемы поднимает Л.Н. Толстой в этой повести?



Я благодарю всех за удачный научный подвиг на почве эксперимента.

Желаю всем удачи!



Собрать листы самопроверки.




Когда-то давно меня поразила мысль Л. Толстого:


«Одно из самых обычных и распространённых суеверий – то, что каждый человек имеет одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, и про другого, что он злой или глупый. А ведь мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки…».


Эти слова можно отнести не только к толстовским героям, но и к любому из нас. Важно об этом помнить всегда, когда общаешься с человеком.

























6


Название документа Критерии ответа.docx

Раздается каждой паре


Критерии оценки за урок:


Оценка:

5- 12-15б.

4- 8-11б

3- 5-10б

2- меньше 5б





Критерии оценки за урок:


Оценка:

5- 12-15б.

4- 8-11б

3- 5-10б

2- меньше 5б





Критерии оценки за урок:


Оценка:

5- 12-15б.

4- 8-11б

3- 5-10б

2- меньше 5б





Критерии оценки за урок:


Оценка:

5- 12-15б.

4- 8-11б

3- 5-10б

2- меньше 5б


Название документа Материал к урокам.docx

Материал к урокам по повести Л. Н. Толстого «Детство».

1.История написания повести «Детство»: замысел и создание.


Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека.

Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность».

Трилогия имела шумный успех. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.«Детство» появилось в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года, но многие увидели в нём «прекрасную надежду русской литературы).

Несомненно, повесть основана на жизненном опыте самого Толстого, в ней постоянно присутствует сам писатель, его переживания, его мысли, его личность. И в то же время своё перемешано с материалом чужих жизней, в частности жизни знакомой ему семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший и возмужавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах.

Работал над «Детством» — как и над другими своими произведениями — Толстой в самом деле «упорно». Хотя во второй редакции повесть носит вполне завершенный характер, Толстой ею недоволен и многие еще месяцы занят ее переделкой и доработкой.

Выводы: Изучая себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л.Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».


2.Отзывы современников Л. Н. Толстого о повести «Детство».


Повесть Толстого была с восторгом и надеждой встречена многими и самыми авторитетными читателями.

В 1857 г. Герцен, упомянув в письме к Тургеневу о Толстом и назвав себя «искренним почитателем его таланта», скажет при этом: «Я читал его „Детство”, не зная, кто писал,— и читал с восхищением…»?

Вот что пишет Некрасов Толстому: «Я прочел Вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. Во всяком случае, направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения…».

Среди тех, кто сразу по достоинству оценил оригинальный талант автора «Детства», был и Чернышевский, И не только оценил, но и объяснил характер писательского дарования Толстого, глубоко и точно определил особенности его художественной манеры. В статье «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого» Чернышевский указал, на две наиболее существенных черты толстовского таланта: «…глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота чувства».


3.Особенности жанра автобиографической повести.


Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография — повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть — художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.

Выводы:

- Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)

- Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)


4.Особенности повествования в повести «Детство».


Повествование в повести ведётся от первого лица.

Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Выводы: а) повествование ведется от первого лица; б) герой сам дает оценку поступкам.

5.Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм.

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.

О своеобразии психологизма Толстого Чернышевский писал: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других….

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».

Диалектика движение, развитие.

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».

В статье «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого» Чернышевский указал, на две наиболее существенных черты толстовского таланта: «…глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота чувства». Выводы: Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине.

6.Отношение Толстого к себе и писательскому труду.


Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности., верится с трудом, но именно так и было. Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.

7.Отношение писателя к матери.


Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.

На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник. Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника.

8.Воспоминания об отце писателя.


Лев Николаевич Толстой очень любил своего отца. В умственном, духовном развитии он стоял на «уровне образованья людей своего времени». Любил книги, имел довольно значительную библиотеку. Ещё юношей отец писателя вступил корнетом в казачий полк, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе. После семи лет военной службы он вышел в отставку в чине подполковника. О минувшей войне Николай Ильич любил весело и живо рассказывать детям. Вероятно, именно отец был первым, кто пробудил в мальчике «воинственную поэзию», заронил в его душу мечты о воинских подвигах и боевой славе.

В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1837 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть.

Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.

9.Яркие события из детства Л. Н. Толстого.


Наиболее ярким и предопределяющим жизнь и судьбу Льва Николаевича Толстого стало событие из его раннего детства – игра в «муравейных братьев». Память о ней Л.Толстой пронес сквозь годы и будучи 78-летним старцем, вспоминал: «…когда нам с братьями было - мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, объявил нам (Николенька, старший брат – М.В.), что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не буде сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями». И дальше: «Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как нам говорил, написана им на зеленой палочке, , и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого заказа…» (Л.Н.Толстой)

10.Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева.

Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».

Любит Николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Однако мальчики — не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев— сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто мама умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота».

Образ матушки.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».

С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.

Образ отца.

Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.

Две страсти были на протяжении всей жизни у отца - карты и женщины.

Основные черты его характера -оригинальность, практичность.

Образ Карла Ивановича.

Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Образ Натальи Савишны.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны — кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».


Работа в парах « Снежный ком» 15 мин.

Обсудите вопросы:

1 пара яблоки

  1. О чем задумал написать Л. Н. Толстой в своей трилогии?

  2. Из каких частей состоит трилогия?

  3. На чем основана повесть?

  4. Где и когда была напечатана повесть «Детство»?

  5. Как работал Толстой над повестью?

  6. Как была встречена повесть современниками?

2 пара апельсины


  1. Как оценили повесть Герцен, Некрасов ,Чернышевский?

  2. К какому жанру относится повесть «Детство»?

  3. Что такое автобиография?

  4. Чем автобиография отличается от автобиографической повести?

  5. Каковы основные особенности автобиографической повести?

  6. В чем заключаются особенности повествования в повести?

3 пара груши

  1. Что отличает прозу Толстого?

  2. Что такое психологизм, диалектика души, рефлексия?

  3. Докажите фактами,что писатель трепетно относился к писательскому труду и к своей внутренней жизни.

  4. Кто заложил в писателе добрые свойства души?

  5. Назовите одно из ярких событий детства Толстого.


4 пара бананы

  1. Назовите черты характера Николеньки.

  2. Почему о матери Николенька Иртеньев вспоминает, как о чем-то самом светлом в своей жизни?

  3. Каким характеризует своего отца главный герой?

  4. Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? Кто такой Карл Иванович?

  5. Назовите основные черты, характеризующие отца.

  6. Охарактеризуйте Наталью Савишну.




















Название документа Проверочный лист ответов.docx

Приложение 1


Тема урока: Л. Н. Толстой. « Детство». Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев.

Название урока: Как становятся взрослее…


Характеристика аудитории

Класс: 7

Где может использоваться текст: на уроке русской словесности Форма работы: парная.

Время работы: 45 мин.

Характеристика текста

Структура: сплошной, простой текст.

Стиль: художественный.

Тип речи: повествование.

Характеристика задачи

Тип задачи: интерпретационная.

Уровень сложности: высокий.

Подготовка к уроку: вопросы, обозначенные в заданиях, даются для проработки учащимся на дом.

Объем задачи: 7 заданий для каждой пары.

Материал исследования:

1 пара: главы « Маmаn», «Что за человек был мой отец», «Детство».

2 пара: главы «Учитель Карл Иванович», «Наталья Савишна». «Гриша».

3 пара: главы «Детство», «Последние грустные воспоминания».

4 пара: глава « Ивины».






























Лист ответов для первой пары (ЗЕМЛЯ)

(главы « Маmаn», «Что за человек был мой отец», «Детство»).


Акцент: отношения в семье.


Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

-Какая портретная деталь в описании матушки указывает на ее доброту и любовь? Процитируй.

1 балл – ответ: «…ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь».

0 баллов – другие ответы.


Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

-Считает ли Николенька свою маму красивой? Почему? Какая деталь помогает читателю это понять?

1 балл – в ответе содержится информация, основанная на следующей цитате из текста: « Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось ещё лучше.… если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».

Улыбка матери помогает понять, что Николенька считает свою маму красивой.

0 баллов – другие цитаты.


Задание 3. Выход за рамки текста.

- Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым? Сравните отношения отца Николеньки и Николая Ильича.(отец Л. Н. Толстого) Используйте материал прошлого урока.

3 балла- в ответе есть ссылка

  • на отношение с другими людьми,

  • на отношение к музыке,

  • на отношение к книгам,

  • на умение говорить.

2 балла - даны 2 ссылки.

1 балл – дана 1 ссылка.

0 баллов – нет ответов.

Задание 4. Рефлексия на содержание.

-Какими качествами характера отца Николеньки вы хотели бы обладать, и что вызывает у вас неприятие?

3 балла- перечислены любые три положительных качества и три отрицательных качества.

2 балла – перечислены любые 2 положительных качества и два отрицательных качества.

1балл – названо по одному положительному и одному отрицательному качеству.

0 баллов – нет ответа.


Задание 5. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

Как ты считаешь, осуждает ли Николенька своего отца? Ответ аргументируй.

2 балла – ответ с убедительной аргументацией (почему осуждает / не осуждает).

1 балл – ответ с недостаточной аргументацией.

0 баллов – нет ответа.


Задание 6. Выявление авторской позиции.

Чей голос (Николеньки или автора) звучит в строках: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти возвышают, освежают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Обоснуй свою точку зрения.

2балла – есть ответ на поставленный вопрос(в строках звучит голос автора) и объяснение своей точки зрения:

1 балл – есть ответ на поставленный вопрос, но нет обоснования своей точки зрения..

0 баллов –нет ответа.


Задание 7. Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение личного опыта.

  • Какова атмосфера в семье Николеньки?

  • Как мы можем это понять? (обрати внимание на речевые детали).

  • Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?

  • Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера?

  • Всегда ли вас понимают дома?

  • Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей?

  • Как это проявляется?

3 балла – есть ответы на все вопросы.

2 балла- есть 4 ответа.

1 балл – есть 1-3 ответа.

0 баллов – нет ответов.


















Лист ответов для второй пары (ОГОНЬ)

(главы «Учитель Карл Иванович», «Наталья Савишна». «Гриша»).


Акцент: отношение Николеньки к людям.



Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

Охарактеризуйте Наталью Савишну по следующим критериям:

  • Семейное положение,

  • качества характера,

  • взаимоотношения со своими хозяевами,

  • душевные качества.

3 балла – ответ:

  • Семейное положение - у нее нет мужа.

  • качества характера - любовь к людям, неистощимое трудолюбие, крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость.

  • взаимоотношения со своими хозяевами – она им очень предана.

  • душевные качества – «вся жизнь ее была чистая и бескорыстная любовь и самоотвржение».

  1. балла- раскрыты любые три критерия.

1 балл 1 - 2 критерия.

0 баллов – нет ответа.


Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

Найдите в указанных главах “незаслуженно забытые” слова и обороты речи.

3 балла- в ответе есть следующие слова и обороты: минуло, неловко, таким образом мысленно выражал, подле (рядом), ландкарты, чувство, которое возбудил.

2 балла- в ответе приведено не менее трех выше перечисленных слов и выражений.

1 балл – в ответе есть 1-2 слова или 1 выражение.

0 баллов – нет ответа или другие слова.


Задание 3. Рефлексия на содержание.

Какой след оставила Наталья Савишна в душе мальчика? Чему он у нее мог научиться?

3балла: ответ : Наталья Савишна оставила добрый след в душе мальчика. Он мог у нее научиться мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте. 2 балла- ответ дан на первый вопрос и приведены 1-2 примера того, чему мог научиться у нее мальчик.

1 балл – есть ответ только на первый вопрос.

0 баллов – нет ответа.








Задание 4. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

Как ты думаешь, какое чувство возбудил в мальчике странник Гриша? Почему Николенька говорит: «….впечатления и чувство, которое он возбудил, никогда не умрут в моей памяти»? Процитируй.

2 балла –ответ: странник Гриша возбудил в мальчике восхищение тем, что был истинным христианином, искренне молился. Николенька так говорит, потому что видел, что «….вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога».

1 балл – ответ без цитаты.

0 баллов – нет ответа.


Задание 5. Выявление авторской позиции.

Как раздумья о Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести — Николеньку?

2балла – ответ: Раздумья о Карле Ивановиче характеризуют как человека вдумчивого, стремящегося разобраться в сути поступка, доброго, отзывчивого.

1 балл – в ответе указано одно качество Николеньки.

0 баллов – нет ответа.


Задание 6. Выход за рамки текста, привлечение личного опыта.

Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности.

Где Толстой фиксировал свои недостатки? А свойственны ли вам подобные недостатки?

2 балла - ответ: Л. Н. Толстой фиксировал недостатки в своем дневнике, указаны свои недостатки.

1 балл - есть ответ на вопрос о Толстом, но не указаны свои недостатки.

0 баллов – нет ответа.

Задание 7. Создание адресного высказывания. Напишите 3 правила своей жизни, которое можно адресовать и своим одноклассникам.

2балла – ответ: указаны и обоснованы 3 правила

1 балл – в ответе указаны только три правила, но не обоснован их выбор.

0 баллов –нет ответа.









Лист ответов для третьей пары(ВОДА)

(главы «Детство», «Последние грустные воспоминания»).


Акцент: взросление Николеньки.


Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

Что рассказал нам герой о смерти Натальи Савишны?

3 балла- приведены все эти факты: она умирала без родных, без друзей; перед смертью распорядилась всем, что нужно было для ее похорон; два месяца страдала от своей болезни; переносила страдания с христианским терпением; за час пред смертью радостно исповедалась, причастилась; у всех домашних попросила прощение; попросила раздать деньги бедным; умерла с радостной улыбкой.

2 балла – приведены не менее 4-х из перечисленных фактов.

1 балл – приведены 1-3 факта.

0 баллов – нет фактов.


Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

Почему Наталья Савишна не боялась смерти? Процитируй.

1 балл – в ответе содержится следующая цитата из текста: «.. потому что она умирала с непоколебимою верою и исполнив закон евангелия».

0 баллов – другие цитаты.


Задание 3. Рефлексия на содержание.

Почему Николенька говорит, что «со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…»?

2 балла- ответ: принимается любой аргументированный ответ.

1 балл – есть правильный ответ, но аргументация недостаточная.

0 баллов – нет ответа.


Задание 4. Интерпретация. Обоснование собственной позиции.

Можно ли на основании событий, описанных в гл. «Детство», «Последние грустные воспоминания» сказать, что Николенька взрослеет? Обоснуй свою точку зрения.

2 балла –ответ: да, можно, потому что в главе «Детство» нет глубоких размышлений о жизни, есть впечатления ребенка о счастливой поре, а в главе «Последние грустные воспоминания» мальчик понимает, что, кроме счастливой поры, в жизни еще есть много грустного и печального; его представления о жизни значительно обогатились - он повзрослел.

1 балл – ответ с недостаточной аргументацией.

0 баллов – нет ответа.








Задание 5. Выявление авторской и читательской позиции.

Какая цитата из главы «Последние грустные воспоминания» показывает, как автор сопрягает понятия о моральной и физической природе человека? Согласны ли вы с писателем? Обоснуйте свою точку зрения.

2 балла- ответ: « Только люди, способные чисто любить, могут испытывать сильные огорчения; но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает». Есть обоснование своей точки зрения.

1 балл – приведена только цитата, нет своих размышлений.

0 баллов –нет ответа.


Задание 6. Выход за рамки текста.

В дневниках 40-50 –х годов Толстой формулирует 3 творческих принципа: Дотошный самоанализ, стремление к нравственному идеалу, детальность изображения. Подбери цитаты из глав «Детство», «Последние грустные воспоминания», в которых реализуются эти принципы.

  1. балла-

  • дотошный самоанализ: « Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи… слезы потекут из глаз, и думаешь...»

  • стремление к нравственному идеалу: « Вся жизнь её была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение.» или свой пример.

  • детальность изображения: можно привести примеры речевых деталей ( уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах-обращениях, другие нежные слова, с которыми обращались друг ко другу мать и сын. по гл. «Детство». Эти детали раскрывают взаимоотношения матери и сына, добрые, нежные.

2 балла - подобраны 2 цитаты (факта).

1 балл – дан 1 ответ.

0 баллов – нет ответа.


Задание 7. Привлечение личного опыта. .. Есть ли у тебя нравственные принципы? Какие?

2 балла - перечислены 3-4 принципа.

1 балл – . перечислены 1-2 принципа.

0 баллов – нет ответа.










Лист ответов для четвертой пары (ВОЗДУХ)

(глава « Ивины»).


Акцент: взаимоотношения со сверстниками.


Задание 1. Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

Почему Иленька для Николеньки «презренное существо»?

1 балл – ответ: приведены 2- 3 факта с опорой на текст ( был робкий, бедный, слабый, некрасивый).

0 баллов – другие ответы.


Задание 2. Поиск и выявление информации в тексте.

Каким вопросом задается автор, переосмысливая, переоценивая свой детский поступок? Может ли он ответить на этот вопрос? За что он себя корит, став взрослым?

2 балла- ответ: автор спрашивает себя: « Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания….?». Но он не может ответить на этот вопрос. Став взрослым, он корит себя за «желание казаться молодцом».

1 балл – дан ответ на один вопрос.

0 баллов – нет ответов.


Задание 3. Рефлексия на содержание.

Почему историю с Иленькой Грапом герой повести считает темным пятном в своей жизни ?

2 балла- ответ: проявил жестокость, нерешительность; не пришел на помощь униженному Иленьке, Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. 1 балл – есть правильный ответ, но аргументация недостаточная.

0 баллов – нет ответа.


Задание 4. Интерпретация.

Перед кем исповедуется герой?

Как писателю удалось достигнуть доверительности, исповедальности?

2 балла –ответ: герой исповедуется перед читателем; писателю удалось достигнуть доверительности, исповедальности через совмещение героя повести и рассказчика в одном лице.

1 балл – ответ дан на один вопрос..

0 баллов – нет ответа.


Задание 5. Выявление авторской позиции.

Найдите описание Иленьки Грапа в детском и взрослом восприятии Николеньки

Как вы думаете, почему произошла такая переоценка?

2 балла – ответ: переоценка произошла, потому что герой стремится к нравственному идеалу, он хочет быть лучше, чище ; он повзрослел, стал мудрее, стал совестливее.

1 балл – описание найдено, но нет ответа на вопрос..

0 баллов – нет ответа.


Задание 6. Выход за рамки текста.

Подберите синонимы к слову «тираните». От какого слова образовано? Кто такой тиран? Могут ли тираны существовать в одиночку?

3 балла- в задании даны все ответы на вопросы:

  • Тираните- мучаете, издеваетесь.

  • Образовано от слова тиран.

  • Тиран- мучитель.

  • Тираны не могут существовать в одиночку. Им нужны жертвы и поддержка, сторонники.

2 балла - даны 2 ответа.

1 балл – дан 1 ответ.

0 баллов – нет ответа или другие ответы.


Задание 7. Привлечение личного опыта. .. Были ли в вашей жизни поступки, за которые бы вам было стыдно? Жалели ли вы о том, что когда- либо совершили?

2 балла - есть ответы на вопросы с рассуждением.

1 балл – есть ответ на 1 вопрос и указаны поступки, за которые было бы стыдно.

0 баллов – нет ответа.






























ЛИСТ ОТВЕТОВ и рекомендации к оцениванию



Критерии оценивания

Деятельность

1 пара

2 пара

3 пара

4 пара

1


Понимание текста на уровне содержания (что именно написано).

(1 - 0)





2

Поиск и выявление информации.

(1 - 0)





3

Выход за рамки текста, обращение к замыслу автора, выявление его позиции. (2-1 - 0)





4

Интерпретация.

(2-1 - 0)






5

Рефлексия на содержание, интерпретация.

(2-1 - 0)





6

Реконструкция вопроса.

(1 - 0)






7

Сравнение текстов и обоснование авторской позиции. Выход за рамки текста.


(2 – 1 - 0)





8

Рефлексия на содержание, аргументация, привлечение

дополнительных знаний и личного опыта.


(2 – 1 - 0)





ИТОГО:








10


Название документа Сведения об авторе.docx

Латыпова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Западно- Казахстанская область. Зеленовский район. Село Асан. СОШ Асан.

Название документа заготовки для пар.docx



ЗЕМЛЯ

I


  1. Какая портретная деталь в описании матушки указывает на ее доброту и любовь? Процитируй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Считает ли Николенька свою маму красивой?__________________________________

Почему? Какая деталь помогает читателю это понять?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым? Используй материал прошлого урока.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какими качествами характера отца Николеньки Вы хотели бы обладать и что вызывает у вас неприятие?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как ты считаешь, осуждает ли Николенька своего отца? Ответ аргументируй.

Я СЧИТАЮ,ЧТО ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Чей голос (Николеньки или автора) звучит в строках: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти возвышают, освежают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Обоснуй свою точку зрения.

Это звучит голос ………………….., потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какова атмосфера в семье Николеньки?______________________________________

Как мы можем это понять? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера?__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всегда ли вас понимают дома? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Огонь

II


1. Охарактеризуйте Наталью Савишну по следующим критериям:

  • семейное положение _______________________________________________

  • качества характера_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • взаимоотношения со своими хозяевами___________________________________

  • душевные качества___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Найдите в указанных главах “незаслуженно забытые” слова и обороты речи.

( гл. «Учитель Карл Иванович», « Наталья Савишна»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какой след оставила Наталья Савишна в душе мальчика, чему он у нее мог научиться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как ты думаешь, какое чувство возбудил в мальчике странник Гриша?

__________________________________________________________________________

Почему Николенька говорит: «….впечатления и чувство, которое он возбудил, никогда не умрут в моей памяти»? Процитируй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Как раздумья о Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести — Николеньку?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6.Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности.

Где Толстой фиксировал свои недостатки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А свойственны ли вам подобные недостатки? Какие из них? __________________________________________________________________________



7. Напишите 3 правила своей жизни, которые можно адресовать и своим

одноклассникам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Вода



III


1.Что рассказал нам герой о смерти Натальи Савишны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Почему Наталья Савишна не боялась смерти? Процитируй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Почему Николенька говорит, что « со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Можно ли на основании событий, описанных в гл. «Детство», «Последние грустные воспоминания» сказать, что Николенька взрослеет? Обоснуй свою точку зрения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какая цитата из главы «Последние грустные воспоминания» показывает, как автор сопрягает понятия о моральной и физической природе человека? Согласны ли вы с писателем? Обоснуйте свою точку зрения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.В дневниках 40-50 –х годов Толстой формулирует 3 творческих принципа: дотошный самоанализ, стремление к нравственному идеалу, детальность изображения. Подбери цитаты из глав «Детство», «Последние грустные воспоминания», в которых реализуются эти принципы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Есть ли у тебя нравственные принципы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Воздух

IV



1.Почему Иленька для Николеньки «презренное существо»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каким вопросом задается автор, переосмысливая, переоценивая свой детский поступок? Может ли он ответить на этот вопрос?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За что он себя корит, став взрослым?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Почему историю с Иленькой Грапом герой повести считает темным пятном в своей жизни?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Перед кем исповедуется герой? Как писателю удалось достигнуть доверительности, исповедальности? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите описание Иленьки Грапа в детском и взрослом восприятии Николеньки Как вы думаете, почему произошла такая переоценка?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Подберите синонимы к слову «тираните». ___________________________________

От какого слова образовано? Кто такой тиран? __________________________________

Могут ли тираны существовать в одиночку?____________________________________
__________________________________________________________________________

7.Были ли в вашей жизни поступки, за которые бы вам было стыдно? Жалели ли вы о том, что когда- либо совершили? ______________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________





Название документа тема урока.docx

Л. Н. Толстой

« Детство»



Мастерство писателя

в передаче внутренних переживаний героев.




Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человека. (Н. В. Шелгунов).


Как становятся взрослее…


Урок литературы по повести Л. Н. Толстого "Детство". Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русской словесности по повести   Л. Н. Толстого « Детство» (мастерство писателя  в передаче внутренних переживаний героев). Проводится в 7 классе.

Тип урока:  комбинированный (повторение  и изучение нового).

Цель урока:   Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира героя.

Задачи урока:                                                                                                А) Обучающая.   Провести исследование текста по проблеме взросления,

увидеть, что  взросление героя раскрывается через взаимоотношения с окружающим миром.

Б) Развивающая. Развивать навыки читательской компетентности  путем решения интерпретационных задач, развивать навыки социального взаимодействия учащихся.

В) Воспитательная. Воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и                 окружающему миру.                                                                                                 Урок  формирует умение решать  интерпретационные   задачи на основе художественного текста, позволяет   развивать  функциональную грамотность чтения.Форма работы:  парная.      Время работы:  45 минут.Уровень сложности высокий. Поэтому вопросы, обозначенные в заданиях к уроку,    даются  для  проработки учащимся заранее  на дом. 

Автор Латыпова Ирина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2900
Номер материала 42579
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓