Главная / Русский язык и литература / Урок литературы на тему:Маша Миронова,её верность и преданность любимому"(8 класс)

Урок литературы на тему:Маша Миронова,её верность и преданность любимому"(8 класс)

Тема урока: Маша Миронова,её преданность и верность любимому

Задачи урока.

  1. Проанализировать образ Маши Мироновой , раскрыть проблему нравственного воспитания.

  2. Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

  3. Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока:обобщение и систематизация изученного

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом. Маша Миронова. Анкета героини.

  • Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

  • Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)

  • Цвет волос героини. (Светло-русый.)

  • Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

  • Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)

  • Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)

  • Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)

  • Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

  • Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

  • Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

  • Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)

  • Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)

  • Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

  • Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)

  • Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)



Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой?

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство.

Сразу ли возникли чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?

Давайте обратимся к сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим инсценировку в исполнении ваших одноклассников

УчительПочему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами.

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 172

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство.

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

  • Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?



4. Итог урока.

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

  • Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

5. Домашнее задание.

  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?



6. Оценивание учащихся за работу на уроке.


Урок литературы на тему:Маша Миронова,её верность и преданность любимому"(8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Маша Миронова,её  преданность и верность любимому

  Задачи урока.

  1. Проанализировать образМаши Мироновой , раскрыть проблему нравственного воспитания.
  2. Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.
  3. Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока:обобщение и систематизация изученного

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

В ходе урока использованы следующие формы работы:беседа с классом,инсценирование фрагмента произведения,работа с текстом

Автор Аверьянова Юлия Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2136
Номер материала 30537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓