Главная / Русский язык и литература / "Хокку – жанр японской поэзии" Урок литературы в 7 классе

"Хокку – жанр японской поэзии" Урок литературы в 7 классе

hello_html_m2b2f5753.gifhello_html_746df7ec.gifhello_html_445b16c7.gifhello_html_18b5d2f5.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_57b711fe.gifhello_html_m445b972f.gifhello_html_m56143c03.gifhello_html_6232b7e1.gifhello_html_m2bb32712.gifКлопкова Ю.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8 г.Петровска»

Урок литературы в 7-м классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: "Хокку – жанр японской поэзии" (Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. В.Я.Коровина)

 Цели урока:

1) познакомиться с японской национальной культурой;

2) выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

3) формировать умение анализировать хокку;

4) Отработать умения:

-        анализировать и систематизировать материал;

-        выделять ключевые мысли в прочитанном тексте;

-        участвовать в учебном диалоге;

-        сотрудничать при выполнении учебных задач и т.п.,

и в дальнейшем перевести эти умения в общеучебные компетенции.

Приёмы, используемые на уроке: «верные-неверные утверждения», «кластеры», «инсерт».

  1. Стадия вызова. (Данный этап является первым блоком в трёхчастной схеме построения урока по технологии РКМЧП: «стадия вызова» - «стадия осмысления содержания» - «стадия рефлексии». Цель первого этапа – вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, сформировать правильную мотивацию, задать вопросы.)

Учитель мотивирует обучающихся

Как мы будем работать на уроке:

ЧИТАТЬ – ВДУМЧИВО

ПИСАТЬ – ГРАМОТНО

СЛУШАТЬ – ВНИМАТЕЛЬНО

ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО, ДОСТУПНО


 Без объявления темы урока учитель зачитывает следующие строки

Сакура

Он был самураем. И в саду у него росла вишня и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Под этим деревом играл он ещё ребёнком и знал, что здесь играли его родители, родители родителей, их предки. Сам он вырос, состарился и пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него, было вишнёвое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то раз к нему пришла счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вышел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:

- Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…

Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.

До чтения ребятам предлагается вопрос: «О какой национальной культуре пойдёт речь на сегодняшнем уроке?» Вопрос записан на доске, во время чтения отрывка вопрос всегда находится перед учениками. После завершения чтения учитель ещё раз вслух проговаривает вопрос. Среди ответов учеников наверняка найдётся верный: речь пойдёт об Японии. Но культура Японии – слишком широкая тема, поэтому учитель зачитывает следующие строки:

Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.


Учащиеся предполагают, что речь на уроке пойдёт об одном из жанров японской литературы. Учитель может сообщить, что называется этот жанр хокку.  Во время продолжения стадии вызова можно предложить ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о хокку. Например, можно составить такой список утверждений: 1. Хокку – это миниатюра в прозе. 2. Хокку – это фольклорный жанр. 3. Хокку – это японское подобие русских пословиц. 4.У хокку нет чёткой структуры. 5. Чаще всего темой хокку была любовь. 6.Хокку – мёртвый жанр японской литературы. 7. Создателями хокку были представители самых разных профессий.

Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Список утверждений лучше дать в напечатанном виде. Задача ученика – не зная ничего о хокку, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». По ходу урока ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».

(!!!) На этом этапе урока учитель НЕ В ПРАВЕ каким-то образом исправлять и дополнять ответы учеников. Должна создаваться атмосфера свободного мышления, не связанного рамками учительского «единственно правильного» мнения. Если на стадии вызова ученики допустили ошибку, то на стадии осмысления содержания эта ошибка обязательно «всплывёт», и ребёнок сможет сам её исправить.

2. Стадия осмысления содержания.  Вслух читается текст статьи учебника «Японские трёхстишия (хокку)» (по очереди, одним учеником или учителем) на стр. 235-238. По ходу чтения на полях делаются пометки +, -, v, ? (приём «инсерта»). После первого прочтения ученики тезисно заполняют таблицу. Примечание: Таблицы похожего вида знакомы ученикам 7-го класса, поэтому учителю не приходится на уроке тратить время на объяснение того, как чертить таблицу, сколько в ней должно быть граф и как эти графы заполнять.

 

"V" (Уже знаю)

"+" (узнал новое)

"-" (думал иначе)

'?" (есть вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После заполнения таблицы переходим к основной части урока – её обсуждению. Основное внимание мы должны обратить на вторую графу таблицы, которая зачастую бывает самой объемной. Это те новые знания, которые ребята получили в процессе первого чтения. Графа «Уже знаю» должна подтвердить те «ветви» кластера, которые ребята заполняли на стадии вызова. Графа «Думал иначе» должна исправить имеющиеся ошибки в кластере, если они есть. Вопросы тоже можно задать ДО обсуждения центральной второй графы.

Итак, если всё исправлено и все вопросы заданы, переходим к стадии рефлексии.

3. Стадия рефлексии.  Работу можно строить в парах. В соответствии с записями во второй графе таблицы происходит обсуждение НОВОГО материала, который ребята «добыли» в процессе критического (аналитического) чтения статьи учебника. Каждая пара может выступить с каким-то одним тезисом. Учитель лишь направляет ход мыслей ребят в нужную сторону (ведь мы должны достичь определенных целей: познакомиться с особенностями хокку как жанра японской поэзии).

Особое внимание учитель останавливает на тех тезисах, которые касаются ещё не изученных моментов. Пока ребята не читали сами тексты, относящиеся к этому жанру, поэтому учителю надо подкрепить теоретические сведения примерами для более полного и точного понимания.

Опустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
Сики

Ночной снегопад
Окончился - как засверкали
Дома, деревья!
Тококу

На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой -
Как он прохладен.
Сики

Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя – гордеца.
Ученики на стадии рефлексии составляют кластер, который отражает особенности жанра хокку. В процессе выступления пар ребята самостоятельно исправляют/дополняют кластер, чтобы в конце урока презентовать уже полностью готовый и исправленный материал.

Готовый кластер может выглядеть так:

Своеобразная поэтика

Сродни искусству живописи



трёхстишие





Японские хокку

Краткость

Нет рифмы



Афорис-тичность, недосказанность

Не содержит назиданий



Лирическое стихотворение о природе







Требует работы воображения



После выступления всех желающих пар и презентации итогового варианта кластера учитель подводит итоги урока, делая акцент на том, что дети во многом самостоятельно узнали новую информацию. Затем ученикам предлагается поделиться тем, что было самым интересным для них на уроке. После учителем даётся инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Домашнее задание. Ребятам в качестве домашнего задания предлагается

  • сочинить синквейн, отражающий суть хокку.

  • подготовить сообщения о японских поэтах Мацуо Басё и Кобаяси Исса

  • выбрать в учебнике 1 хокку и объяснить его смысл

  • сочинить собственное хокку (если получится)

Завершить урок учитель может так:

Вдумаемся в такие слова:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.






"Хокку – жанр японской поэзии" Урок литературы в 7 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 7-м классе с применением  технологии развития критического мышления через чтение и письмо Тема: "Хокку – жанр японской поэзии"        (Литература. 7кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. В.Я.Коровина)

 Цели урока:

1) познакомиться с японской национальной культурой;

2) выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.

3)  формировать умение анализировать хокку;

4) Отработать умения:

      -        анализировать и систематизировать материал;

-        выделять ключевые мысли в прочитанном тексте;

-        участвовать в учебном диалоге;

-        сотрудничать при выполнении учебных задач и т.п.,

и в дальнейшем перевести эти умения в общеучебные компетенции.

 

Приёмы, используемые на уроке: «верные-неверные утверждения», «кластеры», «инсерт».

Автор Клопкова Юлия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 573
Номер материала 43636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓