Главная / Начальные классы / Урок литературного чтения С. Есенин

Урок литературного чтения С. Есенин


Тема урока: Поэтические странички. С. Есенин «С добрым утром!»

Цель урока: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

Задачи урока:

  • формирование умения анализировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;

  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение;

  • формирование регулятивных универсальных действий, действий контроля и самоконтроля;


  1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.



Деятельность учителя



Планируемая деятельность ученика


Урок начинается именно так: без вступления, без предварительной беседы учитель читает ярко, выразительно, как артист. Именно учительское чтение должно определить успешность всего дальнейшего процесса.

Какие чувства у вас вызвало это произведение?

- Мне понравилось, потому что ……

- Мне кажется ……..

Комментарий. Хорошо, если на первом этапе урока — на этапе первичного восприятия нового произведения учителю удастся уловить самому дать возможность услышать учащимися разные мнения по поводу стихотворения. От обсуждения такого впечатления можно перейти к постановке учебной задачи.

  1. Постановка учебной задачи.



А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно?

- Да, смогли бы.

- Нет. Мы еще не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно

Как вы думаете, какое задание я хочу предложить вам на сегодняшнем уроке? Обсудите это в паре.

Мы думаем, что сегодня мы должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением.

Действительно сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский смысл, сделать его понятым не только для того, кто читает, но и для того, кто слушает. Для вас это важно?

  • Конечно, важно! Выразительно читать — это трудно. Хочется, чтобы тебя слушали, понимали то, о чем читаешь перед классом.

- Для меня выразительное чтение необходимо. Я хожу в ДДТ, выступаю на сцене.

- Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения?

  • Хотелось бы сначала обсудить всем вместе настроение автора.

  • А еще надо уточнить, вспомнить, как мы оценивали выразительное чтение, по каким критериям.

- Главное, надо попробовать самим почитать это стихотворение, послушать друг друга. Когда ты себя слушаешь, трудно понять свои недочеты. А вот когда другого слушаешь, понятнее, на что надо обратить внимание.


  1. Решение 1-й частной задачи.

- Предлагаю вам перечитать стихотворения для себя, Всё ли понятно?

Непонятные слова записываются на доске:






а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение?

Дети читают для себя.

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово-красным цветом

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

Брезжит свет – как это?


Каким настроением проникнуто стихотворение?





Какие чувства владели поэтом, когда он написал это произведение?


Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Красотой пробуждения природы, раннего утра




Настроение у поэта было, наверное, спокойное, размеренное, .


- А почему вы так решили?


- Какова тема этого стихотворения?

- С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

- Какова идея? Что хотел изобразить поэт?


- С. Есенин любил родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном -необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.


Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы?

- Я предлагаю вам сейчас по группам по работать над изобразительными средствами, использованными в стихотворении.


Задание 1 для групповой работы:

А какой приём помогает автору изобразить реальную красоту?

Ученики. Эпитеты: «заводи речные», «зелёные серёжки», «заросшая крапива», «с добрым утром».

Задание 2 для групповой работы:

Есенин олицетворяет природу:

Задремали звёзды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись сонные берёзки. Растрепали шёлковые косы. Крапива обрядилась ярким перламутром.

Автор «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Учитель. Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской берёзке…

Задание 3 для групповой работы:

- Найдите метафоры – употребление слов в переносном значении, например:

Метафора –«звёзды золотые» (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск;

- «свет …румянит сетку небосклона» (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым);

-шёлковые косы» - (сравнение с шёлком);

-«…горят серебряные росы» (росы блестят от лучей солнца).




Комментарий. На этом этапе урока важно дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск. Итог, вывод, к которому приходит коллективное обсуждение, необходимо зафиксировать. Лучше это сделать на доске:


НАСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ……………………………………………


4. Решение 2-й частной задачи.


Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно?

  • Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения.

- Мы еще не выделили ключевые слова. А от этого тоже зависит выразительность.

Раз вы решили, что надо еще поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического?

  • В стихотворении обязательно есть рифма.

Нет, бывают стихи без рифмы. А вот обязательным в стихах является ритм.

Я согласна с вами: действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.

Задание 1 для групповой работы:

  1. Перечитайте стихотворение С. Есенина

  2. Выделите все рифмы в этом произведении.

  3. Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются? Какие?

  4. На какие рифмы падает логическое ударение?

Задание 2 для групповой работы:

    1. Перечитайте стихотворение С.Есенина

    2. Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине?

    3. Подумайте, почему автор так построил текст? Как это помогает читать?

    4. Вспомните, каким может быть ритм? Определите ритм этого стихотворения.

Задание 3 для групповой работы:

      1. Перечитайте стихотворение С.Есенина

      2. Подумайте, на какие части можно разделить это произведение?

      3. Понаблюдайте, как меняется высота голоса от одной части к другой.

      4. Чем отличается последняя строфа от других строф?

      5. Какой темп надо выбрать для чтения последней строфы?


Ответ по заданию 1: Мы выделили следующие рифмы в этом произведении:

Золотые-речные, затона-небосклона, березки-сережки, косы-росы, крапива-шаловливо, перламутром- утром

Ответ по заданию 2:

Ответ по заданию 3: (Читать надо спокойно, не торопясь. А в конце нужно читать громче, так как всё просыпается.)


Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения. (Хорошо бы и эти выводы зафиксировать на доске.)



5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения.



Учитель раздает заготовки оценочных таблиц и предлагает учащимся дополнить эти таблицы так, чтобы они были пригодны для оценивания выразительного чтения именно стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»

-Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Одному или двоим ребятам можно предложить это сделать за компьютером и спроецировать выполненную работу на экране или интерактивной доске. Это же можно сделать и на доске и на большом листе бумаги




Заготовка оценочной таблицы.


Критерии выразительного чтения стихотворения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены………………………………………..



2) Точное знание ……………………………………….



3) Выделены ключевые слова (………………………..)

Расставлены …………………………………………….



4) Тон

Темп

Ритм



5) Настроение






Через 2-3 мин организую проверку. Она состоит в сравнении выполненной учащимися работы, обсуждении и принятии эталонного варианта.






- Учащиеся представляют результаты работы с таблицами: рассказывают о том, как они дополнили ее, аргументируют свое мнение. Затем таблица появляется на интерактивной доске или просто на листе бумаге. Все принимают общий вариант оценочной таблицы и начинают читать стихотворение


Эталонная оценочная таблица.



Критерии выразительного чтения стихотворения

Самооценка

Оценка учителя

1) Представлены автор и название произведение



2) Точное знание текста



3) Выделены ключевые слова (рифмы)

Расставлены паузы, соответствуют концу строк, особые паузы на месте тире



4) Тон меняется

Темп не быстрый

Ритм четкий



5) Настроение лирическое




Шкала перевода баллов в оценку.


Критерии выразительного чтения стихотворения

Баллы

1) Представлены автор и название произведение

1

2) Точное знание текста:

за каждую ошибку снимается балл.

5

3) Выделены ключевые слова (рифмы) - 1 балл

Расставлены паузы, соответствуют концу строк- 1 балл

особые паузы на месте тире – 1 балл

3

4) Тон меняется 1 балл

Темп не быстрый – 1 балл

Ритм четкий – 1 балл

3

5) Настроение лирическое

3

ИТОГО:

15


«5» - 14-15 баллов

«4» - 11-13 баллов

«3» - 9-10 баллов

«2» - менее 8 баллов


6. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения.

После того как учащиеся договорились, по каким критериям они будут оценивать чтение, предлагается прочитать стихотворение выразительно и оценить исполнение. Каждый ученик сначала имеет право на самооценку, а затем уже на оценку работу одноклассниками.





Урок литературного чтения С. Есенин
  • Начальные классы
Описание:

через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения       учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.

 

  • формирование умения анализировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
  • формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение;
  • формирование регулятивных универсальных действий, действий контроля и самоконтроля;

 

 

Автор Миллер Ирина Адольфовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 922
Номер материала 45825
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓