Главная / Русский язык и литература / Урок литературы на тему "Древнерусская повесть" (7 класс)

Урок литературы на тему "Древнерусская повесть" (7 класс)


Урок литературы в 7 кл.

Учитель МОУ СОШ с.Завидово

Конаковского района

Степанова Н.Б.

Тема: Древнерусская повесть.


Эпиграф урока: Благочестивой девице Бог Сам мужа усмотрит.


Цели:

- повторить «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

- познакомиться с древнерусской легендой «Повесть о Тверском Отроч монастыре»;

- сопоставить события двух «Повестей…»;

- прививать любовь к внимательному чтению художественного текста, воспитывать чувство гордости за своих предков; воспитывать в ребятах благочестие, чувство коллективизма (через работу в группах).


Оборудование:

- иллюстрации к «Повестям…» (или презентация);

- толковый словарь В.И. Даля;

- на доске тема урока, эпиграф урока;

- тексты «Повестей…».


ХОД УРОКА


I. Оргмомент.

Объявить тему урока. А цель попробуем определить вместе.


II. Проверка домашнего задания (перечитать «Повесть о Петре и Февронии»).


- Перескажите эпизод знакомства и сватовства Петра и Февронии Муромских.

- Пересказать эпизод знакомства Ксении и князя Ярослава Тверского (индивидуальное задание).

- Как бы вы сформулировали цель урока? (Сопоставление двух древнерусских повестей).


III. Работа в группах.


1. Исследование текстов двух «Повестей…» (запись в тетрадях):


1-я группа: Найти черты сходства.

2-я группа: Найти черты различия

3-я группа: Чем простые крестьянские девушки привлекли внимание знатных людей – князей? (Характеристики девиц).

2. Сообщения групп.

(1- я гр.: Князья берут замуж простых девушек (сюжетное сходство),

Мудрость девиц, дальновидность, знание Промысла Божьего

2-я гр.: сюжетные различия: с одной стороны – болезнь князя как причина поисков, с другой – пророческий сон; у Ксении есть жених – Отрок, у Февронии – нет; на Февронии князь сначала не хочет жениться;

3-я гр.: Феврония: мудрость, образность речи, кротость (не обиделась на князя за обман), любовь к Петру, верность, желание поддержать, утешить в трудной ситуации.

Ксения: «девица весьма красивая», «Была та девица благочестива и кротка, смиренна и весела, разум имела сильный и жила, соблюдая все заповеди Господни, почитая своих родителей и повинуясь им во всем. С младенчества возлюбила она Христа и следовала Его закону, слышав Святое Писание от отца своего и внимая усердно ему всем сердцем своим», «князь увидел девицу прекрасную, лицо же ее как будто сияло в лучах».


IV. Беседа:


- Можно ли сказать, что этим крестьянским девушкам просто повезло в жизни?

(Нет. То, что они стали княгинями, это и их заслуга).

- Обратим внимание на эпиграф урока: Благочестивой девице Бог Сам мужа усмотрит. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Что означает слово «благочестие»?

Это сложное слово. Посмотрим в словаре В.И.Даля, что обозначают слова «благо» и «честь».

Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (с.710).

«Благо» - добро (с.58 в статье «Благий»). Этот корень используется во многих словах - каких? (по словарю: благовидный, благоволить, благодарный, благоверный, благовоспитанный, благородный, благодать, благонравие, благообразие, благополучие, благосклонный, благотворительность, благоухать и др.)

- Такие качества души заслуживают награды, хотя не ради награды эти девицы воспитывали свою душу. А почему?

(Из любви к Богу).

- Слово «благочестие» означает – истинное богопочитание; благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле (с. 60 в статье «Благотворить»).


V. Итог урока.


- Какой вывод мы можем сделать, исходя из материалов урока?

(Внешняя красота человека обретает ценность в том случае, если в наличии внутренняя красота. Человек, украшающий свою душу нравственными достоинствами, благочестием, не останется одиноким, а будет иметь награду от Самого Господа и в сей жизни, и в будущей).


- Оценки за работу учащихся.


VI. Домашнее задание


Написать небольшое сочинение-рассуждение по теме урока.













Приложение



hello_html_74e713bf.png

hello_html_m11ad2d32.png

hello_html_50527df4.png





hello_html_19c0f65e.png

hello_html_6a02893b.png

hello_html_eeecca6.png

hello_html_m368238d4.png

hello_html_m7b23de89.png

hello_html_m432b2e2d.png

hello_html_m6c7ee1af.png

hello_html_1a8b66de.png



hello_html_m4cdf187b.png

hello_html_m75e685c8.png

hello_html_mbb90c3b.png

hello_html_m5f178cf6.png

hello_html_m2fbe8b91.png

hello_html_78a33065.png

hello_html_1a5c650b.png

hello_html_m220b950e.png

hello_html_2fc852a.png








10


Урок литературы на тему "Древнерусская повесть" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 7 кл.с краеведческим направлением. После изучения "Повести о Петре и Февронии Муромских" можно познакомиться с похожей ситуацией в "Повести о Тверском Отроч монастыре", сравнить героев, их поведение. В "Повестях..." содержится хороший материал для воспитания положительных качеств подрастающего поколения.

Целями урока являются:

повторение «Повести о Петре и Февронии Муромских»;  знакомство с древнерусской легендой «Повесть о Тверском Отроч монастыре»;  сопоставление событий двух «Повестей…»;  привитие любви к внимательному чтению художественного текста, воспитание чувства гордости за своих предков; воспитание в ребятах благочестия, чувства коллективизма (через работу в группах).

Автор Степанова Наталья Борисовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 732
Номер материала 2276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓