Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы на тему "Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( 5 класс)

Урок литературы на тему "Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( 5 класс)

Скачать материал

Урок литературы в 5 классе

Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»

 

Цель:  1) продолжить разговор с учащимися  о том, что окружающий нас мир         сложен, существуют такие явления, которые человек никак принять не может, в частности унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания;

          2) продолжить работу над понятием «повесть»;

         3)  побудить детей к чтению повести.

Оборудование:  1. Портрет Марка Твена.

                     2.Выставка книг писателя.

Доска:  Марк Твен (Сэмюэл Клемена)  1835 - 1910

        Без поиска, без упорства, не прожить жизнь достойно, по -    

        Настоящему ярко, содержательно, интересно.

М. Твен.

Слово учителя:

 Жизнь людей на Земле и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой , безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого во всех уголках земного шара не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

     Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни и многие другие тяжелые испытания преследуют людей.

     Как жить, решая эти проблемы, учит американский писатель Марк Твен, который жил почти 200 лет назад, но которого  помнят и любят взрослые и дети всей планеты Земли и сейчас.

- Что значит запись на доске Сэмюэля Клеменс?

- как появился псевдоним Марк Твен?

(Когда  Марк Твен был знаменитым уже писателем, любил вспоминать о том, как учеником лоцмана учился водить пароходы по реке Миссисипи. Миссисипи – могучая, своенравная река. Она течёт через всю Америку. В верховьях реки очень много отмелей и песчаных островов, а бакенов и маяков ещё не было.

    Лоцман устраивался на носу судна и замерял глубину реки. Потом кричал своему помощнику : «Марк Твен»! – что означало отмель, что до дна две сажени (около четырех метров) и , значит пароход может пройти. Твен плавал по реке до 1861 г.

Работа в паре: - Что значит Марк Твен?

2.Чтобы ближе познакомиться, я приготовила на урок Марка Твена.

- Здравствуйте! Меня зовут Сэмюэл Клеменс, но я люблю когда меня называют Марк Твен. Я родился в небольшом американском городке Ганнибал. Он стоит на перекрёстке двух больших дорог, одна дорога вела из свободных штатов Севера в рабовладельческие штаты Юга; другая через степи вела с обжитого Востока на неосвоенный Дальний запад. В нашем городке проживало около  3 тысяч человек.

Я родился в небогатой семье. Мой отец был провинциальный судья. Когда мне было двенадцать лет, отец умер и я сам стал зарабатывать себе на жизнь, обед и башмаки. Я служил учеником наборщика в типографии. Меня за это кормили и одевали. Поэтому, после уроков я шел не домой,  а в типографию. Часто вообще не ходил в школу, потому что целый день простаивал у печатного станка. Плохо мне и всей моей семье жилось. Мне помогло то, что я всюду в жизни умел находить смешное, никогда не вешал носа.

Работа в паре: ваше впечатление от знакомства с американским мальчиком, которому суждено было стать великим писателем?

3. У Сэма (сокращенное Сэмюэл) Клеменса был брат Орион. Мы его тоже пригласили. Послушаем, что он расскажет о брате.

Мой брат рано начал работать и сменил много профессий. Побывал в самых разных уголках страны. Он не только работал учеником наборщика в типографии родного города, но был  и бродячим наборщиком, кочуя из одного города в другой; работал помощником лоцмана на пароходе, плавал по Миссисипи. Он очень любил это время. Даже потом, когда жил далеко от Миссисипи  и годами  не бывал у себя на родине, он всё так же  любил свою реку и людей с их мечтами, поверьями, предрассудками.

Мы с Сэмом побывали даже на золотоносных холмах Запада, надеясь, что, найдем золото и разбогатеем.  Мы жили в ветхой хижине, платили бешенные деньги за хлеб, не заработали ни цента, и поняли, что золотодобытчиков из нас не получиться.

Однако мой брат верил, что без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно.

Работа в паре: Задайте вопросы  Ориону.

4. Слово учителя.

   Воспоминания о детских впечатлениях и богатый жизненный опыт побудил Марка Твена взяться  за перо.

    Создавая книги о Чеке и Томе, писатель стремился «разрушить» очень модный тогда в литературе образ послушного мальчика, который исправно ходит в церковь, беспрекословно слушает маму и папу, слушает учителя и варенья ест столько, сколько позволяли старшие.

     Том Сойер и Чек и Чек – озорники, выдумщики, мудрецы и простаки, романтики, влюблённые проказники, человеколюбцы.

   Отношение американцев к Чеку Финну и Тому Сойеру особое. Они из литературных героев превратились «в своих парней», «отличных ребят». Над ними не властно время.

    Правда в наш скоростной век они сменили плот на блестящий скоростной Мерседес; запачканные, разодранные штанишки на адидасовскую форму и колесят они не только по Миссисипи, а по всему белому свету.

    Но в них остался неукротимый, задорный нрав. Том и Чек сегодня среди нас.

   У марктвеновских героев есть прототипы, т.е. живые люди, с которых он списывал своих героев.

Чек Финн – Том Бленкеншип (сын местного пьяницы),

Том Сойер – сам автор,

Тётушка Полли – мать автора,

Негр Джимм – добрейший дядюшка Даниэль,

Судди – брат писателя.

5.Чтение 1 главы.

Читают подготовленные ученики.

Работа в паре: Составьте характеристику тома Сойера.

6.В классе, есть дети, прочитавшие повесть до конца. Для них конкурс «что бы это значило?»

Какую роль в повествовании играют эти предметы?

Сахарница (её разбил Сид, но тётя Полли по привычке наказала Сойера и он очень обиделся).

Туфля (с помощью этого предмета тётя Полли прогнала негритёнка Джима, собиравшегося помогать Тому красить забор)

Ложка и бутылка из – под лекарств (в бутылке был «болеутолитель», которым тётя Полли  отпаивала затосковавшего Тома, а ложка выдала Тома, кормившего щель в полу лекарством и заодно угостившего им кота Битера).

Кто  это?

За его  вину был наказан другой.

Любил слушать ночной бред.

Получил комья земли за умение отличить белое от черного.

Однажды слушал предсмертные стоны.

Не склонен к шалостям и проказам (Сид Сойер)

Конкурс «Запутанный рассказ».

Послушаем рассказ тёти Полли. Она ведь лучше других знает своего Тома.

«Беда мне с этим Томом. Распустила я мальчишку! Однажды заставила его красить забор, так он пришёл весь в известке, уж и сама была не рада, что решила его наказать.

   Сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом давай на Сида валить. Больным притворялся, лишь бы в школу не ходить. А когда я лечить его стала, что выдумал! – кота лекарством напоил. А однажды вообще исчез, пропал в пещере, я уж думала не увижу больше моего Тома! Сколько  слёз я тогда пролила. И что же!? Он явился в церковь прямо на поминальную службу! Ох, горе мне! Вот и теперь он куда – то запропастился. Вы его, не видели?

   Том! Том, где ты?

Том не пришел после покраски забора весь в извести;

Он не разбивал сахарницу и не мог признаться в этом тёте Полли;

Лечить «болеутолителем» тётя Полли стала не тогда, когда он притворялся, а гораздо позже.

На поминальную службу по самому себе Том заявился не после приключения в пещере, а после побега на остров!

7.Заключение вопрос Тому

- Сколько у вас было костюмов? (Поскольку выходной костюм, надевался только в воскресную школу назывался  «тот другой», можно заключить, что костюмов у Тома было два)

Домашнее задание:

- Можно ли данное произведение отнести к жанру «повесть»?

Мои любимые страницы «Тома Сойера»

Принести зелёную книгу «Мир вокруг нас»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы на тему "Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( 5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 5 классе

Марк Твен «Приключения Тома Сойера.»

 

Цель:  1) продолжить разговор с учащимися  о том, что окружающий нас мир         сложен, существуют такие явления, которые человек никак принять не может, в частности унижение человеческого достоинства, физические и нравственные страдания;

          2) продолжить работу над понятием «повесть»;

         3)  побудить детей к чтению повести.

Оборудование:  1. Портрет Марка Твена.

                     2.Выставка книг писателя.

Доска:  Марк Твен (Сэмюэл Клемена)  1835 - 1910

        Без поиска, без упорства, не прожить жизнь достойно, по -    

        Настоящему ярко, содержательно, интересно.

М. Твен.

Слово учителя:

 Жизнь людей на Земле и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой , безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого во всех уголках земного шара не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

     Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни и многие другие тяжелые испытания преследуют людей.

     Как жить, решая эти проблемы, учит американский писатель Марк Твен, который жил почти 200 лет назад, но которого  помнят и любят взрослые и дети всей планеты Земли и сейчас.

- Что значит запись на доске Сэмюэля Клеменс?

- как появился псевдоним Марк Твен?

(Когда  Марк Твен был знаменитым уже писателем, любил вспоминать о том, как учеником лоцмана учился водить пароходы по реке Миссисипи. Миссисипи – могучая, своенравная река. Она течёт через всю Америку. В верховьях реки очень много отмелей и песчаных островов, а бакенов и маяков ещё не было.

    Лоцман устраивался на носу судна и замерял глубину реки. Потом кричал своему помощнику : «Марк Твен»! – что означало отмель, что до дна две сажени (около четырех метров) и , значит пароход может пройти. Твен плавал по реке до 1861 г.

Работа в паре: - Что значит Марк Твен?

2.Чтобы ближе познакомиться, я приготовила на урок Марка Твена.

- Здравствуйте! Меня зовут Сэмюэл Клеменс, но я люблю когда меня называют Марк Твен. Я родился в небольшом американском городке Ганнибал. Он стоит на перекрёстке двух больших дорог, одна дорога вела из свободных штатов Севера в рабовладельческие штаты Юга; другая через степи вела с обжитого Востока на неосвоенный Дальний запад. В нашем городке проживало около  3 тысяч человек.

Я родился в небогатой семье. Мой отец был провинциальный судья. Когда мне было двенадцать лет, отец умер и я сам стал зарабатывать себе на жизнь, обед и башмаки. Я служил учеником наборщика в типографии. Меня за это кормили и одевали. Поэтому, после уроков я шел не домой,  а в типографию. Часто вообще не ходил в школу, потому что целый день простаивал у печатного станка. Плохо мне и всей моей семье жилось. Мне помогло то, что я всюду в жизни умел находить смешное, никогда не вешал носа.

Работа в паре: ваше впечатление от знакомства с американским мальчиком, которому суждено было стать великим писателем?

3. У Сэма (сокращенное Сэмюэл) Клеменса был брат Орион. Мы его тоже пригласили. Послушаем, что он расскажет о брате.

Мой брат рано начал работать и сменил много профессий. Побывал в самых разных уголках страны. Он не только работал учеником наборщика в типографии родного города, но был  и бродячим наборщиком, кочуя из одного города в другой; работал помощником лоцмана на пароходе, плавал по Миссисипи. Он очень любил это время. Даже потом, когда жил далеко от Миссисипи  и годами  не бывал у себя на родине, он всё так же  любил свою реку и людей с их мечтами, поверьями, предрассудками.

Мы с Сэмом побывали даже на золотоносных холмах Запада, надеясь, что, найдем золото и разбогатеем.  Мы жили в ветхой хижине, платили бешенные деньги за хлеб, не заработали ни цента, и поняли, что золотодобытчиков из нас не получиться.

Однако мой брат верил, что без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно.

Работа в паре: Задайте вопросы  Ориону.

4. Слово учителя.

   Воспоминания о детских впечатлениях и богатый жизненный опыт побудил Марка Твена взяться  за перо.

    Создавая книги о Чеке и Томе, писатель стремился «разрушить» очень модный тогда в литературе образ послушного мальчика, который исправно ходит в церковь, беспрекословно слушает маму и папу, слушает учителя и варенья ест столько, сколько позволяли старшие.

     Том Сойер и Чек и Чек – озорники, выдумщики, мудрецы и простаки, романтики, влюблённые проказники, человеколюбцы.

   Отношение американцев к Чеку Финну и Тому Сойеру особое. Они из литературных героев превратились «в своих парней», «отличных ребят». Над ними не властно время.

    Правда в наш скоростной век они сменили плот на блестящий скоростной Мерседес; запачканные, разодранные штанишки на адидасовскую форму и колесят они не только по Миссисипи, а по всему белому свету.

    Но в них остался неукротимый, задорный нрав. Том и Чек сегодня среди нас.

   У марктвеновских героев есть прототипы, т.е. живые люди, с которых он списывал своих героев.

Чек Финн – Том Бленкеншип (сын местного пьяницы),

Том Сойер – сам автор,

Тётушка Полли – мать автора,

Негр Джимм – добрейший дядюшка Даниэль,

Судди – брат писателя.

5.Чтение 1 главы.

Читают подготовленные ученики.

Работа в паре: Составьте характеристику тома Сойера.

6.В классе, есть дети, прочитавшие повесть до конца. Для них конкурс «что бы это значило?»

Какую роль в повествовании играют эти предметы?

Сахарница (её разбил Сид, но тётя Полли по привычке наказала Сойера и он очень обиделся).

Туфля (с помощью этого предмета тётя Полли прогнала негритёнка Джима, собиравшегося помогать Тому красить забор)

Ложка и бутылка из – под лекарств (в бутылке был «болеутолитель», которым тётя Полли  отпаивала затосковавшего Тома, а ложка выдала Тома, кормившего щель в полу лекарством и заодно угостившего им кота Битера).

Кто  это?

За его  вину был наказан другой.

Любил слушать ночной бред.

Получил комья земли за умение отличить белое от черного.

Однажды слушал предсмертные стоны.

Не склонен к шалостям и проказам (Сид Сойер)

Конкурс «Запутанный рассказ».

Послушаем рассказ тёти Полли. Она ведь лучше других знает своего Тома.

«Беда мне с этим Томом. Распустила я мальчишку! Однажды заставила его красить забор, так он пришёл весь в известке, уж и сама была не рада, что решила его наказать.

   Сахарницу разбил, сам в этом признался, а потом давай на Сида валить. Больным притворялся, лишь бы в школу не ходить. А когда я лечить его стала, что выдумал! – кота лекарством напоил. А однажды вообще исчез, пропал в пещере, я уж думала не увижу больше моего Тома! Сколько  слёз я тогда пролила. И что же!? Он явился в церковь прямо на поминальную службу! Ох, горе мне! Вот и теперь он куда – то запропастился. Вы его, не видели?

   Том! Том, где ты?

Том не пришел после покраски забора весь в извести;

Он не разбивал сахарницу и не мог признаться в этом тёте Полли;

Лечить «болеутолителем» тётя Полли стала не тогда, когда он притворялся, а гораздо позже.

На поминальную службу по самому себе Том заявился не после приключения в пещере, а после побега на остров!

7.Заключение вопрос Тому

- Сколько у вас было костюмов? (Поскольку выходной костюм, надевался только в воскресную школу назывался  «тот другой», можно заключить, что костюмов у Тома было два)

Домашнее задание:

- Можно ли данное произведение отнести к жанру «повесть»?

Мои любимые страницы «Тома Сойера»

Принести зелёную книгу «Мир вокруг нас»

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 158 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1732
    • DOCX 47 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юсупова Зира Кадыровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юсупова Зира Кадыровна
    Юсупова Зира Кадыровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14942
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе