Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2-й класс)


Тема: Знакомство со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.


Цели:

обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;

выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

работать над техникой чтения;

расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;

воспитывать чувство любви к творчеству А. С. Пушкина.



Оборудование:


на доске портрет А. С. Пушкина


выставка книг со сказками А. С. Пушкина;


экран, компьютер



Ход урока.


1. Организационный момент


2. Сообщение темы и цели урока


Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».


Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.


Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.


Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.


Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.


В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.


Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.


Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.


Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.


Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина? Давайте вместе вспомним эти сказки.


Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)

Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)

В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?


«Сказка ложь, да в ней намёк


Добрым молодцам урок»



3.Чтение сказки А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»


А) Работа с текстом до чтения.


- Прочитайте название произведения


- Что можно узнать из заголовка?


- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.


Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.



Б) Чтение учителем первой части


Словарная работа идет по ходу чтения.


Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.


Невод - сеть рыболовная


Откуп - плата


Простофиля - глупый, несообразительный человек



В) чтение части детьми ( хорошо читающими)


Словарная работа.


Кликать – звать


Пуще - больше


Корысть - выгода


ФИЗМИНУТКА



Г) чтение « по-цепочке»


Словарная работа .


Чупрун- чуб



Д) Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.


Вопросы по просмотренной части :

Кем захотела теперь быть старуха?

Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?


Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)


Испугался старик, взмолился:


Что ты, баба, белены объелась?


Ни ступить, не молвить не умеешь!


Насмешишь ты целое царство”)



Е) Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.

Как встретило море старика?

Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.


«Не печалься, ступай себе с богом!


Добро! Будет старуха царицей!»


Ж) Чтение одним учеником .

Почему народ над старичком насмеялся ?


Не садися не в свои сани!”

Когда так говорят?


(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)


Словарная работа.


Невежа



З) Начало читают дети по учебнику


Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?


(За жадность)


Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)


- Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)


- Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? (“По щучьему веленью, по моему хотенью”.)


4. Оценивание работы учащихся на уроке


Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки

















Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)


Тема : Работа над образами главных героев сказки.


Задачи урока :

развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Планируемые результаты:

предметные УУД: умения читать вслух целыми словами осознанно и выразительно, исправлять ошибки при чтении, воспринимать на слух художественное произведение,

развитие умения анализировать характер героев;

регулятивные УУД: формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные УУД: выделение в художественном тексте основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;

коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе:

личностные УУД: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, уважение к старшим), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина.

Оборудование:

на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;


экран, компьютер


Ход урока


1. Организационный момент


2. Сообщение темы урока.


- А. С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…

А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)


Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки.



3. Подготовка к разбору сказки.


Вы дома работали со сказкой.

Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)


- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.


Все ученики делятся на 3 группы ( по рядам) . Каждая группа по очереди “вылавливают” с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?


Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)


С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)


С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)


Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)


Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)


В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)


Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)


Что держит стража царицы на плечах? (топорики)


Что ела за столом старуха-царица? (пряник)


Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)


Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)



Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и другие известные вам сказки?


( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)


( на экране открываются слова)

Есть зачин, концовка

Волшебство

Повторение сюжета

Магическое число

Добро побеждает зло



4. Разбор сюжета.

Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? ( золотая рыбка ).

В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)

Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.

Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)

Как просит старуха?

А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)


молвит ласковое слово, с поклоном”

Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)


Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.


(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )


Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.


Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?


Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?


Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.

Что оно означает?


Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?


Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.


Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

Случается ли такое в жизни?


В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.


Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)

Выберите наиболее точную формулировку:


Как здорово поймать волшебную рыбку!


Как плохо быть сварливым и жадным.


Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.


Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать


5. Итог урока.


Завтра на уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом» .


Домашнее задание . Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.



6. Рефлексия


Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.


1. На уроке я работал: С интересом/ без интереса


2. Своей работой на уроке я: Доволен/ не доволен


3. Урок для меня показался: Длинным/ коротким


4. Материал урока мне был: Полезен / бесполезен


5. Домашнее задание мне кажется: Интересным / неинтересным
















Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)


Тема : «Работа над образом моря – как одного из героев сказки».



Задачи урока :

проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;

проследить смену эмоциональной окраски повторов;

обсудить нравственный вывод сказки.

развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;



Оборудование:

на доске портрет А. С. Пушкина

детские рисунки « море»

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер



Ход урока


Организационный момент

Основная часть


«Сказка о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос:

Чему каждого из вас научила сказка?


А) Работа по содержанию ( найти и зачитать ответы из текста) На уроке вы будете активно работать и вам не составит труда назвать нам ещё одно действующее лицо в сказке.



Во –первых, разберёмся в желаниях старухи. (Ответы на вопросы дети зачитывают из сказки)

Что просила старуха в первый раз? (Корыто)


Что заметил старик в этот раз на море ?


(Море слегка разыгралось) чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.

Что теперь захотелось старухе?


(Избы)

Как менялось море? Найдите.


(Помутилося синее море) чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.


Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

Какими словами обращается старик к рыбке?


«Смилуйся, государыня рыбка»


Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?


«Разбранила меня моя старуха…»


« Избу просит сварливая баба…»



Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.

Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?( зачитать из текста)


«Не хочу быть черной крестьянкой


Хочу быть столбовою дворянкой…»



«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.»


И море дает старику об этом знак

Кем захотела теперь быть старуха?


(Вольною царицей)

Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?


Найдите и прочитайте в тексте .

Как встретило море?


(Почернело синее море) чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.


Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:


«Не печалься, ступай себе с богом!


Добро! Будет старуха царицей!»


И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» - уселась на трон в роли царицы.

Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?


(Черную бурю) чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.


Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.



Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:


Ничего не сказала,


Лишь хвостом по воде плеснула


И ушла в глубокое море.

Почему?


(Потому что милость небезгранична)


Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.


Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.

Назовите еще одно действующее « лицо» в этой сказке.


(Море)

Чему научила вас сказка А. С. Пушкина? ( ответы, рассуждения детей)


Сказки Пушкина в сердце живут,


Свет и радость всем детям несут!


Вновь помогут и мне, и тебе


Оказаться опять в той волшебной стране!


Сказки Пушкина – чудо – страна!


Свои Двери открыла она!


Эти сказки опять и опять


Будут дети читать, будут дети читать,


Снова будут их дети читать!


Сказки Пушкина. О. Ященко



Спасибо за активное участие на уроке.

Итог урока. Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах России поставлены памятники великому поэту.


( на экране памятники А. С. Пушкину)


Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.


Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.


Домашнее задание : представьте себя художниками- оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок литературного чтения во 2 классе
  • Начальные классы
Описание:

Тема:   Знакомство со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;

выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

работать над техникой чтения;

расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;

воспитывать чувство любви к творчеству А. С. Пушкина.

             Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

            Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

 

Автор Ильинская Ирина Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1470
Номер материала 12277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓