Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш."

Урок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш."

Согласный звук (ш), буква Ш ш.

Цели: познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение

М е т о д ы: наглядные, словесные, практические, создание проблемных ситуаций.

Ф о р м ы: индивидуальные, фронтальные, дифференцированная работа.

С р е д с т в а: учебник, тетрадь, ИКТ, герои сказки «Теремок»

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Отгадайте загадку.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок.)

Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

II. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквой.

На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске теремок и слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук ш.)

Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук ш, который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Г. Виеру

А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

2. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)

Сказка начинается…

На доске с л о в о «шалаш».

Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)

Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

Кто в шалаше живет?

А шалаш отвечает:

Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.

Мышка согласилась.

Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки.

Если б не были здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

Ю. Щербаков

Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ежик-ершик.

Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.

А мышка-норушка отвечает:

Выполнишь мое задание, пущу.

3. Звукобуквенный анализ слова «груша» (по учебнику).

Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.

Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)

Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)

Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)

Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.)

Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.)

Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.)

У этого звука есть пара по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].)

Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] – гласный.)

Замените фишки в схемах слов буквами.

Разделите слово на слоги.

На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

Сравните звук ш в словах «груша», «катушка».

Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук ш всегда твердый.)

Прочитайте правило в учебнике.

Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зеленая, так как звук ш всегда твердый.)

Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.

Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А ежик-ершик говорит:

Выполнишь наше задание – пустим.

4. Подбор слов со звуком ш.

Придумайте слова со звуком ш.

Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш.

Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А лягушка-попрыгушка говорит:

Выполнишь наше задание, пустим.

5. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение.

Прочитайте слоги.

Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.

Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами ш – с.)

Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.

Дети читают стихи.

Веселые звуки

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

И квартирами менялись

Каждый час. И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,

Десять – сено… (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар… (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых… (шарил).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая… (ушами).

Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у него такое необычное прозвище.

Хоровое чтение слов.

Это интересно!

Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.

Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?

Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А зайчишка- трусишка говорит:

Выполнишь наше задание – пустим.

6. Найди слово в слове.

Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?

Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.

(Шар; фарш. Утка, шут; туша, тушка. Шина; ниша.)

Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?

7. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.

Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.

Дополните предложения получившимися словами.

Читаю предложения, уч-ся дополняют словами из учебника.

Я с одноклассниками… (дружу).

Я воздухом… (дышу).

Я на солнышке… (лежу).

Я прощения… (прошу).

В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).

Божьи коровки – это… (жуки).

Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).

Я читаю… (журнал).

В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели

(на доске). (Мыши.)

Синяя фишка

Красная

Фишка

Синяя
фишка

Красная
фишка

Вывод: звук ш всегда твердый.

Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.

Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А лисушка-подружка говорит:

Выполнишь наше задание – пустим.

8. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки.

Мальчики, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисован мальчик. (3, 2.)

Девочки, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисована девочка. (4, 1.)

Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко. А он веселым оказался, научил друзей новой игре.

hello_html_2c059725.png

Игра «Слушайте внимательно».

Я буду называть слова. Когда вы услышите в слове звук ш, поднимайте руку. А когда услышите слово, в котором есть звук ж, хлопайте в ладоши.

Шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.

В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки ш, ж, дети молчат.

9. Дифференцированная работа по учебнику.

Д е в о ч к и работают с учителем, читают рассказ про кошку Пушинку.

Как звали кошку?

Как шалила Пушинка?

Подчеркните слова с буквой ш. (12 слов.)

М а л ь ч и к и самостоятельно читают рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

Как вы думаете, ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук ш.)

А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.

Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

10. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Карточка 1.

Ш ш

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Ж ж

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3.


Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

Карточка 4.


Ш или Ж?

Впишите букву ш или ж.

III. Итог урока.

Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?

Ребус:

К а м ы ш → (мышка)

  1. 5 1 2 3

Р е ф л е к с и я



узнал…

Я вспомнил…

научился...

( С каким звуком мы познакомились на уроке? Дайте характеристику этому звуку. Назовите его пару по звонкости – глухости.)

Выделите сначала слова, в которых есть звук ш, потом ж.

Запись на доске:

Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.



Урок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш."
  • Начальные классы
Описание:

План-конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема:"Согласный звук (ш), буква Ш ш."                                                             Цели: познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение
М е т о д ы: наглядные, словесные, практические, создание проблемных ситуаций.
Ф о р м ы: индивидуальные, фронтальные, дифференцированная работа.                                                                                                        С р е д с т в а: учебник, тетрадь, ИКТ,  герои сказки «Теремок"             

 

 

Автор Тюменцева Наталия Владимировна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 473
Номер материала 10161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓