- Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
- Тема: § 31 Понятие о бессоюзном сложном предложении
- 02.10.2020
- 392
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Астапкова Валентина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Фёдоровской средней школы
Узункольского района
Костанайской области.
Урок литературы в 11 классе
Тема: С.А. Есенин и его творчество
Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о жизни и многогранности лирики Сергея Есенина. Уметь применять навыки оценочной лексики, входить в мир художественного текста, выразительно читать и анализировать стихотворения, соотносить прочитанное с музыкой и живописью, рефлексировать.
Развивать память, воображение, критическое мышление.
Способствовать воспитанию у учащихся любви к поэзии.
Оборудование: портрет С.Есенина, стенгазета, рисунки учащихся, электронная презентация, книжная выставка, цитаты: «Как прекрасна Земля
И на ней человек…»
С.Есенин
«Есенин – орган,
созданный самой природой»
М.Горький
Индивидуальные задания группам: подобрать стихи по темам, проанализировать их по плану, нарисовать рисунки к стихам, выучить песню на стихи Есенина
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Слово учителя. Ребята, я хочу начать урок со слов, которые записал Лев Толстой 04.02.1890 в свою книгу «Мысли мудрых людей на каждый день».
Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мыслью – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.
Итак, предлагаю отправиться в мир знаний с добрыми мыслями.
Звучит магнитофонная запись 1 куплета песни на слова О.Милявского:
Колышет берёзоньки ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблён.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и крик журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Россию, которая всех мне милей.
Любить Россию, значит, любить Родину призывал нас великий русский поэт С.А. Есенин, о жизни и творчестве которого и пойдёт речь сегодня на уроке.
Работать вы будете в группах, а вашу работу будут оценивать рецензенты. (назначаются 2 учащихся, владеющие умением анализировать).
Цель, которая стоит перед нами на уроке, заключается в раскрытии целостного мира есенинской поэзии.
Каждая группа получила задание подготовить презентацию стихов С.Есенина по темам:
1 группа «Чувство Родины – основное в моём творчестве»
2 группа «И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»
3 группа «Одной из наивысших ценностей для Есенина была любовь»
Подготовленный ученик демонстрирует электронную презентацию «Личность и биография С.А. Есенина».
Каким же представился вам С.Есенин? (звучит оценочная лексика, рецензент записывает ответы учащихся на доске. Возможные ответы: творец, романтическая душа, израненное сердце, влюблённый в родину, самый популярный, властитель чувств, чуткий, нежный, Рязанский Лель)
Учитель: Сергей Есенин…
Для каждого, кто любит поэзию, это имя дорого и свято.
Очарование скромной русской природы и раздумья о прошлом и настоящем
Родины…
Ликующее чувство любви к жизни и трагедия человека, не знающего, куда
несёт…рок событий.
Пьяный угар кабака и нежнейшие, интимнейшие движения человеческой души.
Революционная ломка сложившихся устоев деревенской жизни и небывалый
взлет народного самосознания… Все это отразил в своем творчестве великий
русский поэт Сергей Александрович Есенин.
Слово 1 группе (Презентация стихов о родине и природе)
Учащиеся выступают со стихотворениями «Гой ты, Русь моя родная»; «Спит ковыль…»; «Сыплет черёмуха снегом», «Нивы сжаты, рощи голы…»
Звучит анализ: Стихи С.Есенина о родине и природе обладают удивительной способностью раскрыть читателю всю радость жизни, зажечь его великой любовью к своему отечеству. И этой любовью у Есенина окрашено всё, что он изображает: и стройная берёзка на пригорке за селом, и зимняя заснеженная дорога, и поле, залитое лунным светом. Образ Родины у С.Есенина как образ гармонии.
Беседа по вопросам:
- Какими словами из стихотворений вы можете подтвердить, что Есенин действительно любил родину?
(Россия! Сердцу милый край! Я люблю Родину. Я очень люблю Родину! Край любимый! Сердцу снятся… и т. д.)
- Какой главный художественный прием использует Есенин в стихотворениях о родине и о природе? (олицетворение, метафоры)
- Какие чувства вызывает родина у Вас? (чувство любви к родным, друзьям, близким, к своей земле и природе).
В исполнении учащихся звучит песня «Отговорила роща золотая»
Ученик: В этом стихотворении, переложенном на музыку, которое тоже стало песней, поэтичность и возвышенность, а слова говорят об утрате, о невозвратном. Роща – это не просто деревья, а выражение судьбы и чувств самого поэта, это живое существо, которое могло говорить, а теперь умолкло.
Вывод: Увидеть красоту и не разрушать её случайным равнодушным прикосновением. Всегда славить и любить родную землю.
Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам С.Есенина.
Рецензенты дают оценку работе 1 группы.
Слово 2 группе (Стихи о животных)
Ребята читают и анализируют стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Ах, как много на свете кошек», «Собаке Качалова».
Беседа по вопросам:
- О чём эти стихи? (О человеческом сочувствии живому существу)
- Какие слова нашёл поэт для выражения своего сочувствия, сопереживания? Как вы их понимаете? (Все мы живые. И каждый из нас знает, что такое боль)
- Обманывают ли люди доверие животных?
- Пытаются ли животные доказать людям свою любовь? Какое нравственное содержание имеет история в «Песне о собаке»?
- Имеют ли значения последствия перенесённых обид у животных? У человека? (ничто не проходит бесследно)
- Какие мысли и чувства пробудили у вас стихи о «братьях наших меньших»? (чувство ответственности, доброты и чуткости).
Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам о животных С.Есенина.
Вывод: Очень часто герои стихотворений относятся к животным, как к вещи – без жалости и сострадания. Насилие над природой приводит к озверению одних (тех, кто вершит суд) и прозрению других.
В исполнении учащихся звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»
Ученик: Вслушиваясь в слова песни, можно заметить сопоставление настоящего и прошлого. Переживания поэта о собственной судьбе расширяется до мысли о жизни вообще, от пронзительной тоски по уходящей жизни к утверждению ценности всего живого.
Рецензенты дают оценку работе 2 группы.
Слово 3 группе (Стихи о любви)
Чтение и анализ стихов о любви: «Выткался на озере алый цвет зари», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Я помню, любимая, помню», «Заметался пожар голубой»
Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг».
Беседа по вопросам:
- Что, по-вашему, любовь? (любовь должна быть бескорыстной)
- Какой должна быть любовь? (чистой, верной, взаимной)
- Какую роль в вашей жизни играет любовь?
- Всегда ли любовь приносит радость?
Вывод: Любовь предстаёт в стихах Есенина как живая сила, освежающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни. Есенинские стихи о любви помогают нам воспитать в себе глубокие человеческие чувства.
В исполнении учащихся звучит песня «Над окошком месяц…»
Ученик: «Какая очищающая скорбь! От пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём», - так писал В.Астафьев о чувствах, которые наполняли его после прослушивания этой песни. И мы полностью согласны с ним.
Рецензенты дают оценку работе 3 группы и называют лучшую подготовку.
Рефлексия «Моё слово о Сергее Есенине». (Ученики пишут под тихую музыку)
Выборочное заслушивание написанных мини-сочинений.
Учитель: Закончить наш урок я хочу словами Р.Ивнева:
Есенина нет, но горячее сердце
Забилось сильнее при думе о нём.
Оно помогает мне снова согреться
Есенинским неугасимым огнём.
6 625 453 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Астапкова Валентина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.