Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения в 4 классе на тему:"В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе"

Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе"

Скачать материал

4 класс

Литературное чтение.

 

ТЕМА: Знакомство с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе».

 

Цели урока: 

- формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности;

- формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь;

-развитие творческих способностей через исследование текста, развитие внимания;

 - воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.

 

Оборудование: 

1) Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс. Учебник.

2).Картины с изображением жабы и розы, мальчиков.

3).Полоски с опорными словами.

4). С. И. Ожегов. Толковый словарь.

5). Компьютер.

 6).Мультимедиапроектор.

4).Презентация к уроку.

 

ФОРМА: урок – исследование.

 

 

ХОД УРОКА

 

        I.      Организационный момент. Психологический настрой.

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зелёный лист, ожидает успех на уроке.

Те, кто выбрал красный,- желают общаться.

Жёлтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

  Также нам понадобится ваше  внимание.

     II.      Подготовка к изучению нового материала

1. Знакомство с В.М.Гаршиным, его творчеством. 

- Сегодня мы познакомимся с творчеством В.М.Гаршина, с его сказкой. Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст.

Прочитайте слова Ключевского Василия Осиповича: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

 (Слайд 2). Вдумайтесь в их содержание. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Над этой проблемой размышлял Всеволод Михайлович Гаршин.

2.Слово о писателе. Составление словесного портрета Гаршина. Подготовка к восприятию текста. (Слайд 3).

        Родился 14 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (Екатеринослав – ныне  г. Днепропетровск  на Украине) в семье офицера, часто переезжавшего с места на место.

Детство у писателя было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать.

    Восьмилетним  Всеволод переехал в Петербург вместе с вернувшейся матерью и другими детьми. Но через 3 года мать уехала вновь, и Гаршин перебирался с квартиры на квартиру – жил у дальних родственников, в пансионате при гимназии, у знакомых.

    С детства Всеволод был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком, любил науку о растениях, собирал гербарии...

Учился в гимназии, потом в Горном институте, а во время войны России с Турцией  Всеволод Михайлович участвовал в походе, отважно воевал, был ранен в ногу, отправился на лечение, тогда и начал писать рассказы и сказки.

  Гаршин прожил короткую трагическую жизнь, как в сказке со страшным финалом: писатель покончил с собой, бросившись с лестницы.

   Всеволод Михайлович умел глубоко почувствовать страдания людей. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Я предлагаю вам быть на уроке наблюдательными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, определить главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям.

 

  III.      Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса

1.Рассказ на фоне музыки.

Послушайте  произведение композитора   19  века Антона Григорьевича Рубинштейна.

 Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у Гаршина складывалась в голове  маленькая трогательная сказка.

- Как вы думаете, почему у Всеволода Михайловича  возникла идея?  (Слайд 4).  Над этой идеей я предлагаю вам поразмыслить на сегодняшнем уроке.

        2. Беседа с исследованием текста.

Прочитайте название сказки.

Как вы думаете, о чем пойдёт речь?    О жабе и розе. 

 

        ЖАБА                                             

-Кто такая жаба?                                                              

Жаба – земноводное     животное, скользкая,   холодная, вся в              

         пупырышках, безобразная.

                                                                      

  (Вывешивается иллюстрация на доску)                

РОЗА  

                                                                                             

- А роза? Какая она?                    Роза – это красивый      цветок с приятным ароматом. 

(Вывешивается иллюстрация на доску).       Растет кустом,   имеет шипы,    цветет с середины    лета до осени.

                                                                                               

- Теперь следим по тексту, подчёркиваем слова, которые вызывают затруднения.

2.Первичное чтение текста с анализом.

Чтение учителем I абзаца.

 - О чем повествует данный абзац?                      О кусте розы, который рос

Услышали слова, вызывающие затруднения?             перед домом.

                                                                               О цветнике, где росла эта  роза.

  - Каким был этот цветник?                                    Цветник запущен - по нему

                                                                                       разрослись сорные травы

                                                                                       - дорожки не чищены –

                                                                                            деревянная решетка

                                                                        облезла, рассохлась и развалилась –

                                                                        обстановка вокруг розы убогая.

- Что хотел показать автор в этом абзаце?           - Среди убогости можно

                                                                                встретить, увидеть прекрасное.

- А так ли некрасив был этот цветник? Прочитайте II абзац.

3.Чтение II абзаца учеником.

 - Только что мы говорили о полном запустении цветника.

Каким он сейчас предстал перед вами?                            Цветник   от разрушения стал                                                                                                              нисколько не хуже. Он  приобрел свою индивидуальность.

 - Что придало красоту и индивидуальность

этому запустению? (Читать из текста с.171-172)           Хмель, повилика,

                                                                                мышиный горошек скрыли

                                                                       остатки развалившейся решетки.

       Услышали слова, вызывающие затруднения?          Чертополох стоял, как деревья.

                                                                        Желтые коровяки подымали свои

                                                                                усаженные цветами стрелки

                                                                      еще выше. Крапива показана темно

                                                 – зеленым фоном, которым можно   было любоваться издали.

- Как среди такой красоты выглядела роза?            Нежным, роскошным бледным   цветком.

 - Как чувствовала себя роза в этом цветнике?  Она считала себя в этом цветнике как дома - она вынужденно там  росла, где ее посадили.

 

4.Чтение 1 строки III абзаца до слов «Она распустилась в хорошее майское утро…»

- Каким вы представляете себе майское утро?       Ярко светит солнце – все                                                        искрится и играет в лучах майского  солнца.  Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки – природа просыпается от сна – зеленеют деревья - природа оживает.

Перечитайте этот абзац до слов «Но вокруг нее все было хорошо…»

5.Чтение текста.

- Оживает природа, казалось бы, все хорошо, тогда почему же плачет роза?                              Роза растет среди запустения,  поэтому и плачет.

 - А разве цветок может плакать?                  Её слезы – это капельки росы,

                                                                   которые искрятся на листочках розы.

 Учитель дочитывает абзац.

- Какой могла быть молитва розы?

О чем могла молиться роза?                      Она молилась о своей жизни, чтобы

                                                            дольше прожить, принести пользу людям,

                                                                 чтобы жить в лучших условиях.

6.Чтение абзаца о жабе (IV).

 - Какой показана жаба?                       Прилипла к сырой земле плоским брюхом  - довольно старая жирная жаба – она охотилась целую ночь за червяками  и мошками - под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее - она  сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие,   грязно-серые бородавчатые бока - ленивая жаба - безобразные лапы - она ничему не радовалась,   наелась и собралась отдыхать - ей доставлял  беспокойство запах розы, но она не обращала на                                                                               это внимание, т.к. была ленивой.

 - О чём молилась роза?

Как вы думаете,  могла ли молиться жаба?

Каковы её желания?           Она могла бы молиться, но только ее                                                                           молитва отличалась бы от молитвы розы.

         Жаба просила бы только о том, чтобы плотно   поесть и хорошо отдохнуть после еды.

Поразмышляем, в чём выражается счастье для жабы и розы? (Слайд 5).

7. Физминутка (Слайд 6).

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса

1. И. п. – стоя, руки на поясе.

1- правую руку вперёд, левую вверх.

2- переменить положение рук. Затем расслабиться , опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд, темп средний.

Повторить 2-3 раза.

2. И. п.- стойка ноги врозь, руки за голову.

1- резко повернуть таз направо.

2- резко повернуть таз налево, плечевой пояс неподвижный.

Повторить 2-3 раза.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1.И.п.- сидя на стуле, 1-2- отвести голову назад и плавно наклонить назад;

3-4- голову наклонить вперёд, плечи не поднимать.

Повторить 2-3 раза. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе, 1- поворот головы направо, 2- и.п., 3 – поворот головы налево, 4- и.п.

Повторить 2-3 раза. Темп медленный.

ФМ для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Повторить 2-3 раза.

2.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счёт 1-6.

Повторить 2-3 раза.

3. Закрыть глаза и отдохнуть.

Продолжим работу.

 

 - Теперь у нас появляются новые герои.

Какими вы их увидите?

8.Чтение текста учащимися (с.173-174 до слов «В эту весну…»).

Словарная работа.

 - Каким вы увидели мальчика?                        Ему около семи лет - мальчик с

                                                          большими глазами и большой  головой на

                                                           худеньком теле - у него счастливые глаза

                                                                      - он любит свой цветник.

 - Почему он любил такой заброшенный цветник? Вычитываем. Цветник для        

                                           мальчика был  вторым домом - когда ему надоедало   

                                        читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал  каждый кустик и травинку. - он проводил очень  много времени в этом саду.

 - Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…».

 - Как вы понимаете слово кроткий? Посмотрите, как объясняется лексическое значение этого слова в словаре Ожегова.         

   (Читает знаток из толкового словаря Ожегова.)   Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни.

 - Можно ли розу назвать кроткой? Почему?           Можно, потому что она тоже  смиряется с тем в каких условиях она живет.

- Для чего автор показывает мальчика нам таким?  Чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту.

- А еще для чего?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте продолжим  чтение нашей сказки.

9. Чтение - исследование текста с карандашом с.174-175 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …» Подчёркиваем слова, характеризующие мальчика.

- Каким мальчик стал в эту весну?                     Исхудалая головка - тощие ручки –  глаза быстро утомлялись - бледные щеки –                                                                            худая шея - коротко остриженные волосы.

 - Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним.

Как изменился мальчик?

- Ребята, вслушайтесь в следующее предложение: «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок». Как вы думаете, что имел в виду автор?                 Мальчик сильно болеет. - Жизнь уходит, угасает.

Читаем следующий абзац. Достаточно ( до слов «Ее заметила жаба…»).

 - Давайте поразмышляем о том, что вы услышали?    Роза цветет не более 3 дней - на 1  день растет и красуется - на 2 день распускается - на 3 день вянет.

 - Прочитав отрывок, вы узнали, что  за короткую жизнь розе довелось испытать немало страха и горя? Что Всеволод Михайлович имел в виду?          

                                                  Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею    никто не любовался.   Она жила в страхе.

Продолжим чтение (до слов «Роза содрогнулась»).

 - Какой сейчас предстала перед нами жаба?              Злые безобразные глаза - «нежные чувства» - она не умеет выразить свои слова.

- Что могло зашевелиться в жабьем сердце?                Зависть.

- Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?  Я тебя слопаю.

 - Являются ли эти слова выражением чувств?               Нет. Жаба не может

                                                   говорить о красоте, она ее не понимает.

 

Чтение следующего абзаца. Дети слушают.

- Отчего роза содрогнулась?                              Роза услышала реплику жабы. Она  испугалась.

 - Что захотелось сделать розе в тот момент?               Что она прикреплена к

                                     стеблю и не   может как вольные птички и                          свободные бабочки    улететь от опасности.

Чтение сказки до с. 176 до слов : «Господи!-…»

- Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе.  Она

                                                                    повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь.

-Какой автор показывает розу?                                         Бледное создание.

- Как вы думаете, на кого из героев похожа роза?  На мальчика, его автор  

                                                             показывает бледным от болезни.

 - Ребята, а вы видели бледную розу? Почему автор употребил такое сравнение?                      От страха.

Чтение следующей фразы.

 - Какую смерть предпочла бы себе роза?                Чтобы принести кому-нибудь   радость, даже срезанной –    просто умереть после цветения, осыпав лепестки.

10.Самостоятельное жужжащее чтение до с. 177 до слов «Она отдыхала довольно долго…»                                                           посм. абзац..

 - Каково эмоциональное состояние жабы? Подтвердите текстом.

                                                 Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о                                                       шипы. Ей было больно, она не достигла цели,  поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок.

- Каково её желание?                                   Желание

                                       набить брюхо пересилило желание добраться до розы.

Чтение текста 1 уч-ся  дальше до слов «Она не видела…»

 - Что мы можем сказать о розе из прочитанного отрывка?   Она забыла о враге. –

                                                   Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике. -                                                                                                                                     Принесла радость окружавшим ее    птицам, бабочкам, пчелам,  соловью.

  - А мальчику?              Она не может принести радость мальчику.

- Давайте обратимся ещё раз к тексту.

Чтение отрывка до слов «Роза поняла…».  С.178

 - Почему автор называет жабу злым животным?

                            Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно.

                             - Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка.

- Давайте вспомним, какая речь была у жабы в начале нашей беседы? Изменилась ли она сейчас?                                   Нет. Она такая же бедная.

 

 -«Роза поняла, что погибает…» - о чем говорит эта фраза?  Она поняла, что

                                            ничто не сможет изменить ее участь.                                                                                 Роза смирилась со своей долей.

 Чтение сказки дальше до слов «Когда мальчик…» на с. 180.

- Вновь предстаёт перед нами  жаба. Какова она сейчас?  Она ничуть не изменилась. –                   Она хочет довести начатое дело до конца и не                                                                     отдать розу, а самой ее съесть.

 -Какие слова выбирает автор, характеризуя встречу жабы и девушки? Почему?                             Жаба смиряется, т.к. чувствует силу     человека.

- Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это?    «Она не посмела…»

Чтение дальше до слов «Роза, хотя и была …»

 - Какие чувства возникли, читая этот абзац?

- Какова роль розы в данном повествовании?

 Принесла она радость или трагедию в этот дом?  Роза почувствовала, что

 срезали ее не зря. - Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. - Она принесла   тишину и покой в этот дом.

11.Чтение сказки до конца.

  - Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?  Нет,

                                                 Исполнилась просьба розы: принести пользу людям.

- О ком напоминала роза людям?                   Глядя на этот

                                        цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них. 

 

 IV.      Итог урока.

- Чему научил вас рассказ? Добрые поступки, дела никогда не забываются, а    остаются в памяти других людей на долгие годы. –

                                              Лучше делать добро людям.

 - Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может сейчас ответить на него?  Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. - Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое.

    V.       Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия.

Пожалуйста, встаньте у кого 5 жёлтых квадратиков. Вы получаете  «5», у кого 4 – «4», а остальным надо постараться и  поактивней поработать на следующем уроке.

 VI.      Домашнее задание. Краткий пересказ сказки: а)от лица  розы;

б)от лица жабы.

 (Слайд 7,8).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения в 4 классе на тему:"В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Знакомство с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе». Обучающиеся научатся работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст.Основная мысль сказки в высказывании Ключевского Василия Осиповича: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

Цели урока: 

- формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности;

- формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь;

-развитие творческих способностей через исследование текста, развитие внимания;

 - воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 471
    • DOCX 27.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чурилова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чурилова Светлана Николаевна
    Чурилова Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27091
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 201 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек