Согласный
звук (ш), буква Ш ш.
Цели:
познакомить с буквой Ш, ш; формировать навык чтения слов,
предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух,
творческое воображение
М е т о д ы:
наглядные, словесные, практические, создание проблемных ситуаций.
Ф о р м ы: индивидуальные,
фронтальные, дифференцированная работа.
С р е д с т в а: учебник,
тетрадь, ИКТ, герои сказки «Теремок»
Ход урока
I. Введение в тему
урока.
– Отгадайте загадку.
Мышка
дом себе нашла,
Мышка
добрая была:
В доме
том в конце концов
Стало
множество жильцов.
(Теремок.)
– Сегодня у нас урок изучения
новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к
сказке.
II. Работа по теме урока.
1. Знакомство с буквой.
– На
доске перечислены герои сказки, прочитайте.
На
доске теремок и слова.
Мышка-норушка,
комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк – зубами щелк, волчишка
– серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка,
лисушка-подружка, мишка-топтыжка.
– В свою сказку
возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка,
зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка – серый хвостиш-ш-шко,
лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик,
миш-ш-шка-топтыжка.
– Догадались? (Тех
животных, в названии которых есть звук [ш].)
–
Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш. Рассмотрите
букву Ш. На что она похожа? (Ответы
детей.)
Шура
сено ворошил,
Вилы
в сене позабыл.
Г.
Виеру
– А поэт Светик из
произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном
городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
– Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так:
Посмотри
на букву Ш –
Буква
очень хороша,
Потому
что из неё
Можно
сделать Е и Ё.
2. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
–
Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые
вписана буква ш. (Шляпа.)
– Сказка начинается…
На доске с
л о в о «шалаш».
– Стоит в поле
шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может,
кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева
направо, и справа налево.)
Бежала мимо… (мышка-норушка),
остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет?
А шалаш отвечает:
– Я ничей. Расскажешь скороговорку –
пущу тебя жить.
Мышка согласилась.
– Давайте
мы тоже выучим скороговорку.
Скороговорка на доске.
МЫШКИ И ПЫШКИ
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
– Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает.
Бежит мимо ежик-ершик.
– Кто в шалаше живет? Пусти меня к
себе жить.
А мышка-норушка отвечает:
– Выполнишь мое задание, пущу.
3. Звукобуквенный анализ слова
«груша» (по учебнику).
–
Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть
в клеточку.
–
Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
–
Назовите первый звук. ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это
согласный, твердый, звонкий.)
– Интонационно выделите
второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
–
Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] – согласный, твердый,
звонкий.)
–
Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] – гласный.)
–
Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.)
– У этого звука есть пара
по звонкости–глухости. ([ш] – [ж].)
– Назовите пятый звук. (Груша-а-а.
Звук [а] – гласный.)
– Замените фишки в схемах слов
буквами.
– Разделите слово на слоги.
– На какой слог падает ударение?
Аналогично проводится анализ слова
«катушка».
– Сравните звук [ш]
в словах «груша», «катушка».
– Какой звук
слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш]
всегда твердый.)
– Прочитайте
правило в учебнике.
– Подумайте, какая
фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка – зеленая, так как звук [ш]
всегда твердый.)
– Впустила
мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу...
Лягушка – попрыгушка –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
–
Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А ежик-ершик говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
4. Подбор слов со звуком [ш].
– Придумайте слова
со звуком [ш].
– Придумайте
слова, которые начинаются с заглавной буквы Ш.
– Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит
мимо зайчишка-трусишка.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к
себе жить.
А лягушка-попрыгушка говорит:
– Выполнишь наше задание, пустим.
5. Работа по учебнику. Чтение слогов
и слов.
Хоровое чтение.
– Прочитайте
слоги.
– Прочитайте
столбики слов. Читайте внимательно.
– Какими буквами
различаются слова в первом столбике? (Буквами ж – ш.) А во втором? (Буквами
ш – с.)
–
Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание. Он даже вспомнил такие стихи.
Дети читают стихи.
Веселые звуки
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый
час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять – сено… (ворошили).
И
сороки не тужили:
У реки пожар… (тушили).
А
журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых… (шарил).
И
беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами).
– Впустили в шалаш зайчишку-трусишку. А
ежик-ершик предложил прочитать слова в учебнике и подумать, почему у
него такое необычное прозвище.
Хоровое
чтение слов.
Это интересно!
Наружность ерша, конечно, известна
каждому, и эту рыбу трудно смешать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды,
ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то
чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также
вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на
рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом
к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед
этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.
– Вы можете
объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?
– Идет по лесу лисушка-подружка, увидела
шалаш, остановилась и спрашивает:
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к
себе жить.
А зайчишка- трусишка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
6. Найди слово в слове.
– Какие слова
можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?
– Прочитайте
слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова.
(Шар; фарш. Утка, шут; туша, тушка. Шина; ниша.)
– Стала и лисушка-подружка жить в шалаше.
Дружно живут животные, по вечерам играют в игру «Доскажи». Хотите поиграть?
7. Соедини слоги так, чтобы
получились новые слова.
– Самостоятельно
соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.
– Дополните
предложения получившимися словами.
Читаю
предложения, уч-ся дополняют словами из учебника.
Я с
одноклассниками… (дружу).
Я
воздухом… (дышу).
Я на
солнышке… (лежу).
Я
прощения… (прошу).
В гости
приходили… (Саша, Даша, Маша).
Божьи
коровки – это… (жуки).
Папа в
шкаф вкрутил… (шуруп).
Я читаю…
(журнал).
– В последнем столбике найдите слово,
соответствующее модели
(на доске). (Мыши.)
Синяя
фишка
|
Красная
Фишка
|
Синяя
фишка
|
Красная
фишка
|
Вывод:
звук [ш]
всегда твердый.
– Бежит к шалашу волчишка – серый
хвостишко.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к
себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
– Выполнишь наше задание – пустим.
8.
Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
–
Прочитайте предложения. Соотнесите предложения и картинки.
– Мальчики, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем
правом углу картинок, на которых нарисован мальчик. (3, 2.)
– Девочки, поставьте номера предложений в квадраты в верхнем
правом углу картинок, на которых нарисована девочка. (4, 1.)
–
Впустили в шалаш волчишку – серый хвостишко. А он веселым оказался, научил
друзей новой игре.
Игра «Слушайте внимательно».
– Я буду называть
слова. Когда вы услышите в слове звук [ш],
поднимайте руку. А когда услышите слово, в котором есть звук [ж],
хлопайте в ладоши.
Шапка, кошка, жук,
кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышь, груша, лыжи, подушка, жираф,
лопата.
В тех случаях,
когда в названном слове отсутствуют звуки [ш],
[ж],
дети молчат.
9.
Дифференцированная работа по учебнику.
Д е в о ч к и работают
с учителем, читают рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш.
(12 слов.)
М а л ь
ч и к и самостоятельно
читают рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
Повторное
чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
– Как вы думаете,
ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут
поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)
– А вот и
последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе
жить.
– Друзья и рады бы
мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание.
Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка
еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его
выполнить.
10. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Карточка
1.
Ш ш
Прочитайте слова.
Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово,
в котором больше всего слогов. (Лошадка.)
Карточка 2.
Ж ж
Прочитайте слова.
Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово,
в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова
(1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не
поставили ударение. (Шестерка.)
Карточка 4.
Ш или Ж?
Впишите букву ш или ж.
III.
Итог урока.
– Вот мы и
справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как
перехитрить мишку?
Ребус:
К а м ы ш → (мышка)
4
5 1 2 3
Р е ф л е к с и я
узнал…
Я вспомнил…
научился...
( С каким звуком мы познакомились на уроке? Дайте характеристику
этому звуку. Назовите его пару по звонкости – глухости.)
– Выделите сначала
слова, в которых есть звук [ш],
потом [ж].
Запись на доске:
Бабушка вяжет
дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.