Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Урок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Александровское»

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП

 

(УМК «Перспективная начальная школа»)

 

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

                                                   Выполнила: Козленко Любовь Николаевна

 

 

 

 

 

Тема: О любви. И. Тургенев. Воробей.

 

Тип урока: модельный урок по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

 

Вид урока: работа с художественным текстом.

 

Технология: РКМЧП (приём «Чтение с остановками или чтение-размышление под руководством учителя».

 

Цель: развитие критического мышления.

 

Задачи:

Образовательные: совершенствование навыка чтения, расширение круга  знаний учащихся о классиках русской литературы – об И. С. Тургеневе.

 

Развивающие: продолжить работу над развитием речи учащихся, умением выстраивать своё высказывание, выдвигать предположения, анализировать и систематизировать полученные знания.

 

Воспитательные: воспитывать терпимое отношение друг к другу в процессе работы над текстом, отношения поддержки и взаимопомощи.

 

Компетентностные: формировать умение общаться, слушать и слышать других участников процесса обсуждения, строить и высказывать собственное мнение о прочитанном.

 

 

 

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, учебник «Литературное чтение» 1 часть, раздаточный материал – распечатка текста И. С. Тургенева «Воробей» для каждого учащегося, карточки со словами «благоговеть», «благоговея».

 

 

Ход урока.

 

1.               Проверка домашнего задания.

(с.144, задание Гостеприимного Барсука)

- Гостеприимный Барсук знает главный секрет: что такое настоящее богатство. Кому из вас удалось раскрыть этот секрет?

- В чём заключается настоящее богатство?

 

2.               Вступительное слово учителя.

 

- Сегодня мы будем читать текст Ивана Сергеевича Тургенева. Тургенев – классик русской литературы. Родился он  в 1818 году в г. Орле, умер в 1883 году. Он воспитывался в достаточно обеспеченной семье. Его отец был отставным кавалерийским офицером, из богатого дворянского рода. Мать – из семьи помещиков. Первое образование Иван Тургенев получил в семье, а учил его секретарь матери. Когда Ивану было 9 лет, семья переехала в Москву, где он учился в частных школах. К 14 годам Иван Тургенев свободно разговаривал на трёх иностранных языках и хорошо знал лучшие произведения русской и европейской литературы. Очень любил Тургенев читать. В 15 лет он поступил в университет и, будучи ещё студентом, стал пробовать писать первые свои произведения. В основном, он писал произведения для взрослых и детей старшего возраста. Но не обошёл он и маленьких детей.

 

3.       Работа с художественным текстом.

 

А). Стадия «Вызова».

- Текст, который мы будем сегодня читать, называется «Воробей». Давайте выскажем предположения, о чём может быть этот текст. Все ваши мысли я буду фиксировать на доске.

(составление кластера, каждый ученик должен быть услышан; время до 5 минут)

 

Б). Стадия «Осмысление»

 

1. Правила работы с текстом.

 

- Сегодня мы будем читать особым образом – с остановками. Каждый из вас получит текст  на отдельном листе. Текст поделён на три части. После каждой части надпись: первая остановка, вторая и т. д. Читать можно только ту часть, которую я назову, дальше читать нельзя. Очень важно суметь сдержать своё желание читать дальше.

 

2. Работа с художественным текстом.

 

Чтение 1-ой части (дети читают самостоятельно 3 минуты).

Обсуждение прочитанного:

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Откуда возвращался автор?

- Какая у него была собака?

- Каким вы представляете себе воробья?

- Какой признак называет автор, который точно указывает на молодость воробья? Зачитай эти слова.

- Такого воробья ещё можно назвать желторотым, т. е. очень маленьким. Умел ли он летать? Докажи словами текста.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

 

Чтение 2-ой части (3 минуты).

Обсуждение прочитанного.

- Как повела себя собака?

- Что произошло дальше? Расскажи.

- Кем был этот воробей молодому воробью?

- Как он спасал своего ребёнка? Прочти.

- Прочти ещё раз последнее предложение. О какой силе говорит автор?

- Предположите, что будет дальше.

 

Чтение 3-й части (3 минуты).

- Прежде, чем читать последнюю часть, найдите в Толковом словаре значение слова «благоговеть», постарайтесь запомнить его толкование. В тексте вам встретится форма этого слова «благоговея», при чтении вы можете повторно обратиться к словарю, чтобы лучше понять смысл прочитанного.

(на доске слова: благоговеть, благоговея)

Обсуждение прочитанного.

- Как повёл себя пёс?

- Как поступил автор?

-Благоговеть – значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться?

- Кто же испытывает это чувство?

- Что же за сила заставила воробья броситься на помощь своему ребёнку?

- В чём сила родительской любви?

 

В). Стадия «Рефлексия».

- Вернёмся к нашему кластеру. Смогли ли мы в начале урока определить, о чём будем читать текст, его тему?

- Давайте определим её.

- Этот текст дали прочитать Маше и Мише Ёжик и Медвежонок – герои сказок Андрея Усачёва (с. 145 – учебник).

- В их библиотеке очень много книг о животных, о людях, … о любви. Любовь – это чувство, которое толкает человека на совершение благородного поступка. Где у человека находится хранилище этого чувства?

- О какой любви поведал нам Иван Тургенев?

- В чём же заключается родительская любовь?

 

Д). Распаковка.

- Вспомните свои ощущения, когда вы узнали, что читать мы будем сегодня особым образом.

- Какие чувства вы испытывали, читая текст и продвигаясь от части к части?

- Какие чувства вы испытали, когда прочли текст до конца?

- Легко ли вам было удержаться, чтобы не прочесть дальше?

3.    Домашнее задание.

 

- Напишите письмо Воробью. Вспомните правила написания писем. Важно, чтобы вы в своём письме высказали  своё отношение к поступку Воробья. Успехов Вам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Тургенев

Воробей

 

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

 

 

Первая остановка.

 

 

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал  и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

 

 

Вторая остановка.

 

 

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да. Не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти. Только любовью держится жизнь.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок является практическим приложением к презентации "Технология РКМЧП", одного из её приемов - приема "чтение с остановками".

Научить ребенка читать, читать осмысленно, вдумчиво - одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Как важно при этом научить ребенка мыслить, высказывать свое собственное суждение  о прочитанном, не бояться высказать свое предположение о предстоящих событиях, о поступках героя.

Данный прием, как и другие приемы этой технологии способствует и развитию коммуникативных качеств личности бебенка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 399
    • DOCX 48.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козленко Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козленко Любовь Николаевна
    Козленко Любовь Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5281
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека