Главная / Русский язык и литература / Урок литературы 11 класс "С.А. Есенин и его творчество"

Урок литературы 11 класс "С.А. Есенин и его творчество"

Астапкова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Фёдоровской средней школы

Узункольского района

Костанайской области.


Урок литературы в 11 классе


Тема: С.А. Есенин и его творчество


Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о жизни и многогранности лирики Сергея Есенина. Уметь применять навыки оценочной лексики, входить в мир художественного текста, выразительно читать и анализировать стихотворения, соотносить прочитанное с музыкой и живописью, рефлексировать.

Развивать память, воображение, критическое мышление.

Способствовать воспитанию у учащихся любви к поэзии.


Оборудование: портрет С.Есенина, стенгазета, рисунки учащихся, электронная презентация, книжная выставка, цитаты: «Как прекрасна Земля

И на ней человек…»

С.Есенин

«Есенин – орган,

созданный самой природой»

М.Горький

Индивидуальные задания группам: подобрать стихи по темам, проанализировать их по плану, нарисовать рисунки к стихам, выучить песню на стихи Есенина


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Слово учителя. Ребята, я хочу начать урок со слов, которые записал Лев Толстой 04.02.1890 в свою книгу «Мысли мудрых людей на каждый день».

Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мыслью – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.

Итак, предлагаю отправиться в мир знаний с добрыми мыслями.

Звучит магнитофонная запись 1 куплета песни на слова О.Милявского:

Колышет берёзоньки ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён.

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и крик журавлей.

Любите Россию, любите Россию,

Россию, которая всех мне милей.

Любить Россию, значит, любить Родину призывал нас великий русский поэт С.А. Есенин, о жизни и творчестве которого и пойдёт речь сегодня на уроке.

Работать вы будете в группах, а вашу работу будут оценивать рецензенты. (назначаются 2 учащихся, владеющие умением анализировать).

Цель, которая стоит перед нами на уроке, заключается в раскрытии целостного мира есенинской поэзии.

Каждая группа получила задание подготовить презентацию стихов С.Есенина по темам:

1 группа «Чувство Родины – основное в моём творчестве»

2 группа «И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»

3 группа «Одной из наивысших ценностей для Есенина была любовь»

Подготовленный ученик демонстрирует электронную презентацию «Личность и биография С.А. Есенина».

Каким же представился вам С.Есенин? (звучит оценочная лексика, рецензент записывает ответы учащихся на доске. Возможные ответы: творец, романтическая душа, израненное сердце, влюблённый в родину, самый популярный, властитель чувств, чуткий, нежный, Рязанский Лель)

Учитель: Сергей Есенин…

Для каждого, кто любит поэзию, это имя дорого и свято.

Очарование скромной русской природы и раздумья о прошлом и настоящем

Родины…

Ликующее чувство любви к жизни и трагедия человека, не знающего, куда

несёт…рок событий.

Пьяный угар кабака и нежнейшие, интимнейшие движения человеческой души.

Революционная ломка сложившихся устоев деревенской жизни и небывалый

взлет народного самосознания… Все это отразил в своем творчестве великий

русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Слово 1 группе (Презентация стихов о родине и природе)

Учащиеся выступают со стихотворениями «Гой ты, Русь моя родная»; «Спит ковыль…»; «Сыплет черёмуха снегом», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Звучит анализ: Стихи С.Есенина о родине и природе обладают удивительной способностью раскрыть читателю всю радость жизни, зажечь его великой любовью к своему отечеству. И этой любовью у Есенина окрашено всё, что он изображает: и стройная берёзка на пригорке за селом, и зимняя заснеженная дорога, и поле, залитое лунным светом. Образ Родины у С.Есенина как образ гармонии.

Беседа по вопросам:

- Какими словами из стихотворений вы можете подтвердить, что Есенин действительно любил родину?

(Россия! Сердцу милый край! Я люблю Родину. Я очень люблю Родину! Край любимый! Сердцу снятся… и т. д.)

- Какой главный художественный прием использует Есенин в стихотворениях о родине и о природе? (олицетворение, метафоры)

- Какие чувства вызывает родина у Вас? (чувство любви к родным, друзьям, близким, к своей земле и природе).

В исполнении учащихся звучит песня «Отговорила роща золотая»

Ученик: В этом стихотворении, переложенном на музыку, которое тоже стало песней, поэтичность и возвышенность, а слова говорят об утрате, о невозвратном. Роща – это не просто деревья, а выражение судьбы и чувств самого поэта, это живое существо, которое могло говорить, а теперь умолкло.

Вывод: Увидеть красоту и не разрушать её случайным равнодушным прикосновением. Всегда славить и любить родную землю.

Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам С.Есенина.

Рецензенты дают оценку работе 1 группы.

Слово 2 группе (Стихи о животных)

Ребята читают и анализируют стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Ах, как много на свете кошек», «Собаке Качалова».

Беседа по вопросам:

- О чём эти стихи? (О человеческом сочувствии живому существу)

- Какие слова нашёл поэт для выражения своего сочувствия, сопереживания? Как вы их понимаете? (Все мы живые. И каждый из нас знает, что такое боль)

- Обманывают ли люди доверие животных?

- Пытаются ли животные доказать людям свою любовь? Какое нравственное содержание имеет история в «Песне о собаке»?

- Имеют ли значения последствия перенесённых обид у животных? У человека? (ничто не проходит бесследно)

- Какие мысли и чувства пробудили у вас стихи о «братьях наших меньших»? (чувство ответственности, доброты и чуткости).

Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам о животных С.Есенина.

Вывод: Очень часто герои стихотворений относятся к животным, как к вещи – без жалости и сострадания. Насилие над природой приводит к озверению одних (тех, кто вершит суд) и прозрению других.

В исполнении учащихся звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»

Ученик: Вслушиваясь в слова песни, можно заметить сопоставление настоящего и прошлого. Переживания поэта о собственной судьбе расширяется до мысли о жизни вообще, от пронзительной тоски по уходящей жизни к утверждению ценности всего живого.

Рецензенты дают оценку работе 2 группы.

Слово 3 группе (Стихи о любви)

Чтение и анализ стихов о любви: «Выткался на озере алый цвет зари», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Я помню, любимая, помню», «Заметался пожар голубой»

Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг».

Беседа по вопросам:

- Что, по-вашему, любовь? (любовь должна быть бескорыстной)

- Какой должна быть любовь? (чистой, верной, взаимной)

- Какую роль в вашей жизни играет любовь?

- Всегда ли любовь приносит радость?

Вывод: Любовь предстаёт в стихах Есенина как живая сила, освежающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни. Есенинские стихи о любви помогают нам воспитать в себе глубокие человеческие чувства.

В исполнении учащихся звучит песня «Над окошком месяц…»

Ученик: «Какая очищающая скорбь! От пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём», - так писал В.Астафьев о чувствах, которые наполняли его после прослушивания этой песни. И мы полностью согласны с ним.

Рецензенты дают оценку работе 3 группы и называют лучшую подготовку.

Рефлексия «Моё слово о Сергее Есенине». (Ученики пишут под тихую музыку)

Выборочное заслушивание написанных мини-сочинений.

Учитель: Закончить наш урок я хочу словами Р.Ивнева:

Есенина нет, но горячее сердце

Забилось сильнее при думе о нём.

Оно помогает мне снова согреться

Есенинским неугасимым огнём.











Урок литературы 11 класс "С.А. Есенин и его творчество"
  • Русский язык и литература
Описание:

Астапкова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Фёдоровской средней школы

Узункольского района

Костанайской области.

 

Урок литературы в 11 классе

 

Тема: С.А. Есенин и его творчество

 

Цель: Способствовать формированию знаний учащихся о жизни и многогранности лирики Сергея Есенина. Уметь применять навыки оценочной лексики, входить в мир художественного текста, выразительно читать и анализировать стихотворения, соотносить прочитанное с музыкой и живописью, рефлексировать.

Развивать память, воображение, критическое мышление.

Способствовать воспитанию у учащихся любви к поэзии.

 

Оборудование: портрет С.Есенина, стенгазета, рисунки учащихся, электронная презентация, книжная выставка, цитаты: «Как прекрасна Земля

                                                                         И на ней человек…»

                                                                                            С.Есенин

                                                                          «Есенин – орган,

                                                                            созданный самой природой»

                                                                                               М.Горький

Индивидуальные задания группам: подобрать стихи по темам, проанализировать их по плану, нарисовать рисунки к стихам, выучить песню на стихи Есенина

 

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Слово учителя. Ребята, я хочу начать урок со слов, которые записал Лев Толстой 04.02.1890 в свою книгу «Мысли мудрых людей на каждый день».

Наша жизнь – следствие наших мыслей: она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит или действует с доброй мыслью – радость следует за ним, как тень, никогда не покидающая.

Итак, предлагаю отправиться в мир знаний с добрыми мыслями.

Звучит магнитофонная запись 1 куплета песни на слова О.Милявского:

Колышет берёзоньки ветер весенний,

Весёлой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблён.

Про белые рощи и ливни косые,

Про жёлтые нивы и крик журавлей.

Любите Россию, любите Россию,

Россию, которая всех мне милей.

Любить Россию, значит, любить Родину призывал нас великий русский поэт С.А. Есенин, о жизни и творчестве которого и пойдёт речь сегодня на уроке.

Работать вы будете в группах, а вашу работу будут оценивать рецензенты. (назначаются 2 учащихся, владеющие умением анализировать).

Цель, которая стоит перед нами на уроке, заключается в раскрытии целостного мира есенинской поэзии.

Каждая группа получила задание подготовить презентацию стихов С.Есенина по темам:

1 группа  «Чувство Родины – основное в моём творчестве»

2 группа  «И зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»

3 группа  «Одной из наивысших ценностей для Есенина была любовь»

Подготовленный ученик демонстрирует электронную презентацию «Личность и биография С.А. Есенина».

Каким же представился вам С.Есенин?  (звучит оценочная лексика, рецензент записывает ответы учащихся на доске.  Возможные ответы: творец, романтическая душа, израненное сердце, влюблённый в родину, самый популярный, властитель чувств, чуткий, нежный, Рязанский Лель)

Учитель: Сергей Есенин…

                   Для каждого, кто любит поэзию, это имя дорого и свято.

                   Очарование скромной русской природы и раздумья о прошлом и настоящем

                   Родины…

                   Ликующее чувство любви к жизни и трагедия человека, не знающего, куда

                   несёт…рок событий.

                   Пьяный угар кабака и нежнейшие, интимнейшие движения человеческой души.

                   Революционная ломка сложившихся устоев деревенской жизни и небывалый

                   взлет народного самосознания…  Все это отразил в своем творчестве великий

                   русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Слово 1 группе   (Презентация стихов о родине и природе)

Учащиеся выступают со стихотворениями «Гой ты, Русь моя родная»; «Спит ковыль…»; «Сыплет черёмуха снегом», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Звучит анализ: Стихи С.Есенина о родине и природе обладают удивительной способностью раскрыть читателю всю радость жизни, зажечь его великой любовью к своему отечеству. И этой любовью у Есенина окрашено всё, что он изображает: и стройная берёзка на пригорке за селом, и зимняя заснеженная дорога, и поле, залитое лунным светом. Образ Родины у С.Есенина как образ гармонии.

Беседа по вопросам:

- Какими словами из стихотворений вы можете подтвердить, что Есенин действительно любил родину?

(Россия! Сердцу милый край!  Я люблю Родину. Я очень люблю Родину! Край любимый! Сердцу снятся… и т. д.)

- Какой главный художественный прием использует Есенин в стихотворениях о родине и о природе?  (олицетворение, метафоры)

- Какие чувства вызывает родина у Вас? (чувство любви к родным, друзьям, близким, к своей земле и природе).

В исполнении учащихся звучит песня «Отговорила роща золотая»

Ученик: В этом стихотворении, переложенном на музыку, которое тоже стало песней, поэтичность и возвышенность, а слова говорят об утрате, о невозвратном. Роща – это не просто деревья, а выражение судьбы и чувств самого поэта, это живое существо, которое могло говорить, а теперь умолкло.

Вывод: Увидеть красоту и не разрушать её случайным равнодушным прикосновением. Всегда славить и любить родную землю.

Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам С.Есенина.

Рецензенты дают оценку работе 1 группы.

Слово 2 группе  (Стихи о животных)

Ребята читают и анализируют стихи «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Ах, как много на свете кошек», «Собаке Качалова».

Беседа по вопросам:

- О чём эти стихи? (О человеческом сочувствии живому существу)

- Какие слова нашёл поэт для выражения своего сочувствия, сопереживания? Как вы их понимаете? (Все мы живые. И каждый из нас знает, что такое боль)

- Обманывают ли люди доверие животных?

- Пытаются ли животные доказать людям свою любовь? Какое нравственное содержание имеет история в «Песне о собаке»?

- Имеют ли значения последствия перенесённых обид у животных? У человека? (ничто не проходит бесследно)

- Какие мысли и чувства пробудили у вас стихи о «братьях наших меньших»? (чувство ответственности, доброты и чуткости).

Учащиеся выставляют свои рисунки к стихам о животных С.Есенина.

Вывод: Очень часто герои стихотворений относятся к животным, как к вещи – без жалости и сострадания. Насилие над природой приводит к озверению одних (тех, кто вершит суд) и прозрению других.

В исполнении учащихся звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»

Ученик: Вслушиваясь в слова песни, можно заметить сопоставление настоящего и прошлого. Переживания поэта о собственной судьбе расширяется до мысли о жизни вообще, от пронзительной тоски по уходящей жизни к утверждению ценности всего живого.

Рецензенты дают оценку работе 2 группы.

Слово 3 группе  (Стихи о любви)

Чтение и анализ стихов о любви: «Выткался на озере алый цвет зари», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Я помню, любимая, помню», «Заметался пожар голубой»

Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая расплата за то, что человек «себя не сберёг».

Беседа по вопросам:

- Что, по-вашему, любовь? (любовь должна быть бескорыстной)

- Какой должна быть любовь? (чистой, верной, взаимной)

- Какую роль в вашей жизни играет любовь?

- Всегда ли любовь приносит радость?

Вывод: Любовь предстаёт в стихах Есенина как живая сила, освежающая душу сиянием поэзии и красоты. Чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни. Есенинские стихи о любви помогают нам воспитать в себе глубокие человеческие чувства.

В исполнении учащихся звучит песня «Над окошком месяц…»

Ученик: «Какая очищающая скорбь! От пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём», - так писал В.Астафьев о чувствах, которые наполняли его после прослушивания этой песни. И мы полностью согласны с ним.

Рецензенты дают оценку работе 3 группы и называют лучшую подготовку.

Рефлексия «Моё слово о Сергее Есенине». (Ученики пишут под тихую музыку)

Выборочное заслушивание написанных мини-сочинений.

Учитель: Закончить наш урок я хочу словами Р.Ивнева:

Есенина нет, но горячее сердце

Забилось сильнее при думе о нём.

Оно помогает мне снова согреться

Есенинским неугасимым огнём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Астапкова Валентина Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1281
Номер материала 37125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓