Урок
литературы в 8 классе
Тема:
«Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по
повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Цель: Создание
условий для понимания учащимися идейно-художественного богатства повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка», воспитание у школьников уважительного отношения к опыту
семейной жизни наших предков.
Задачи:
1.
Развитие
навыков анализа художественного произведения, развитие наблюдательности и
умений выделять главное;
2. Развитие
навыков сравнительного анализа героев одного и нескольких произведений;
3.
Формирование
навыков исследовательской работы;
4.
Совершенствование
навыков группового взаимодействия;
5.
Формирование
у учащихся активной нравственной позиции.
Планируемые
результаты:
Познавательные
УУД:
·
умение
выборочно передавать содержание текста,
·
понимание
связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в
нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
Коммуникативные
УУД:
·
строить
продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе
коллективной деятельности;
Регулятивные
УУД:
·
оценивание
учебных действий в соответствии с поставленной задачей
Личностные
УУД:
·
участие
в творческом, созидательном процессе;
·
осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Оборудование: текст
повести «Капитанская дочка», карточки с заданиями, оценочные листы, красные
фишки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
Ход
урока
1.
Организационный момент
Эпиграф
к уроку:
Создаётся
общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в
семье. (Ф. М. Достоевский)
Учитель: Ребята,
как вы понимаете слова Достоевского? Согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы
детей)
Учитель:
В том, какую роль в жизни каждого из нас играет семья, мы попробуем
разобраться, обратившись к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»,
давайте вспомним его.
2. Актуализация
опорных знаний
Игра
«Что? Где? Когда?» (каждый правильный ответ оценивается красной фишкой)
(см.
Приложение 1)
3. Постановка
проблемы
Учитель:
А. Платонов писал о произведениях Пушкина: «В чём же тайна произведений
А.
С. Пушкина? В том, что за его сочинениями – как будто ясными по форме и
предельно глубокими по смыслу – остаётся нечто большее, что пока ещё не
сказано».
Итак,
мы с вами ещё раз обратимся к последнему большому произведению А. С. Пушкина, к
удивительной повести «Капитанская дочка», чтобы разгадать одну из загадок,
заложенной им уже в названии.
Учитель:
Как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
Возможно,
подсказкой вам будут слова Пушкина из 3 главы «Евгения Онегина», в которых
автор предсказывает создание повести «Капитанская дочка».
Тогда
роман на старый лад
Займет
весёлый мой закат,
Не
муки тайные злодейства
Я
грозно в нём изображу,
Но
просто вам перескажу
Преданья
русского семейства,
Любви
пленительные сны
Да
нравы нашей старины. (Ответы детей)
4. Определение
темы и целей урока
Учитель:
Пушкин хотел создать произведение о русской семье, именно это он и отразил в
заглавии. Капитанская дочь – это дочь капитана. Семейные записки, семейная
хроника - так определяют жанр произведения. И этот факт говорит о том, что в
повести уделяется большое внимание семье. Семейные отношения – вот то, о чем
хотел поговорить с нами Пушкин, и я предлагаю поддержать этот разговор.
-
Определите тему и цель урока (Темы предлагают дети, например, «Что такое семья?»
«Семья, какой её видит Пушкин?» и т.д . Возможные цели урока, предложенные
учащимися: Узнать, что больше всего ценится Пушкиным в семейных отношениях;
понять, какую роль играет для человека семья?»). Тема и цель урока фиксируются
учителем на доске.
5. Работа по
теме урока
1.
Проведение мини-исследования:
Учитель:
Сколько семей представлено в повести? Давайте проведем небольшое исследование,
посмотрим, как строятся взаимоотношения в семье Гринёвых и Мироновых по
следующему плану. (см. Приложение2)
Характеристика
семейных взаимоотношений
Вопросы:
1. Каково
происхождение семьи?
2. Каково
материальное состояние семьи?
3. Кто
является главой в доме?
4. Кто
занимается воспитанием детей?
5. На
чём строятся отношения в семье?
6.
Какими качествами обладают родители?
В
ходе мини-исследования учащиеся должны ответить на вопросы и сделать вывод о
стиле взаимоотношений в семье Гринёвых и Мироновых (защита своих исследований
группами, взаимооценивание).
2.
Беседа по теме (Каждый
правильный ответ оценивается красной фишкой)
Учитель:
·
Похожи
ли семьи Гриневых и Мироновых или они противопоставлены одна другой?
Эти семьи взаимно
дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе
семьи воспитали хороших детей).
·
Какие
уроки жизни получил от отца Пётр Гринёв?
Понятие чести,
службы и семейного долга поставлены в семье Гриневых в один ряд испокон веков.
·
Какое
«приданое» получила от своих родителей Маша Миронова?
Доброта, верность
и преданность, самоотверженность, ответственность за судьбу близкого человека.
·
В
те времена «воспитывались не по-нашему», но несмотря на это, Гринёв, по словам
Ф.Абрамова, «выдержал экзамен на человека…он стал человеком…»
Почему
«недоросли» раньше не терялись в жизни?
Герои
получили в семьях правильные уроки, качества, которые ценились в их семьях,
помогают им в жизни.
3.
Инсценирование. «Швабрин и
Гринёв» повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «Жизнь Митрофанушки» комедия
Д.И.Фонвизина «Недоросль». (подготовленные ученики) (см. Приложение 3)
Учитель: Какие
чувства вызывают у вас эти герои? Почему Митрофанушка и Швабрин не «выдержали
экзамен на человека»? Что помогает в формировании характера? (Ответы детей)
Учитель: Пушкин
ещё раз доказывает в своей повести, что характер человека формируется в семье.
Это выражено и в эпиграфе к уроку.
Учитель: Но семьи
бывают разными. Какой же должна быть семья? На каких ценностях должны строиться
отношения в семье? Что об этом хотел нам сказать Пушкин?
4.
Работа в группах
Учитель:
У каждой группы своё задание, выполнив которое, вы сможете ответить на эти
вопросы. (см. Приложение 4)
Задания для работы в группах
1
группа:
• Как
звали главного героя повести «Капитанская дочка», как звали его отца?
Предположите, как Петр назовет своего сына. Обоснуйте свой выбор?
• Восстановите
имена героев повести «Капитанская дочка»:
Емельян
……. Пугачёв (Иванович)
…..
Игнатьич (Иван)
Зурин
…………(Иван Иванович)
Казак
Полежаев …….(Иван)
Алексей
…….. Швабрин (Иванович)
Мария……..(Ивановна)
• Что
заметили, как можете это объяснить? На какую вечную ценность указывает это?
2
группа:
• Почему
Мария Миронова отказалась выйти замуж за Петра?
• Какую
роль этот мотив играет в повести? (Подтвердите примерами из текста)
•
На какую семейную ценность указывает это?
3
группа:
• В
повести «Капитанская дочка» встречается очень много пословиц, вспомните их. На
какие вечные ценности они указывают?
1.Какая
пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести
“Капитанская
дочка”? (Береги честь смолоду.)
2.Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и
забыл
благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и
замёрз
бы на дороге”? (Долг платежом красен.)
3.Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?
Подсказка:
ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев
офицерских
домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
Учитель:
Первый свод законов, по которым существовала семья, назывался Домострой.
Строить дом - значит строить не только стены, но и отношения в нем. Дом – это
не просто жильё, это начало всех начал. Дом – это судьба детей и внуков. Будет
ли дом крепким, зависит от того, на каких ценностях он строится.
(Каждая
группа представляет свое задание, делается вывод о вечных семейных ценностях:
взаимопомощь, прощение, сохранение семейных традиций и т. д). (взаимооценивание
в оценочных листах)
Учитель:
А что вы можете сказать о современной семье, являются ли данные семейные
ценности важными сегодня? Что ценится в ваших семьях? Какой бы вы хотели видеть
свою семью? (Ответы детей)
Учитель:
Предлагаю создать альбом «Семейные заповеди», каждая группа оформляет одну
страницу для этого альбома, пользуясь предложенным литературным материалом. (работа
в группах, представление, взаимооценка), (см.Приложение5)
Учитель:
Для самого Пушкина понятия "семья", "дом" были священны и
соотносились с понятием Родины. И погиб Пушкин на дуэли, защищая не только
собственную честь, но честь семьи, дома и даже Родины.
В
повести выражен пушкинский идеал мира как семьи, во главе которой отец, а все
остальные - дети и братья. Сохранение семьи невозможно без сохранения народных
традиций.
6. Итог урока,
рефлексия
Учитель:
Перед вами фрагмент статьи, прочитайте и подумайте, когда она эта статья могла
быть написана? (Статья П. Я. Чаадаева, журнал «Телескоп», 1836 год )
(см. Приложение
6)
«Что есть
жизнь человека, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с
прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без
связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах
ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему существованию. Каждому из
нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов
обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в голову ударами
молотка...»
-
Актуальна ли эта проблема сейчас, современна ли она?
- Почему в
современном мире так много разводов? Почему сегодня много детей растет без
родителей? Что нужно для сохранения семьи? (Ответы детей)
Учитель:
Семейные узы нерасторжимы. Именно об этом хотел сказать нам А. С. Пушкин. И об
этом нам говорят лучшие произведения отечественной литературы. В каких
произведениях, изученных в 6-8 классах, содержится "мысль семейная"?
("Петр и Феврония", повесть Н.М.Карамзина "Наталья, боярская
дочь"). (За правильные ответы красные фишки)
Учитель:
Вернемся к цели урока. Смогли ли вы получить ответы на вопросы?
Какими
словами заканчивает Пушкин свою повесть? (Потомство их благоденствует…) Какой
смыл в этих строках? (ответы детей)
Учитель:
Итак, роман Пушкина помогает понять вековую мудрость. «Каковы корешки – таковы
и ветки. Каковы родители – таковы и детки».
7. Домашнее
задание:
·
Сочинение
«Моя семья»
·
Сочинение-размышление
«Мысли о прочитанном…»
8. Оценивание
·
Поощряется
группа, набравшая наибольшее количество красных фишек.
·
Поощряются
учащиеся, набравшие лично наибольшее количество красных фишек.
·
Работа
каждой группы оценивается дополнительно по оценочным листам.
9.
Литература.
1. Попова
Т.М. Семейное начало в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина и "Тарасе
Бульбе" Н.В.Гоголя. Журнал "Литература в школе" № 1, 1998.
2. Коровина
В.Я., Журавлёв В.П. «Читаем, думаем, спорим…»; Дидактические материалы по
литературе, М.: Просвещение; 2004
3. Интернет
ресурсы: http://festival.1september.ru/,
http://nsportal.ru/, http://www. kopilkaurokov.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.