Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения во 2 классе Л.Н.Толстой - детям. Знакомство с былью "Котёнок".

Урок литературного чтения во 2 классе Л.Н.Толстой - детям. Знакомство с былью "Котёнок".

Документы в архиве:

5.5 КБ Thumbs.db
2.24 МБ Если нравится тебе то делай так - музыкальная игра.mp3
56.5 КБ котёнок.doc
1.03 МБ презентация Котёнок.ppt
293 КБ чистоговорка.mp3

Название документа котёнок.doc

Л.Н.Толстой - детям. Знакомство с былью Котёнок

Урок литературного чтения по учебнику

Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение»

УМК «Школы России»

В.В. Рибинская, учитель начальных классов
Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», учить работать с текстом.

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: Текст на каждого ученика; выставка произведений Л.Н.Толстого; презентация Power Point «Л.Н.Толстой «Котёнок»; конверты с заданиями для групповой и парной работы; MP3 файлы «Чистоговорка», «Если нравиться тебе, то делай так»; слайд – фильм Котёнок http://metodisty.ru

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока.

I. Организационный момент

- Всем – доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться

«Доброе утро!»

Доброе утро,

деревьям и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И стало вокруг всё добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера.

- Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.

II. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний

а) Выставка книг Л.Н.Толстого

На перемене вы рассматривали книги.

-Что общего у этих книг? (Их написал Л.Н.Толстой) На слайде портрет писателя.

- Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы, сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)

- Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и взрослых?)

- 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.

- Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах азбуки.

б) организация работы в парах

-Поиграем в игру «Найди лишнее»

- Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия рассказов: «Два товарища», «Правда всего дороже»,«Господин учитель Жук», «Жучка», «Три калача и одна баранка»)

- Найдите среди пяти полосок лишнюю.

Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок.

- Лишнее произведение - «Господин учитель Жук», так как все остальные, кроме этого , написал Л.Н. Толстой.

- Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Ученик загадывает загадку классу:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

(Котёнок)

Формулировка темы.

- Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»).

- А вот этот котёнок будет с нами играть и во всём помогать. (Учитель показывает игрушку котёнка)

III. Освоение нового знания

Речевая разминка

- Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

-Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать слоги. (На слайде записаны слоги , ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки. )

Ученики повторяют за диктором чистоговорки:

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул

ел – ил – ёл – ял

долго кот клубок катал

ил – ел – юл - ул

Потянулся и уснул

- Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы.

Работа в парах

Составьте из букв слова. Чья пара справиться с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)

На доске слова: котёнок

котик

котенька

коток

котяра

котище

котёночек

котька

котишка

- Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть –кот- ; одинаковое значение.)

- Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.)

Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка?

Работа с текстом.

Читают текст подготовленные ученики.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Чей поступок понравился?

- За кого переживали?

- Какие трудные слова встретили в тексте?

Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома строение для хранения зерна, муки.

Щавель стебли пшеницы, ржи после обмолота.

- Что требуется сделать?

(Надо объяснить значение слов из рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера. По завершении работы сверяют свою работу с образцом на слайде.

- Пара, выполнившая задание, поднимает «общую руку».

Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.

- Объясните значение слов.

Амбар - строение для хранения зерна, муки.

Щавель - травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Физминутка

Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»,

Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»

Вот поймает мышку киска,

Дай за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу».

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап»

Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».

IV. Первичное закрепление

Определение стиля художественного произведения

- Котёнок расшалился и раскидал по классу буквы.

(На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.)

- Найдите букву, которая стоит второй по счёту в алфавите. (Это буква б).

Ученик читает вопрос на карточке с буквой б.

- Как звали брата и сестру? (Их звали Вася и Катя)

- На эту букву слова в русском языке не начинаются. (Это буква ы.)

Вопрос классу на карточке с буквой ы: - В какое время года у кошки родились котята?

( Котята родились весной)

- На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. (Это буква л.)

Вопрос классу: - Почему котёнок остался один?

( Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.)

- Эта буква не обозначает звука. - (Это буква ь)

Вопрос классу: - Кто спас котёнка? (Вася спас котёнка)

На доске появляется слово: БЫЛЬ

- Какое слово мы составили? (Хором: быль.)

- Где вы встречали это слово? (Оно записано в книге под названием «Котёнок»)

- На какое слово оно похоже? (На слово «было».)

- Мог такой случай с котёнком произойти на самом деле? –(Да, такой случай с котёнком произойти мог.)

- Тогда догадайтесь, что такое быль. Быль – случай из жизни.

На доске табличка

Быль-

случай из жизни

V. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными фактами

Работа с текстом

- 1 и 2 абзац – чтение хором

3 абзац – жужжащее чтение.

- Найдите в тексте ответ на вопрос «Как выглядел котёнок?» и прочитайте его.

4, 5, 6 – выборочное чтение

Найдите ответы на вопросы в тексте:

- Как вёл себя котёнок при встрече с собаками?

- Что сделала Катя?

- Как проявил себя Вася?

VI. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.

Составление диафильма из рисунков

Работа в группе.

- Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации.

- Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои рисунки и встаньте в той последовательности, как происходили события в были.

- Расскажите каждый, какой сюжет изображён на вашем рисунке?

- Посмотрите слайд - фильм с рисунками настоящего художника Л.Ходакова.

VII. Контроль за результатами обучения

  • Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

5 учеников перед классом из карточек составляют из слов пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Получился наш урок добрым?

- Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?

- Какие задания понравились?

- Что было трудным?

«Спасибо за работу на уроке» - говорит вам котёнок.

Название документа презентация Котёнок.ppt

Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого ...
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке...
ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел ...
амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строени...
План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший кот...
Спасибо за урок
Электронные ресурсы: http://i.allday.ru/uploads/posts/201 10/thumbs/128725229...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Ли
Описание слайда:

Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России» МКОУ «Эссойльская СОШ» Рибинская Вера Васильевна учитель начальных классов

№ слайда 2 Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

№ слайда 3 Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке и
Описание слайда:

Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке и рыбке

№ слайда 4 ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – ю
Описание слайда:

ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – юл - ул

№ слайда 5 амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение д
Описание слайда:

амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёно
Описание слайда:

План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёнок. 4. Дети забыли котёнка на дороге. 5. Страшные собаки. 6. Вася спасает котёнка.

№ слайда 8 Спасибо за урок
Описание слайда:

Спасибо за урок

№ слайда 9 Электронные ресурсы: http://i.allday.ru/uploads/posts/201 10/thumbs/1287252298_r
Описание слайда:

Электронные ресурсы: http://i.allday.ru/uploads/posts/201 10/thumbs/1287252298_repin-1844-1930. portret-l.n.-tolstogo..jpg портрет Л.Н.Толстого http://b-track.ru/song/25706/Детские-Песни/Если весело-живётся-2/ - минусовка

Урок литературного чтения во 2 классе Л.Н.Толстой - детям. Знакомство с былью "Котёнок".
  • Начальные классы
Описание:

 

Методическая разработка включает: конспект урока, презентацию, аудиофайлы.

Методические рекомендации к использованию презентации

В презентацию включены речевая разминка (слайд 4), музыкальная физминутка (слайд 6), упражнения для проверки работы в парах (слайд 3) и «Найди лишнее» (слайд 5) «Работа над лексическим значением слов», а также (слайд 7) «Примерный план пересказа».

При работе над лексическим значением слов учащиеся в парах выполняют задание на карточках, ученик без пары выполняет это же задание на компьютере.

Слайд 5. Соединить слово и его значение. (указатель – фломастер)

 

По завершении работы учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде. 

Автор Рибинская Вера Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3317
Номер материала 52986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓