Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Кот поёт глаза прищуря"»

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Кот поёт глаза прищуря"»

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Кот поёт глаза прищуря"»

Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству и анализу стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт глаза прищуря…».

Предметные: Сравнивает стихотворения А.А. Фета, выделяет эпитеты, сравнения. Определяет темп и тон чтения. Наблюдает за употребление автором знаков препинания. Работает с иллюстрацией и соотносит её с текстом. Заучивает одно из стихотворений наизусть.

УУД: Самостоятельно готовит выразительное чтение стихотворения по алгоритму, предложенному учителем.

Личностные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в коллективном обсуждении их проблем.

Задачи:

  • познакомить с творчеством А. Фета;

  • создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;

  • познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;

  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

  • способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;

  • способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • аудиозаписи;

  • компьютер и проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) 

Как называется раздел, который мы проходим? (Стихи русских поэтов)

Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Майков «Осень». Ребенок читает наизусть)

3. Речевая разминка

(слайд 3 – по щелчку)

Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.

Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый 
Расстелить над мостовой.

Дети выполняют задания:

«Жужжащее чтение»,

Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)

Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)

Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.

А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.

А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

4. Упражнение на развитие навыка чтения целыми словами.

Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз

5. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 194 год со дня рождения.

6. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.

Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)

Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

Что услышали?

Какую картину увидели? (Ответы детей)

7. Подготовка к восприятию текста.

Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину.(Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

8. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)

9. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

- Найдите на доске схему, которая соответствует нашему произведению. Что это? (стих). По количеству строчек в строфе, как мы его назовём? (шестистишием). Каким цветом мы закрасим треугольник? Почему?

10. Физкультминутка (слайд 8)

11. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)

Самостоятельное чтение стихотворения.

Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение понятия РИФМА.

Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)

С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.

14. Домашнее задание.

Выразительно читать уч. с. 128-129.



Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Кот поёт глаза прищуря"»
  • Начальные классы
Описание:

Организовать деятельность учащихся по знакомству и анализу стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Кот поёт глаза прищуря…».

·         познакомить с творчеством А. Фета;

·         создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;

·         познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;

·         добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

·         способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;

 

·         способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Автор Черкашина Жанна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3492
Номер материала 45010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓