Главная / Русский язык и литература / Урок литературы «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Урок литературы «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Название документа Приложение 1.docx

Приложение 1

Литературная игра «Что? Где? Когда?»

Разминка:

  • Сколько было крепостных у отца Гринева? (300 крепостных)

  • Во сколько лет Петруша выучился русской грамоте? (12)

  • Сколько лет было недорослю Петруше? (16)

  1. Узнай литературного героя по описанию:

  • Герой в молодости своей служил при графе Минихе, вышел в отставку премьер-майором. Женат на дочери бедного дворянина. Имеет сына 16 лет. Мечтает, чтобы сын стал настоящим солдатом, а не шаматоном. (Андрей Петрович Гринёв)

  • Герой был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Но в другой раз на нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза” (Вожатый, Емельян Пугачев)

  • Герой в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, его выписали в дом Гриневых из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (Мосье Бопре)

  • Герой - молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым… Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Переведен в Белогорскую крепость за смертоубийство. (Швабрин).

  • Героиня сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие , а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. ( императрица)

  1. Узнай, о каком месте идет речь:

  • Это место находится в сорока верстах от Оренбурга, оно окружено бревенчатым забором. Избы здесь низкие, покрытые соломой. Улицы тесные и кривые. Есть деревянная церковь. (Белогорская крепость)

  • Помещение освещалось двумя сальными свечами, стены были оклеены золотой бумагой, но все же лавки, рукомойник на веревочке, ухват в углу, шесток, уставленный горшками, говорили о том, что это обыкновенная изба. (Изба, где расположился Пугачёв)

  • Чистенькая комнатка, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. (изба Мироновых)



  1. Узнай, кому принадлежит данная вещь.

  • Придворный календарь ( отцу Андрею Петровичу)

  • Бильярдный кий ( Зурину)

  • Заячий тулуп ( Петру, а потом Пугачёву )

  • Китайчатый халат (капитану Ивану Кузьмичу Миронову )

  • Тетрадка со стихами ( Петру )

  • Белая собачка английской породы ( императрице)

  1. «Черный ящик»

  • Этот предмет Петр Гринёв умышленно оставил в доме Мироновых после ужина, чтобы, вернувшись за ним, застать Марью Ивановну одну. (шпага)

  • Этот предмет получает Петр Гринёв от Марии Ивановны, после чего он чуть было не сходит с ума, но опомнившись, срочно уезжает в Белогорскую крепость.(письмо)













Название документа Приложение 2.docx

Приложение 2

Характеристика семейных взаимоотношений

Вопросы:

  1. Каково происхождение семьи?

  2. Каково материальное состояние семьи?

  3. Кто является главой в доме?

  4. Кто занимается воспитанием детей?

  5. На чём строятся отношения в семье?

  6. Какими качествами обладают родители?

Название документа Приложение 3.docx

Приложение 3

Литературное инсценирование


Ведущий: Мы уже не дети, но еще не взрослые. В былые времена таких как мы называли недорослями. Давайте сегодня вспомним всем полюбившуюся , всегда современную комедию Фонвизина «Недоросль».

(инсценирование 1 действия , явления1…)

Г-жа Простакова. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку.
Для грамоты ходит к нему учитель, арихметике учит, по-французски и всем наукам... Правду сказать, и мы им довольны. Он ребенка не неволит. Вить, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится

(Входит  учитель.  Митрофан  прячется  за  диван.)

Г-жа Простакова (увидя учителя). Вот и учитель! Митрофанушка мой ни днем, ни ночью покою не имеет. Свое дитя хвалить дурно,да уж кто похвалит-то ,как не матушка родная  (пошла  искать  сына)
Учитель. Да-а…Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам.

Г-жа Простакова. (достала  сына  из-за  дивана,  отряхивает). Пока, друг мой, ты хоть для виду поучись, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женисся.
Митрофан. Ладно уж, матушка. Я тя потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз
Г-жа Простакова. Придет час воли божией!.
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!.. (увидел  взгляд  матушки).  Вот я сел.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. (раскладывает  пасьянс  за  столом).
Митрофан   (учителю). Ну! Давай доску! Задавай, что писать.
Учитель. Задача. Изволил ты, например, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Тришку. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Учитель. На дороге, например же, триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Учитель. Дошло дело до дележа. Смекни-ко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль.
Единожды ноль — ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все
себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, задавай другую.
Учитель. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан. Десять.
Учитель. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Учитель. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.}
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? I Деньги есть — сочтем и без вас хорошохонько.


Еремеевна  приносит  Митрофану  стакан  молока  и  булку.  Входит Правдин.


Г-жа Простакова (сыну).  Всё ль с тобою, друг мой?
Митрофан. Ну, да уж не заботься.
Правдин. Любопытен бы я был послушать, чему учитель-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам! Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж ты в ней знаешь?
Митрофан. Много. Существительна да прилагателъна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна.
Г-жа Простакова. Что, каково?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен. А   учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова . Как он назвал науку-то?
Еремеевна. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин.  Описание земли.
 Г-жа Простакова . А к чему бы это служило на первый случай?
Правдин. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь.  Без наук люди живут и жили.
Правдин  уходит.


Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши

Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой

комнате….Дай вам Бог любовь и совет!»


Ведущий: Древняя китайская мудрость гласит:

Если вы заглядываете на год вперёд, сажайте рис.
– Если вы заглядываете на десять лет вперёд, сажайте деревья.
– Если вы заглядываете вперёд на всю жизнь, обучите человека


Название документа Приложение 4.docx

Приложение 4

Задания для работы в группах

1 группа:

  • Как звали главного героя повести «Капитанская дочка», как звали его отца? Предположите, как Петр назовет своего сына. Обоснуйте свой выбор?

  • Восстановите имена героев повести «Капитанская дочка»:

Емельян……. Пугачёв

.. Игнатьич

Зурин …………

Казак Полежаев …….

Алексей …….. Швабрин

Мария……..

  • Что заметили, как можете это объяснить? На какую вечную ценность указывает это?

2 группа:

  • Почему Мария Миронова отказалась выйти замуж за Петра?

  • Какую роль этот мотив играет в повести? (Подтвердите примерами из текста)

  • На какую семейную ценность указывает это?



3 группа:

  • В повести «Капитанская дочка» встречается очень много пословиц, вспомните их. На какие вечные ценности они указывают?

1.Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

Капитанская дочка”?

2.Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге”?

3.Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев

офицерских домах.



4 группа:

  • Семейные записки Гринева содержат такое описание "странного сцепления обстоятельств", при котором герои вынуждены обращаться друг к другу за помощью, приведите примеры такого обращения из текста.

  • Какое качество помогает в этом героям?







Название документа Приложение 5.docx

Приложение 5

Материалы для создания альбома «Семейные заповеди»


Жизненный опыт — отец мудрости, память — ее мать.

На стариках семья держится.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Благословление отца жизнь детей укрепляет.

Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.

Молитва матери со дна моря вынимает.

Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.

Родительское благословение в воде не и в огне не горит.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.


Поучение Владимира Мономаха


О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всё имени Бога: утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной.

Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев. – В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего.

Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. Всего же более чтите гостя, и знаменитого, и простого, и купца, и посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую славу об нас. – Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо.

Любите жен своих, но не давайте им власти над собой. – Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность – мать пороков; берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи.



Притча

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

Название документа Приложение 6.docx

Приложение 6

«Что есть жизнь человека, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в голову ударами молотка...»

Название документа Технологическая карта урока.docx

Урок: литература

Тема: «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Класс: 8 класс

УМК: Учебник-хрестоматия для 8 класса, автор-составитель В. Я. Коровина

Учитель: Рубцова А.Д., учитель русского языка и литература, МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.»


Цель деятельности учителя

Создание условий для понимания учащимися идейно-художественного богатства повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», воспитание у школьников уважительного отношения к опыту семейной жизни наших предков, формирование у учащихся активной нравственной позиции.

Тип урока

Обобщение знаний, урок-исследование

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

умение выборочно передавать содержание текста,

понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Коммуникативные УУД:

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

Регулятивные УУД:

оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД:

участие в творческом, созидательном процессе;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод. Индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www. kopilkaurokov.ru

http://festival.1september.ru

http:// nsportal.ru

Оборудование

текст повести «Капитанская дочка», карточки с заданиями, оценочные листы, красные фишки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска




Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент

Приветствует детей. Создает доброжелательную обстановку. Привлекает внимание детей к эпиграфу.

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку:

«Создаётся общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье».

(Ф. М. Достоевский)

- Как вы понимаете слова Достоевского? Согласны ли вы с этим высказыванием?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

Личностные: положительно относиться к познавательной деятельности;



Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

2.Актуализация опорных знаний

- В том, какую роль в жизни каждого из нас играет семья, мы попробуем разобраться, обратившись к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка», давайте вспомним его.

Организует и проводит литературную игру «Что? Где? Когда?»

Участвуют в литературной игре, отвечают на вопросы, вспоминая текст повести «Капитанская дочка»

Личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: излагать содержание прочитанного текста выборочно;

Коммуникативные: отвечать на вопросы;


3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- А. Платонов писал о произведениях Пушкина: «В чём же тайна произведений А. С. Пушкина? В том, что за его сочинениями – как будто ясными по форме и предельно глубокими по смыслу – остаётся нечто большее, что пока ещё не сказано».

- Итак, мы с вами ещё раз обратимся к последнему большому произведению А. С. Пушкина, к удивительной повести «Капитанская дочка», чтобы разгадать одну из загадок, заложенной им уже в названии.



- Как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

Слушают и высказывают свои предположения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;



Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

4. Целеполагание

- Пушкин хотел создать произведение о русской семье, именно это он и отразил в заглавии. Капитанская дочь – это дочь капитана. Семейные записки, семейная хроника - так определяют жанр произведения. И этот факт говорит о том, что в повести уделяется большое внимание семье. Семейные отношения – вот то, о чем хотел поговорить с нами Пушкин, и я предлагаю поддержать этот разговор.

- Определите тему и цель урока.

Учитель формулирует тему и цель совместно с учащимися, фиксирует на доске.

Предлагают тему урока и цель урока, осуществляя личностное осознание темы и цели . Формулируют тему и цель урока совместно с учителем

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


5. Практическая деятельность

Мини-исследование

- Сколько семей представлено в повести?

- Давайте проведем небольшое исследование, посмотрим, как строятся взаимоотношения в семье Гринёвых и Мироновых

Организует деятельность детей в группах

Проводят исследовательскую работу в группах, работают по определённому плану.

Представляют результаты своего исследования в виде устного высказывания. В сотрудничестве с одноклассниками делают выводы.

Оценивают работу других групп по критериям в оценочных листах.

Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;



Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

6. Осознание и осмысление учебной информации

На основе результатов, полученных в ходе группового мини-исследования, учитель проводит беседу

Отвечают на вопросы, на основе размышлений приходят к определённым выводам

Личностные: уважать опыт семейной жизни наших предков;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


7. Творческая деятельность

Организует предварительную работу по инсценированию фрагментов произведений

Подготовленные учащиеся инсценируют фрагменты из повести «Капитанская дочка» и комедии Фонвизина «Недоросль»

Личностные: потребность в самовыражении через слово;

Познавательные: излагать содержание прочитанного

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников



- Какие чувства вызывают у вас эти герои? Почему Митрофанушка и Швабрин не «выдержали экзамен на человека»?

- Что помогает в формировании характера?

Отвечают на вопросы, делают выводы

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

8. Практическая деятельность

Пушкин ещё раз доказывает в своей повести, что характер человека формируется в семье. Это выражено и в эпиграфе к уроку.



- Но семьи бывают разными. Какой же должна быть семья? На каких ценностях должны строиться отношения в семье? Что об этом хотел нам сказать Пушкин?

Для решения этой задачи учитель организует работу в группах, раздаёт задания.

Выбирают любое задание, обсуждают в группе, отвечают, в сотрудничестве с одноклассниками делают выводы о главных семейных ценностях.



Оценивают работу друг друга в оценочных листах.

Познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

осуществлять анализ и синтез;

Регулятивные: контролировать учебные действия; оценивать друг друга.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

9.Осознание и осмысление учебной информации

- Первый свод законов, по которым существовала семья, назывался Домострой. Строить дом - значит строить не только стены, но и отношения в нем. Дом – это не просто жильё, это начало всех начал. Дом – это судьба детей и внуков. Будет ли дом крепким, зависит от того, на каких ценностях он строится.

- А что вы можете сказать о современной семье, являются ли данные семейные ценности важными сегодня? Что ценится в ваших семьях? Какой бы вы хотели видеть свою семью?

Организует небольшую дискуссию по проблеме.

Высказывают своё мнение по предложенным вопросам, обосновывают свою точку зрения

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;



Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

10. Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Предлагает создать альбом семейных заповедей, пользуясь литературным материалом: пословицы, притчи, Поучение Владимира Мономаха.

Каждая группа создаёт одну страницу для альбома «Семейные заповеди», результаты работы представляют на экране

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; участие в творческом созидательном процессе;



Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах



Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

11. Включение в систему знаний

- Перед вами фрагмент статьи, прочитайте и подумайте, когда и кем эта статья могла быть написана?

Читают, высказывают предположения, обосновывая свой ответ

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;


- Актуальна ли эта проблема сейчас, современна ли она?

- Почему в современном мире так много разводов?

- Почему сегодня много детей растет без родителей? Что нужно для сохранения семьи?

Отвечают на вопросы

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;



Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения



Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения


- Семейные узы нерасторжимы. Именно об этом хотел сказать нам А. С. Пушкин. И об этом нам говорят лучшие произведения отечественной литературы. В каких произведениях, изученных в 6-8 классах, содержится "мысль семейная"?

Вспоминают другие художественные произведения по данной теме

Личностные: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

- Вернемся к цели урока. Смогли ли вы получить ответы на вопросы?

- Какими словами заканчивает Пушкин свою повесть?

- Какой смыл в этих строках?


Отвечают на вопросы

Подводят итог урока

Личностные: уважение к вечным общечеловеческим ценностям;



Регулятивные: самостоятельно анализировать степень достижения цели; определять степень успешности своей работы;


- Итак, роман Пушкина помогает понять вековую мудрость. «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки».

Выбор шляпы – итог урока

Оценивают свое эмоциональное состояние

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;


13 .Домашнее задание

Учитель предлагает домашнее задание на выбор учащихся

Выбирают домашнее задание

Личностные: потребность в самовыражении через слово



Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме

14. Оценка знаний учащихся

Предлагает посчитать количество фишек, проверить заполнение оценочных листов

Оценивают индивидуальное и групповое участие по количеству фишек

Регулятивные: способность к самооценке и взаимооценке.




Название документа Урок литературы.docx

Урок литературы в 8 классе


Тема: «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)


Цель: Создание условий для понимания учащимися идейно-художественного богатства повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», воспитание у школьников уважительного отношения к опыту семейной жизни наших предков.

Задачи:

  1. Развитие навыков анализа художественного произведения, развитие наблюдательности и умений выделять главное;

  2. Развитие навыков сравнительного анализа героев одного и нескольких произведений;

  3. Формирование навыков исследовательской работы;

  4. Совершенствование навыков группового взаимодействия;

  5. Формирование у учащихся активной нравственной позиции.


Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • умение выборочно передавать содержание текста,

  • понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Коммуникативные УУД:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД:

  • участие в творческом, созидательном процессе;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Оборудование: текст повести «Капитанская дочка», карточки с заданиями, оценочные листы, красные фишки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,



Ход урока

  1. Организационный момент

Эпиграф к уроку:

Создаётся общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье. (Ф. М. Достоевский)

Учитель: Ребята, как вы понимаете слова Достоевского? Согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей)

Учитель: В том, какую роль в жизни каждого из нас играет семья, мы попробуем разобраться, обратившись к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка», давайте вспомним его.


  1. Актуализация опорных знаний


Игра «Что? Где? Когда?» (каждый правильный ответ оценивается красной фишкой)

(см. Приложение 1)


  1. Постановка проблемы


Учитель: А. Платонов писал о произведениях Пушкина: «В чём же тайна произведений

А. С. Пушкина? В том, что за его сочинениями – как будто ясными по форме и предельно глубокими по смыслу – остаётся нечто большее, что пока ещё не сказано».

Итак, мы с вами ещё раз обратимся к последнему большому произведению А. С. Пушкина, к удивительной повести «Капитанская дочка», чтобы разгадать одну из загадок, заложенной им уже в названии.


Учитель: Как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?


Возможно, подсказкой вам будут слова Пушкина из 3 главы «Евгения Онегина», в которых автор предсказывает создание повести «Капитанская дочка».

Тогда роман на старый лад

Займет весёлый мой закат,

Не муки тайные злодейства

Я грозно в нём изображу,

Но просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины. (Ответы детей)


  1. Определение темы и целей урока


Учитель: Пушкин хотел создать произведение о русской семье, именно это он и отразил в заглавии. Капитанская дочь – это дочь капитана. Семейные записки, семейная хроника - так определяют жанр произведения. И этот факт говорит о том, что в повести уделяется большое внимание семье. Семейные отношения – вот то, о чем хотел поговорить с нами Пушкин, и я предлагаю поддержать этот разговор.

- Определите тему и цель урока (Темы предлагают дети, например, «Что такое семья?» «Семья, какой её видит Пушкин?» и т.д . Возможные цели урока, предложенные учащимися: Узнать, что больше всего ценится Пушкиным в семейных отношениях; понять, какую роль играет для человека семья?»). Тема и цель урока фиксируются учителем на доске.


  1. Работа по теме урока

  1. Проведение мини-исследования:

Учитель: Сколько семей представлено в повести? Давайте проведем небольшое исследование, посмотрим, как строятся взаимоотношения в семье Гринёвых и Мироновых по следующему плану. (см. Приложение2)


Характеристика семейных взаимоотношений

Вопросы:

1. Каково происхождение семьи?

2. Каково материальное состояние семьи?

3. Кто является главой в доме?

4. Кто занимается воспитанием детей?

5. На чём строятся отношения в семье?

6. Какими качествами обладают родители?


В ходе мини-исследования учащиеся должны ответить на вопросы и сделать вывод о стиле взаимоотношений в семье Гринёвых и Мироновых (защита своих исследований группами, взаимооценивание).


  1. Беседа по теме (Каждый правильный ответ оценивается красной фишкой)

Учитель:

  • Похожи ли семьи Гриневых и Мироновых или они противопоставлены одна другой?

Эти семьи взаимно дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе семьи воспитали хороших детей).

  • Какие уроки жизни получил от отца Пётр Гринёв?

Понятие чести, службы и семейного долга поставлены в семье Гриневых в один ряд испокон веков.

  • Какое «приданое» получила от своих родителей Маша Миронова?

Доброта, верность и преданность, самоотверженность, ответственность за судьбу близкого человека.


  • В те времена «воспитывались не по-нашему», но несмотря на это, Гринёв, по словам Ф.Абрамова, «выдержал экзамен на человека…он стал человеком…»

Почему «недоросли» раньше не терялись в жизни?

Герои получили в семьях правильные уроки, качества, которые ценились в их семьях, помогают им в жизни.

  1. Инсценирование. «Швабрин и Гринёв» повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «Жизнь Митрофанушки» комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». (подготовленные ученики) (см. Приложение 3)

Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти герои? Почему Митрофанушка и Швабрин не «выдержали экзамен на человека»? Что помогает в формировании характера? (Ответы детей)


Учитель: Пушкин ещё раз доказывает в своей повести, что характер человека формируется в семье. Это выражено и в эпиграфе к уроку.


Учитель: Но семьи бывают разными. Какой же должна быть семья? На каких ценностях должны строиться отношения в семье? Что об этом хотел нам сказать Пушкин?


  1. Работа в группах

Учитель: У каждой группы своё задание, выполнив которое, вы сможете ответить на эти вопросы. (см. Приложение 4)


Задания для работы в группах

1 группа:

Как звали главного героя повести «Капитанская дочка», как звали его отца? Предположите, как Петр назовет своего сына. Обоснуйте свой выбор?

Восстановите имена героев повести «Капитанская дочка»:

Емельян ……. Пугачёв (Иванович)

.. Игнатьич (Иван)

Зурин …………(Иван Иванович)

Казак Полежаев …….(Иван)

Алексей …….. Швабрин (Иванович)

Мария……..(Ивановна)

Что заметили, как можете это объяснить? На какую вечную ценность указывает это?


2 группа:

Почему Мария Миронова отказалась выйти замуж за Петра?

Какую роль этот мотив играет в повести? (Подтвердите примерами из текста)

На какую семейную ценность указывает это?


3 группа:


В повести «Капитанская дочка» встречается очень много пословиц, вспомните их. На какие вечные ценности они указывают?

1.Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду.)

2.Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)

3.Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев

офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)



Учитель: Первый свод законов, по которым существовала семья, назывался Домострой. Строить дом - значит строить не только стены, но и отношения в нем. Дом – это не просто жильё, это начало всех начал. Дом – это судьба детей и внуков. Будет ли дом крепким, зависит от того, на каких ценностях он строится.

(Каждая группа представляет свое задание, делается вывод о вечных семейных ценностях: взаимопомощь, прощение, сохранение семейных традиций и т. д). (взаимооценивание в оценочных листах)


Учитель: А что вы можете сказать о современной семье, являются ли данные семейные ценности важными сегодня? Что ценится в ваших семьях? Какой бы вы хотели видеть свою семью? (Ответы детей)


Учитель: Предлагаю создать альбом «Семейные заповеди», каждая группа оформляет одну страницу для этого альбома, пользуясь предложенным литературным материалом. (работа в группах, представление, взаимооценка), (см.Приложение5)


Учитель: Для самого Пушкина понятия "семья", "дом" были священны и соотносились с понятием Родины. И погиб Пушкин на дуэли, защищая не только собственную честь, но честь семьи, дома и даже Родины.


В повести выражен пушкинский идеал мира как семьи, во главе которой отец, а все остальные - дети и братья. Сохранение семьи невозможно без сохранения народных традиций.


  1. Итог урока, рефлексия

Учитель: Перед вами фрагмент статьи, прочитайте и подумайте, когда она эта статья могла быть написана? (Статья П. Я. Чаадаева, журнал «Телескоп», 1836 год )

(см. Приложение 6)

«Что есть жизнь человека, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в голову ударами молотка...»


- Актуальна ли эта проблема сейчас, современна ли она?

- Почему в современном мире так много разводов? Почему сегодня много детей растет без родителей? Что нужно для сохранения семьи? (Ответы детей)


Учитель: Семейные узы нерасторжимы. Именно об этом хотел сказать нам А. С. Пушкин. И об этом нам говорят лучшие произведения отечественной литературы. В каких произведениях, изученных в 6-8 классах, содержится "мысль семейная"? ("Петр и Феврония", повесть Н.М.Карамзина "Наталья, боярская дочь"). (За правильные ответы красные фишки)


Учитель: Вернемся к цели урока. Смогли ли вы получить ответы на вопросы?

Какими словами заканчивает Пушкин свою повесть? (Потомство их благоденствует…) Какой смыл в этих строках? (ответы детей)


Учитель: Итак, роман Пушкина помогает понять вековую мудрость. «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки».


  1. Домашнее задание:

  • Сочинение «Моя семья»

  • Сочинение-размышление «Мысли о прочитанном…»

  1. Оценивание


  • Поощряется группа, набравшая наибольшее количество красных фишек.

  • Поощряются учащиеся, набравшие лично наибольшее количество красных фишек.

  • Работа каждой группы оценивается дополнительно по оценочным листам.


  1. Литература.

  1. Попова Т.М. Семейное начало в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина и "Тарасе Бульбе" Н.В.Гоголя. Журнал "Литература в школе" № 1, 1998.

  2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. «Читаем, думаем, спорим…»; Дидактические материалы по литературе, М.: Просвещение; 2004

  3. Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/, http://nsportal.ru/, http://www. kopilkaurokov.ru





Урок литературы «Каковы корешки – таковы и ветки. Каковы родители – таковы и детки» (Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Русский язык и литература
Описание:

По мнению Н.В. Гоголя,  «Капитанская  дочка» - решительно  лучшее русское  произведение в повествовательном  роде. Действительно,  повесть  прошла  испытание  временем. Нас  и сегодня нас  волнуют проблемы, поднятые автором   в этом произведении: представление  о  вечных  ценностях – о  Боге,  добре  и зле,  долге, чести, совести,  о  смысле  жизни. А. С. Пушкин  напоминает нам о сохранении семейных традиций, считая это основой формирования характера подрастающего поколения. Именно поэтому, изучая «Капитанскую дочку» с восьмиклассниками,  считаю необходимым остановиться на этих вопросах. 

Урок литературы помогает учащимся через анализ художественного произведения осознать роль семьи в жизни каждого человека,  выявить вневременные  нравственные ценности.  Исследуя  опыт семейной жизни наших предков,  молодые люди смогут сами для себя построить определённые жизненные ориентиры.

 

 

Автор Рубцова Анна Даниловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 597
Номер материала 2466
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓