Главная / Русский язык и литература / Урок литературы. по сказке

Урок литературы. по сказке


Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х.Андерсена Русалочка” в 5 классе.






"Русалочка" – сказка-песнь о любви

Тема выбора в произведении.



















Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Донское Селищева Людмила Анатольевна.



2013год.













"Русалочка" – сказка-песнь о любви"

Тема выбора в произведении.



Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется,

человеческая душа стала бы беднее и суше.

Юрий Нагибин.



Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,

разве что НЕБО.

Ничто не может сравниться с НЕБОМ

по беспредельности и величию, разве что…

ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ .

В.ГЮГО.















Цели урока:

- развитие интереса к творчеству Х.К.Андерсена.

- обобщение и систематизация знаний обучающихся о сказке Андерсена «Русалочка»,

- совершенствование навыков работы с текстом;

Задачи урока:


-показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения;
- развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы;
- воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и порядочность.

- выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви.

- выйти на уровень обобщений (Русалочка-символ самоотверженной любви)

ПОНЯТИЯ: -подтекст; символ;интерпретация.

СЛОВАРЬ: русалочка, любовь, пессимистический, оптимистический.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения произведения « Русалочка» актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена.

Межпредметные связи: обращение к предмету «Музыка» с целью развития творческих способностей обучающихся и эмоционального восприятия текста.

Конспект урока

  1. Организационный момент. В далекой Дании, где плещутся, разбиваясь о берег волны, а ласковые лучи солнца играют с ними, окрашивая их то в темно- синий, то в бирюзовый, то в серебристо-серый цвет, поставлен памятник Русалочке. Никто и никогда не видел её, но каждый, кто бывает в Дании, обязательно стремится прийти на берег моря, чтобы выразить свою признательность и восхищение перед Русалочкой, её мужеством, самопожертвованием, перед волшебной силой её любви и преданности… Вот и сегодня, ребята, мы совершим путешествие в её мир, мир, созданный замечательным датским сказочником Хансем Кристианом Андерсеном. Это будет музыкальное путешествие, потому что в ходе урока мы не раз будем обращаться к исполнению произведения «Русалочка» актрисой Мариной Александровой и Академическим симфоническим оркестром г. Москвы. На этом уроке мы не только встретимся с очень необычной героиней сказки Андерсена, но и попробуем по-другому взглянуть на уже знакомое вам произведение. Мы попробуем разобраться в мотивах и поступках Русалочки, понять её выбор, убедиться в великой силе любви. Итак, запишите тему сегодняшнего урока и эпиграфы к ней.









"Русалочка" – сказка-песнь о любви

Тема выбора в произведении.

.Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,

разве что НЕБО.

Ничто не может сравниться с НЕБОМ

по беспредельности и величию, разве что…

ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Виктор ГЮГО

Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше.

Юрий Нагибин

А для начала я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Данию и поговорить о Хансе Кристиане Андерсене.

Итак, внимание…(Ребята читают сообщения об Андерсене, читают стихотворение «Дания - родина моя».

Ученик.

- Х.К.Андерсен родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки - людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика слабоумным.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.


Ученик.

- Тихий мальчик Ханс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать эти истории взрослым. Дома у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой.

В Оденсе был свой театр. Там будущий писатель впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь. Но на театр не было денег. И мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил мальчику по одной афише каждого нового спектакля. Ханс приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра.

Ученик:

- Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Кристиан отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.

В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Слишком часто Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе.

Андерсена замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых обывателей, за то, что он был истинным поэтом «божьей милостью», был беден - и, наконец, за то, что он не умел жить.

Андерсен был просто неудобен в этом обществе. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился своей кровной близостью к беднякам. В «Союзе рабочих» он первый из датских писателей начал читать рабочим свои удивительные сказки.

Учитель:

- На 23 году жизни вышла первая подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». Трепет восхищения прошел по Дании. На первый же скудный гонорар от своих книг Андерсен устремился в путешествие по Европе. Где бы Андерсен ни был, он всегда знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Такие знакомства Андерсен считал просто необходимыми. И в этой постоянной смене стран, городов, народов и попутчиков прошла вся жизнь Андерсена. Он писал всюду, где его заставала жажда писать. Он много раз объездил всю Европу, был в Малой Азии и даже в Африке. Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне, ходил с Дюма по дешевым парижским театрам. Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи. Умер Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть обласканным своим народом.

Учитель:

- Ребята, всего, что написал Андерсен, не перечислишь. Да и вряд ли это нужно. Только одних сказок насчитывается около 175. В ваших карточках записаны названия лишь некоторых произведений Андерсена. Какие из них вы читали? Подчеркните их, пожалуйста.

«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».

Учитель:

- У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцaть читают «Русалочку», «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Русалочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.

(Презентация. Слайд 1) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек», и поэтому сегодня мы и попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
Обратим внимание на слова Юрия Нагибина, которые я предложила вам в качестве эпиграфа.

«Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше»
В конце урока мы вернемся к этим словам, мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом произведении.

II. Анализ сказки

А, знаете, это была самая любимая сказка у Андерсена. Давайте и мы перенесёмся в её удивительный подводный мир, посмотрим, как живут там его обитатели.

1) Сказка начинается с описания морского дна. (фрагмент №1) Выберите из этого описания наиболее яркие, запоминающиеся детали (Ответы детей)

2) Пейзаж для писателя – чаще всего средство подчеркнуть своё отношения к героям.

- Как относится Андерсен к «подводному народу»? (Ответы)
- А сейчас мы послушаем рассказ  о семье морского царя, а затем ответим на вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений, царящих в нем?

(Слайд 2 + рассказ о семье морского царя заранее подготовленного ученика)
- А теперь давайте ответим, соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки? (Ответы детей)

3) Скажите, чем младшая сестра отличалась от своих сестер? Почему Андерсен

( стр. 2)называет её «странное дитя»? Выберите из текста фрагменты, в которых Андерсен изображает Русалочку.  Презентация. Слайд 3(Дети зачитывают отрывки из текста.)

Вывод: Русалочка отличалась от сестер, её тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.

4) И вот Русалочка оказалась на поверхности моря. Расскажите о том волшебном впечатлении, которое произвел на Русалочку молодой принц. (Ответы детей)

5) Какой первый подвиг совершила Русалочка ради принца? ( Краткий пересказ) Первый выбор.

6) Какое первое разочарование пережила Русалочка? (Ответы детей) )

( фрагмент №2)

7) Объясните, почему Андерсен описывает великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка отправится к морской ведьме? (Ответы детей)

8) Как меняется пейзаж, когда Русалочка держит путь к ведьме? Докажите, что Андерсен с одинаковой силой выразительности описывает прекрасное и безобразное. Найдите и (зачитайте наиболее яркие детали.        (Дети зачитывают отрывки из текста)

Вывод: Какова же роль пейзажа в сказке? (Ответы. Пейзаж помогает передать состояние героя, помогает ярче представить картину, описываемую автором, помогает передать свое отношение к героям.)

9) На какие жертвы пошла Русалочка ради любви к принцу? Какие муки перенесла она? (Ответы детей)

10) Что сделали сестры, чтобы спасти сестру? (Ответы детей)

11)  А теперь давайте послушаем финал сказки Андерсена. Здесь присутствует тема выбора? Почему так, а не иначе поступает Русалочка?

(фрагмент №3)



12) Скажите, Помните ли вы мультфильм по сказке «Русалочка» чем же отличаются финалы сказки и мультфильма? ( Ответы.В мультфильме счастливый конец, а в сказке нет.)

13) Традиционно в американском кинематографе все заканчивается «хэппи энд», т.е счастливый конец. А почему именно так закончил сказку Андерсен? Что хотел нам сказать таким финалом? (ОтветыВ нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена правдоподобнее мультфильма.)

14) О чем же сказка «Русалочка», каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Ответы. Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)

15) Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (ОтветыНельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным;  если любишь, не нужно ничего бояться.)

16) Подумайте, каким можно назвать это произведение: оптимистическим  или пессимистическим? А что означают эти слова нам скажет Рита Яблоновская , которая поработала со словарем и нашла значения этих слов. (Словарная работа, а затем ответы детей.) ( Это произведение можно назвать оптимистическим, жизнеутверждающимРусалочка в первый раз почувствовала  у себя на глазах слёзы…)

III. Итог урока.

1. (Презентация. Слайд 4) В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как вы думаете, за что датчане увековечили Русалочку? (Ответы детей. За смелость, решительность, за доброту, за умение любить, за то, что душа у нее была прекрасная)

2) Обратимся вновь к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием Юрия Нагибина? (Ответы детей)
- Ребята, я благодарю вас за работу и надеюсь, что урок был не только интересным, но и познавательным для вас.

IV. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос в рабочей тетради: Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.







Рабочий лист ученика (цы)__________________________________________________

«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».

1.О чём эта сказка?


2.Русалочка-это…


3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:

4.Перед каким выбором стоит Русалочка в начале произведения?


5. Когда еще Русалочка стоит перед выбором?



6.Что такое любовь? В чем сила настоящей любви?


7.Как, по-вашему, закончилась сказка? (пессимистично или оптимистично)




СПРАВКА (из толкового словаря ):

Русалка-существо с женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.

Любовь-чувство самоотверженной сердечной привязанности.



Составление плана к сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»



1.________________________________________________________________________________


2.________________________________________________________________________________


3.________________________________________________________________________________


4.________________________________________________________________________________


5.________________________________________________________________________________


6.________________________________________________________________________________


7.________________________________________________________________________________


8.________________________________________________________________________________


9.________________________________________________________________________________


10._______________________________________________________________________________


11._______________________________________________________________________________


12._______________________________________________________________________________


13._______________________________________________________________________________


14._______________________________________________________________________________


15._______________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:

1.Иллюстрации для презентации.

2.Фрагменты из серии музыкальных композиций

Сказки с оркестром. Композиция "Русалочка", исполняет Марина Александрова

http://old.tvkultura.ru/issue.… 




Урок литературы. по сказке
  • Русский язык и литература
Описание:

Самоанализ урока  литературы в 5  классе.

Урок внеклассного чтения по сказке

Х.К. Андерсена. « Русалочка»

 

  • Познавательный аспект: расширение области знания о Х.К Андерсене.

  • Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности,  и творческих способностей учащихся , устной речи, способности анализировать и делать выводы.

  • Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность), повышение  интереса  к предмету,   эстетическое и нравственное  воспитание.

     

    Дидактические материалы к уроку:

 портрет писателя, иллюстрации к сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения  произведения  « Русалочка» актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена, карточки 

 Межпредметные связи: обращение к предмету «Музыка» с целью  развития творческих способностей обучающихся и эмоционального восприятия текста. 

  •  

План урока 

Учебно –воспитательный момент

Учебно –воспитательная задача

1.Организационный

Обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку

2.Приглашение в музыкальное путешествие

Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3.  Работа с текстом. Осмысление

Осознание цели урока, актуализация знаний

4.   Анализ эпизодов

Выявление реализации познавательного аспекта ТЦУ. Формирование умений рефлексии

5. Выставление оценок.

Домашнее задание

 

 

Тип урока:  комбинированный урок. Используются приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний  (текст,   мультимедийные средства ).

 Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Следует отметить, что развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления  и возрастом обучающихся.

 Структурный аспект самоанализа.

Структура урока построена с использованием  технологии  проблемного анализа произведения: и  систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку. Усталость помогла снять «тематическая» физкультминутка, а  использование эпизодов из « Сказок с оркестром» позволило    настроить обучающихся на атмосферу творчества.

Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения

 Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока

 

 

 

Автор Селищева Людмила Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1157
Номер материала 42018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓