Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Урок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Александровское»






Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП


(УМК «Перспективная начальная школа»)


2 класс

















Выполнила: Козленко Любовь Николаевна






Тема: О любви. И. Тургенев. Воробей.


Тип урока: модельный урок по технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).


Вид урока: работа с художественным текстом.


Технология: РКМЧП (приём «Чтение с остановками или чтение-размышление под руководством учителя».


Цель: развитие критического мышления.


Задачи:

Образовательные: совершенствование навыка чтения, расширение круга знаний учащихся о классиках русской литературы – об И. С. Тургеневе.


Развивающие: продолжить работу над развитием речи учащихся, умением выстраивать своё высказывание, выдвигать предположения, анализировать и систематизировать полученные знания.


Воспитательные: воспитывать терпимое отношение друг к другу в процессе работы над текстом, отношения поддержки и взаимопомощи.


Компетентностные: формировать умение общаться, слушать и слышать других участников процесса обсуждения, строить и высказывать собственное мнение о прочитанном.




Оборудование: портрет И. С. Тургенева, учебник «Литературное чтение» 1 часть, раздаточный материал – распечатка текста И. С. Тургенева «Воробей» для каждого учащегося, карточки со словами «благоговеть», «благоговея».



Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.

(с.144, задание Гостеприимного Барсука)

- Гостеприимный Барсук знает главный секрет: что такое настоящее богатство. Кому из вас удалось раскрыть этот секрет?

- В чём заключается настоящее богатство?


  1. Вступительное слово учителя.


- Сегодня мы будем читать текст Ивана Сергеевича Тургенева. Тургенев – классик русской литературы. Родился он в 1818 году в г. Орле, умер в 1883 году. Он воспитывался в достаточно обеспеченной семье. Его отец был отставным кавалерийским офицером, из богатого дворянского рода. Мать – из семьи помещиков. Первое образование Иван Тургенев получил в семье, а учил его секретарь матери. Когда Ивану было 9 лет, семья переехала в Москву, где он учился в частных школах. К 14 годам Иван Тургенев свободно разговаривал на трёх иностранных языках и хорошо знал лучшие произведения русской и европейской литературы. Очень любил Тургенев читать. В 15 лет он поступил в университет и, будучи ещё студентом, стал пробовать писать первые свои произведения. В основном, он писал произведения для взрослых и детей старшего возраста. Но не обошёл он и маленьких детей.


3. Работа с художественным текстом.

А). Стадия «Вызова».

- Текст, который мы будем сегодня читать, называется «Воробей». Давайте выскажем предположения, о чём может быть этот текст. Все ваши мысли я буду фиксировать на доске.

(составление кластера, каждый ученик должен быть услышан; время до 5 минут)


Б). Стадия «Осмысление»


1. Правила работы с текстом.


- Сегодня мы будем читать особым образом – с остановками. Каждый из вас получит текст на отдельном листе. Текст поделён на три части. После каждой части надпись: первая остановка, вторая и т. д. Читать можно только ту часть, которую я назову, дальше читать нельзя. Очень важно суметь сдержать своё желание читать дальше.


2. Работа с художественным текстом.


Чтение 1-ой части (дети читают самостоятельно 3 минуты).

Обсуждение прочитанного:

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Откуда возвращался автор?

- Какая у него была собака?

- Каким вы представляете себе воробья?

- Какой признак называет автор, который точно указывает на молодость воробья? Зачитай эти слова.

- Такого воробья ещё можно назвать желторотым, т. е. очень маленьким. Умел ли он летать? Докажи словами текста.

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?


Чтение 2-ой части (3 минуты).

Обсуждение прочитанного.

- Как повела себя собака?

- Что произошло дальше? Расскажи.

- Кем был этот воробей молодому воробью?

- Как он спасал своего ребёнка? Прочти.

- Прочти ещё раз последнее предложение. О какой силе говорит автор?

- Предположите, что будет дальше.


Чтение 3-й части (3 минуты).

- Прежде, чем читать последнюю часть, найдите в Толковом словаре значение слова «благоговеть», постарайтесь запомнить его толкование. В тексте вам встретится форма этого слова «благоговея», при чтении вы можете повторно обратиться к словарю, чтобы лучше понять смысл прочитанного.

(на доске слова: благоговеть, благоговея)

Обсуждение прочитанного.

- Как повёл себя пёс?

- Как поступил автор?

-Благоговеть – значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться?

- Кто же испытывает это чувство?

- Что же за сила заставила воробья броситься на помощь своему ребёнку?

- В чём сила родительской любви?


В). Стадия «Рефлексия».

- Вернёмся к нашему кластеру. Смогли ли мы в начале урока определить, о чём будем читать текст, его тему?

- Давайте определим её.

- Этот текст дали прочитать Маше и Мише Ёжик и Медвежонок – герои сказок Андрея Усачёва (с. 145 – учебник).

- В их библиотеке очень много книг о животных, о людях, … о любви. Любовь – это чувство, которое толкает человека на совершение благородного поступка. Где у человека находится хранилище этого чувства?

- О какой любви поведал нам Иван Тургенев?

- В чём же заключается родительская любовь?


Д). Распаковка.

- Вспомните свои ощущения, когда вы узнали, что читать мы будем сегодня особым образом.

- Какие чувства вы испытывали, читая текст и продвигаясь от части к части?

- Какие чувства вы испытали, когда прочли текст до конца?

- Легко ли вам было удержаться, чтобы не прочесть дальше?

  1. Домашнее задание.

- Напишите письмо Воробью. Вспомните правила написания писем. Важно, чтобы вы в своём письме высказали своё отношение к поступку Воробья. Успехов Вам.


































Иван Тургенев

Воробей


Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.



Первая остановка.



Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.



Вторая остановка.



Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да. Не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти. Только любовью держится жизнь.



Урок литературного чтения, УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок является практическим приложением к презентации "Технология РКМЧП", одного из её приемов - приема "чтение с остановками".

Научить ребенка читать, читать осмысленно, вдумчиво - одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Как важно при этом научить ребенка мыслить, высказывать свое собственное суждение  о прочитанном, не бояться высказать свое предположение о предстоящих событиях, о поступках героя.

Данный прием, как и другие приемы этой технологии способствует и развитию коммуникативных качеств личности бебенка.

Автор Козленко Любовь Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 929
Номер материала 47142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓