Открытый
урок по литературному чтению для учителей начальных классов в рамках
проведения семинара « Организация патриотического, духовно-нравственного и
физического воспитания младших школьников в рамках ФГОС.
28.03 2013 г. МБОУСОШ №2.
Тема урока: С.Васильев « Белая
береза».
Цель урока:
воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию средствами выразительного
чтения
Ход
урока
1.
Актуализация темы.
Сегодня
мы с вами будем читать произведение С.Васильева « Белая береза» и размечать его
для выразительного чтения. Сделайте прогноз о чем может пойти речь в
произведении?
Показ
фотографий времен Великой Отечественной войны под аудиозапись С.Левитана
«
Граждане и гражданки Советского Союза…» от 22 июня 1941 г. Как вы думаете ,
почему запись плохо звучит, имеет звуковые дефекты?
Как
вы думаете, какое это отношение имеет к нашей теме урока?
2. Первочтение.
Читает
учитель. Показ презентации о раненой березе. Ребята, отметьте непонятные слова.
Прочтите по словарю С. Ожегова вслух.
3. Самостоятельное
чтение.
Прочитайте
текст самостоятельно. Определите тему. Чтение происходит под минусовку песни «
Священная война». Происходит обсуждение темы. Учитель открывает запись на
доске « Случай с березой во время Великой Отечественной войны»
4. Чтение
одним ребенком вслух.
Определите идею. Выразите ее словами
автора. Обсуждение идеи. Учитель открывает запись на доске. « Родную, русскую
березу в обиду больше не дадим». При записи идеи я намеренно допустила ошибку,
найдите какую и объясните, почему эта ошибка может считаться грубой. (
Пропущен восклицательный знак в конце предложения)
О каком времени идет речь в тексте? Когда
произошла Великая Отечественная война? Какой это был век? Далее один ребенок
выступает с докладом об истории войн в России в 20 веке.
Сдержали ли русские воины слово, данное
своему народу?
Кто или что является главным героем этого
произведения? О каких других деревьях мог писать Васильев? Почему не написал об
осине или о клене? Почему пишет о березе? Что смогли прочитать между строк.
Доклад ребенка о символе России.
« Береза –символ России, русской чистой
души, стойких и красивых русских женщин. Защищая березу солдаты защищали Русь с
ее традициями , православной верой, русским народом. Многие из них приняли мученическую
смерь. « Нет больше той любви, кто душу положит за други своя» Однажды, когда
война уже подходила к концу, на подступах к Берлину , русский солдат увидел
березу. Подойдя к ней, он начал ее ругать, называть предательницей и другими
плохими словами. Его друзья-солдаты удивились его поведению. А он сказал, что
символ России на вражеской земле, на земле убийц русского народа- это знак
предательства.
Береза олицетворение чувств, душевного
состояния русского народа. На Соловках, где тысячи людей приняли мученическую
смерть, березы растут в виде креста»
5. Чтение
по смысловым отрывкам. Определение жанра и формы произведения. Доказательства.
Это
стихотворение в форме монолога. Здесь есть рифмы. Приводят примеры, ритм,
приводят примеры. Рассказ идет от имени одного героя.
6.Фронтальная работа. Языковой анализ текста.
Прочитайте
первые две строки. Найдите контекстуальные антонимы ( береза-бомба). Объясните
их значение.
В
третьей строке найдите контекстуальные синонимы. Объясните их значение. По какому
признаку эти слова являются синонимами? ( цвет, состояние, боль).
Читаем
последнюю строку в первом четверостишии. Как выглядела кора? Замените
синонимами. Какую картину представили?
В
двух следующих строчках сосчитайте количество согласных звонких и глухих. Каких
больше и почему?
В
следующей строке найдите глагол. Уберите в нем приставку. Что изменилось?. Как
уместнее использовать слово с приставкой или без? Объясните лексическое
изменение в слове.
Читаем
последнюю строчку этого четверостишия. Что хотел сказать автор?
Читаем
следующую строку и находим однокоренные слова. Можно ли сказать, что это
неоправданный повтор?
Читаем
следующую строчку. Отметим последнее слово. Упустим его. Как изменилось
значение предложения?
Прочтите
следующие две строчки. Что этим хотел сказать автор?. В последнем предложении
упустим третье слово. Что нарушилось в предложении?
Найдите
в стихах три основные даты войны, основываясь лишь на словах автора( « Я помню
ранило березу осколком бомбы на заре»- 22 июня 1941г, « Но мы столицу
отстояли, спасли березу под Москвой»- 5 декабря 1941 г., « И рано-раненько весною»-9
мая 1945 г.)
7.Разметка текста для выразительного
чтения.
Чтение
по смысловым абзацам. Определение настроения, разметка пауз, логических
ударений, составление партитуры текста ( Как выделим логические ударения:
повышением, понижением голоса, по слогам, большими паузами с двух сторон и др.)
8.Выразительное
чтение на оценку.
Чтение
одним ребенком под аудиозапись С. Левитана « От Советского информбюро» от 8 мая
1945г.
9.
Итог урока.
Как
вы думаете, ребята, какую цену пришлось заплатить русским солдатам для того,
чтобы сдержать свое слово? Что должны чувствовать наши друзья и наши враги,
когда мы будем читать это стихотворение? Под музыку из кинофильма « Офицеры»
все дети выходят к доске, держа в руках рисунки о войне, фотографии
родственников- участников Великой Отечественной войны, медали, фронтовые
реликвии.
Минута
молчания. Скажите идею стихотворения хором. Что вы поняли за сегодняшний урок?
10.
Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.