Главная / Русский язык и литература / Урок литературы (10 класс)

Урок литературы (10 класс)

200-летию Н. В.Гоголя посвящается


Урок литературы с элементами интеграции на тему:

« Трансформация универсального человеческого символа – Дерева Жизни в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» 10 класс


Цели урока: расширить словарный запас учащихся (русский язык -лексическое значение слов, фразеологизмы), отработать навык анализа отдельного эпизода художественного произведения (литература); развивать креативное мышление десятиклассников, способность самостоятельно интерпретировать текст; способствовать формированию позитивного взгляда на окружающий мир, воспитывать внимательное и созидательное отношение к природе и к собственной жизни.


Оборудование: интерактивная доска, презентация; карточки «Символика деревьев» (материал из «Энциклопедии символов» ) и листы с эпизодами текста поэмы «Мертвые души» для работы в группах

(класс делится на пять групп)



Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Любому из нас, я думаю, очень трудно представить нашу жизнь без цветущего летом поля, без березового и соснового леса и даже просто без душистого куста черемухи у дома. Природа щедро делится с нами

своей неповторимой красотой, своим уютом и теплом (жилье и дрова) и даже своей уникальной исцеляющей энергией. Например, береза - очень хороший психолог. Она умеет «настраиваться» на человека. Если в минуты усталости прильнуть к стволу березы, обхватить ее руками, прижаться щекой к белоснежной коре и расслабиться, то все тело наполнится благодатной силой, а усталость «стечет» в землю (только не забудьте поблагодарить дерево за подаренную вам живительную энергию)

Трудно, пожалуй, назвать и имя хоть одного писателя, который бы обошел стороной тему родной природы. Каждый пейзаж в художественном произведении играет свою роль, однако, образ отдельного дерева в тексте может рассказать внимательному читателю ничуть не меньше, а порой гораздо больше, чем целая картина природы.

Береза умеет исцелять, а о чем может поведать нам образ березы в поэме тонкого знатока души человеческой Николая Васильевича Гоголя? Ответ на этот вопрос ждет нас в конце урока.



II. Знакомство учащихся с лексическим значением слов, заявленных в теме и необходимых для дальнейшей работы на уроке


1. Учащиеся работают с интерактивной доской, где слова написаны слева, а их лексическое значение – справа и закрыто шторкой, которая открывается (для уточнения) после того, как десятиклассники пояснят значение каждого слова сами. (Приложение 1)

(При отсутствии интерактивной доски слова заранее записываются на доске обычной)

Трансформация – из латинского языка - преобразование, превращение, видоизменение.

Универсальный – из латинского языка - всеобщий, всеохватывающий, разносторонний.

Символ - из греческого языка - условный знак, образ, воплощающий какую-либо идею.

Лейтмотив – из немецкого языка – основная, ведущая тема или идея литературного произведения (эпизода).

Интерпретация – из латинского языка – толкование, разъяснение смысла, значение чего-либо.

2. После знакомства с лексическим значением слов, учащиеся, опираясь на тему, определяют круг задач и поле собственной деятельности на уроке:

- узнать, что олицетворяет Дерево Жизни;

- найти данный символ в тексте поэмы «Мертвые души»;

- проследить за тем, как он (символ) преобразуется в контексте поэмы Гоголя;

- определить смысловую нагрузку символа в тексте, его роль в раскрытии авторского замысла.


III. Повторение пройденного материала. (Приложение 1, слайд 2)

Для дальнейшей работы на уроке также необходимы образы помещиков из поэмы «Мертвые души». С этой целью, а также

с целью повторения материала прошлого урока учащимся предлагается работа на интерактивной доске, где в разброс написаны фамилии помещиков и ключевые слова и фразы из текста, характеризующие их. Задача учащихся – определить, к какому помещику относится каждая фраза и, перемещая их на доске, восстановить образы помещиков. (При отсутствии интерактивной доски задание может быть выполнено иначе – группам раздаются конверты, в которых есть все фразы из текста и фамилия одного из помещиков - каждая группа конструирует свой образ, затем озвучивает его на класс).




IV. Знакомство учащихся с символикой Дерева Жизни.

(Выступление ученика с подготовленным сообщением)

«Универсальный символ человечества - Дерево Жизни»

Всеобъемлющий и многогранный символ Дерево Жизни не принадлежит ни одной культуре, он – вне рас и религий. Он является неотъемлемой частью природы. Этот символ имеет несколько значений.

О Дереве Жизни можно размышлять как об артериях большого космического тела, корни которого – это прошлое, крона – будущее, а ствол – настоящее (связующее звено).

Дерево – символ развития. Его ветви, олицетворяющие разнообразие, отходят от общего ствола, что является символом единства.

Дерево также – символ мироздания. Зеленое, цветущее дерево – символ жизни, мертвое, засохшее – символ смерти.

Корни дерева, уходящие глубоко в землю, указывают на нашу земную жизнь, тогда как ветви, поднимающиеся к небесам, символизируют наше высшее «Я». С помощью Дерева Жизни человечество поднимается от низшего уровня развития к духовному просветлению, спасению или освобождению из круга бытия.

В русском языке существуют фразеологизмы, ассоциативно связанные с символикой Дерева жизни. «Человек, имеющий корни» - так говорят о человеке, который твердо стоит на ногах, имеет свою родословную.

«Смотреть в корень» - обращать внимание на самое существенное, вникать в суть. «Корень зла» - источник, сердцевина зла. «Вырвать с корнем» - лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально решить проблему.

Кроме того, у каждого человека есть свое генеалогическое древо. И, наверное, не случайно именно дерево стало символом объединения всех поколений, развитие которых предполагает постепенное восхождение от низшего уровня развития к высшему духовному просветлению.

Известный русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев в своих статьях по мифологии писал, что первоначально общее понятие дерева заключало в себе слово дуб, что до сих пор слышится в просторечных словах дубина, дубинка, дуб дубом (вспомните «дубинноголовую» Коробочку в поэме «Мертвые души»). Славяне считали, что дубы существовали на земле еще до сотворения мира, этим, видимо, и объясняется особое почитание этого дерева.

Лес и сад также как и дерево в культурном пространстве

символизируют жизнь.




V. Работа в группах с текстом поэмы «Мертвые души» (Приложение 2)

. Следующий этап урока – работа с текстом. Учащиеся уже обладают нужными теоретическими знаниями о всеобъемлющем символе - Дереве Жизни. Теперь их задача - найти в тексте поэмы строки, содержащие информацию, которая имеет отношение к этому символу, то есть найти описание деревьев, находящихся в имении каждого помещика. Также стоит обратить внимание и на упоминание в тексте о прилегающих к владениям помещиков садах и лесах.

( Каждой группе учащихся для анализа предлагаются эпизоды из текста поэмы. После работы группы знакомят класс со своими находками, на доске составляется логическая цепочка символов (от деревьев в имении Манилова до сада Плюшкина).

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Мhello_html_m8de550a.gifhello_html_m8de550a.gifhello_html_m8de550a.gifанилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин


Сhello_html_m2a7690f7.gifирень фруктовые нет деревьев два леса запущенный

деревья и около дома, («как два сад, в центре-

желтые яблони но есть крыла») могучая

акации в сетях претензия березовый береза со

на владение и сосновый сломленной

несколько близлежащим по дороге кроной,

бhello_html_m8de550a.gifерезок с лесом к Собакевичу; обвитая

«жиденькими около дома хмелем

верхушками» деревьев нет,

но сам дом и

усадьба построены

из прочного дерева

VI. Интерпретация текста. (Приложение 3)

После того как логическая цепочка составлена, группам раздаются карточки, содержащие информацию о том, что символизирует каждое дерево, описание которого встретилось в тексте. Учащимся предлагается интерпретировать текст, исходя из значения данных символов, принимая во внимание и описание этих деревьев в тексте, и образ помещика, о котором идет речь (у каждой группы свой) Результаты осмысления текста десятиклассниками могут быть неожиданными, часто оригинальными, принять во внимание нужно все версии. Некоторые из них могут послужить материалом для дальнейшей работы с текстом, для размышления и обсуждения, могут стать домашним заданием. Основные же выводы делаем вместе:

- Нельзя не заметить, что символика деревьев в имении Манилова построена по принципу контраста (сирень- первая любовь и желтая акация- любовь ушла, «аглицкий» сад- претензия на изысканность и «мелколистые, жиденькие верхушки» берез, вызывающие жалость и уныние). Все заканчивается, едва начавшись, не имея никакого дальнейшего развития. Все по-весеннему (вспомните время года, царящее в имении Манилова) хрупко, зыбко и нуждается в активной деятельности хозяина, которую, однако, трудно заметить. Недаром сосновый лес, символизирующий бессмертие, темнеет в стороне «каким-то скучно- синеватым цветом», праздность и безучастность Манилова в собственном развитии, отсутствие активной жизненной позиции делает будущее всех «Маниловых» вряд ли возможным (жиденькие верхушки берез - будущее призрачно).


- В имении Коробочки (единственного женского образа русской помещицы) недаром растут плодовые деревья и яблоня-символ плодородия (один из символов Матушки-Земли). Яблоня также символизирует любовь и брак, мир и красоту, которые в имении Коробочки превращаются в уродливую карикатуру женского начала в контексте поэмы (чучело с чепцом хозяйки, сети на деревьях как знак мышления ограниченного, обольщенного низменными житейскими страстями). Стаи птиц (птица- символ души человека) не могут питаться плодами этих деревьев, следовательно, нарушена основная функция женщины, как источника, который рождает все прекрасное, питает душу человека красотой и любовью, наполняет ее миром и благодатью.


- В имении Ноздрева нет ни только сада, но даже никакого дерева рядом с его домом. Это невольно наводит на мысль о том, что такие качества как пьянство, лживость и грубость ведут не просто к деградации личности человека, а к более страшным последствиям – к полному погружению в низменный мир животных страстей, к потере человеческого облика. Видимо, поэтому и срастается Ноздрев со своими собаками, хотя, со свойственным ему самодовольством, утверждает свою необходимость и участие в общем историческом процессе развития человечества (претендует на владение близлежащим лесом – символом жизни), что, однако, является очередной ложью этого «исторического» человека.


- В имении Собакевича, как и в имении Ноздрева, тоже нет ни сада, ни деревьев. Примечательно и то, что образ Собакевича, как и образ Ноздрева тоже спроецирован на животный мир – он похож на медведя.

Однако, при описании имения Собакевича мы замечаем одну интересную деталь - два леса «как два крыла» располагаются по обе стороны деревни.

Образ окрыленной дороги (дорога, как и лес, символ жизненного пути) контрастирует с образом хозяина этой деревни – бескрылого, как будто намертво приросшего к земле Собакевича. Интересно и то, что дерево для Собакевича лишь способ практично и удобно устроить свое собственное земное существование. Таким образом, живое дерево становится мертвым (превращается в постройки Собакевича). В описании имения Собакевича отсутствует даже намек на какое-либо духовное развитие персонажа - в его постройках нет никакой симметрии, а это наводит на мысль о том, что внутренний мир хозяина дисгармоничен, темен и хаотичен.


- Запущенный сад Плюшкина пленяет своим «картинным опустением», но внимательного читателя сразу же поражает образ

«колоссального ствола березы» со сломленной верхушкой (символ будущего, высшего духовного «Я» человека). Пожалуй, такой мощный символ при описании имений помещиков мы встречаем впервые. Вывод здесь очевиден, ни о каком будущем «Плюшкиных» не может быть и речи. Сама природа (ствол сломлен бурей или грозой) вычеркивает их («Плюшкиных») из общей мистерии жизни.



  1. Подведение итого урока. Беседа с учащимися.


- Обратите внимание на запись на доске. Образ какого дерева является лейтмотивом нашей логической цепочки символов?


(Береза)


- Почему именно образ березы повторяется три раза (и число-то магическое)? Какие мы можем сделать выводы?


(Береза – символ России, следовательно, автор показывает нам судьбу России. Здесь Гоголь намечает два пути. Первый путь – путь разрушения, духовного обнищания нации – это путь от бездеятельного Манилова до «прорехи на человечестве» Плюшкина (поэтому жиденькие березки Манилова трансформируются в мощную березу Плюшкина со сломленной кроной – будущего нет, духовное возрождение человечества, погрязшего в грехах, невозможно). Второй путь – путь духовного просветления, он тесно связан с образом дороги (березовый лес и лес сосновый «как два крыла»). Это тема следующего урока, на котором мы подробно поговорим о пространстве и времени, о пути и будущем России, которое видел Гоголь из своего «чудного, прекрасного далека»).

- А что представляет собой ваш сад? Какую характеристику он может дать своему хозяину?


(Здесь нужно акцентировать внимание учащихся на нашем собственном отношении к окружающему нас миру. Ведь ухоженный сад у дома не только радует глаз, но и источает живую благоприятную для человека энергию, и наоборот – запушенные деревья с сухими и обломленными ветвями источают энергию негативную, а значит бережное отношение к природе – это не пустые слова, а залог нашего физического и духовного здоровья)


  1. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.


Современные психологи говорят, что свое будущее мы моделируем сами, и все наши мысли обретают реальную форму. Я предлагаю вам творческое домашнее задание, в котором вы можете создать образ будущего России и свое собственное будущее. Пусть ваши мыслеформы будут максимально позитивны, ведь только позитивное мышление способно стать основой жизни осмысленной и созидательной.

Учащимся предлагается три задания на выбор:

1. Создать образ дерева-символа современной России (задание творческое, поэтому может быть реализовано по-разному - эскиз, рисунок с пояснением, сочинение, презентация и т. д.)

2. «Сад моей мечты» - тема работы, которая также может быть представлена в виде сочинения, стихотворения, рисунка и т.д.

3. Размышление о состоянии души современного человека, о его отношении к природе и о его будущем (сочинение-размышление, эссе, заметка или статья в газету)


















Приложение 2.


I группа (Манилов)

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистые жиденькие верхушки. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. (…………) поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета…


II группа (Коробочка)

Подошедши к окну, он начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере находившийся перед ним узкий дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью.(…..)

Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для эащиты от сорок и воробьев, из которых последние целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое. Для этой же самой причины водружено было несколько чучел на длинных шестах, с растопыренными руками; на одном из них надет был чепец самой хозяйки.


III группа (Ноздрев)

Между тем три экипажа подкатили уже к крыльцу дома Ноздрева. В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. (…….)

Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. (…..) прошедши порядочное расстояние, увидели, точно, границу, состоявшую из деревянного столбика и узенького рва.

- Вот граница!- сказал Ноздрев.- Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое.

- Да когда же этот лес сделался твоим?- спросил зять.- Разве ты недавно купил его? Ведь он не был твой.

-Да, я купил его недавно, - отвечал Ноздрев.

- Когда же ты успел его так скоро купить?

- Как же, я еще третьего дня купил, и дорого, черт возьми дал.

- Да ведь ты был в то время на ярмарке.

- Эх ты, Софрон! Разве нельзя быть в одно время и на ярмарке и купить землю? Ну, я был на ярмарке, а приказчик мой тут без меня и купил.

- Да, ну разве приказчик!- сказал зять, но и тут усомнился и покачал головою.


IV группа (Собакевич)

Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серым или, лучше, дикими стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно для темного чулана. (………) Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. (……)

Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.


V группа (Плюшкин)

Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна; косой остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал, наконец, вверх и обвивал до половины сломленную березу.




Приложение 3.


Символика деревьев


Акация желтая – любовь ушла;


Береза – исцеляющее дерево света, символ духовного возрождения человека;


Сосна – символ бессмертия и долголетия;


Сирень – чувство первой любви;


Яблоня – символ плодородия, один из символов Матери-Земли, мир и красота, блаженство и здоровье, любовь и брак.



Урок литературы (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

       Урок  литературы  с  элементами  интеграции  на  тему:

 « Трансформация  универсального  человеческого  символа –  Дерева   Жизни  в  поэме  Н.В.Гоголя  «Мертвые души»     10 класс

                                                                                                                

 

 

       Цели урока: расширить словарный запас учащихся (русский язык -лексическое значение слов, фразеологизмы), отработать навык анализа отдельного эпизода  художественного произведения (литература); развивать креативное мышление десятиклассников, способность самостоятельно интерпретировать текст; способствовать формированию позитивного взгляда на окружающий мир, воспитывать внимательное и созидательное отношение к природе и к собственной жизни.

Автор Василькова Ирина Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 365
Номер материала 39658
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓