МБОУ
«Гимназия №3 г. Горно – Алтайска»
Разработка
урока по теме: «И. А. Крылов. «Волк и
Ягненок».
(5 класс).
Автор: Самажанова Гульдана Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Горно-Алтайск
2014
Пояснительная
записка.
Данный урок разработан в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на. На
уроке формируется совокупность универсальных учебных действий
(УУД). На уроке используется современная технология развития критического
мышления, которая отличается четкой
структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов,
графической организацией материала, которая позволяет не только разнообразить
урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных
результатов.
Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на
обеспечении соответствия учебной деятельности учащихся, их возрасту и
индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том
числе и на уроках литературы. А применение в системно – деятельностном подходе
технологии развития критического мышления способствует формированию
нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность,
альтернативность); развитию базовых качеств личности (креативность,
коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность,
ответственность); формированию культуры чтения и письма; формированию умения
задавать вопросы, формулировать гипотезу; стимулированию самостоятельной
поисковой творческой деятельности; запуску механизмов самообразования и
самоорганизации.
Таким образом, структура урока выглядит
следующим образом:
1.
Вхождение
в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
2. Мотивация к учебной
деятельности. (Вызов).
3. Организация и самоорганизация
учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
(Осмысление).
4. Практикум. Аналитическая
работа с текстом басни.
5.
Закрепление
полученных знаний.
6. Подведение итогов урока
(Рефлексия).
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./
Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название
раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Номер урока в системе уроков: первый урок
Тема урока: «И. А. Крылов. «Волк и Ягненок».
Цели урока:
Образовательные: познакомить с биографией И.
А. Крылова, дать понятие о басне как эпическом жанре, прочитать басню «Волк и
Ягненок» и проанализировать её;
Развивающие: развивать образное
мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения;
Воспитывающие: формировать способность
оценивать свою собственную деятельность на уроке; формирование мировоззрения в
связи с моралью басни.
Средства
обучения: компьютер,
проектор, учебник, раздаточный материал.
Предварительное
задание:
1 группа: приготовить проект по теме:
«Предшественники И.А. Крылова».
2 группа: приготовить проект по теме: «Биография
И.А. Крылова».
3 группа: приготовить проект по теме: «Литературная
деятельность И.А. Крылова».
4 группа:
приготовить выразительное чтение по ролям басни «Волк и Ягнёнок».
5 группа: найти в
тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
6 группа: найти в
тексте басни «Волк и Ягнёнок» непонятные слова и объяснить их значение.
Основные этапы организаций учебной
деятельности
|
Цель этапа
|
Формируемые УУД
|
Используемые методы, приемы, формы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Этап 1. Вхождение в тему урока и
создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
Организация начала урока.
(2 минуты)
|
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия
нового материала.
|
личностные: внимание, уважение к
окружающим;
коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция.
|
Словесный, метод мотивации к учебной деятельности.
|
Психологический настрой детей на
урок.
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему
успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
|
Оценивание
готовности к
уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
|
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. (Вызов).
|
Сообщение темы урока.
Постановка учебных задач. (2 минуты).
|
Создание проблемной ситуации; актуализация имеющих знаний;
пробуждение интереса к получению информации; постановка учениками целей и
задач урока.
|
познавательные УУД: поиск и выделение
необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой
выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД:целеполагание.
|
Проблемный, метод
фронтальной организации учащихся, прогнозирование.
|
Задание:
Обратим внимание на слайды (слайд №1, 2). Кто
изображен на них? Кому поставлен памятник?
Попробуем сформулировать
тему и задачи нашего урока.
Учитель корректирует и
дополняет ответы учащихся.
|
Отвечают на
вопросы.
Определяют тему урока,
записывают в тетрадь
(слайд №3).
Постановка учебной задачи на этот урок.
|
Этап 3. Организация и
самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
(Осмысление).
|
|
Проверка домашнего задания.
(4 минут).
|
Контроль качества выполнения Подготовка к дальнейшему восприятию
учебного материала.
|
познавательные УУД: поиск и выделение
необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение
доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в
соответствии с задачами урока.
личностные УУД: умение находить ответ на
вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные УУД: прогнозирование и
получение конкретного результата.
|
Словесный, познавательный, эвристический.
|
Проверяет заполнение маркировочной
таблицы “ЗХУ” (слайд № 4 ).
Ребята, вам было дано дома:
1. Вспомнить уже
известные сведения о жизни И.А. Крылова и заполнить 1 колонку.
2. И написать во 2 колонке, что хотите узнать на уроках, посвященных
творчеству баснописца.
|
Чтение 2 – 3
учениками таблицы «ЗХУ», 1-2 колонки.
Остальные
дополняют, исправляют.
|
|
Изучение биографии И.А.
Крылова (7 минут).
|
Раскрыть личный жизненный опыт баснописца, преломленный в его
творчестве, осветить характер его деятельности, условия, в которых она
протекала, ее историческую роль.
|
Наглядный, словесный, поисковый, познавательный.
Прием «ЗХУ».
|
Трем группам
дано предварительное задание:
1 группа: приготовить небольшой
проект по теме: «Предшественники И.А. Крылова».
2 группа: приготовить небольшой
проект по теме: «Биография И.А. Крылова».
3 группа: приготовить небольшой
проект по теме: «Литературная деятельность И.А. Крылова».
- В процессе слушания
заполните 3 колонку таблицы «ЗХУ». Что вы узнали нового про И.А. Крылова.
- Вы все
получили ответы на ваши вопросы со 2 колонки таблицы “ЗХУ»?
- Какие
вопросы остались для вас открытыми?
|
Защита проектов.
Заполнение 3 колонки таблицы «ЗХУ».
Отвечают на вопросы.
|
|
Работа с литературоведческими
понятиями. (4 минуты).
|
Прочитать определения
терминов, вычленить ключевые слова и заполнить «понятийное колесо».
|
познавательные УУД: поиск и выделение
необходимой информации, извлечение необходимой информации из рассказа, умение
доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в
соответствии с задачами урока.
личностные УУД: умение находить ответ на
вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные УУД: прогнозирование и
получение конкретного результата.
|
Исследовательский, частично
– поисковый, словесный.
Работа в группах и
выступление перед аудиторией.
|
Обратите внимание на слайды
(слайд № 5, 6, 7). Здесь даны определения терминов «басня»,
«аллегория», «мораль». Вам нужно их прочитать
и составить понятийное
колесо (слайд №8).
Корректирует,
поясняет, дополняет.
|
Работа в
группах. Читают определение терминов и составляют понятийное колесо:
1 и 4 группа
с термином «басня»;
2 и 5 группа с термином «аллегория»;
3 и 6 группа с
термином «мораль».
Представитель из каждой группы защищает свое понятийное
|
|
Физминутка «Две руки» (1
минута).
|
Профилактика утомления, нарушения осанки, и психоэмоциональная
разрядка.
|
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством
учителя.
коммуникативные УУД: умение работать в группе,
взаимодействуя с товарищами.
|
Игровой метод.
|
Включает презентацию с сопровождающей музыкой. Дает установку на
повторение физических упражнений, проецирующихся на презентации.
|
Смотрят на слайды и повторяют упражнения.
|
|
Этап 4. Практикум. Аналитическая
работа с текстом басни.
|
|
|
|
Работа с текстом басни. (3 минуты).
|
Знакомство с текстом басни. Выявление ассоциативного ряда.
|
личностные УУД: стремление к речевому
самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные
УУД: поиск
и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из
текста.
коммуникативные
УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно
выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Проблемный, метод
фронтальной организации учащихся, словесный.
|
Стратегия «Ассоциации».
Детям показываем картинки
волка и ягненка ( слайд № 9) и спрашиваем:
Какие ассоциации вызывают у
вас эти животные?
-Какую черту человеческого характера олицетворяет волк?
-А ягненок?
-Давайте проверим,
действительно ли они таковы?
Беседа по прослушанному.
-Понравилось ли
вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось
ли ваше предположение о героях басни?
- Удалось ли
ребятам передать характерные черты персонажей басни?
–Происходит ли такое в
жизни? Как можно назвать это явление?
- Можно ли его описать
аллегорически?
Многие басни
служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить?
-Где мораль
басни?
- Какие черты
человеческого характера мы можем выявить?
|
Дети слушают, дают свои
оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Предварительно
подготовленная группа читают выразительно басню по ролям. Остальные
наблюдают, слушают.
|
|
Словарная работа над текстом басни. (2 минуты).
|
Прояснить значение непонятных слов, употребленных в басне.
|
Словесный, проблемный.
|
- При прочтении басни вам встретились непонятные слова?
- Какие?
Сейчас нам пояснят значения
этих слов.
|
Отвечают на вопросы.
Предварительно
подготовленные группы объясняют значения непонятных слов дополняя друг
друга:
Тьма
-много;
Надобно
- надо;
Рыскать
- бегать в надежде найти что-нибудь;
На
добычу: добыча- старое ударение;
Святейший
- в царской России почётное обращений к князю;
Донесть-
старинная форма - донести, доложить, сказать;
В
запрошлом лете - 2 года тому назад;
Разведаться
-отомстить;
Досуг
-свободное время;
Недосуг
- некогда.
|
|
Анализ басни.
Работа со сводной таблицей. (7 минут).
|
Выявить проблемы, поставленные автором. Определить тему, идею,
композицию.
|
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию,
формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,
осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение,
извлечение необходимой информации из текста.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с
учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Проблемный, познавательный,
словесный.
Прием «Учебный мозговой
шторм».
Работа в группах.
|
Обсудите в группах ответы на вопросы (слайд №10) и
заполните сводную таблицу (слайд №11):
Сформулируйте тему басни.
Сколько персонажей в басне?
Назовите их.
Посмотрите: в каких строках
заключена идея? Как называется этот элемент басни?
Рассмотрите композицию:
определите завязку событий, кульминацию и развязку.
Стратегия «Зигзаг». Всем группам дается одинаковое задание составить сводную
таблицу героев, обсудить в группе, затем поделиться с другими группами, а
также дополнить свои записи.
|
Обсуждение
вопросов.
Обсуждение и групповое заполнение таблицы.
Выступление
групп. Корректировка и дополнение таблицы.
|
Знакомство с иллюстрациями басни Крылова. (3
минуты).
|
Познакомиться и выявить
особенности иллюстрации к басне.
|
|
Наглядный, частично-поисковый
|
Посмотрим на иллюстрации на слайдах (слайд № 12, 13
).
-Изменилось ли
ваше восприятие басни?
|
Дают
развёрнутый ответ на вопросы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этап 5.
Закрепление полученных знаний.
|
Составление вопросов по басне (3 минуты).
|
Формировать
умения составлять простые и сложные вопросы.
|
Личностные: соотношение своей части
работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально
работать.
Познавательные: проявление активности в
решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
|
Исследовательский, частично – поисковый, словесный.
Работа в группах и выступление перед аудиторией.
|
Каждая группа должна составить по 2
тонких и по 2 толстых вопросов по басне «Волк и Ягненок» (слайд № 14).
Проверка выполнения работы. Корректировка и исключение повторяющихся
вопросов.
|
Работа в
группах.
Составляют вопросы.
Каждая группа задают вопросы, остальные группы по желанию отвечают.
|
Этап 6.
Подведение итогов урока (Рефлексия).
|
|
Обобщение изученного (3 минуты).
|
Организовать деятельность учащихся по обобщению и
систематизации знаний и способов деятельности.
|
Личностные: соотношение своей части
работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и
рационально работать.
Познавательные:
проявление
активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные
УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
|
|
Даёт задание: написать письмо по кругу по теме урока и согласовывать
свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – лист бумаги и ручка,
каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый
передает лист соседу, который должен продолжить его размышления, листы
передаются до тех пор, пока каждая листочек не вернется к своему хозяину.
|
Работа в группах. Обсуждают,
согласовывают и записывают письмо.
Чтение
группами писем.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия (2 минуты).
|
Применение способов действий, вызвавших
затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и
подготовка к изучению следующих разделов
курса.
|
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный.
|
Дает установку по
группам продолжить фразы (слайд № 15, 16):
сегодня я
было интересно…
было трудно…
узнал…
я выполнял
задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал,
что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось
…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для
жизни…
мне захотелось…
|
Придумывают концы предложении, выступают по группам.
|
|
Самооценка (1 минута).
|
Оценивание своей работы в группе, выставление оценок.
|
Самоанализ.
|
Оцените свою работу на уроке и работу членов вашей группы. Поставьте
оценки в дневники.
|
Оценивают свою
работу и работу членов своей группы.
Ставят
оценки в дневники.
|
|
Домашнее задание (1 минута).
|
Отработка основных знаний и умений и актуализация знаний
для дальнейшего изучения материала.
|
Метод контроля.
|
Дома напишите мини – сочинение на тему: «Чему научила меня басня
И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
(слайд
№ 17).
Объясняет
ход выполнения домашнего задания.
|
Записывают домашнее задание.
|
|
Список
использованной литературы
1. Даутова О.Б., Крылова О.Н.
Современные педагогические технологии в профильном обучении.
Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред.А.П.Тряпицыной. – СПб.,
2006.
3. Столбунова С.В. Технология
развития критического мышления через чтение и письмо // Первое сентября.
Русский язык. – 2005. - №18. – С.5-11.
4. Сабельникова С.И.,
Муреева Н.М. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного
процесса
// Управление начальной
школой. - 2011. - № 8. - С. 19-2.
Приложение №1.
Иван Андреевич Крылов
Волк и Ягненок
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым
рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и отроду нет
году", -
Ягненок говорит. "Так это был твой
брат". -
"Нет братьев у меня". — "Tak
это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" — "Молчи!
устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне
кушать". -
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.