Главная / Русский язык и литература / Урок литературы М.Горький "Легенда о Данко"

Урок литературы М.Горький "Легенда о Данко"

Название документа урок М. Горький Легенда о Данко.docx


Урок на тему:

«М.Горький «Легенда о Данко»





Цель:

Изучить Легенду о Данко М.Горького

Задачи:

  • проанализировать идейное и художественное своеобразие Легенды о Данко (отрывка из романтического рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»);

  • воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;

  • расширить знания о теоретических понятиях легенда и романтический герой.

Оборудование:

  • портрет М. Горького

  • компьютер, телевизор для показа презентации



Ход урока (Разговор сопровождается показом презентации)

Сегодня мы с вами будем знакомиться с отрывком из раннего рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» легендой о Данко, в центре которой стоит романтический герой. Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Горького

«Мечтать – не значит жить! 0, Нужны подвиги, подвиги!

Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол

набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд.»


Из этих слов понятна тема нашей беседы. Но прежде чем мы приступим к разговору по содержанию легенды, обратимся к некоторым теоретическим понятиям.

  1. Романтический герой - нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах.

  2. Легенда – это жанр устного народного творчества; рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, о чудесном происшествии, которое воспринимается как действительное.

Зачастую легенды заставляли задуматься над нетипичными для большинства вопросами: Для чего мы живем? Ради кого мы живем? В чем смысл человеческой жизни? Эти вопросы формируют поведение человека, его поступки, способ мышления, жизненные принципы. И мы, рассматривая легенду, попробуем определить эти категории.

«Легенда о Данко» М. Горького стала для многих символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Давайте обратимся к тексту и поговорим об этом подробно.

- Давайте посмотрим, в каких условиях формировался характер Данко? Что сделало его таким?

«Непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой была – степь. Были это веселые, сильные и смелые люди». Именно в таких нетипичных условиях мог зародиться такой самоотверженный сильный характер, как у Данко, т.е. романтический герой. Герой, который может противостоять трудностям, невзгодам, вести за собой.

- Что сломило этих людей?

Их вытеснили более сильные племена. Условия жизни изменились: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Перед нами романтический пейзаж. Рассмотрим его подробнее.

- Какими средствами выразительности пользуется автор, создавая его?

Гипербола («так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву»…)

Эпитеты («Каменные деревья», «глухой шум леса», «ядовитый смрад болота»…)

Олицетворения («Кольцо крепкой тьмы… собиралось раздавить их», «стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями»…)

В таких условиях «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу…»

Итак, в нетипичной среде живет и развивается нетипичный герой, у которого зреют в душе высокие цели жизни. Когда дух племени был сломлен и люди были готовы сдаться врагу, Данко «спас всех один».

- Каков Данко? Найдите его описание.

«… молодой красавец. Красивые – всегда смелы», «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня» .

Данко - единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему.

Но на этом легенда не заканчивается. Впереди героев ждут испытания. Путь труден и тернист. Не все способны преодолеть его. Люди, живущие только своими заботами, желающие благ только себе, не умеющие отказываться от благосостояния, не способны сознаться в своем бессилии. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!»

- Найдите описание людей. Каким приемом пользуется автор? (Противопоставление или антитеза. «…они – как звери»)

- Поработайте над описанием грозы. Сделайте выводы.

И тогда Данко совершает подвиг во имя людей.

- Как вы думаете, почему? Достойны ли эти люди того, чтобы ради них совершать подвиг?

«Тогда в сердце его вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, может быть, без него они погибнут. И вот сердце его вспыхнуло огнем желания спасти их…» Он видел их слабость и пожалел их, вырвал из груди свое сердце. «Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами… И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Горький использовал пейзаж для создания настроения читателя, для нагнетания и усугубления обстановки, для уравновешивания создавшейся ситуации. Максим Горький - настоящий профессионал в своем литературном деле.

- Оценили ли люди его смерть? Помнят ли о ней?

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его…один осторожный человек заметил это…наступил на гордое сердце ногой…»

- Так ради чего жил Данко? Может быть, зря он совершил подвиг? Ради чего стоит жить?

Жить стоит ради высоких целей. И если бы не было таких людей как Данко, жизнь бы остановилась.

Давайте попробуем написать синквейн о Данко, людях, которых он спас, природе, которая сопутствовала этому нелегкому пути.

Вспомним, что это такое.

[Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- Чтение написанных синквейнов.

Данко.

Храбрый. Самый красивый.

Любил, спасал, погиб.

Красивые – способны на подвиг.

Герой.



Люди

Сломленные, растерянные,

Погибали, страдали, роптали.

Они стыдятся своего бессилия.

Страх.



Природа

Живая, чувствующая.

Сопереживает, препятствует, реагирует.

Она реальная сила

Вечность.



Давайте подведем итоги.

- Можно ли назвать Данко героем? (И о том, что он, безусловно, герои и подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

- Каких героев, похожих на Данко, вы знаете?

Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. На Ивана Сусанина, крестьянина костромского уезда с. Домнино, спасшего Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых, отдавшего свою жизнь в борьбе с польскими захватчиками. На библейского Моисея, который вывел еврейский народ из Египта, где он подвергался гонениям. На героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за народы, которые сегодня пытаются их подвиг предать забвению, разрушая памятники, рисуя свастики.

Впереди много книг М.Горького. И во многих из них вы встретите романтических героев. А закончить мне наш разговор хочется еще одной цитатой, словами старухи Изергиль: « В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы».

Д.З. Напишите рассуждение, выбрав одну из тем «Ради чего следует жить?», «Какого человека можно назвать героем?», «Стоит ли совершать подвиг ради слабых и неблагодарных людей?»



5


Название документа урок М.Горький Легенда о Данко.pptx

Легенда о Данко М.Горький
«Мечтать – не значит жить! 0, Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, кот...
Легенда жанр устного народного творчества; рассказ поучительного содержания о...
Романтический герой нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах
Для чего мы живем? Ради кого мы живем? В чем смысл человеческой жизни?
 «Там были болота и тьма…»
Средства выразительности Гипербола Эпитеты Олицетворения Метафоры Сравнения Р...
«Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…»
Синквейн 1 строка – одно существительное - тема 2 строка – два прилагательных...
Каких героев, похожих на Данко, вы знаете? Прометей Иван Сусанин Моисей Герои...
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят ...
Домашнее задание Напишите рассуждение, выбрав одну из тем: «Ради чего следует...
Спасибо за внимание!
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Легенда о Данко М.Горький
Описание слайда:

Легенда о Данко М.Горький

№ слайда 2 «Мечтать – не значит жить! 0, Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которы
Описание слайда:

«Мечтать – не значит жить! 0, Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд.» М. Горький

№ слайда 3 Легенда жанр устного народного творчества; рассказ поучительного содержания о вы
Описание слайда:

Легенда жанр устного народного творчества; рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, о чудесном происшествии, которое воспринимается как действительное.

№ слайда 4 Романтический герой нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах
Описание слайда:

Романтический герой нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах

№ слайда 5 Для чего мы живем? Ради кого мы живем? В чем смысл человеческой жизни?
Описание слайда:

Для чего мы живем? Ради кого мы живем? В чем смысл человеческой жизни?

№ слайда 6  «Там были болота и тьма…»
Описание слайда:

«Там были болота и тьма…»

№ слайда 7 Средства выразительности Гипербола Эпитеты Олицетворения Метафоры Сравнения Рито
Описание слайда:

Средства выразительности Гипербола Эпитеты Олицетворения Метафоры Сравнения Риторические вопросы Восклицательные предложения…

№ слайда 8 «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…»
Описание слайда:

«Страх родился среди них, сковал им крепкие руки…»

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Синквейн 1 строка – одно существительное - тема 2 строка – два прилагательных 3
Описание слайда:

Синквейн 1 строка – одно существительное - тема 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола - действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

№ слайда 11 Каких героев, похожих на Данко, вы знаете? Прометей Иван Сусанин Моисей Герои Ве
Описание слайда:

Каких героев, похожих на Данко, вы знаете? Прометей Иван Сусанин Моисей Герои Великой Отечественной войны…

№ слайда 12 «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их
Описание слайда:

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы» М.Горький «Старуха Изергиль»

№ слайда 13 Домашнее задание Напишите рассуждение, выбрав одну из тем: «Ради чего следует жи
Описание слайда:

Домашнее задание Напишите рассуждение, выбрав одну из тем: «Ради чего следует жить?», «Какого человека можно назвать героем?», «Стоит ли совершать подвиг ради слабых и неблагодарных людей?»

№ слайда 14 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Урок литературы М.Горький "Легенда о Данко"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка состоит из презентации и плана урока. Направлена на развите творческих способностей обучающихся.

Цель урока: Изучить "Легенду о Данко" М.Горького

Задачи: 

  •  проанализировать идейное  и художественное своеобразие Легенды о Данко (отрывка из романтического рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»);
  • воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
  • расширить знания о теоретических понятиях "легенда" и "романтический герой"

Оборудование урока: Портрет М.Горького, компьютер, все для показа презентации.  

 

 

Автор Павлова Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2565
Номер материала 30826
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓