Открытый урок
литературного чтения
с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию
критического мышления учащихся.
Школа: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Класс: 2 «Б», УМК «Перспективная
начальная школа».
Учитель: Игнатьева Галина Леонидовна
Тема
урока: Л.Н. Толстой. Акула.
Тип урока:
урок введения новых знаний.
Дата проведения: 26.11.2014г.
Вид урока: нестандартный.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, самостоятельная работа.
Автор учебника: Н.А. Чуракова
Дидактическая
цель: Создать условия для активизации познавательной
деятельности учащихся через использование цифровых
образовательных ресурсов.
Задачи урока: овладение навыками осознанного,
правильного и выразительного чтения.
Цели урока:
- познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить
познавательную активность;
- работать над осознанностью, правильностью и выразительностью чтения;
- формировать умение ориентироваться в нравственном содержании
прочитанного, осознавать сущность поведения героев, описывать героя,
персонажей, особенности и причины их поведения, соотносить поступки героев
с нравственными нормами, самостоятельно делать выводы; умение определять
главную мысль произведения, находить части текста, доказывающие
высказанное суждение, умение определять настроение произведения, понимать
многообразие художественных средств;
- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность,
умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и
их поступкам, любовь к близким.
Планируемые результаты
Познавательные учебные действия: умение
работать с текстом, описывать героя, персонажей, особенности и причины их
поведения; соотносить поступки героев с нравственными нормами, самостоятельно
делать выводы; умение определять главную мысль произведения, находить части
текста, доказывающие высказанное суждение, умение понимать многообразие
художественных средств, характеризовать особенности прочитанного произведения,
выполнять первоначальный анализ художественного текста.
Регулятивные учебные действия: умение ставить
и сохранять учебную задачу, умение понимать цель и назначение заглавия
произведения, оценивать и контролировать деятельность.
Коммуникативные учебные действия: умение
строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения, умение
работать с текстом;
Личностные учебные действия: умение
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
Предметные результаты: умение осознавать
сущность поведения героев, описывать героя, персонажей, особенности и причины
их поведения; соотносить поступки героев с нравственными нормами,
самостоятельно делать выводы; умение определять главную мысль произведения,
находить части текста, доказывающие высказанное суждение, умение определять
настроение произведения, понимать многообразие художественных средств,
характеризовать особенности прочитанного произведения.
Оборудование: иллюстрации с изображением
акулы, компьютер, проектор, экран, карточки с заданием для работы в паре, в
группе, презентация.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня мы
продолжим учиться понимать, о чём пишут авторы.
-Рассмотрите
выставку книг Слайд 2.
- Что вы об этих
книгах можете сказать?
Дети: На обложках
не указан автор. Мы книги этого автора уже читали. Это произведения Льва
Толстого.
Какие качества
ценит автор и воспевает в своих произведениях?
Учитель: Есть ли
среди этих книг новое?
Дети: Да, произведение
«Акула».
2. Постановка
учебной задачи.
Учитель: Мы
продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого. Определим учебную задачу.
Ответы детей:
Выяснить идею произведения и главную мысль произведения.
Учитель:
Определить, с помощью, каких приёмов автор доносит идею произведения.
Ответы детей.
3. Реализация
поставленной задачи.
Учитель: Что
знаете об акуле?
Высказывания ребят
сопровождаются сюжетом об акулах. Слайд 3.
Методический
прием «Предположение».
Учитель: Что может
произойти в рассказе с таким названием?
Ответы детей.
Методический прием
«Чтение с остановками (2 остановки).
Чтение 1 части
учителем или ребенком с.167 - 168. (Первая часть
заканчивается словами: «Акула плыла прямо на мальчиков».)
Учитель:
Предположите, как будут развиваться события дальше?
Чтение 2 части учителем
с.168 абзац 2 (И мальчики поплыли в разные стороны.)
Методический
приём «Дерево предсказаний». Слайд 4
Групповая работа.
На столах карточки
с заданием:
Подумайте и дайте
ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?
2. Что происходит с
артиллеристом и что он чувствовал в этот момент?
3. Чем закончится
эта история?
Дети обмениваются
идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».
Учитель: Озвучить
свои мысли.
-У кого другой
вариант?
Чтение текста учителем
и детьми до конца.
4. Музыкальная
пауза.
5. Анализ произведения.
После чтения рассказа приём мозговой штурм.
Учитель: Совпали ли
предположения?
Ответы детей.
Учитель: Поделитесь
впечатлениями.
Ответы детей.
Учитель: Какие
моменты в рассказе вам кажутся самыми волнующими?
Найдите отрывки в
тексте.
Ответы детей.
Учитель: Всегда ли
напряжение показано с помощью восклицательного знака?
Ответы детей.
Учитель: Найдите в
тексте момент напряженной тишины.
Ответы детей.
Учитель: Откройте
с. 171, прочитайте задание, выполните самостоятельно и обсудите в паре.
Задание №3: Найдите
в тексте завязку, кульминацию и развязку событий.
В ходе беседы с
детьми идет построение схемы №1. Слайд 5.
Схема № 1.
Кульминация (страх, ужас, оцепенение)
Развитие
действия Продолжение действия
(Мальчики в открытом море) ()
(Волнение)
Заключение ()
Вступление Завязка
Развязка (Облегчение, радость)
(абзац 1) (Купальня в море - абзац 2)
(Спокойствие)
Учитель: Какое
настроение передано в каждой части и с помощью, каких литературных приемов это
удалось автору? Постарайтесь при чтении отрывков передать это настроение.
Ответы детей.
Учитель: Кто
является главным героем рассказа, а кто персонажи определите самостоятельно,
поработав в паре с карточкой.
Задание для пары:
стрелкой укажите действующих лиц рассказа, которые расположены под таблицей.
Главные герои
|
Персонажи
|
|
|
|
|
|
|
Акула, матросы,
артиллерист, публика, мальчики.
|
Оцените свою работу
по эталону. По какому критерию оцените работу?
Эталон для
проверки: Слайд 6.
Главные герои
|
Персонажи
|
Артиллерист
|
Матросы
|
Акула
|
Мальчики
|
|
Публика
|
Оценка детей по
критерию: Правильно - неправильно.
Учитель сознательно
допускает ошибку для создания коллизии.
Учитель: Проследить
по тексту и выделить, как вели себя действующие лица в критической ситуации,
предлагаю вам в группах.
Групповая форма работы.
Дети обмениваются
идеями, распределяют деятельность в группе.
Первая группа
выбирает действия публики,
вторая – мальчиков,
третья – матросов,
четвёртая – акулы,
пятая -
артиллериста.
Ответы детей
сопровождаются построением схемы № 2. Слайды 7-8.
Схема № 2.
смелый,
мужественный
испуганные, беззащитные
находчивый,
решительный радостные,
веселые, ………………………………………………………………………………….озорные
волнующийся…………………………………………………………
глупые
самоотверженно
любящий
хищник,
морское чудовище
Учитель: А где же
сам автор?
Ответы детей.
Учитель: Можно ли
назвать главного героя мужественным человеком? Докажите отрывками из текста.
Ответы детей.
6. Рефлексия.
Учитель: Вернёмся к
учебной задаче.
Ответы детей:
Выяснить идею произведения и главную мысль произведения.
Учитель: Теперь мы
можем ответить на поставленные вопросы?
Учитель: Какова
идея произведения? О ком оно?
Ответы детей.
7. Вывод.
Учитель: Какие
качества человека ценит автор в произведении «Акула»?
Ответы детей.
Учитель: Короткий
рассказ, но картин и чувств много. Звуковое кино. Переживают не только герои,
но и читатели. А главное и важное в его рассказах – это не только изображение
событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.
Учитель: Составим
синквейн. Слайды 9 - 10.
1. Написать имя
существительное по теме.
2. Подобрать 2
имени прилагательных
3. Подобрать 2-3
глагола
4. Предложение
5. Слово-смысл
темы.
8. Домашнее
задание: чтение с.167 – 171 подготовить рассказ об
отце мальчика или выразительное чтение кульминационного момента Слайд 11.
Заместитель
руководителя по УВР: Ермакова
Н.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.