Урок
литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из
окошка...", "Кот поёт глаза прищуря"»
Цель: организовать
деятельность учащихся по знакомству и анализу стихотворений А.А. Фета «Мама!
Глянь-ка из окошка», «Кот поёт глаза прищуря…».
Предметные: Сравнивает стихотворения
А.А. Фета, выделяет эпитеты, сравнения. Определяет темп и тон чтения.
Наблюдает за употребление автором знаков препинания. Работает с иллюстрацией и
соотносит её с текстом. Заучивает одно из стихотворений наизусть.
УУД: Самостоятельно
готовит выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному
учителем.
Личностные: Владение
коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их
проблем.
Задачи:
·
познакомить
с творчеством А. Фета;
·
создать
условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
·
познакомить
с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
·
добиваться
искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
·
способствовать
расширению и обогащению словарного запаса детей;
·
способствовать
развитию эмоций и чувства детей.
Оборудование:
·
презентация
к уроку;
·
аудиозаписи;
·
компьютер
и проектор.
Ход
урока
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания
(Слайд 2 –
запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении
музыки)
– Как называется
раздел, который мы проходим? (Стихи русских поэтов)
– Мы познакомились
с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы
приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в
учебнике? (Майков «Осень». Ребенок читает наизусть)
3. Речевая
разминка
(слайд 3 –
по щелчку)
– Какое время года
мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки
Я.Акима.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Дети
выполняют задания:
– «Жужжащее
чтение»,
– Какова тема
этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)
– Какие литературные
приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)
– Начинайте читать
шепотом, постепенно усиливая силу голоса.
– А теперь
наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.
– А теперь
прочитайте стихотворение выразительно, красиво.
4.
Упражнение на развитие навыка чтения целыми словами.
Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
5.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нас ждёт
встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны
природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не
имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи
проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Имя этого поэта
Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 194 год со дня
рождения.
6.
Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по
щелчку)
Афанасий
Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье
помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт,
стала его литературным именем.
Рассказывая о
своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес,
ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил
стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
Фет учился в
частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил
философский факультет Московского университета. Первый сборник своих
стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за
ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет
находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую
губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал
стихи.
Фет писал о самом
простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о
самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия
радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не
изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для
детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным
читателям.
Стихотворные
строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в
романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.
Слушание
романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет
автоматически)
– Какие чувства
возникли при прослушивании этого произведения?
– Что услышали?
– Какую картину
увидели? (Ответы детей)
7.
Подготовка к восприятию текста.
– Мы с вами уже
говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с
деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину.(Ответы
детей)
Если дети
затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами?
Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои
ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
– Сегодня вы
познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из
окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
8.
Первичное чтение произведения (слайд 6 – по
щелчку)
Чтение учителем
стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей
закрыты)
9.
Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 –
по щелчку)
– Понравилось ли
вам стихотворение?
– Какое чувство
возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени
написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)
– Что он увидел из
окошка? Что его удивило? (Ответы детей)
– Чему рад
ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)
– Все ли слова вам
понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)
– Найдите значение
этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)
– Прочитайте
восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте
вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать
с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
– С какой
интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С
восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться
своими чувствами с мамой, говорит быстро)
– Отличаются ли
чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы
детей)
- Найдите
на доске схему, которая соответствует нашему произведению. Что это? (стих). По
количеству строчек в строфе, как мы его назовём? (шестистишием). Каким цветом
мы закрасим треугольник? Почему?
10.
Физкультминутка (слайд 8)
11.
Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)
Самостоятельное
чтение стихотворения.
– Всегда ли паузы
совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2,
7, 11, 14.)
– А где паузы
нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а
в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)
Обсуждение понятия
РИФМА.
– Что такое
РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в
стихотворении.
Выразительное
чтение стихотворения.
– А теперь
прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы
обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)
После чтения дети
указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают
стихотворение вслух.
12. Итог
урока. Рефлексия (слайд 11)
– С творчеством
какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)
– И мы сегодня
почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье»
любви, как «говор звёзд на небесах», как …
Целый мир от
красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
– Поднимите правую
руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как
вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.
– Сегодня работали
хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет
вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать
стихотворения.
14.
Домашнее задание.
Выразительно
читать уч. с. 128-129.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.