Главная / Начальные классы / Урок литературного слушания в 1 классе. Е.Пермяк. Пичугин мост.

Урок литературного слушания в 1 классе. Е.Пермяк. Пичугин мост.


Урок литературного слушания в 1 классе



Тема: Е.Пермяк. «Пичугин мост».


Оборудование: Ефросинина Л.А. Учебная хрестоматия «Литературное чтение», 1 класс,

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь, 1 класс,

.

Задачи урока: 1. Учить слушать и слышать художественное слово;

формировать понятие о жанре «рассказ»;

обучать правильности и выразительности речи;

учить высказывать своё отношение к героям рассказа, выделять слова и

предложения, показывающие отношение автора к героям рассказа;

учить определять основную мысль произведения,

совершенствовать навыки чтения.

2. Эмоциональное и эстетическое развитие;

развитие интереса к чтению и книге, обогащение читательского опыта,

развитие воображения и творческих способностей.

3. Воспитание чуткого и бережного отношения к окружающим людям;

разъяснение понятий «подвиг», «скромность».



Ход урока.


1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

Учитель. Закройте глаза, послушайте тишину вокруг. В этой тишине я почитаю вам, а вы внимательно слушайте и постарайтесь хорошенько представить себе всё, что вы услышите. Хорошо? У вас всё получится.


2. Первичное слушание. Читает учитель.

( Вступительная беседа не проводится, так как определить жанр, тему произведения; озаглавить его дети должны самостоятельно. Работа с произведением ведётся только после его первичного восприятия.)


3. Беседа.

У. Что же вы прослушали? Что я вам прочла?

Д. Рассказ.

У. Докажите, что это рассказ, а не сказка.

Д. Эта история могла произойти в самом деле, события вполне реальны.

У. Что вам понравилось в этом рассказе?

Дети отвечают.

У. Что не понравилось?

Дети отвечают.

4. Повторное слушание.

У. Я не сказала вам названия этого рассказа. Послушайте его ещё раз и попробуйте придумать своё заглавие к тексту. Напоминаю вам, что в названии автор зашифровывает самое главное в его творении. Попробуйте разгадать загадку писателя.


5. Беседа.

У. Какое же название вы придумали к рассказу?

(Все варианты названий записываются на доске:

Друзья.

Короткая дорога.

Школа.

Мост через речку Быстрянку.

Железный мост.

Пичугин мост.

Новый мост.

Данные названия характеризуют уровень понимания смысла произведения разными детьми.)

У. Видите, сколько разных названий к рассказу появилось на доске. Давайте попробуем разобраться, какое название самое удачное, кто из вас разгадал загадку писателя и понял самое главное в рассказе.

Кто главный герой рассказа? Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

У. Каким был Сёма Пичугин?

Д. Добрым, отзывчивым.

У. Что он совершил?

Д. Он совершил хороший поступок – построил мост.

У. Зачем Сёма построил мост?

Д. Чтобы все люди могли переходить через речку Быстрянку без труда.

У. Кто ему помогал?

Д. Дедушка.

У. Кто из друзей помогал Сёме строить мост?

Д. Никто не помогал.

У. Тем не менее на доске есть слово-заглавие «Друзья». Мы знаем, что в заглавии заключено самое главное. Проверим правильность этого названия. О каких друзьях шла речь в рассказе?

Д. О трёх мальчиках-мечтателях.

У. О чём же они мечтали?

Д. Совершить подвиг, прославиться.

У. Они действительно совершили эти подвиги?

Д. Нет.

У. Были ли эти мечтатели друзьями Сёмы Пичугина?

Д. Нет.

У. В каком месте рассказа идёт речь об этих мальчиках?

Д. Только в начале.

У. А дальше?

Д. Ничего не говорится о них.

У. Подумайте, зачем автор рассказывает нам об этих ребятах в начале произведения, а потом ни словом о них не упоминает, а пишет лишь о Сёме Пичугине? Можно ли «вырезать» этот отрывок без ущерба для рассказа (ведь Сёма всё равно остаётся главным героем)?

Д. Нет, автор противопоставляет мальчиков-мечтателей, которые только говорят и ничего не делают, «молчаливому и тихому» Сёме, который без лишних слов совершил настоящий поступок – построил для людей мост.

У. Вы совершенно правы. Рассказ об этих мальчиках автор ведёт для сравнения их с Сёмой, для того, чтобы мы, читатели, лучше узнали Сёму и его личное качество, которое не позволяет ему хвастаться своим добрым делом и задирать нос перед остальными. Как называется это качество?

Д. Скромность.

У. Как вы думаете, кто больше нравится автору: Сёма или мальчики? А вам ?

Дети отвечают.

У. Так что же, подходит ли название «Друзья» к этому рассказу?

Д. Нет.

(Слово «Друзья»стирается с доски. Аналогично анализируются остальные варианты названий. В конце концов на доске остаются только слова «Пичугин мост»)


6. Работа с учебником.

У. Давайте проверим, разгадали ли мы загадку автора – верно ли наше название? Откройте учебник и прочтите авторское название рассказа.

Д. УРА! Мы угадали! Мы всё поняли!

У. Молодцы! Но пора наконец познакомиться с писателем. Прочтите его имя и фамилию.

Д. Евгений Пермяк.

У. Евгений Иванович Пермяк – замечательный детский писатель. Он сочинил много интересных и поучительных рассказов для детей. Хотелось бы вам прочитать их?

Д. Да!

У. В нашей библиотеке есть книги Е.Пермяка. Они ждут вас, а мы будем ждать встречи с новыми героями писателя. Правда?

Д. Да!

У. А теперь давайте сами прочитаем слова и предложения из рассказа «Пичугин мост».


7. Работа с тетрадью.

У. Откройте тетрадь на с.29 и выполните первое задание. (Прочитай. Что построил Сёма? Подчеркни.)

У. Почему Евгений Пермяк использует такие слова: мост, мосток, мостишко?

Д. Мост менялся от маленького до большого, потому и слова автор употребляет разные.

У. Какой мостик сделал Сёма?

Д. Прочный, из ветлы.

У. Каким мостом заменили мостик из ветлы?

Дети отвечают.

У. А сейчас какой мост в деревне?

Дети отвечают.

У. Посмотрите, какой мост нарисовал художник (рисунок в учебнике).

У. Выполните второе задание (Нарисуй Пичугин мост.) Нарисуйте мост, который вам больше понравился в рассказе.


8. Итог урока.

У. Понравился ли вам рассказ «Пичугин мост»?

Д. Очень понравился.

У. Кто его написал?

Д. Евгений Пермяк.

У. Хотелось бы вам подружиться с Сёмой?

Д. Хотелось бы.

У. А с мальчиками-мечтателями?

Д. Нет, они только говорят и мечтают, но ничего не делают.

9. Домашнее задание.

У. Попробуйте рассказать дома историю про Сёму Пичугина и его мост, но не сообщайте названия рассказа. Попросите родителей придумать заглавие. Интересно, что у них получится? Завтра расскажете. Спасибо вам за отличную работу на уроке!



Анна ЛИТЯГИНА,

учитель школы № 199

г. Москва

Урок литературного слушания в 1 классе. Е.Пермяк. Пичугин мост.
  • Начальные классы
Описание:

    Мои дети любят уроки слушания. Это здорово -- слушать, как читает учитель, да ещё что-нибудь очень интересное. Но слушание не отменяет процесс размышления над услышанной историей и влечёт за собой осмысленную беседу о произведении и о поступках героев. 

     Рассказ Е.Пермяка "Пичугин мост" (учебник Л.А.Ефросининой), как и все рассказы автора, заставляет задуматься о человеческих ценностях, о причинах и мотивах поступков людей. На мой взгляд, это первое, чему мы с Вами должны учить детей, и уроки литературы призваны делать человека Человеком.

   Звучит, возможно, пафосно, но я действительно так думаю.

Автор Литягина Анна Львовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2142
Номер материала 52255
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓