Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш."

Урок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш."

Скачать материал

Согласный звук (ш), буква Ш ш.

Цели: познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение

М е т о д ы: наглядные, словесные, практические, создание проблемных ситуаций.

Ф о р м ы: индивидуальные, фронтальные, дифференцированная работа.

С р е д с т в а: учебник, тетрадь, ИКТ,  герои сказки «Теремок»

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку.

           Мышка дом себе нашла,

           Мышка добрая была:

           В доме том в конце концов

           Стало множество жильцов.

                 (Теремок.)

– Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

II. Работа по теме урока.

1. Знакомство с буквой.

– На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске теремок и слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка – серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.

– В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

– Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук [ш].)

– Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

                     Шура сено ворошил,

                     Вилы в сене позабыл.

              Г. Виеру

– А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:

                               Посмотри на букву Ш

                               Буква очень хороша,

                               Потому что из неё

                               Можно сделать Е и Ё.

2. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

– Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)

– Сказка начинается…

На доске  с л о в о «шалаш».

– Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева направо, и справа налево.)

Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живет?

А шалаш отвечает:

– Я ничей. Расскажешь скороговорку – пущу тебя жить.

Мышка согласилась.

Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка  на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки.

Если б не были здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

              Ю. Щербаков

– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ежик-ершик.

– Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить.

А мышка-норушка отвечает:

– Выполнишь мое задание, пущу.

3. Звукобуквенный анализ слова «груша» (по учебнику).

– Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.

– Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)

– Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)

– Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)

– Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.)

– Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.)

– Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.)

– У этого звука есть пара по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].)

– Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] – гласный.)

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Разделите слово на слоги.

– На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

– Сравните звук [ш] в словах «груша», «катушка».

– Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.)

– Прочитайте правило в учебнике.

– Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)

– Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А ежик-ершик говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

4. Подбор слов со звуком [ш].

– Придумайте слова со звуком [ш].

– Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш.

– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А лягушка-попрыгушка говорит:

– Выполнишь наше задание, пустим.

5. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение.

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.

– Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами ш – с.)

– Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.

Дети читают стихи.

Веселые звуки

                     На десятом этаже

                     Жили буквы Ш и Ж.

                     То грустили, то смеялись

                     И квартирами менялись

                     Каждый час. И вот что, кстати,

                     Получилось в результате.

                     Две вороны ворожили,

                     Десять – сено… (ворошили).

                     И сороки не тужили:

                     У реки пожар… (тушили).

                     А журавль рыбу жарил.

                     Шмель в цветах душистых… (шарил).

                     И беседовал с ужами

                     Заяц, хлопая… (ушами).

– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике  и подумать, почему у него такое необычное прозвище.

Хоровое чтение слов.

Это интересно!

Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.

– Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?

– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А зайчишка- трусишка говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

6. Найди слово в слове.

– Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?

– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.

(Шар; фарш. Утка, шут; туша, тушка. Шина; ниша.)

– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?

7. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова.

Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.

– Дополните предложения получившимися словами.

Читаю предложения, уч-ся дополняют словами из учебника.

        Я с одноклассниками… (дружу).

        Я воздухом… (дышу).

        Я на солнышке… (лежу).

        Я прощения… (прошу).

        В гости приходили… (Саша, Даша, Маша).

        Божьи коровки – это… (жуки).

        Папа в шкаф вкрутил… (шуруп).

        Я читаю… (журнал).

– В последнем столбике найдите слово, соответствующее модели

(на доске). (Мыши.)

Синяя фишка

Красная

Фишка

Синяя
фишка

Красная
фишка

Вывод: звук [ш] всегда твердый.

– Бежит к шалашу волчишка – серый хвостишко.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А лисушка-подружка говорит:

– Выполнишь наше задание – пустим.

8. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

– Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки.

Мальчики, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисован мальчик. (3, 2.)

Девочки, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем правом углу картинок, на которых нарисована девочка. (4, 1.)

– Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко. А он веселым оказался, научил друзей новой игре.

Игра «Слушайте внимательно».

– Я буду называть слова. Когда вы услышите в слове звук [ш], поднимайте руку. А когда услышите слово, в котором есть звук [ж], хлопайте в ладоши.

Шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф, лопата.

В тех случаях, когда в названном слове отсутствуют звуки [ш], [ж], дети молчат.

9. Дифференцированная работа по учебнику.

Д е в о ч к и  работают с учителем, читают рассказ про кошку Пушинку.

– Как звали кошку?

– Как шалила Пушинка?

– Подчеркните слова с буквой ш. (12 слов.)

М а л ь ч и к и самостоятельно читают рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

– Как вы думаете, ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)

– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.

– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

10. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Карточка 1.

Ш ш

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Ж ж

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3

 

Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

Карточка 4.

 

Ш или Ж?

Впишите букву ш или ж.

III. Итог урока.

– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?

Ребус:

К а м ы ш  →  (мышка)

4        5 1  2  3

Р е ф л е к с и я

 

                                                        узнал…

                                          Я       вспомнил…

                                                     научился...

( С каким звуком мы познакомились на уроке? Дайте характеристику этому звуку.  Назовите его пару по звонкости – глухости.)

– Выделите сначала слова, в которых есть звук [ш], потом [ж].

Запись на доске:

Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения в 1 классе "Согласный звук (ш), буква Ш ш.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План-конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема:"Согласный звук (ш), буква Ш ш."                                                             Цели: познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение
М е т о д ы: наглядные, словесные, практические, создание проблемных ситуаций.
Ф о р м ы: индивидуальные, фронтальные, дифференцированная работа.                                                                                                        С р е д с т в а: учебник, тетрадь, ИКТ,  герои сказки «Теремок"             

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 365 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 485
    • DOCX 31.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тюменцева Наталия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4953
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе