Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле

Урок литературного чтения: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле

Мазаева Наталья Витальевна

Зам. директора по УВР, учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.



Урок литературного чтения.

Программа «Школа России» 4 класс.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле.

Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

  • Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

  • Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесбеоегающие:

  • Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»



Личностные:

Ученик получит возможность

  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

  • научиться ориентироваться в своих знаниях,

  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

  • научится использовать жизненный опыт,

  • извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

  • определять и формулировать тему и цель урока,

  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

  • вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

  • научиться оформлять свои мысли в устной форме,

  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Основные понятия:

Гимн, риторический вопрос, патриотическая лирика.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Проблемно – диалогическая технология.

  • ИКТ технологии

  • Метод групповой работы.


Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.


Организация пространства:

Групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа


Ход урока:


1 Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утра, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. От чего вам радостно? Чему вы улыбаетесь? Что вас огорчает? Улыбнитесь друг другу.

Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь и волнуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы.

Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак мы начинаем наш урок.

2 Актуализация знаний














Подготовка к первичному восприятию текста


Первичное восприятие.




Презентация: «Биография ИС Никитина»



А)(на фоне музыки учитель читает стихотворение о Родине)

- О чём вы прослушали стихотворение?

- Над какой большой темой мы с вами сегодня начинаем работать?

-Что для вас значит слово Родина?

- Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?

- А сейчас прослушайте ещё несколько четверостиший, попробуйте вспомнить, кто автор этих слов? (учитель читает 2-3 четверостишия из стихотворений И.С. Никитина?)

- Молодцы! Это действительно отрывки из известных вам стихотворений И.С. Никитина?

- Скажите, с произведением, какого автора мы сегодня снова будем работать?

( На доске открывается портрет ИС Никитина и название стихотворения «Русь»)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением ИС Никитина «Русь»

Б)- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение.

Почему вы так думаете?



Г)Закройте глаза и прослушайте стихотворение.

(Текст стихотворения звучит в аудиозаписи).

-Понравилось вам стихотворение? Чем понравилось?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Почему?


Д)-Одна из групп, готовясь к сегодняшнему уроку, подготовила презентацию по биографии ИС Никитина. Давайте вспомним ,уже известные нам факты биографии. Будьте очень внимательными, постарайтесь услышать неизвестный нам, пока ещё, факт. ( Группа показывает презентацию, которая заканчивается слайдом: «Стихотворение «Русь» - первое печатное произведение Никитина, появившееся в печати и принёсшее ему известность.

- Что нового вы узнали из презентации.

3 Постановка учебной задачи

( учитель открывает следующий слайд презентации, на котором записаны слова критика Олега Лагунского)

-Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении «Русь»:

«Когда читаешь «Русь» - особенно вслух,- обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле!

- Прочитайте ещё раз высказывание Олега Лагунского? Как он называет стихотворение «Русь?

- Над каким вопросом мы будем работать сегодня на уроке?

+ Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?

- Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос?

+Прочитать стихотворение ещё несколько раз.

+Вспомнить значение слова «гимн»

+Поработать над содержанием стихотворения.

+ Провести словарную работу.

+Разделить стихотворение на смысловые части.

- Вот мы и определили план действий, которые помогут нам достичь цели урока: ответить на поставленный вопрос.


4 Решение учебной проблемы






























































Физкультурная минутка

1)-Я предлагаю вам поработать парами с толковым словарём.

-На какой вопрос мы сможем ответить, используя толковый словарь?

+ Что такое гимн.

(дети работают в парах, выписывая в тетрадь значение слова, затем озвучивают)

+Гимн- хвалебная песня.

+ Гимн- торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

- Итак, мы с вами выяснили, что же такое гимн. Над каким вопросом далее будем работать?

+ Какие признаки гимна можно увидеть в стихотворении»Русь»

2)- А сейчас, объединитесь в группы, в которых вы работали при подготовке к уроку.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обсудите в группах вопросы, которые вам предложены. Запишите ответы на вопросы в тетрадь.

(дети работают в группах несколько минут, затем каждая группа озвучивает свои ответы на вопросы)

(вопросы записаны на карточках и раздаются группам для работы)

-Что напоминает стихотворение по характеру стихосложения?

+ Стихотворение напоминает народную песню.

Как называется такая стихотворная форма?

+ Стихотворение написано былинным стихом.

- Почему для своего стихотворения поэт выбрал именно такую форму стихосложения?

+Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.

+ Былины воспевали русских богатырей, их подвиги. Поэт воспевает страну, могучую, как богатыри, сильную, могучую.

- Дополни предложение: Стихотворение Никитина «Русь» похоже на ….

+ Стихотворение «Русь» похоже на песню.

(на доске открывается запись: Стихотворение «Русь» - песня).

3)- Продолжим работу в группах.

Прочитайте стихотворение ещё раз, разделите его на смысловые части, дайте название каждой части

(группы работают, озвучивают количество частей, название)

- Сколько частей у вас получилось?

+Получилось 3 смысловые части.

А)- Прочитаем 1 часть. (читает представитель одной из групп).

- Все ли согласны, что именно здесь заканчивается 1 часть?

Чему она посвящена?

+ Описывается природа Руси.


- Стихотворение начинается описанием природы. Прочитаем вслух это описание

+(читает представитель любой группы).

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

+ Одновременно это увидеть нельзя.

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины. Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

+ Поэт стоит так описание природы для того, чтобы показать каоую огромную территорию занимает Русь. Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой.

- найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатление от природы Руси.

+ Широка, ты Русь……

- Какие чувства испытывал когда писал эти строки?

+ Любовь к родной русской природе, почитание, гордость.

- Какие у вас возникли чувства при чтении этой части стихотворения?

+Радости от ощущения прелести природы……..

- Что же воспевает автор в этой части стихотворения?

+Воспевает красоту русской природы.

(под первой записью на доске открывается запись:

Стихотворение «Русь» - воспевает красоту русской природы.



Б)- Прочитаем вслух вторую часть.

+

Все ли согласны, что здесь заканчивается 2 часть?

Чему она посвящена?

+Эта часть посвящена истории России.

- Прочитаем первые четыре строфы этой части.

+

-Что заметили необычного?

+ Эти строфы представляют собой вопросительные предложения

- Как вы думаете, требуют ли эти вопросы ответа?

+

+Ответ ясен из смысла стихотворения, из дальнейшего текста.

- Ребята, такие вопросы, ответ на которые ясен и автору и читателю, называются риторическими. Утверждение, в форме риторического вопроса, включенное в текст, становится более весомым и значимым.

Прочитайте эти строфы ещё раз, передавая голосом значимость и весомость утверждений.

- Назовите, исторические события, о которых пишет ИС Никитин во 2 части стихотворения.

+ Татаро – монгольское нашествие, борьба с литовскими захватчиками, война 1812 года.

- Готовясь к уроку, вы работали в группах и подготовили исторические справки в форме электронной презентации об исторических событиях, описанных в стихотворении. Слово группам.

1 группа.

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

( справка – презентация о Татаро – монгольском нашествии на Русь)

2 группа.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому

(справка – презентация о борьбе с литовскими и польскими завоевателями).

3 группа.

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча тёмная.

(справка – презентация об Отечественной войне 1812 года).

- Из ваших презентаций мы увидели, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

- Какое ещё историческом событие 20 века мы можем увидеть за стоками стихотворения?

+ Отечественную войну 1941 -1945 года.

- Автор стихотворения не указывает точной даты, но пишет о том, что «… в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки.

Этим он выражает уверенность в том, что и впредь, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.

- Что же воспевает автор в этой части стихотворения?

+ Он воспевает силу, стойкость русского народа, преданность своей Родине.

( на доске открывается третья запись:

Стихотворение «Русь» - воспевает силу, стойкость, мужество русского народа.


В) Прочитаем 3 часть стихотворения.

+

- Чему она посвящена? Что в ней воспевается.

+ В ней описывается богатство родной земли.

+ Гостеприимство русского народа.

+Открытость страны для тех, кто придёт с добром.

+ Славится Русь.

( на доске открывается запись:

Стихотворение «Русь» - воспевает величие Руси.


- Прочитайте две последние строфы стихотворения.

+

Что значит, для поэта любить Русь?

+Любить природу Руси

+Любить русский народ.

+ Знать и помнить историю своей Родины.


- Вот мы с вами и разобрали новое стихотворение ИС Никитина «Русь»

Какой вопрос мы поставили для себя в начале урока?

+ Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему?

- Можете ли вы теперь ответить на поставленный вопрос.

+ Можем.

Г)- Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле потому что……..

(дети работают в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, используя запись на доске.)

+ стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле, потому что оно звучит как величальная песня.

+ В нём прославляется природа Руси

+ Прославляется историческое прошлое Руси

+ Прославляется мужество и стойкость народа.

+ Воспевается величие Руси.


Первичное закрепление с проговариванием

- Мы с вами ответили на поставленный вопрос и доказали, что стихотворение «Русь» - это гимн родной земле.

Как должен звучать гимн?

+ Торжественно, величаво.

- Прочитайте стихотворение, донося до слушателя идею, что это стихотворение является гимном родной земле.

+


Самостоятельная работа в тетради.

- А теперь подумайте, какие качества помогли молодому поэту ИС Никитину написать такое стихотворение? Запишите свой ответ на вопрос в тетради.

(дети работают и озвучивают свои ответы)

+ Любовь к Родине и народу.

+ Гордость за свою Родину.

+ Знание исторических событий.

Включение в систему знаний

- Сегодня на уроке вы познакомились ещё с одним стихотворением ИС Никитина. Я буду рада, если это стихотворение получит отклик в вашей душе и станет одним из ваших любимых. - Подумайте, что хотел передать ИС Никитин своим стихотворением нам – своим потомкам?

+

- Именно поэтому, это стихотворение можно назвать патриотическим. Теперь, я думаю, вы сможете узнать и другие стихи, относящиеся к патриотической лирике.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

- наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работе.

- Кто из ребят помогал вам сегодня работать в группах, в чём заключалась эта помощь?

+

- Продолжите предложенные на доске фразы:

Сегодня на уроке я узнал….

На уроке я понял…..

На уроке я почувствовал…..

Мне урок (не) понравился, потому что……

( желающие озвучивают написанное)

+

Дифференцированное домашнее задание.

1)Подготовить выразительное чтение стихотворения ИС Никитина «Русь»

2) написать мини сочинение – рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и будущим России.






11



Урок литературного чтения: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле
  • Начальные классы
Описание:

Конспект  урока литературного чтения по теме: "Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле".  Урок построен с использованием проблемно- диалогического метода обучения. Тип урока: Урок  открытия новых знаний. Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь».

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

·        Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

·        Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

·        Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

·        Способствовать развитию у учащихся  навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

·        Способствовать развитию  у учащихся связной монологической  речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

·        Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

 

·        Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке. Основные понятия:

Гимн, риторический вопрос, патриотическая лирика.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

·        Технология продуктивного чтения.

·        Проблемно – диалогическая технология.

·        ИКТ технологии

·        Метод групповой работы.

 

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Мазаева Наталья Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1738
Номер материала 26455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓