Тема урока: Маша
Миронова,её преданность и верность любимому
Задачи урока.
- Проанализировать
образ Маши Мироновой , раскрыть проблему нравственного
воспитания.
- Развить навыки
выборочной работы с текстом, выразительного чтения.
- Дать нравственные
понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.
Тип урока:обобщение и систематизация изученного
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.
План урока.
1. Организационный
момент.
2. Вступительное
слово учителя.
3. Работа с текстом:
4. Итог урока.
5. Домашнее задание.
6. Оценивание
учащихся за урок.
“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
В течение нескольких
уроков вы находились во власти пушкинского произведения.
Вместе с героями
огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее
интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет
действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.
Тема любви - одна из
любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было
священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство,
святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его
жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным.
Это точно выражено в строчках:
И сердце вновь горит
и любит оттого,
Что не любить оно не может.
В пушкинском
творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина,
Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так
получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.
3. Беседа с
классом. Маша Миронова.
Анкета героини.
- Фамилия, имя,
отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)
- Имя, отчество
матери. (Василиса Егоровна.)
- Цвет волос героини.
(Светло-русый.)
- Приданое героини. (“Частый
гребень, да веник, да алтын денег”.)
- Фамилия офицера,
сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)
- Кавалер,
посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)
- Подарок, сделав
который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться
благосклонности героини. (“Пара серег”.)
- Город, куда
родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)
- Жители крепости,
приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим
и его супруга Акулина Памфиловна.)
- Лицо, передавшее
Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)
- Лицо, выразившее
желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)
- Населенный пункт,
царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское
Село.)
- Лица,
сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и
Савельич.)
- Особа, взявшая на
себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)
- Губерния, где
“благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)
Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в
самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143
Скромная,
застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса
Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша –
бесприданница.
Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина
не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили
внимание в образе Маши Мироновой?
Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами
робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?
Нет. Отказ Швабрину
свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить
замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да
это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда
никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как
Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою
судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в
XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться
о муже и детях, вести домашнее хозяйство.
Сразу ли возникли
чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?
Давайте обратимся к
сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149
Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений
Маши и Петра можно считать кульминацией?
Объяснение после
получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте
посмотрим инсценировку в
исполнении ваших одноклассников
УчительПочему? Любит, но отказывается? Как это
характеризует Машу?
Прежде всего, она думает
о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе
силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения
счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого
человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой,
своими чувствами.
Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение,
написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с
этой сценой.
Выразительное чтение
наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).
Я вас любил, любовь
еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.
Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым
созвучны стихотворению?
Значит, Маша готова
отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но
и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь
умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”.
В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной
морали.
Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия
пугачевцами Белогорской крепости.
Письмо Маши С 172
Какие черты характера
проявила Маша в это время?
Швабрин вынуждал
ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим
испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в
людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство.
Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна,
обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый
удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша
понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал
всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в
том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит
перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени
своего жениха.
Учитель: Как же поступает Маша?
Маша решает
поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев
подвергся всему ради нее одной.
Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше
в этом эпизоде?
Мужество, умение
противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.
- Подумайте, какие
черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
4. Итог урока.
·
Почему Пушкин назвал
повесть «Капитанская дочка»?
·
Маша Миронова -
нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого,
самоотверженность, внутренняя красота).
·
Эпиграф ко всей повести,
который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше
Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской
службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее
благородство.
5. Домашнее
задание.
- Что есть нравственная
красота в вашем понимании?
6. Оценивание
учащихся за работу на уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.