Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок литературы в 7 классе. Федор Абрамов " О чем плачут лошади". Размышление о судьбе лошади.

Урок литературы в 7 классе. Федор Абрамов " О чем плачут лошади". Размышление о судьбе лошади.

Скачать материал

 Федор Абрамов « О чем плачут лошади». Урок-размышление о судьбе лошади. 7 класс.

Учитель Сергеева Ирина Николаевна

Цели урока:

познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.

содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

         Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, презентации, аудиофайл.

        Словарная работа:

Угор – ( диалект.) – пригорок

Бараки- здания легкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетенные корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван-чай  - крупное травянистое растение с пурпурно- розовыми цветами.

Лесопункт - пункт лесозаготовки.

Стати( стать)- ( здесь) телосложение, общий склад фигуры.

« Чертом выгибались»- молодцевато выглядели.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2.Представление конкурсной работы «Живая классика»: Юрий Куранов « Белая лошадь». Текст читает участник конкурса, ученик 6 класса Евдокимов Игорь ( презентация и музыка)

Создание диалоговой ситуации.

- Ребята, какие слова-ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “лошадь”?  СЛАЙД 1

                         … доброе, нежное, красивое, преданное животное;

 …незаменимая помощь в хозяйстве;

… быстрое средство передвижения.

 

  3. Постановка задач урока учащимися СЛАЙД 2

   Прочитайте тему урока, запишите её в тетрадь. По ходу урока можете в тетради фиксировать то, что сочтете важным. Исходя из данной темы, поставьте перед собой учебные задачи. СЛАЙД 3

 … будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;

 … выясним, от чего лошади плачут;

 … поразмышляем о судьбе лошади сегодня;

 … будем сравнивать, обобщать, выделять главное.

 

4. Этап усвоения новых знаний.

Выявление первоначального читательского восприятия (опережающее задание).

- Дома вы прочитали рассказ Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади.

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Что чувствовали, когда читали?

- Что больше всего вас затронуло, взволновало?

- Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает автор?

- Каким вы представляете автора этого произведения? (Учащиеся высказываются)

 

 5. Монолог учителя. Рассказ о писателе.   

СЛАЙД 4

 В Пинеге, как в зеркале,

Отразилась Веркола,

Отразилась Веркола

– Русское село.

Тишина заветная,

Терема столетние.

Семьи многодетные

– Так уж повелось.

Лесом заворожено,

Снегом припорошено,

Дождиком умытое,

 Богом позабытое

 Русское село.

Поздно как-то, рано ли,

 Но в семье Абрамовых

Появился сын.

Родился он с норовом,

Прозывался Федором.

К Пинеге он с вёдрами

За водой ходил.

Чистая водица,

Сполохи зарницы,

Сиверко, метели

– Годы пролетели.

          Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Веркола, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами. Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

         Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер.

          Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет.

          Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

          После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942г.).

 СЛАЙД 5

     Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

    После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

СЛАЙД 6

         Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

          За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе.

 

6. Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):

     1.  О чём этот рассказ? ( О взаимоотношениях между человеком и лошадьми.) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ СЛАЙД 7

Словарная работа СЛАЙД 8

     2.   Кто является гласными героями данного рассказа? ( Рассказчик, Рыжуха.)

     3.  Дайте характеристику рассказчику, используя текст. ( Пожилой, модный (модные джинсы, развязная походка), но совестливый (не мог смотреть в глаза Рыжухе, отвел взгляд).)

    4. Какими мыслями и чувствами рассказчика проникнуто описание природы?

(Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется  с самым чудесным временем жизни человека - детством.)

5. Как ощущает себя рассказчик в мире природы?  О чем говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминаниями о « мире пахучих трав, стрекоз.... и лошадей»?

 ( Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей. )

 6. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? ТЕКСТ («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними»).

    7.   Какими « разноречивыми чувствами» проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей?  Как и с какой целью « разноречивость чувств » подчеркнута антитезой повествования в этом эпизоде? ( « Особо-лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади « постоянно томились, умирали от жажды...», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.)          8.  Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками? А с человеком?

(…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут

себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.)

9. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей на лугу? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).

10.   Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

11.Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит?  (Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.)

12. Расскажите, как жилось лошадям раньше. Подбор цитат.

13. Создание диалоговой ситуации.

 - Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (… отношение к ним;  … ненужность.)

 - Только ли для работы нужна была лошадь?

- Как описывает это автор?

-  Почему деревенские избы украшали конской подковой?

-    Где и в чём лошадь помогала человеку?

-   Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться?

13.      Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь.

14.      Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза).

 Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).

  Учитель: Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):

  Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

  Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

  И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

  И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…

  15. Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, сто нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь).

 16. В чем смысл использования фантастики ( разговор с лошадью) в рассказе?

( « Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жесткость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознает трагичность происходящих потерь.)

17. Как можно назвать жанр произведения?

( Сказка, легенда, притча – жанр четко не выражен)

7. Сопоставительный анализ  произведений.

О каком литературном герое вспоминает автор и почему?

 Как вы думаете, ребята, почему во время урока по рассказу Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» мы вспоминали стихотворение В. Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»?

-  Одна тема...

 - Одинаковые герои…

- Одна основная мысль...  Какие слова из стихотворения В. Маяковского можно взять в качестве   эпиграфа к нашему  уроку и почему?

И какая-то общая

звериная тоска

 вылилась из меня

и расплелась в шелесте.

СЛАЙД 9

( В них заключено отношение автора к тому, что произошло.)

Ф. Абрамов в своем рассказе говорит практически то же самое: «И тоска, тяжелая

лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле».

 Почему автор рассказа испытывает чувство звериной тоски?

8.Заключительная часть:

1.  Зачем автор в финале произведения сопоставляет (как бы сближает) лошадь с человеком? (Таким образом он подчёркивает, что лошадь тоже чувствует…)

2.  В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит? (…герой рассказа ощущает страдания лошадей;  ...поэтому он не способен на жестокость. )

 3. В финале занятия я хочу вернуть вас к вопросу, который озвучила в начале урока: «О чём плачут лошади?»   (О несуществующей людской благодарности, поддержке, любви).

4. Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку?

5. К чему может привести плохое отношение к лошадям?

 - Этот рассказ о 30-х годах XX века. Можем ли мы сказать, что Ф.Абрамов прав был, предполагая, что между людьми отношения не всегда человечные. Насилие над природой приводит к озверению одних ( конюха Миколки) и к прозрению других ( рассказчика). Очеловечивание страдающих животных, автор по контрасту показывает утерявших человеческое в себе людей.

9.Рефлексия. СЛАЙД 10

 

- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

- Что вы чувствовали во время урока?

- Что вам понравилось?

- Есть ли у вас чувство неудовлетворённости?

- Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, замечания, пожелания.

- А теперь все вместе выставим оценки тем, кто работал на уроке.

Подводим общий итог, отмечаются яркие высказывания, индивидуальные успехи каждого.

 

 10.Литература:

1.Абрамов Ф.А. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика / Сост. Л.В. Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988. – 671с.

2.Фёдор Абрамов и Север / Сост. Е.Ш. Галимова. – Архангельск, 1990. – 160с.

Золотусский И. Федор Абрамов. М., 1986;

3. Крутикова – Абрамова Л. Дом в Верколе: Документальная повесть.

Биографические материалы, дневники Ф. Абрамова. Л., 1988.

4.    Теория литературы: Рассказ( расширение понятия)

5.    журнале “Литература в школе” № 2 , 2000 г.: статью Л. В. Крутикова – Абрамова “Ищите праведный путь”, стихотворение В. Токман.

6. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература 7 классе. Урок за уроком.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературы в 7 классе. Федор Абрамов " О чем плачут лошади". Размышление о судьбе лошади."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  • Цели урока:

познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.

содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)

 

         Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, презентации, аудиофайл.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 610
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2018
    • DOCX 64.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Ирина Николаевна
    Сергеева Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6276
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 626 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека