Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения в 4 классе По рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Урок литературного чтения в 4 классе По рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

hello_html_648175e3.gifУрок литературного чтения в 4 классе

По рассказу В.П.Астафьева

«Стрижонок Скрип»

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цели:

  • словарный запас учащихся

  1. долговременную память, логическое мышление и кругозор учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

  2. общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты

личностные (воспитательные) результаты:  

  • воспитывать любовь к живой природе;

  • бережное отношение к  «братьям нашим меньшим» к природе

метапредметные (развивающие) результаты:

  • развивать речь, мышление, память, воображение; расширять учащихся.

предметные (образовательные) результаты:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

  • Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,

  • учить анализировать поступки героев.

Оборудованиепрезентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах (инсер

Ход урока сост. Л.Ф.Климанова и др.».

 


Организационный т), учебник «Литературное чтение. 4 класс, момент.

                                                 Ну-ка, юный мой дружок,

                                                 Ты готов начать урок?

                                                 Все в порядке на столе?

                                                 Есть порядок в голове?

                                                 Чтобы иметь знания,

                                                 Понадобятся терпенье и старанье.

  1. Эмоциональное введение в тему.

Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

- «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова.

  1. Прием ассоциаций

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

После ответов учащихся на экране кластер «Природа» (Слайд 2)


  1. Игра «Найди пару»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 3)

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

  1. «Узнай по описанию»

Слайды  4-8 (за правильный ответ можно даватьцветочек или чтщ-нибудь, легче будет выставлять оценки)

- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».

А.И.Куприн).

- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).

- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).

  1. Подготовка к восприятию нового.

Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

Отгадка: ласточка. (Слайд 9)

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?

- Как называют таких ласточек? (стрижи)

Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

  1. Стадия осмысления. Чтение с остановками

1)        Беседа об авторе. (Слайд 10)

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

2)        Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд  11)

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

(А. Фет)

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

  1. Чтение текста. Прием «Инсерт»

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 12)

   V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

   - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

- Начало дети слушают из аудиокниги (рождение Скрипа)

- Как вы  думаете где мама?

- Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.

  1. Первичное восприятие

Обмен впечатлениями.

      - Понравился ли рассказ?

      -Что особенно запомнилось?

      - Какие чувства пробудила эта история?

      - Когда было страшно за стрижонка?

      - А в какие моменты тревожно?

  1. Физминутка (релаксация) 

Например: Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.

Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?

Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.

Слайд 13

  1. Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

      Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

      Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

      Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 14

Чтение 1 части.

- Где и как родился стрижонок?

- Как повел себя стрижонок?

- Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?

- Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?

- Что принесла мама птенцам?

На какие микрочасти  мы можем поделить эту часть?

1.Рождение Скрипа.

2. Стрижата одни.

3.Возвращение мамы-стрижихи.

Чтение 2 части.

О чем говорится в этой части?

1.Кормление птенцов.

2.Скрип обижен.

3.Жизнь семьи.

Чтение 3 части.

Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?

-О каком качестве характера это говорит?

-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?

- Чего она боялась?

- Знал ли об этом стрижоно?

- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?

1.Любопытство стрижонка.

2.Страх матери.

3.Враги стрижей.

Чтение 4 части.

-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?

-Как коршуну удалось победить мать - стрижиху(он ее перехитрил)?

-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,

храбрость  самоотверженность)?

-Как стрижи помогли бедным стрижатам?

-О каком качестве стрижей это говорит?

На какие микрочасти мы поделим 4 часть?

1. Гибель мамы

2. Беда стрижей.

3. Дружные стрижи

  1. Составление синквейна

 Составление синквейна  на тему «Стрижиха» (работа в тетрадях)

Слайд 14

Правила составления синквейна:

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка  ( на доске):

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

VI. Закрепление изученного.

У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

  5. Скрип был любопытный стрижонок.

  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

  7. Стрижи – очень дружный народ.

  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

  1. ошибка – 5.

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Прочитайте пословицы:

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Друзья познаются в беде»

«На друга надейся, а сам не плошай!»

 

Выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего произведения.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки, 
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы вы оценили работу группы; свою работу на уроке.

Жёлтый – отлично, у меня всё получилось

Зелёный - хорошо, в некоторых вопросах я сомневался

Красный – надо ещё постараться, мне оказывали помощь товарищи.















Цели: обобщить знания учащихся по теме «Природа и мы»; проверить, как ученики усвоили, насколько глубоко поняли произведения из данного раздела.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают выписанные ими дома эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей, из произведений «Приёмыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева.

Нравятся ли вам эти птицы? Чем?

Интересно ли было вновь перечитать произведения?

Физкультминутка

III. Обобщение знаний учащихся.

Данный  этап  урока  учитель может провести по-разному: в форме викторины, конкурса на лучшее знание произведений и их авторов, в форме проверочной работы, теста, в форме диалога между учащимися (когда  ученики  сами  задают  друг  другу  вопросы  по  прочитанным  произведениям).

ТЕСТ

1. Как назвал свой рассказ М. М. Пришвин?

а) «Попрошайка»;

б) «Выскочка»;

в) «Зазнайка».

2. Кто главный герой рассказа М. М. Пришвина?

а) Собака;

б) сорока;

в) ворона.

3. Кем ещё был писатель Е. И. Чарушин?

а) Художником;

б) музыкантом;

в) врачом.

4. От каких животных Е. И. Чарушин «дал ходу» из зоопарка?

а) Кабанов;

б) медведей;

в) оленей.

5. Стрижонок Скрип был:

а) храбрым;

б) трудолюбивым;

в) жадным.

Проверка ответов учащихся (учащиеся меняются тетрадями и проверяют работы друг друга).

Ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – а; 4 – а; 5 – а, б.

IV. Итог урока. 





Урок литературного чтения в 4 классе По рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
  • Начальные классы
Описание:

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цели:

  • словарный запас учащихся

1.       долговременную память, логическое мышление и кругозор учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

2.       общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

 

3.       воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Автор Харнутова Марианна Климентьевна
Дата добавления 23.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 4532
Номер материала 58523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓