Главная / Русский язык и литература / урок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)

урок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)

Поэзия – прекрасная страна.

Учитель – Лукашова Лариса Ивановна

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Поэзия – прекрасная страна»(особенности поэтической речи)

Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

дать определение рифме, ритму, интонации;

повторение термина эпитет.

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»;

раздаточный материал;

музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Создание эмоционального настроя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков.

( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь»)

- Какие картины вы увидели, прослушав музыку?

Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень».

- Определите настроение картины.

- Опишите реку, деревья, небо.

( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное)

- Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет)

- Что такое эпитет? (красочное определение)

Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова.

Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения?

Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам.

  1. Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее. А. П. Платонов

2. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

Н. М. Языков

- Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной?

Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму.

- Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про-

исходящее с определенной последовательностью.

- А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана)

Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм - это чередование ударного и безударного слога.

- Обратимся к учебнику (стр. 94 - 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь).

- Чтение третьего абзаца.

- Что же такое рифма? (чтение определения рифма)

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо-

женных в разных строках.

- Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника)

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид

рифмовки.

Вариант 1. Над морем красавица дева сидит

И, к другу ласкаясь, она говорит:

«Достань ожерелье, спустися на дно;

Сегодня в пучину упало оно!» (парная)

Вариант 2. Как мило жили в старину!

Бывало, в теремах высоких

В кругу красавиц чернооких

Певцы поют любовь, войну! (опоясывающая)

Вариант 3. В избушке позднею порою

Славянка юная сидит.

Вдали багровой полосою

На небе зарево горит. (перекрестная)

- К нам в гости пришел известный сказочный персонаж.

Незнайка. Я поэт, зовусь Незнайка,

От меня вам всем приветик!

Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.

Задание 2. На парты раздаются карточки со словами: вариант 1 - три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой; вариант 2 - товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки; вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли. В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 - товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 - совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли.

- А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе ……..

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ….

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …..

Когда же гости подошли,

То даже крошек ….



- Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения.

- Что такое интонация? (на доске определение)

Интонация – выразительное средство звучащей речи.

Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово.

Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

Задание 3

  1. «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы).

  2. «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело).

  3. «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой).

Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.

Ватиант 1. Под бронёй с простым набором,

Хлеба кус жуя,

В жаркий полдень едет…………

Дедушка Илья;

Едет бором, только слышно,

Как бряцает бронь,

Топчет папоротник…………..

Богатырский……………

Вариант 2. И ворчит Илья

«Ну, Владимир, что ж?

Посмотрю я, без Ильи-то

Как ты…………..

Двор мне, княже, твой не диво,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба……………»

Вариант 3. И старик лицом суровым

Просветлел опять,

По нутру ему здоровым

Воздухом………………

Снова веет воли………..

На него простор,

И смолой и земляникой

Пахнет темный…………..

- А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно?

А вот в программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:

- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами.

Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зари.

Не говори: вот жизни младость,

Не повтори: так вянет радость,

В душе скажи: прости, жалею…

- Можно ли научиться писать стихи?

- Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию)

Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.

Итог.

- Над какой темой мы работали?

- Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

- Что такое рифма?

- Что такое ритм?

- Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение)

Домашнее задание.

- выучить термины (ритм, рифма)

- сочинить стихотворение на тему «Осень».

Завет.

Наполнить ум и душу светом,

Про ритм и рифму все понять,

Тогда вы сможете с успехом

Стихи прекрасные слагать.























Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.

Над морем красавица дева сидит



И, к другу ласкаясь, она говорит:



«Достань ожерелье, спустися на дно;



Сегодня в пучину упало оно!»





Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.

Как мило жили в старину!



Бывало, в теремах высоких



В кругу красавиц чернооких



Певцы поют любовь, войну!

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.

В избушке позднею порою



Славянка юная сидит.



Вдали багровой полосою



На небе зарево горит.

урок литературы на тему "Поэзия - прекрасная страна" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Поэзия – прекрасная страна.

        Учитель – Лукашова Лариса Ивановна

        Урок литературы в 5 классе

 Тема: «Поэзия – прекрасная страна» (особенности поэтической речи)               

Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

           дать определение рифме, ритму, интонации;

           повторение термина эпитет.

 Тип урока: урок – практикум.

 Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»;

                               раздаточный материал;

                               музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь».

                                                   Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Создание эмоционального настроя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков.

           ( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь»)

- Какие картины вы увидели, прослушав музыку?

Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень».

- Определите настроение картины.

- Опишите реку, деревья, небо.

( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное)

 - Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет)

- Что такое эпитет? (красочное определение)

Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова.

   Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения?

 Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам.

1.       Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась.  Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.                                                              А. П. Платонов

2.  Нелюдимо наше море,

     День и ночь шумит оно;

     В роковом его просторе

     Много бед погребено.

                                Н. М. Языков

- Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной?

Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму.

- Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про-

              исходящее с определенной последовательностью.

 - А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана)

Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм - это чередование ударного и безударного слога.

- Обратимся к учебнику (стр. 94 - 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь).

- Чтение третьего абзаца.

- Что же такое рифма? (чтение определения рифма)

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо-

                 женных в разных строках.

- Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника)

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид

                      рифмовки.

Вариант 1. Над морем красавица дева сидит

                     И, к другу ласкаясь, она говорит:

                     «Достань ожерелье, спустися на дно;

                      Сегодня в пучину упало оно!»     (парная)

Вариант 2.  Как мило жили в старину!

                      Бывало, в теремах высоких

                      В кругу красавиц чернооких

                      Певцы поют любовь, войну!       (опоясывающая)

Вариант 3.  В избушке позднею порою

                      Славянка юная сидит.

                      Вдали багровой полосою

                      На небе зарево горит.                  (перекрестная)     

- К нам в гости пришел известный сказочный персонаж.

Незнайка.      Я поэт, зовусь Незнайка,

                         От меня вам всем приветик!

Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.

Задание 2. На парты раздаются карточки со словами:                                 вариант 1 -  три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой;    вариант 2 - товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки;                                                                                                                 вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли.                             В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 - товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 -  совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли.

- А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог»

       Я захотел устроить бал,

       И я гостей к себе ……..     

       Купил муку, купил творог,

       Испек рассыпчатый ……

       Пирог, ножи и вилки тут –

       Но что-то гости ….

       Я ждал, пока хватало сил,

       Потом кусочек ….

       Потом подвинул стул и сел

       И весь пирог в минуту …..

       Когда же гости подошли,

       То даже крошек ….

 

- Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения.

 - Что такое интонация? (на доске определение)

Интонация – выразительное средство звучащей речи.

 Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово.

Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

Задание 3

1)    «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы).

2)    «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело).

3)    «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой).

Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.

Ватиант 1.   Под бронёй с простым набором,

                      Хлеба кус жуя,

                      В жаркий полдень едет…………

                      Дедушка Илья;

                      Едет бором, только слышно,

                      Как бряцает бронь,

                      Топчет папоротник…………..

                      Богатырский……………

Вариант 2.   И ворчит Илья

                       «Ну, Владимир, что ж?

                       Посмотрю я, без Ильи-то

                       Как ты…………..

                       Двор мне, княже, твой не диво,

                       Не пиров держусь,

                       Я мужик неприхотливый,

                       Был бы хлеба……………»

Вариант 3.   И старик лицом суровым

                       Просветлел опять,

                       По нутру ему здоровым

                       Воздухом………………

                       Снова веет воли………..

                       На него простор,

                       И смолой и земляникой

                       Пахнет темный…………..                             

- А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно?

А вот в  программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:

- Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами.

Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

               Где наша роза, друзья мои?

               Увяла роза, дитя зари.

               Не говори: вот жизни младость,

               Не повтори: так вянет радость,

               В душе скажи: прости, жалею…         

- Можно ли научиться писать стихи?

- Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию)

Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.

     Итог.

- Над какой темой мы работали?

- Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

- Что такое рифма?

- Что такое ритм?

- Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение)

               Домашнее задание.

- выучить термины (ритм, рифма)

- сочинить стихотворение на тему «Осень».

                Завет.

         Наполнить ум и душу светом,

         Про ритм и рифму все понять,

         Тогда вы сможете с успехом

         Стихи прекрасные слагать.

 

 

Автор Лукашова Лариса Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 885
Номер материала 50726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓