Главная / Русский язык и литература / Урок литературы по феерии А.Грина "Алые паруса" (6 класс)

Урок литературы по феерии А.Грина "Алые паруса" (6 класс)

Литература, 6 класс


Тема:

Урок внеклассного чтения

по феерии А.Грина «Алые паруса»


Цели:

Обучающая: осмысление идейно-тематического содержания произведения, обучение внимательному, осмысленному чтению.

Воспитывающая: воспитание нравственного чувства, чувства сопереживания судьбе другого человека.

Развивающая: развитие критического и творческого мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Задачи:

- создать условия для активизации личностного опыта детей;

- пробудить интерес к повести А.Грина «Алые паруса»;

- способствовать развитию творческого воображения, умения выражать свои мысли, высказывать собственное мнение.


Методические приемы: чтение с остановками.


Оборудование:

  1. Портрет А.Грина.

  2. Рисунок алых парусов.

  3. Репродукции С.Бродского к повести.

  4. Словарь: феерия.

  5. Слова А.Грина: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…»


Ход урока


  1. Объявление темы урока

- Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с книгой, которая называется «Алые паруса». Написал ее замечательный человек, фантазер с грустными глазами – Александр Грин.


  1. Стадия вызова

- Вы видели когда-нибудь алые паруса?

- А какие вообще бывают паруса? (Вспомним М.Ю.Лермонотова: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…»).

- Какие ощущения, впечатления вызывает у вас словосочетание алые паруса? (Необычные, удивительные, красивые, фантастические, волшебные).

- Как вы думаете, если книжка называется «Алые паруса» (а мы выяснили, что это необычное словосочетание), то о каких событиях в ней пойдет речь?

- Мы прочитаем небольшой отрывок из книги А.Грина, из главы, которая называется «Предсказание». Вот еще одно удивительное слово.

- Что такое предсказание, по-вашему? Давайте попробуем подобрать синонимы к этому слову.

(Пророчество, предвестие, гадание, прогноз)

- Вот такое необычное произведение мы сегодня читаем. И читать мы его будем тоже не совсем обычно, а с остановками.


  1. Осмысление

Послушайте, пожалуйста, краткий пересказ начала повести.

На берегу моря, в небольшой деревушке Каперна, живет бывший матрос Лонгрен с маленькой дочерью Ассоль. Мать Ассоль умерла при трагических обстоятельствах, когда девочке было всего пять месяцев отроду. Лонгрену пришлось оставить морскую службу, чтобы растить дочь. Живут они бедно. Лонгрен зарабатывает на жизнь тем, что мастерит игрушки и продает их. Ассоль помогает отцу и иногда одна ходит в город Лисс, чтобы отнести товар в магазин.

И вот однажды…


Первая часть текста

Однажды, в середине такого путешествия к горо­ду, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, по­ложенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она пе­ребирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новин­ка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденыш­ко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шел­ка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароход­ных кают — игрушек богатого покупателя… Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. Дорогу пересекал ручей, с переброшенным через него жердяным мостиком; ручей справа и слева уходил в лес. «Если я спущу ее на воду поплавать немного,— размышляла Ассоль,— она ведь не промокнет, я ее по­том вытру». Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым от­ражением в прозрачной воде: свет, пронизывая мате­рию, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна…


Первая остановка в чтении и беседа:

- Что в этом отрывке показалось удивительным, необычным?

- Давайте пофантазируем, что же будет дальше?



Вторая часть текста

вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. Мгно­венно изменился масштаб видимого: ручей казался де­вочке огромной рекой, а яхта — далеким, большим суд­ном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки… она побежала за уплывающей иг­рушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу. Поспешно таща не тяжелую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: — «Ах, господи! Ведь случись же...» — Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала…

В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часу, когда с удивлением, но и с облегчением Ас­соль увидела, что деревья впереди свободно раздвину­лись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости…


Вторая остановка в чтении:

- Оправдались ли ваши предположения?

- Догонит ли Ассоль свой кораблик?

- Как вы думаете, что увидела девочка, стоя на краю обрыва?


Третья часть текста

С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с лю­бопытством слона, поймавшего бабочку. Отчасти успо­коенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по об­рыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.


Третья остановка в чтении:

- Кто бы это мог быть?

- Добро или зло принесет Ассоль этот человек? Почему вы так думаете?


Четвертая часть текста

Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправлен­ная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, уни­занный серебром блях, трость и сумка с новеньким ни­келевым замочком — выказывали горожанина. Его ли­цо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, вы­глядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые как пе­сок и блестящие как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.


Четвертая остановка в чтении:

- Кто же такой Эгль?

- Что почувствовала Ассоль, увидев его?

- А вам было страшно?

- Что же произойдет дальше?


Пятая часть текста

Теперь отдай мне,— несмело сказала девочка.— Ты уже поиграл. Ты как поймал ее?

Эгль поднял голову, уронив яхту,— так неожидан­но прозвучал взволнованный голосок Ассоль. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропу­ская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, ка­саясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше ли­ца; его неправильный мягкий овал был овеян того ро­да прелестным загаром, какой присущ здоровой бе­лизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Это что-то особенное. – Слушай-ка ты, растение! Это твоя штука?

Да, я за ней бежала по всему ручью; я думала, что умру. Она была тут?

У самых моих ног. Кораблекрушение причиной того, что я, в качестве берегового пирата, могу вручить тебе этот приз. Яхта, покинутая экипажем, была вы­брошена на песок трехвершковым валом — между моей левой пяткой и оконечностью палки. — Он стукнул тро­стью. — Как зовут тебя, крошка?

Ассоль,— сказала девочка, пряча в корзину по­данную Эглем игрушку.

Хорошо, — продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмеш­ка дружелюбного расположения духа.— Мне, собствен­но, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины… Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюже­тов... как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем по­явилась ты... Такая как есть…


Пятая остановка в чтении:

- Что показалось старику необычным в Ассоль?

- Ребята, как вы думаете, писатель любит своих героев? Подтвердите это словами текста.

- А вам они понравились?

- Что же будет дальше?


Шестая часть текста

Пустынный морской берег, тишина, томительное приключение с яхтой, не­понятная речь старика с сверкающими глазами, величественность его бороды и волос стали казаться девоч­ке смешением сверхъестественного с действительностью. – Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. — Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Неволь­ное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он. — Ну-ка, — продолжал Эгль, — ну-ка, Ассоль, слушай меня внима­тельно…


Шестая остановка в чтении:

- Что поразило старика в Ассоль?

- А что поразило вас?

- Какие слова из текста создают настроение ожидания чего-то необычного, удивительного?

- Что же сейчас произойдет? О чем расскажет старый Эгль?


Седьмая часть текста

Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты бу­дешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской да­ли под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая грома­да алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много со­берется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят лю­ди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Это все мне? — тихо спросила девочка. Ее серь­езные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?

Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.


Заключительная беседа по тексту:

- Оправдались ли ваши предположения?

- Вам понравилось предсказание Эгля?

- Как вы думаете, почему он сделал это предсказание Ассоль, а не какой-то другой девочке?

- Вы верите в то, что это предсказание сбудется?

- Если бы вам довелось увидеть в жизни алые паруса, вам бы захотелось пойти за ними?


  1. Рефлексия (размышление)


- На что, на какие известные вам литературные произведения похожа повесть Александра Грина? (Можно ли поставить знак равенства между повестью А.Грина и волшебной сказкой?)

- Наверное поэтому писатель определил жанр этой книги не просто как повесть, а повесть-феерия.

Феерия – это волшебное, сказочное зрелище. Название феерия происходит от слова фея, это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота.


5. Дальнейшее целеполагание и вызов:

- В повести-феерии А.Грина есть такие замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…» Как вы их понимаете?

- А кто совершает чудеса в книге А.Грина?


Пожелание учителя:

Друзья, давайте верить в чудеса,

Жизнь украшать романтикой, мечтами.

У ваших берегов появится тогда

Кораблик с алыми лишь только парусами!

6


Урок литературы по феерии А.Грина "Алые паруса" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок внеклассного чтения в 6 классе по феерии А.Грина «Алые паруса» проводится с использованием технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Основной методический прием: чтение с остановками.

 Задачи, стоящие перед учителем: создать условия для активизации личностного опыта детей; пробудить интерес к повести А.Грина «Алые паруса»; способствовать развитию творческого воображения, умения выражать свои мысли, высказывать собственное мнение.

Автор Ширяева Ирина Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2354
Номер материала 27038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓