Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Урок литературы по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Название документа Открытый урок по рассказу П. Мериме Маттео Фальконе.doc

Урок литературы по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».


Тема: Проблема [отцов и детей] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Предмет: литература.

Количество часов: 1 час.

Категория обучаемых: 8 класс.

Цель урока - рассмотреть проблему отцов и детей в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Задачи:

- обогащать нравственный опыт на основе рассмотрения ценностей итальянского народа.

- учиться выражать свое отношение к героям, их поступкам;

- учиться выражать свое мнение по проблеме с точки зрения читательского и личного опыта;

- развивать умение анализировать полученную информацию, строить прогнозы, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и доказывать ее;

- развивать творческие способности, создавать письменные и устные высказывания;

- развивать умение работать с таблицей, ранжировать информацию, определять главное;

- развивать умение работать с разными видами информации;

- учиться систематизировать и анализировать полученную информацию;

- учиться внимательно читать текст художественного произведения, анализировать использование художественных приемов, способов создания портрета героя, определять авторскую позицию, авторский замысел;

- развивать умение находить проблему в тексте.


Модель урока:

  1. Фаза вызова.

  1. Мозговой штурм. Осмысление темы урока. Работа с информационными источниками.

  2. Цепочка ключевых слов.

  3. Древо предсказания «Варианты сюжета новеллы» на основе цепочки ключевых слов.

  1. Фаза осмысления текста.

  1. Чтение с остановками: 9 остановок.

  • Прогнозирование.

  • Формулировка вопросов.

  • Решение проблем.

  1. Таблица «За и Против»

  2. Возврат к понятию «новелла». Дописывание концовки новеллы.

  1. Фаза рефлексии.

  1. Объяснение смысла авторской концовки.

  2. Возврат к теме урока. Мозговой штурм. Формулировка проблем новеллы. Ранжирование, определение главной проблемы текста.

  3. Прием РАФТ, подготовьте выступление от имени одного из героев о случившихся событиях: Джузеппы, Маттео, Фортунато, Джанетто, сержанта Гамбы.

  4. Резюмирование. Возврат к смысловому анализу заголовка.

  1. Домашнее задание: Разноуровневое задание. Всем: Перечитайте рассказ Проспера Мериме «Маттео Фальконе». На выбор: 1) Выразите в форме эссе свое отношение к данной проблеме, приводя в пример произведения с данной проблематикой; 2) Составьте вопросы к тексту, на которые не нашли ответа на этом уроке (можно проанкетировать одноклассников); 3) Найти в тексте незнакомые слова, составить словарик этих слов.


  1. Фаза вызова.


  1. Мозговой штурм. Осмысление темы урока: Проблема [ ] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». В течение всего урока вы будете работать с раздаточным материалом, где будете записывать свои размышления. Я в конце урока соберу листочки и оценю ваши письменные работы, а также работу на уроке.

- Какие слова темы вам показались непонятными? Где мы можем найти значение этих слов? (в энциклопедии, справочнике, учебнике, Интернете) Проблема – важный вопрос, над которым автор размышляет в своем произведении. Новелла (от латинского «новость»)– это небольшой рассказ, отличающаяся от обычного рассказа новизной, остротой сюжета, необычной концовкой. 

- Что вы можете сказать об авторе и названии его произведения? Проведите языковой анализ имен. Проспер Мериме – французский писатель. А вот имя Маттео Фальконе – итальянское. О чем это может говорить? Мериме захотел написать о жизни, культуре и традициях итальянцев.

  1. Цепочка ключевых слов. Прежде, чем мы познакомимся с новеллой, я вам предложу подумать, о чем она. Попробуйте представить сюжет по цепочке ключевых слов:


Однажды ранним осенним утром, поглядеть на свои стада, остался стеречь дом, ему пришлось в том раскаяться.


  1. Древо предсказания «Варианты сюжета новеллы» на основе цепочки ключевых слов.

Работа в группах, выступление представителя от группы.

- Все мнения мы выслушали, начинаем читать, посмотрим, кто и в чем оказался прав.


2. Фаза реализации смысла (осмысления содержания).


    1. Стратегия «Чтение с остановками»:

1 остановка

- Кто и в чем оказался прав? Кем оказался Маттео? Фортунато? О чем думает мальчик? Как это характеризует его? Кто и в чем будет раскаиваться?

- Что вы можете предположить относительно последующих событий?

- Какие бы вопросы вы хотели задать по тексту? Читаем дальше.

2 остановка

- Кто этот странный человек? (бандит) Как вы это поняли? (описание)

- Какую роль он может сыграть с жизни десятилетнего мальчика?

- Что же будет дальше?

3 остановка

- Какие качества характера вы бы отметили в нем? (храбрый, хитрый, гордый, не боится опасности) Как вы это поняли? Докажите примерами из текста. (Ведет себя дерзко, самодовольно, с взрослым на равных, даже в сложившейся ситуации свысока)


- Какие бы вопросы вы хотели задать по тексту?

(- Как поступит Фортунато? Есть ли у него выбор?)

- Какие строчки нам говорят, что мальчик принял решение? (Это, видимо, подействовало на мальчика). Что заставило его задуматься?

- Как же поступит Фортунато? Читаем дальше.

4 остановка

- Принял ли решение Фортунато? (да, он решил спрятать бандита)

- Почему Фортунато задает этот вопрос? Не кажется ли он вам лишним, ведь мальчик для себя уже все решил.

- Что мы нового узнали о нем? (как и любой ребенок, он любит подарки, за свой поступок он ждет благодарности). Какая деталь дает характеристику Фортунато лучше любых слов? (пятифранковая монета). Как она характеризует мальчика? (он корыстен)

- Как вы думаете, что сделает Фортунато, чтобы спасти беглеца? Что бы сделали вы на его месте? (решение проблемы) (Прием из стратегии «Идеал»)

- Предположите, как поведет себя мальчик с солдатами.

5 остановка

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Выдержал ли испытание Фортунато?

- Как вы думаете, что об этом скажет его отец?

- О чем дальше мы услышим в рассказе? Какое слово настораживает нас? (но тут…)

- Какие бы вопросы вы хотели задать по тексту?

(- Какое еще испытание придумал для племянника хитрый дядя?)

6 остановка

- Как раскрывает новая деталь черты характера героя? Перечислите, почему мальчик может захотеть иметь такие часы? (они стоят 10 экю, прогуливаться по городу и хвастаться часами, они красивые на стальной цепочке).

- Как показывает автор заинтересованность Фортунато в этих часах? (время от времени отводит глаза, поминутно облизывается, черные глаза впились).

- Вот какое жестокое испытание выбрал для мальчика сержант. Как вы думаете, справится ли Фортунато, ведь храбрости ему не занимать, и дядя капрал обещал подарить ему часы?

7 остановка

- Почему Фортунато поступил именно так?

- В каких словах выражается реакция бандита на поступок мальчика?

- Что необычного вы заметили в общении солдат с заключенным Джанетто?

- Какие черты характера мальчика снова раскрывает деталь? (низости нет в поступке Фортунато, он не имеет на эту монету права)

- Какие бы вопросы вы хотели задать по тексту?

(- А каким будет отношение отца к поступку Фортунато, или он не узнает об этом?

- Раскаивается ли Фортунато в своем поступке?)

8 остановка

- Как отнесся Маттео к поступку сына? Опишите состояние Маттео, используя слова из текста («Только человек, обреченный на смерть, мог назвать Фоальконе предателем. Удар кинжала немедленно отплатил бы за оскорбление, и такой удар не пришлось бы повторять. Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем»). (Он немногословен, но его слова режут, как нож: «Проклятье!», «Прочь от меня!», «Хорошо начинаешь!», «Прочь!»)

- Раскаивается ли Фортунато в своем поступке? (Да, мы это видим еще по одной детали – миске с молоком для бандита). Фортунато плачет.


    1. Таблица «За и Против». В первую колонку таблицы запишите аргументы защищающие поступок Фортунато, а в левый – обвиняющие его.

за

против

    1. Он еще маленький.

    2. Хочет казаться большим

    3. Не взял пятифранковую монету

    4. Принес молоко заключенному

    5. Слушается отца

  1. Нельзя отказываться от своего слова

  2. Необходимо помнить о последствиях своих поступков

  3. Корысть не должна руководить твоими поступками


3. Фаза рефлексии.


  1. Возврат к понятию «новелла». Новелла (от латинского «новость»)– это небольшой рассказ, отличающаяся от обычного рассказа новизной, остротой сюжета, необычной концовкой. Дописывание концовки в соответствии с жанром: Как дальше, на ваш взгляд, будут развиваться события? Допишите концовку новеллы.

- Чтение своих вариантов финала произведения.

      1. остановка

2) Анализ авторского финала произведения.

- Почему Проспер Мериме, автор этой новеллы, именно так заканчивает свое произведение? (Он показывает законы другой страны, корсиканские. Это суровые люди, привыкшие бороться за свою жизнь, но превыше всего ценящие честь и достоинство. По-другому они просто не могут поступить)

3) Все ли слова в тексте были вам понятны? Одним из домашних заданий будет составить толковый словарик новых слов.

4) Возврат к теме урока. Обращение к читательскому и жизненному опыту: Какие проблемы раскрывает в своем произведении Мериме? (прием стратегии «Мозаика проблем») Мозговой штурм (проблема отцов и детей, воспитания, чести и собственного достоинства, взаимопонимания). Ранжирование по значимости.

- Какая проблема является главной в этом произведении? (проблема отцов и детей) Запишите название проблемы в тему урока.

- Что на ваш взгляд является чаще всего поводом для конфликта между ними?

(непонимание, желание сделать по-своему, обман, жестокость, унижение, отсутствие внимания)

- Является ли эта проблема актуальной для нас (характерной и для нашего времени)?

- Вы сталкивались в жизни с подобными ситуациями? Как можно разрешить такой конфликт?

- Видим ли мы авторскую позицию в отношении решения проблемы взаимоотношения отцов и детей? (проблема решается на уровне семьи)

5) Используя прием РАФТ, подготовьте выступление от имени одного из героев о случившихся событиях: Джузеппы, Маттео, Фортунато, Джанетто, сержанта Гамбы.

6) Резюмирование. Возврат к смысловому анализу заголовка. Почему же новелла называется «Маттео Фальконе», если в ней рассказывается о судьбе Фортунато?



  1. Домашнее задание: Перечитайте новеллу Проспера Мериме «Маттео Фальконе». 1.Выразите в форме эссе свое отношение к данной проблеме, приводя в пример произведения с данной проблематикой.2. Найти непонятные слова в тексте и определить их значение. 3. Составить вопросы к произведению, что осталось непонятным.












Проблема [_____________________] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».


Проблема – ____________________________________________________________________

Новелла – _____________________________________________________________________

Проспер Мериме – _____________________________________________________________

Маттео Фальконе – _____________________________________________________________


Цепочка ключевых слов.


Однажды ранним осенним утром, поглядеть на свои стада, остался стеречь дом, ему пришлось в том раскаяться.


Древо предсказания ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Чтение с остановками


Образ героя____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Художественная деталь_________________________________________________________

Таблица «За и Против»

за

против

1.

2.

3.


1.

2.

3.




Дописывание концовки ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мозаика проблем: (ранжирование по степени значимости (v)

1) __________________________________________

2) __________________________________________

3) __________________________________________

4) __________________________________________


РАФТ: (цель-выразить отношение к событиям)

Роль: Джузеппа, Маттео, Фортунато, Джанетто, сержант Гамба

Форма: письмо, рассказ (новость)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Название документа Текст для открытого урока 2.doc

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»


Однажды ранним осенним утром Маттео с женой отправились в маки поглядеть на свои стада, которые паслись на прогалине. Маленький Фортунато хотел идти с ними, нопастбище было слишком далеко, кому-нибудь надо былоостаться стеречь дом, и отец не взял его с собой. Из даль­нейшего будет видно, как ему пришлось в том раскаяться.

1 остановка


Прошло уже несколько часов, как они ушли; маленький Фортунато спокойно лежал на самом солнцепеке и, глядя на голубые горы, думал, что в будущее воскресенье он пойдет обедать в город к своему дяде caporale, как вдруг его раз­мышления были прерваны ружейным выстрелом. Он вско­чил и повернулся в сторону равнины, откуда донесся этот звук. Снова через неравные промежутки времени послыша­лись выстрелы, все ближе и ближе; наконец на тропинке ведущей от равнины к дому Маттео, показался человек, покрытый лохмотьями, обросший бородой, в остроконечной шапке, какие носят горцы. Он с трудом передвигал ноги, опираясь на ружье. Его только что ранили в бедро.

2 остановка


Это был бандит, который, отправившись ночью в город за порохом, попал в засаду корсиканских вольтижеров1. Он яростно отстреливался и в конце концов сумел спастись от погони, прячась за уступы скал. Но он не намного опередил солдат: рана не позволила ему добежать до маки.

Он подошел к Фортунато и спросил:

Ты сын Маттео Фальконе?

Да.

Я Джаннетто Санпьеро. За мной гонятся желтые воротники. Спрячь меня, я не могу больше идти.

А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разре­шения?

Он скажет, что ты хорошо сделал.

Как знать!

Спрячь меня скорей, они идут сюда!

Подожди, пока вернется отец.

Ждать? Проклятье! Да они будут здесь через пять минут. Ну же, спрячь меня скорей, а не то я убью тебя!

Фортунато ответил ему с полным хладнокровием:

Ружье твое разряжено, а в твоей carchera нет больше патронов.

При мне кинжал.

Где тебе угнаться за мной!

Одним прыжком он очутился вне опасности.

Нет, ты не сын Маттео Фальконе! Неужели ты позволишь, чтобы меня схватили возле твоего дома?

Это, видимо, подействовало на мальчика.

Вhello_html_m2fe4f962.gifольтижёры — здесь: конные солдаты.

3 остановка


А что ты мне дашь, если я спрячу тебя? — спросил он, приближаясь.

Бандит пошарил в кожаной сумке, висевшей у него на поясе, и вынул оттуда пятифранковую монету, которую он, вероятно, припрятал, чтобы купить пороху. Фортунато улыбнулся при виде серебряной монеты; он схватил ее и сказал Джаннетто:

Не бойся ничего.

4 остановка



Тотчас же он сделал большое углубление в копне сена, стоявшей возле дома. Джаннетто свернулся в нем клуб­ком, и мальчик прикрыл его сеном так, чтобы воздух проникал туда и ему было, чем дышать. Никому бы и в голову не пришло, что в копне кто-то спрятан. Кроме то­го, с хитростью дикаря он придумал еще одну уловку. Он притащил кошку с котятами и положил ее на сено, чтобы казалось, будто его давно уже не ворошили. Потом, заме­тив следы крови на тропинке у дома, он тщательно засы­пал их землей и снова как ни в чем не бывало растянулся на солнцепеке.

Несколько минут спустя шестеро стрелков в коричневой форме с желтыми воротниками под командой сержанта уже стояли перед домом Маттео. Этот сержант приходился дальним родственником Фальконе. (Известно, что на Кор­сике более чем где-либо считаются родством.) Его звали Теодоро Гамба. Это был очень деятельный человек, гроза бандитов, которых он переловил немало.

  • Здорово, племянничек! — сказал он, подходя к Фор­тунато. — Как ты вырос! Не проходил ли тут кто-нибудь сейчас?

  • Ну, дядя, я еще не такой большой, как вы! — ответил мальчик с простодушным видом. <…>

  • Ах, шельмец! Ты хитришь! Отвечай скорей, куда девался Джаннетто, мы его ищем. Он прошел по этой тропинке, я в этом уверен.

  • Почем я знаю?

  • Почем ты знаешь? А я вот знаю, что ты его видел.

  • Разве видишь прохожих, когда спишь?

  • Ты не спал, плут! Выстрелы разбудили тебя.

  • Вы думаете, дядюшка, что ваши ружья так громко стреляют? Отцовский карабин стреляет куда громче.<…>

  • Мошенник! — сказал Гамба, хватая его за ухо. — Стоит мне только захотеть, и ты запоешь по-иному! — Следует, пожалуй, дать тебе десятка два ударов саблей плашмя, чтобы ты наконец заговорил.

А Фортунато продолжал посмеиваться.

  • Мой отец — Маттео Фальконе! — сказал он значи­тельно.

  • Знаешь ли ты, плутишка, что я могу увезти тебя в Корте или в Бастию1, бросить в тюрьму на солому, заковать в кандалы и отрубить голову, если ты не скажешь, где Джаннетто Санпьеро?

Мальчик расхохотался, услышав такую смешную угро­зу. Он повторил:

  • Мой отец — Маттео Фальконе.

  • Сержант! — тихо сказал один из вольтижеров. — Не надо ссориться с Маттео.

Гамба был явно в затруднении. Он вполголоса перегова­ривался с солдатами, которые успели уже осмотреть весь дом. <…>

Сержант и его отряд теряли терпение; они уже погляды­вали на равнину, как бы собираясь вернуться туда, откуда пришли, но тут…

Бhello_html_m2fe4f962.gifастия — город и порт на северо-восточном побережье Корсики.

5 остановка


их начальник, убедившись, что угрозы не производят никакого впечатления на сына Фальконе, решил сделать последнюю попытку и испытать силу ласки и подкупа. <…>

...слушай: будь умником, и я тебе что-то дам. <…>

Сержант вытащил из кармана серебряные часы, которые стоили добрых десять экю, и, заметив, что глаза маленько­го Фортунато загорелись при виде их, сказал ему, держа часы на весу за конец стальной цепочки:

Плутишка! Тебе бы, наверное, хотелось носить на груди такие часы, ты прогуливался бы по улицам Порто-Веккьо гордо, как павлин, и когда прохожие спрашивали бы у тебя: «Который час?» — ты отвечал бы: «Поглядите на мои часы».

Когда я вырасту, мой дядя капрал подарит мне часы.

Да, но у сына твоего дяди уже есть часы... правда, не такие красивые, как эти... а ведь он моложе тебя. Мальчик вздохнул.

Ну что ж, хочешь ты получить эти часы, племянничек?

Фортунато, искоса поглядывавший на часы, походил на кота, которому подносят целого цыпленка. Чувствуя, что его дразнят, он не решается запустить в него когти, время от времени отводит глаза, чтобы устоять против соблазна, поминутно облизывается и всем своим видом словно говорит хозяину: «Как жестока ваша шутка!» <…>

Скажи только, где Джаннетто и часы твои.

Фортунато недоверчиво улыбнулся, его черные глаза впились в глаза сержанта, он старался прочесть в них насколько можно верить его словам.

Пусть с меня снимут эполеты, — вскричал сержант, — если ты не получишь за это часы! Солдаты будут свидетелями, что я не откажусь от своих слов.

Говоря так, он все ближе и ближе подносил часы к Фор­тунато, почти касаясь ими бледной щеки мальчика. Лицо Фортунато явно отражало вспыхнувшую в его душе борьбу между страстным желанием получить часы и долгом гос­теприимства. Его голая грудь тяжело вздымалась — каза­лось, он сейчас задохнется. А часы покачивались перед ним, вертелись, то и дело задевая кончик его носа.

6 остановка


Наконец Фортунато нерешительно потянулся к часам, пальцы пра­вой руки коснулись их, часы легли на его ладонь, хотя сержант все еще не выпускал из рук цепочку... Голубой циферблат... Ярко начищенная крышка... Она огнем горит на солнце... Искушение было слишком велико.

Фортунато поднял левую руку и указал большим паль­цем через плечо на копну сена, к которой он прислонился. Сержант сразу понял его. Он отпустил конец цепочки, и Фортунато почувствовал себя единственным обладателем часов. Он вскочил стремительнее лани и отбежал на десять шагов от копны, которую вольтижеры принялись тотчас же раскидывать.

Сено зашевелилось, и окровавленный человек с кинжа­лом в руке вылез из копны; он попытался стать на ноги, но запекшаяся рана не позволила ему этого. Он упал. Сержант бросился на него и вырвал кинжал. Его сейчас же связали по рукам и ногам, несмотря на сопротивление.

Лежа на земле, скрученный, как вязанка хвороста, Джаннетто повернул голову к Фортунато, который подошел к нему.

...сын! — сказал он скорее презрительно, чем гневно.

Мальчик бросил ему серебряную монету, которую получил от него, — он сознавал, что уже не имеет на нее права, — но преступник, казалось, не обратил на это никакого внимания. С полным хладнокровием он сказал сержанту:

Дорогой Гамба! Я не могу идти; вам придется нести меня до города.<…>

7 остановка


Пока вольтижеры были заняты — кто приготовлением носилок из ветвей каштана, кто перевязкой раны Джаннет­то, — на повороте тропинки, ведшей в маки, вдруг появи­лись Маттео Фальконе и его жена. <…>

Маттео, не говоря ни слова, остановился; пока сержант говорил, он медленно поднимал дуло ружья так, что оно оказалось направленным в небо в тот момент, когда сер­жант приблизился.

  • Добрый день, брат! — сказал сержант, протягивая ему руку. — Давненько мы не виделись.

  • Добрый день, брат!

  • Я зашел мимоходом поздороваться с тобой и с сестри­цей Пеппой. Сегодня мы сделали изрядный конец, но у нас слишком знатная добыча, и мы не можем жаловаться на усталость. Мы только что накрыли Джаннетто Санпьеро.

  • Слава Богу! — вскричала Джузеппа. — На прошлой неделе он увел у нас дойную козу.

Эти слова обрадовали Гамбу.

  • Бедняга! — отозвался Маттео. — Он был голоден!

  • Этот негодяй защищался, как лев, — продолжал сержант, слегка раздосадованный. — Он убил одного моего стрелка и раздробил руку капралу Шардону; ну, да эта беда невелика: ведь Шардон — француз... А потом он так хорошо спрятался, что сам дьявол не сыскал бы его. Если бы не мой племянник Фортунато, я никогда бы его не нашел.

  • Фортунато? — вскричал Маттео.

  • Фортунато? — повторила Джузеппа.

Да! Джаннетто спрятался вон в той копне сена, но племянник раскрыл его хитрость. Я расскажу об этом его дяде капралу, и тот пришлет ему в награду хороший подарок. А я упомяну и его и тебя в донесении на имя прокурора.

Проклятье! — чуть слышно произнес Маттео.

Они подошли к отряду. Джаннетто лежал на носилках, собирались унести. Увидав Маттео рядом с Гамбой, он как-то странно усмехнулся, а потом, повернувшись лицом к дому, плюнул на порог и сказал:

Дом предателя!

Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем. Удар кинжала немедленно отплатил бы за оскорбление, и такой удар не пришлось бы повторять.

Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем.

Фортунато, увидев отца, ушел в дом. Вскоре он снова появился с миской молока в руках и, опустив глаза, про­тянул ее Джаннетто.

Прочь от меня! — громовым голосом закричал арес­тованный.

Затем, обернувшись к одному из вольтижеров, он про­молвил:

Товарищ! Дай мне напиться.

<…> сержант подал знал к выступлению, простился с Маттео и, не полу­чив ответа, быстрым шагом двинулся к равнине.

Прошло около десяти минут, а Маттео все молчал. Маль­чик тревожно поглядывал то на мать, то на отца, который, опираясь на ружье, смотрел на сына с выражением сдер­жанного гнева.

  • Хорошо начинаешь! — сказал наконец Маттео голо­сом спокойным, но страшным для тех, кто знал этого чело­века.

  • Отец! — вскричал мальчик; глаза его наполнились слезами, он сделал шаг вперед, как бы собираясь упасть перед ним на колени.

Но Маттео закричал:

Прочь!

Мальчик, рыдая, остановился неподвижно в нескольких шагах от отца.

8 остановка

Подошла Джузеппа. Ей бросилась в глаза цепочка от часов, конец которой торчал из-под рубашки Фортунато.

  • Кто дал тебе эти часы? — спросила она строго.

  • Дядя сержант.

Фальконе выхватил часы и, с силой швырнув о камень, разбил их вдребезги.

Жена! — сказал он. — Мой ли это ребенок?

Смуглые щеки Джузеппы стали краснее кирпича.

Опомнись, Маттео! Подумай, кому ты это говоришь!

Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал пре­дателем.

Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились, а Фаль­коне по-прежнему не сводил с него своих рысьих глаз. Наконец он стукнул прикладом о землю и, вскинув ружье на плечо, пошел по дороге в маки, приказав Фортунато следовать за ним. Мальчик повиновался.

Джузеппа бросилась к Маттео и схватила его за руку.

Ведь это твой сын! — вскрикнула она дрожащим голосом, впиваясь черными глазами в глаза мужа и словно пытаясь прочесть то, что творилось в его душе.

Оставь меня, — сказал Маттео. — Я его отец!

Джузеппа поцеловала сына и, плача, вернулась в дом.

Она бросилась на колени перед образом Богоматери и стала горячо молиться. Между тем Фальконе, пройдя шагов двес­ти по тропинке, спустился в небольшой овраг. Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла.

Фортунато! Стань у того большого камня.

Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.

Молись!

Отец! Отец! Не убивай меня!

Молись! — повторил Маттео грозно.

Запинаясь и плача, мальчик прочитал «Отче наш» и «Верую». Отец в конце каждой молитвы твердо произносил «аминь».

Больше ты не знаешь молитв?

Отец! Я знаю еще «Богородицу» и литанию, которой научила меня тетя.

Она очень длинная... Ну, все равно, читай.

Литанию мальчик договорил совсем беззвучно.

Ты кончил?

Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!

Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:

Да простит тебя Бог!

Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и маль­чик упал мертвый.

Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой, чтобы закопать сына. Не успел он пройти и нескольких шагов, как увидел Джузеппу: она бежала, встревоженная выстрелом.

Что ты сделал? — воскликнула она.

Свершил правосудие.

Где он?

В овраге. Я сейчас похороню его. Он умер христианином. Я закажу по нем панихиду. Надо сказать зятю, Тео­дору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить.

9 остановка



Название документа урок по новелле П. Мериме.pptx

Проблема [ ] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Урок литературы в 8...
Древо предсказаний Однажды ранним осенним утром, поглядеть на свои стада, ост...
Таблица «За и Против» За (защищаем) Против (осуждаем)
Мозаика проблем: (ранжирование по степени значимости (v) 1. 2. 3. 4.
РАФТ РАФТ: цель-выразить отношение к событию, проблеме. Роль: Джузеппа, Матте...
1 из 5

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Проблема [ ] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Урок литературы в 8 кл
Описание слайда:

Проблема [ ] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Урок литературы в 8 классе

№ слайда 2 Древо предсказаний Однажды ранним осенним утром, поглядеть на свои стада, осталс
Описание слайда:

Древо предсказаний Однажды ранним осенним утром, поглядеть на свои стада, остался стеречь дом, ему пришлось в том раскаяться. Цепочка ключевых слов

№ слайда 3 Таблица «За и Против» За (защищаем) Против (осуждаем)
Описание слайда:

Таблица «За и Против» За (защищаем) Против (осуждаем)

№ слайда 4 Мозаика проблем: (ранжирование по степени значимости (v) 1. 2. 3. 4.
Описание слайда:

Мозаика проблем: (ранжирование по степени значимости (v) 1. 2. 3. 4.

№ слайда 5 РАФТ РАФТ: цель-выразить отношение к событию, проблеме. Роль: Джузеппа, Маттео,
Описание слайда:

РАФТ РАФТ: цель-выразить отношение к событию, проблеме. Роль: Джузеппа, Маттео, Фортунато, Джанетто, сержант Гамба Адресат Форма: письмо, рассказ (новость) Тема: проблема отцов и детей

Урок литературы по новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Проблема [отцов и детей] в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Предмет: литература.

Количество часов: 1 час.

Категория обучаемых: 8 класс.

Цель урока - рассмотреть проблему отцов и детей в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Задачи:

- обогащать нравственный опыт на основе рассмотрения ценностей итальянского народа.

- учиться выражать свое отношение к героям, их поступкам;

- учиться выражать свое мнение по проблеме с точки зрения читательского и личного опыта;

- развивать умение анализировать полученную информацию, строить прогнозы, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и доказывать ее;

- развивать творческие способности, создавать письменные и устные высказывания;

- развивать умение работать с таблицей, ранжировать информацию, определять главное;

- развивать умение работать с разными видами информации;

- учиться систематизировать и анализировать полученную информацию;

- учиться внимательно читать текст художественного произведения, анализировать использование художественных приемов, способов создания портрета героя, определять авторскую позицию, авторский замысел;

- развивать умение находить проблему в тексте.

 

Модель урока:

1.         Фаза вызова.

1)        Мозговой штурм. Осмысление темы урока. Работа с информационными источниками.

2)        Цепочка ключевых слов.

3)        Древо предсказания «Варианты сюжета новеллы» на основе цепочки ключевых слов.

2.         Фаза осмысления текста.

1)        Чтение с остановками: 9 остановок.

· Прогнозирование.

· Формулировка вопросов.

· Решение проблем.

2)        Таблица «За и Против»

3)        Возврат к понятию «новелла». Дописывание концовки новеллы.

3.         Фаза рефлексии.

1)        Объяснение смысла авторской концовки.

2)        Возврат к теме урока. Мозговой штурм. Формулировка проблем новеллы. Ранжирование, определение главной проблемы текста.

3)        Прием РАФТ, подготовьте выступление от имени одного из героев о случившихся событиях: Джузеппы, Маттео, Фортунато, Джанетто, сержанта Гамбы.

4)        Резюмирование. Возврат к смысловому анализу заголовка.

Домашнее задание: Разноуровневое задание. Всем: Перечитайте рассказ Проспера Мериме «Маттео Фальконе». На выбор: 1) Выразите в форме эссе свое отношение к данной проблеме, приводя в пример произведения с данной проблематикой; 2) Составьте вопросы к тексту, на которые не нашли ответа на этом уроке (можно проанкетировать одноклассников); 3) Найти в тексте незнакомые слова, составить словарик этих слов.

Автор Ермолина Ольга Александровна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2628
Номер материала 6493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓