Главная / Русский язык и литература / Урок литературы для 5 класса на тему "Литературное ралли по сказкам А.С.Пушкина"

Урок литературы для 5 класса на тему "Литературное ралли по сказкам А.С.Пушкина"

ЛИТЕРАТУРА

5 КЛАСС


Сказки А.С.Пушкина

(ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЛЛИ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА)


1

ФИО (полностью)

Кудрявцева Людмила Николаевна

2

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

3

Должность

Учитель русского языка и литературы

4

Предмет

Литература

5

Класс

5

6

Тема и номер урока

Сказки А.С.Пушкина

Урок 20

7

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2012).

8

Тип урока

Обобщение изученного

9

Цель урока

Обобщить изученное о сказках Пушкина

Углубить знания текста художественного произведения

10

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Углубить знания текстов сказок Пушкина

Видеть особенности стихотворной и прозаической речи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать художественный вкус

Сравнивать произведения разных видов искусства

Умение работать в группе

Воспитывать уважение к мнению другого человека

Воспитывать лидерские качества

11

Технология

Игровая технология

12

Формы работы учащихся

групповая

13

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ЭОР: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Иллюстрации

14

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Демонстрационный экран

15

Образовательные ресурсы Интернет

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000129-1000-4ddd-708e-1900469b3da0/i04_s1.swf


16.

Оборудование урока

  • Карта-схема маршрута ралли

  • 4 машинки для команд

  • Иллюстрации к сказке, выполненные детьми

  • Предметы

Предметы для урока

ЯБЛОКО

ЗЕРКАЛЬЦЕ

СПИЦА

КЛУБОК НИТОК

ВЕРЕТЕНО

КОРЫТО

РЫБА

МУХА

МЕЧ

БОЧОНОК

ОРЕШКИ

СЕТЬ


ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: создать 4 команды, выбрать капитана, название команды и девиз

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Вид используемых на уроке средств ИКТ, название используемых ЭОР

Деятельность

учителя



Деятельность ученика



Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1.

Мотивация к учебной деятельности


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Иллюстрации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg)

Слово учителя, иллюстрирование с помощью демонстрационного экрана, беседа

Готовятся к работе, настраиваются на работу

2

2.

Формулирование темы урока, постановка цели



Слово учителя о Пушкине

Самостоятельная работа, самопроверка

Задают вопросы по выполнению заданий, вызвавших затруднения

2

3.

Основной этап урока

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Иллюстрации к сказкам Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000129-1000-4ddd-708e-1900469b3da0/i04_s1.swf)


Проведение игры

Участие в команде в игровой ситуации, достижение результата

30

4

Подведение итогов


Подведение итогов игры, награждение победителей

Оценка деятельности команды

3

5

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

3


Ход урока:

  1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

В школьной практике появляются новые типы уроков, и сегодня я предлагаю вам провести наш урок не совсем обычно: я предлагаю вам провести его в форме игры.

  1. Вступительное слово о любви к сказкам А.С.Пушкина.

Пушкинские сказки! Что может быть прелестнее?! Их обаяние заключается в прелести стиха, в яркой изобразительности языка, который дышит всей простотой и силой живой народной речи, в их глубокой человечности, в проникающем их лиризме и, наконец, в пушкинском уме, который сверкает в каждой их строчке. Читая их, мы сразу вступаем в какой-то волшебный сказочный мир, полный чудес.

= Какое впечатление у вас оставили прочитанные сказки? (ответы учащихся)


  1. Игра

Разговор о сказках мы завершим уроком-соревнованием – литературным ралли по сказкам Пушкина.

= Что такое ралли?

У нас сегодня представлены 4 команды (состав определен заранее)

За честностью поединка следит беспристрастное жюри (ученик класса и вожатая)

Условия игры: 5 этапов – 5 станций: на каждой станции команда получает задание, в случае правильного ответа машинка команды движется вперед.

hello_html_662d776e.gifСХЕМА МАРШРУТА: (на доске)


hello_html_8dae836.gif



hello_html_2cb74b5.gifhello_html_m3dc0e38b.gif







hello_html_70c9c36b.gif

Рисунок


hello_html_m65d0a0ed.gif

hello_html_4cbb7abc.gif

hello_html_m308d038a.gifhello_html_m60f94f42.gif

hello_html_4cbb7abc.gifhello_html_10faf3.gifhello_html_d1f485a.gif








Итак, в путь! Удачи в дороге!

  1. Приветствие команд (название, эмблема, девиз)


  1. Станция «Лотерея вопросов»

Команды выбирают вопросы и отвечают на них. Если выпал листочек с надписью «приз», команда получает + автоматически. Если выпал чистый листочек, то для получения + нужно ответить на дополнительный вопрос.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭТАПА:


  1. К КОМУ ОБРАЩАЛСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В ПОИСКАХ ЦАРЕВНЫ ЦАРЕВИЧ ЕЛИСЕЙ?

  2. ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ДНЕЙ ЖЕНИЛСЯ ЦАРЬ ГВИДОН НА ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ? (через 1 год)

  3. СКОЛЬКО РАТЕЙ СОБРАЛ ЦАРЬ ДАДОН ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА? (3)

  4. ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ДНЕЙ КРИЧАЛ ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК? (8)

  5. В КОГО ПРЕВРАЩАЛСЯ ЦАРЬ ГВИДОН, КОГДА ЛЕТАЛ К ОТЦУ? (комар, муха, шмель)

  6. КАКИЕ ЧУДЕСА ПРОИСХОДЯТ НА ОСТРОВЕ БОЯНЕ? (Белка песни пела, царевна прекрасная жила….)

  7. ЧТО ДЕЛАЛ ЦАРЬ ДАДОН, КОГДА ПЕТУШОК БИЛСЯ И КРИЧАЛ НА СПИЦЕ, ОБРАТИВШИСЬ НА ВОСТОК? (спал)

  8. КОГО УВИДЕЛ ЦАРЬ ДАДОН НА БОЕВОМ ПОЛЕ? (шамаханская царица)

  9. КАКАЯ ПРОФЕССИЯ БЫЛА У МУДРЕЦА В «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»? (звездочет)

  10. СКОЛЬКО РАЗ СТАРИК ХОДИЛ К МОРЮ? (5)

  11. СКОЛЬКО ЛЕТ ЖИЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ? (33)

  12. КАКОЕ ПРИДАНОЕ ДАВАЛОСЬ ЦАРЕВНЕ В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (140 городов и 140 теремов)

  13. КОГО НАЗВАЛ БАЛДА МЛАДШИМ БРАТОМ?

  14. СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ЖДАЛА ЦАРИЦА ЦАРЯ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…»? (9)

  15. КАК ОБРАЩАЛАСЬ СТАРУХА К СТАРИКУ В «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»?

  16. КАК РОС ЦАРЬ ГВИДОН?

  17. СКОЛЬКО ЛЕТ ЧЕРТИ НЕ ПЛАТИЛИ ОБРОК ПОПУ? (3)

  18. С ЧЕМ ОСТАЛАСЬ СТАРУХА В «СКАЗКЕ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»?



  1. Станция «Кто это?»

Отгадать, о ком говорится в сказке. За каждый правильный ответ машина двигается на одно деление вперед. (Вытаскивают листочки)

  1. И ЦАРЕВИЧА ВЕНЧАЮТ

КНЯЖЕЙ ШАПКОЙ, И ГЛАВОЙ

ВОЗВЫШАЮТ НАД СОБОЙ;

И СРЕДИ СВОЕЙ СТОЛИЦЫ,

С РАЗРЕШЕНИЯ ЦАРИЦЫ,

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ СТАЛ КНЯЖИТЬ ОН…

2. ТЫ, ЦАРЕВИЧ, МОЙ СПАСИТЕЛЬ,

МОЙ МОГУЧИЙ ИЗБАВИТЕЛЬ,

НЕ ТУЖИ, ЧТО ЗА МЕНЯ

ЕСТЬ НЕ БУДЕШЬ ТЫ ТРИ ДНЯ…

3. В ЧЕШУЕ ЗЛАТОЙ ГОРЯ,

ВСЕ КРАСАВЦЫ МОЛОДЫЕ,

ВЕЛИКАНЫ УДАЛЫЕ…

4. ВЫСОКА, СТРОЙНА, БЕЛА,

И УМОМ И ВСЕМ ВЗЯЛА,

НО ЗАТО ГОРДА, ЛОМЛИВА,

СВОЕНРАВНА И РЕВНИВА…

5. БЕЛОЛИЦА, ЧЕРНОБРОВА,

НРАВУ КРОТКОГО ТАКОГО..

6. НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПРОСТОЮ КРЕСТЬЯНКОЙ.

А ХОЧУ БЫТЬ СТОЛБОВОЮ ДВОРЯНКОЙ..

7. …ТЫ МОГУЧ,

ТЫ ГОНЯЕШЬ СТАИ ТУЧ,

ТЫ ВОЛНУЕШЬ СИНЕ МОРЕ,

ВСЮДУ ВЕЕШЬ НА ПРОСТОРЕ..

8. ТУТ ОН В ТОЧКУ УМЕНЬШИЛСЯ,

КОМАРОМ ОБОРОТИЛСЯ, ПОЛЕТЕЛ И ЗАПИЩАЛ..

9. …БЕЗ ШЕЛОМОВ И БЕЗ ЛАТ

ОБА МЕРТВЫЕ ЛЕЖАТ,

МЕЧ ВОНЗИВШИ ДРУГ ВО ДРУГА

10. ДУРАЧИНА ТЫ, ПРОСТОФИЛЯ..

11. …НА ЯБЛОКО СТРЕМГЛАВ

С ЛАЕМ КИНУЛСЯ, ОЗЛИЛСЯ,

ПРОГЛОТИЛ ЕГО, СВАЛИЛСЯ И ИЗДОХ…

12. СМОЛОДУ БЫЛ ГРОЗЕН ОН,

И СОСЕДЯМ ТО И ДЕЛО

НАНОСИЛ ОБИДЫ СМЕЛО

  1. Станция «Верни предмет в сказку»

На карточке название предмета. Определить, из какой сказки предмет.

ЯБЛОКО

ЗЕРКАЛЬЦЕ

СПИЦА

КЛУБОК НИТОК

ВЕРЕТЕНО

КОРЫТО

РЫБА

МУХА

МЕЧ

БОЧОНОК

ОРЕШКИ

СЕТЬ


  1. Станция «Рисунок»

Команды предъявляют соперникам свои рисунки к сказкам. Команда-соперница определяет: эпизод из какой сказки проиллюстрирован.

В случае невозможности предъявить рисунки какой-либо команды, используем ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000129-1000-4ddd-708e-1900469b3da0/i04_s1.swf


  1. Станция «Имена собственные»

Отгадать кроссворд, составленный из имен героев Пушкина






1









2














3











4














5











6













7























8























9

































10

















11







  1. Герой трех щелчков

  2. Сватья царя Салтана

  3. Сын царя Салтана

  4. Остров, мимо которого плыли корабельщики

  5. Царь, у которого был золотой петушок

  6. Служанка царицы, у которой было волшебное зеркальце

  7. Кличка собаки из сказки Пушкина

  8. Жених прекрасной царевны

  9. Дядька 33 богатырей

  10. Царица, понравившаяся Дадону

  11. Царь, бросивший в океан сына и жену

В вертикальном ряду — имя близкого друга А.С.Пушкина


  1. Итоги игры.

Побеждает та команда, машина которой впереди

6


Урок литературы для 5 класса на тему "Литературное ралли по сказкам А.С.Пушкина"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаемый конспект урока - это урок с использованием игровых технологий. Это итоговое занятие по теме "Творчество А.С.Пушкина" в 5 классе. Базовый учебник - учебник под редакцией В.Я.Коровиной

 На уроке в игровой форме обучающиеся вспоминают сказки Пушкина, прочитанные на уроке и самостоятельно. Предлагаемые задания развивают познавательную активность детей, творческое воображение, пробуждают интерес к творчеству Пушкина, развивают внимательное отношение к художественному слову. 

Занятие предваряется опережающим домашним заданием, предполагающим знакомство со сказками А.С.Пушкина, формирование команды для игры, подготовка атрибутов, сопровождающих соревнование.

На уроке используются образовательные ресурсы сети Интернет.

Автор Кудрявцева Людмила Николаевна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1172
Номер материала 55277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓